Одним из путей повышения качества и эффективности образовательного процесса является построение индивидуальных траекторий обучения. В очном дополнительном медицинском профессиональном образовании достаточно часто возникают ситуации, когда необходимо обеспечивать индивидуальную траекторию обучения. Например, слушатель заболел и пропустил часть занятий.
Образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного индивидуального потенциала каждого обучаемого в процессе образования [1]. При этом траектория обучения формируется с участием преподавателя.
Выделяют три направления реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся [2].
Содержательное направление - создание индивидуальной образовательной траектории с предоставлением обучаемому возможности осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам.
Деятельностное направление - формирование индивидуальной образовательной траектории с использованием современных педагогических и IТ-технологий.
Процессуальное направление - применение организационных подходов в педагогическом процессе.
В существующей научной литературе вопросам построения индивидуальных образовательных траекторий в дополнительном профессиональном образовании (ДПО) уделяется недостаточно внимания. Поэтому проблема представляется актуальной. В настоящей работе в основном будут рассмотрены деятельностное и процессуальное направления применительно к ДПО.
Цель исследования - выявление проблем и требующих решения задач, возникающих при построении индивидуальных траекторий обучения в ДПО, их анализ и предложение возможных путей решений.
Материал и методы
Методической основой работы стали интеграция и обобщение проведенных ранее исследований по повышению эффективности и индивидуализации обучения, а также анализ научных публикаций по проблеме индивидуализации обучения. Рассмотрение ведется на примере ДПО в медицинском университете (ФГБОУ ВО "СЗГМУ им. И.И. Мечникова" Минздрава России) на кафедре медицинской информатики и физики при проведении дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по информационным технологиям для специалистов здравоохранения с высшим и средним медицинским или фармацевтическим образованием. Примером может служить 108-часовой очный цикл "Информационные технологии в работе ЛПУ. Основы работы на персональном компьютере" для специалистов с высшим образованием, не имеющих опыта работы на персональном компьютере. Темами цикла являются: "Основы информатики" [24 академических часа (ак. ч)], "Операционные системы" (16 ак. ч), "Интегрированные пакеты" [текстовые процессоры (20 ак. ч), "Табличные процессоры" (16 ак. ч), "Системы подготовки презентаций" (8 ак. ч)], "Сеть Интернет" (8 ак. ч). Кроме того, цикл включает организационные собрания, выполнение тестов и заполнение анкет (16 ак. ч). Темы "Операционные системы", "Текстовые процессоры", "Табличные процессоры" и "Системы подготовки презентаций" включают практические занятия, которые завершаются контрольными заданиями.
Результаты и обсуждение
Особенности организации учебного процесса в ДПО. Как показывает практика, в ДПО наиболее предпочтительна дневная форма обучения слушателей с отрывом от основной работы [3]. Вечерние занятия существенно сложнее для слушателей ввиду снижения уровня внимания и работоспособности из-за их усталости после рабочего дня и высокой интенсивности курса обучения. Однако в настоящее время практически очень сложно обеспечить обучение с отрывом медицинских работников от основной работы. Для некоторого облегчения ситуации, особенно для начинающих пользователей, вечерние занятия проводятся не в ежедневном режиме, а в прерывистом режиме (3 раза в неделю).
Чтобы выстраивать желаемую персональную траекторию для слушателей, организация обучения должна иметь существенную гибкость. Соответственно, возникает задача организации учебного процесса, дающего возможность выполнения этого условия.
Отметим, что учебный процесс - это система, имеющая содержательную, организационную и технологическую стороны, предназначенная для обеспечения определенного уровня качества подготовки специалиста [4]. При этом в современных условиях, когда доступность образовательных ресурсов существенно возросла, множится число возможных стратегий саморазвития [5], организационная и технологическая составляющие учебного процесса начинают играть не меньшую роль, чем содержательная в обеспечении его эффективности.
Задачи построения индивидуальных траекторий обучения предъявляют к учебному процессу ряд дополнительных требований как к содержанию, формам и методам обучения, так и к его организации и управлению. Это особенно важно, поскольку организация процесса обучения информационным технологиям в системе последипломного медицинского образования имеет свои особенности в сравнении с таковым как в технических и экономических [6], так и с обучением студентов в медицинских вузах [7, 8]. Кроме того, образование взрослых предъявляет особые требования к организации обучения (временные рамки, необходимость совмещать работу и учебу, большая требовательность, различные профессиональные требования, свое понимание процесса преподавания и др.).
Наиболее сложной задачей учебного процесса в ДПО является обеспечение качества подготовки слушателей при их частичном посещении занятий. В этом случае для слушателей должна быть обеспечена возможность самостоятельной подготовки с наличием коммуникации с преподавателем. Здесь наиболее эффективным путем представляется использование элементов дистанционного обучения [9].
Дистанционное обучение предусматривает наличие у обучающихся соответствующего технического обеспечения (доступа компьютеру с выходом в Интернет дома или на рабочем месте). Как показывают проводимые опросы слушателей, в настоящее время такой доступ есть практически у всех слушателей (98%).
Кроме того, необходимо также наличие некоторых стартовых знаний, в том числе в отношении навыков работы в Интернете. Принимая во внимание, что старшее поколение медицинских работников не изучали дисциплину "Информатика" в школе и/или вузе и осваивает информационные технологии в рамках ДПО, могут возникнуть проблемы с использованием дистанционных образовательных технологий именно у слушателей старшего возраста. А эта группа специалистов не так мала [10], чтобы не учитывать ее при отработке механизмов внедрения элементов дистанционного образования, предусмотрев для них дополнительные занятия.
С другой стороны, эффективная организация дистанционного учебного процесса в последипломном непрерывном образовании невозможна без хорошо организованной технологической составляющей в вузе и на кафедре. Для обеспечения автоматизации технологии дистанционного обучения обычно в вузах используется одна из систем управления обучением или систем дистанционного обучения (СДО).
В частности, на кафедре используется "Система управления курсами СЗГМУ им. И.И. Мечникова" на базе среды электронного обучения (СЭО) 3KL Русский Moodle, предназначенная для электронного обучения как в полностью дистанционном формате, так и в формате поддержки очного обучения.
Технически СЭО 3KL представляет собой веб-приложение (сайт), которое устанавливается на сервер, а пользователи работают с ним через любой веб-браузер, например, с помощью Firefox, Chrome или Internet Explorer [11].
Преподаватели кафедры осуществляют содержательное наполнение учебными материалами и тестами этой СДО.
Каждый цикл, представленный в СДО, имеет идентичную структуру.
В начале страницы цикла дается подробная информация по организации учебного процесса.
1. Расписание занятий, в котором конкретизируются учебная деятельность и аттестация слушателей цикла по отдельным разделам курса.
2. Организационные вопросы обучения на цикле. В них конкретизируется технология проведения учебных занятий и итоговой аттестации слушателей.
3. Система дистанционного обучения. Здесь дается краткая характеристика "Системе управления курсами СЗГМУ им. И.И. Мечникова" и правилам работы с ней.
4. Результаты текущего контроля слушателей. В этом разделе фиксируются и периодически обновляются результаты текущего контроля по всем изучаемым темам в баллах.
Далее следует блок учебно-методических материалов, где они представлены отдельно по каждому изучаемому разделу учебной программы цикла.
Теоретический материал, представленный в виде презентаций, видеолекций и учебных пособий, который слушатель может скачать.
Тестовый контроль по пройденному теоретическому материалу раздела (проходной балл - 70% правильных ответов).
Учебные практические задания с описаниями решений и видеороликами их выполнения.
Контрольные практические задания, решения которых необходимо загрузить в СДО на проверку.
Для тематического общения слушателей и преподавателей в блоке "Средство обратной связи со слушателями" создан форум, на котором можно обсудить конкретную проблему, обменяться мнениями и своим опытом.
Слушателям на весь период обучения предоставляется сетевой доступ к "Системе управления курсами СЗГМУ им. И.И. Мечникова", благодаря методам идентификации, включающим в себя использование персональных логина и пароля.
Задачи, решаемые с помощью СДО при очном обучении. При очном обучении перечисленные выше возможности дистанционного обучения являются в основном вспомогательными, факультативными и дополнительными.
С помощью СДО проводится текущее и промежуточное тестирование слушателей, в ней хранятся учебно-методические материалы и задания для самостоятельной работы слушателей. Выполненные слушателями задания также вводятся в информационную систему. Осуществляется контроль полученных знаний и навыков.
Для создания возможностей для текущей корректировки учебной программы и реализации индивидуальных траекторий обучения необходимо ясно представлять контингент слушателей. С этой целью с помощью СДО проводится первоначальный мониторинг компьютерной грамотности медицинских работников (входное тестирование) [12].
Непосредственное обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебно-методическими материалами для всех разделов цикла служит важнейшим условием организации успешного обучения. Во время занятий необходимо обеспечение слушателей соответствующим раздаточным материалом и/или учебными пособиями в бумажном виде, позволяющими более эффективно проводить практические занятия. Эти материалы также представлены в СДО. В системе все разделы программы в соответствии с учебным планом обеспечиваются теоретическим материалом: учебными пособиями, презентациями лекций, а также видеолекциями. Поэтому у слушателей имеется постоянный доступ к необходимым учебным пособиям. Кроме того, у них есть возможность дистанционного общения с преподавателями [9].
Практическая составляющая занятий в СДО содержит как описание выполнения учебных заданий, так и видеоролики их выполнения. Предусматривается загрузка выполненных слушателями учебных заданий с возможностью проверки их преподавателем и выдачей рекомендаций по исправлению ошибок.
Учебные материалы, содержащиеся в СДО, могут быть при необходимости использованы слушателями для самостоятельного повторения и закрепления уже пройденного на очных занятиях.
Приводится также контрольное задание по разделу с возможностью последующей загрузки выполненного варианта для проверки преподавателем.
Наконец, дается тест для финального контроля знаний по теме раздела.
Важную роль для дальнейшего совершенствования организации учебного процесса играет финальное анонимное анкетирование слушателей, которое также включено в материалы цикла в СДО. В анкетах слушатели высказывают свои замечания и предложения по улучшению его организации и проведения. Эти замечания анализируются на заседаниях кафедры и в необходимых случаях приводят к последующей корректировке учебного процесса [13].
Как показали опросы, проведенные на кафедре в 2024 г. (61 слушатель), отношение самих слушателей к использованию элементов дистанционных образовательных технологий в очном обучении в целом положительное. К достоинствам были отнесены следующие моменты: доступность для скачивания учебного материала (75,4%), обучение в комфортной и привычной обстановке (70,5%), возможность протестировать себя многократно (50,8%). В то же время отмечены и недостатки: затрудненный доступ к сети Интернет (24,6%), недостаток навыков, необходимых для работы с СДО (18,0%).
Формирование индивидуальных траекторий обучения. В необходимых случаях для отдельных слушателей осуществляется построение индивидуальных траекторий обучения.
Содержательное направление реализации индивидуальной образовательной траектории обеспечивается в ДПО выбором слушателем соответствующего цикла обучения из числа предлагаемых. Для того чтобы слушателям можно было заранее выбрать удобное время и форму обучения, календарный план циклов на текущий год приводится на страницах кафедры сайта вуза и непосредственно распространяется по медицинским учреждениям.
Деятельностное и процессуальное направления формирования индивидуальных траекторий осуществляются внутри конкретного цикла. Возможности построения индивидуальных траекторий обучения значительно расширяются, благодаря использованию СДО. Как правило, это необходимо в двух основных случаях.
Во-первых, формирование индивидуальных траекторий требуется, когда посещение цикла слушателем осуществляется лишь частично. В настоящее время получение ДПО слушатели совмещают с работой и часто вынуждены пропускать занятия. При этом ввиду высокой интенсивности курса обучения после пропуска занятий обучаемому очень трудно воспринимать новый материал, который опирается на пройденный ранее. Чтобы облегчить им занятие необходимо использовать индивидуальные образовательные траектории с применением элементов дистанционного обучения. Это позволяет слушателям посещать циклы, на которых они могут присутствовать лишь частично, то есть иметь возможность выстраивания персональной траектории образовательного процесса. Преподаватель указывает слушателю, какие материалы из изучаемого раздела в СДО нужно проработать самостоятельно, какие учебные задания нужно выполнить и загрузить в СДО. В последующем эти задания проверяются преподавателем, и замечания сообщаются слушателю. Таким образом, обеспечивается идентичность подготовки к очередным занятиям во всей группе слушателей.
Другим направлением построения индивидуальных образовательных траекторий является учет начального уровня подготовки слушателей, который определяется в ходе предварительного тестирования. Здесь индивидуализация обучения в большей степени относится к практическим занятиям, хотя в определенной мере отмечается и при освоении теоретического материала.
На практических занятиях индивидуализация траекторий обучения обеспечивается созданием набора пакетов заданий (задач), ориентированных на учет различной степени подготовленности слушателей, особенностей восприятия ими учебного материала. В результате на практическом занятии каждый слушатель работает над своим заданием.
Особого внимания требует организация индивидуальной образовательной траектории для слушателей с низким начальным уровнем подготовки, хуже усваивающих учебный материал. Для них обеспечивается помощь путем индивидуализации выполняемых на занятии заданий, большего внимания преподавателя и дополнительных заданий для самоподготовки. Преподаватель указывает слушателю, с какими описаниями выполнения учебных заданий и видеороликами их выполнения в СДО необходимо дополнительно ознакомиться и какие из учебных заданий нужно выполнить повторно, загрузив их в СДО для последующего разбора преподавателем.
В результате использования индивидуальных образовательных траекторий удалось повысить в первой половине 2024 г. заключительный средний балл до 4,7, который вычисляется усреднением по результатам четырех контрольных заданий для каждого слушателя, а затем берется среднее по всем слушателям циклов ДПО кафедры за рассматриваемый период. Этот балл выше на 9,3%, чем полученный за тот же период 2019 г., когда система еще не была реализована.
Таким образом, организация и технологии процесса обучения в ДПО, позволяющие осуществлять формирование индивидуальных траекторий обучения, приводят к повышению качества учебного процесса и его эффективности.
Заключение
В статье рассмотрены проблемы и требующие решения задачи, возникающие при организации и построении индивидуальных траекторий обучения в ДПО. В условиях современного ДПО построение индивидуальных траекторий обучения предъявляет определенные требования к организации и технологической составляющей учебной, учебно-методической работы кафедры информационных технологий в медицинских вузах. Возникает ряд проблем и задач, требующих решения и влияющих на качество учебного процесса. Показаны возможные пути решения таких вопросов при общей и текущей организации обучения. Продемонстрировано, что использование элементов дистанционного обучения позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории и облегчает слушателям освоение нового материала. Предлагая способы решения проблем, авторы статьи полагают, что реализация высказанных предложений позволит повысить эффективность организации процесса обучения в последипломном непрерывном образовании. При этом часть рекомендаций может быть полезна и для других вузовских кафедр.