Необходимость формирования культуры использования информационных технологий у студентов медицинских учебных заведений очевидна. Владение современными информационными технологиями необходимо для получения профессионального образования, для последующего непрерывного повышения квалификации. Без информационной культуры невозможно осваивать современное высокотехнологичное медицинское оборудование, нельзя использовать возможности телемедицины, развивать науку.
Приобщение к информатизации сейчас происходит уже в начальной школе. Современные выпускники школы выросли, воспринимая информацию в виде мультимедиа (презентации, видеофильмы и т.п.), компьютерных программ, сетевого гипертекста. Для многих из них референтный круг общения находится в социальных сетях, а Интернет является основным источником информации. Поиск информации современные студенты осуществляют в поисковых системах глобальной сети, просматривая различные сайты. Можно предположить, что в современном образовательном пространстве более эффективными окажутся практические занятия, когда для самостоятельного выполнения задания требуется активно осмысливать учебный материал, представленный в виде мультимедиа.
Современная педагогика эффективна при использовании технологии e-learning (обучение с помощью мультимедиа и интернета). Чтобы не отставать от студентов, педагогам, наряду с e-learning, нужно осваивать технологию m-learning (обучение с помощь мобильных гаджетов).
Для использования технологии e-learning нужно иметь достаточный объем мультимедийного образовательного контента. В профессиональном образовании такой контент в настоящее время дефицитен. Многие преподаватели сами создают свой мультимедийный образовательный контент.
СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА
Образовательный контент по дисциплине состоит из отдельных частей в виде разных тем и упражнений. Обычно материал создается для каждой темы в отдельности по мере необходимости. Подбирается последовательность заданий и упражнений, продумываются оптимальные способы выполнения (частично традиционные, частично авторские). Далее учебный материал может быть оформлен как в обычной текстовой форме, так и в виде мультимедийного контента. Обычно к созданию мультимедийного контента приступают имея четкое представление, что без него понять материал студентам будет сложно.
Для создания мультимедийного контента используют и фотоаппарат, и видеокамеру, и различные компьютерные программы. Преподаватели информатики в силу специфики своего предмета делают снимки экрана (скриншоты) или часто записывают видеофрагменты того, что происходит на экране компьютера. После материалу можно придать форму презентации, обучающего видеофильма, электронного учебника, обучающего сетевого ресурса. Далее преподаватель внедряет созданный контент в учебный процесс. Впоследствии разработанный материал, как правило, перерабатывается и уточняется, так как может потерять актуальность, и/или может измениться содержание образовательной программы.
Если нет ограничений в правообладании, то автор сам решает вопрос условий предоставления своего авторского контента студентам и целесообразность размещения его в глобальной сети. Доступ к размещенному в сети контенту может быть:
а) только по паролю;
б) только при наличии ссылки на ресурс (в этом случае нужен запрет на индексацию);
в) свободным, без ограничений.
Существует большое разнообразие сетевых ресурсов для размещения своего образовательного контента. Преподаватель может поместить его на своем сайте, в своей системе дистанционного обучения (если в ней нет ограничений по размеру размещаемых файлов), либо в своем облачном хранилище (Google диск и т.п.). Контент можно разместить на специализированных образовательных порталах (MED-EDU.ru и т.п.), либо на известных видеосервисах (YouTube и т.п.). Существует возможность регистрации мультимедийного образовательного контента в ФГУП НТЦ "Информ-регистр" в качестве электронного издания.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ПО ДИСЦИПЛИНАМ "ИНФОРМАТИКА" И "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Для занятий по дисциплинам "Информатика" и "Информационное обеспечение профессиональной деятельности" мною разработан следующий электронный образовательный контент: презентации, учебные видеофильмы, различные задания в электронном виде, компьютерная программа Test4 для тестового контроля знаний и тесты к ней по всем темам. Все локально размещено на компьютерах кабинета информатики ГАПОУ СО "Саратовский областной базовый медицинский колледж". Кроме этого, презентации, теоретический материал и задания размещены в глобальной сети в системе дистанционного образования колледжа для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Обучающие видеофильмы в дистанционной системе колледжа не размещаются из-за размера видеофайлов, поэтому они размещены на видеосервисе YouTube, а в системе дистанционного обучения есть ссылки. Доступ к обучающим фильмам свободный. Фильмы предназначены для изучения информационных технологий студентами-медиками, направленность учебного материала медицинская, однако, судя по комментариям, просматривают их не только медики. Далее дан обзор некоторых обучающих фильмов.
Во всех фильмах отсутствует звук, так как они предназначены для просмотра на занятиях в компьютерном классе одновременно всеми студентами. Каждый сам может выбирать нужные фрагменты для просмотра.
В медицинской практике может использоваться специализированное программное обеспечение и типовое прикладное программное обеспечение, входящее в обычный офисный пакет программ. Примеры медицинского специализированного программного обеспечения:
■ различные медицинские автоматизированные информационные системы: административно-управленческие, статистические, системы лекарственного обеспечения, медицинского страхования, персонифицированные регистры пациентов, рабочие места медицинского специалиста;
■ компьютерные программы для обработки данных медицинских приборов, которые используются в диагностике и лечебном процессе.
Нужно отметить, что стоимость специализированного программного обеспечения на порядки выше, чем типового, а учебные версии у такого программного обеспечения бывают редко. Изучать специализированное программное обеспечение целесообразно только тогда, когда велика вероятность того, что именно такое программное обеспечение выпускник учебного заведения будет в дальнейшем использовать в своей профессиональной деятельности. Знание же типового прикладного программного обеспечения в любом случае необходимо каждому выпускнику. Универсальные возможности типового программного обеспечения позволяют решать самые разнообразные задачи, особенно в медицинском делопроизводстве. Для реализации требований образовательных стандартов среднего специального медицинского образования по дисциплинам "Информатика" и "Информационное обеспечение профессиональной деятельности" без изучения типового офисного прикладного программного обеспечения обойтись нельзя. Для подготовки медицинской документации требуются хорошие навыки использования текстового процессора, для обработки табличной информации оптимальнее всего использовать электронные таблицы. Такие типовые офисные программы для медицинского работника наиболее важны. Автоматизированное делопроизводство в здравоохранении ассоциируется, прежде всего, с использованием систем обработки и хранения информации в базах данных. Медицинский работник должен быть пользователем таких систем, а не разработчиком. Однако знакомство в процессе медицинского образования с основами разработки в типовом офисном программном обеспечении медицинских баз данных представляется вполне обоснованным. Во-первых, знакомство с основами разработки простых баз данных входит в образовательную программу по дисциплине "Информатика" специалистов любой сферы деятельности. Во-вторых, в ходе выполнения упражнений по созданию учебных баз данных будущий медицинский работник получает понимание принципов систематизации информации в базах данных, получает понимание возможностей и особенностей таких систем. В профессиональной деятельности такой медицинский работник будет более компетентным пользователем, сможет четко формулировать перед IT-специалистом задачу автоматизации своего рабочего места и задачу адаптации какой-либо информационной системы под свою специфику. Такой медицинский специалист легче справится с какими-либо проблемами или нештатными ситуациями.
В представленных далее разработанных учебных фильмах преобладают примеры использования для решения медицинских задач типовых офисных программ MS Word, MS Excel и MS Access, которые входят в пакет программ Microsoft Office. Для студента-медика необходимость изучения этих программ может не быть аксиомой. Поэтому для повышения мотивации к их изучению задания разрабатываются таким образом, чтобы имитировать решение реальных медицинских задач. У преподавателей медицинской информатики есть проблема в подборе образовательного контента для реализации симуляционного подхода, поэтому нужна система обмена опытом.
ОБЗОР ОБУЧАЮЩИХ ФИЛЬМОВ, РАЗРАБОТАННЫХ В ГАПОУ СО "САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
1. Обработка ЭКГ в MS Excel
В начале учебного фильма показано, как из записанных прибором массивов числовых данных в MS Excel построить диаграмму. Далее показано, как средствами MS Excel можно на диаграмме определить численные значения различных временных интервалов. В современных приборах для записи и обработки ЭКГ временные интервалы определяются автоматически. Главное назначение этого учебного фильма - изучение возможностей электронных таблиц [1].
2. Обработка ЭКГ в ImageJ и MS Excel
В учебном фильме показаны возможности совместного использования программы ImageJ и электронных таблиц MS Excel для числовой обработки графической информации, полученной при обследовании. В качестве исходного материала взято отсканированное изображение ленты ЭКГ. ImageJ широко применяется в биомедицинских исследованиях. Хочу отметить целесообразность изучения студентами-медиками этой свободно распространяемой программы. В учебном фильме первичные численные данные определяются на изображении ЭКГ с помощью ImageJ, а в MS Excel по формулам рассчитываются частота сердечных сокрашений и угол отклонения электрической оси сердца [2].
3. Слияние документов MS Word и MS Excel
В этом фильме показано, как для заполнения документа MS Word с учетной формой 025-1/у "Талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях" можно с помощью слияния использовать данные о пациентах из электронной таблицы MS Excel. А в качестве варианта ввода информации о пациентах в таблицу MS Excel в фильме показана возможность использования режима формы [3].
4. Пример создания базы данных в MS Office Access 2007
Учебный фильм содержит пошаговые инструкции создания в программе MS Access 2007 базы данных "Поликлиника": создание таблиц, создание форм, установка связей с помощью схемы данных, создание запроса, создание отчета. В результате выполнения инструкций создается учебная база, в которой фиксируются данные пациентов и посещения участковых врачей, а в отчете дается суммарное количество посещений по каждому врачу [4].
5. Создание базы данных в MS Office Access 2007
Этот учебный фильм является расширенной версией предыдущего фильма "Пример создания базы данных в MS Office Access 2007". В расширенной версии создание базы данных "Поликлиника" показано более подробно, запросов и отчетов в нем больше, подсчитываются общее число пациентов на каждом участке и количество посещений за каждый отдельный месяц, завершается фильм созданием стартовой кнопочной формы [5].
6. Пример создания базы данных "Отделение больницы" в MS Access 2007 (сокращенный вариант)
В учебном фильме показано создание базы данных "Отделение больницы". Создаются 5 таблиц: "Палаты", "Пациенты", "Лекарства", "Назначения", "График". В схеме данных устанавливаются связи этих таблиц. Создается форма для работы с данными таблиц. Настраивается фильтр, чтобы не отображались выписанные пациенты. Создается запрос и отчет для формирования на текущую дату списка пациентов с группировкой по каждой палате (возраст пациентов автоматически рассчитывается из даты рождения) [6].
7. Пример создания базы данных "Отделение больницы" в MS Access 2007 (расширенная версия)
Этот учебный фильм - существенно измененная и расширенная версия предыдущего сокращенного варианта. В расширенной версии базы данных "Отделение больницы" добавлен контроль свободных мест в палатах, внесены заметные изменения, используется больше запросов и форм [7].
8. Пример создания базы данных "Отделение больницы" в MS Access 2007 (дополнение расширенной версии)
Это дополнение к расширенной версии учебного фильма "Пример создания базы данных "Отделение больницы" в MS Access 2007". В этом дополнении показано создание более удобного интерфейса для контроля свободных мест в палатах. В стартовой форме около каждого номера палаты размещен цветовой индикатор (красный -отсутствие свободных мест, желтый - частичная занятость палаты, белый - отсутствие пациентов) и кнопка макрокоманды для перехода в режим работы с информацией по пациентам выбранной палаты [8].
9. Пример создания базы данных "Регистратура" в MS Access 2007
В учебном фильме показано создание базы данных "Регистратура". Создаются 5 таблиц: "Врачи", "Пациенты", "Прием", "Дата", "Время". Создается схема связей этих таблиц. Создается форма "врачи", с помощью которой нужно периодически для каждого врача устанавливать даты и время будущих приемов. При текущей работе с этой базой данных в форме "врачи" производится предварительная запись зарегистрированных в базе данных пациентов в свободные временные интервалы приема врача. Для контроля наличия свободного времени для записи пациента на прием в фильме показано создание соответствующих запросов и форм. На этих формах с помощью кнопок вызова макрокоманд вначале переходят к дням приема нужного врача, а после в режим записи на определенное время выбранного дня. При отсутствии свободного времени для записи индикатор на форме около даты приема становится красным [9].
10. Пример создания этикеток со штрих-кодом в MS Access
Этот учебный фильм предназначен студентам, обучающимся по специальности "Фармация". В фильме показано, как в базе данных MS Access из таблицы с перечнем имеющихся товаров с помощью запроса создавать новую таблицу с перечнем товаров, для которых требуется напечатать нужное количество наклеек. Показано создание формы для выбора товаров, которым требуются этикетки. Показано использование создания отчета для вывода наклеек на печать. Показаны добавление в Windows шрифта Bar Code 39 и подготовка в MS Access наклеек со штрих-кодами [10].
11. Использование Google форм для анкетирования через Интернет
Этот учебный фильм предназначен для изучения возможностей создания документов в своем облачном хранилище Google диск. Показан пример создания Google-формы "Анкета учета мнения пациента о работе учреждения здравоохранения" для проведения опроса через Интернет. Показана возможность создания в этой форме вопросов с выбором одного ответа из списка, вопросов с множественным выбором и с вводом произвольного короткого ответа. Показана публикация Google-формы с получением URL для анкетирования пользователей глобальной сети. Показана настройка прав для просмотра результатов анкетирований и опросов. Показан возможный вывод накапливаемых результатов в виде гистограмм. Показана возможность автоматического сохранения результатов анкетирований в электронную таблицу этого же облачного хранилища Google диск [11].
12. Test4 для ПК и Test4Edu для устройств с Android. Программы тестового контроля знаний
Данное видео предназначено не для студентов, а для преподавателей, желающих проводить тестирование знаний программой Test4 на компьютерах или программой Test4Edu на мобильных устройствах с Android. (Программа Test4Edu была представлена в 2017 г. на проводимом РОСОМЕД конкурсе "Отечественные инновации в симуляционном обучении"). Видео об этих программах является дополнением к информации, размещенной на сайте по адресу: http://semenowww.narod.ru. В видео демонстрируется использование свободной компьютерной программы Test4 и мобильного приложения Test4Edu, показан порядок подготовки для них собственных тестовых файлов [12].
ВЫВОДЫ
1. Контент в виде представленных учебных видеофильмов приемлем для использования студентами медицинских учебных заведений на практических занятиях по дисциплинам "Информатика" и "Информационное обеспечение профессиональной деятельности".
2. Размещение учебных видеофильмов на видеосервисах в глобальной сети делает их общедоступными. Комментарии и количественные показатели просмотров дают неформальную оценку качества и актуальности видеофильмам, размещенным в сети.
ССЫЛКИ НА ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
1. Семенов В.В. (2017) Обработка ЭКГ в MS Excel [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=Pqo3yrxp310) Просмотрено: 27.10.2017.
2. Семенов В.В. (2017) Обработка ЭКГ в ImageJ и MS Excel [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=gXBrq1fFgGI) Просмотрено: 27.10.2017.
3. Семенов В.В. (2016) Слияние документов MS Word и MS Excel [учебное видео] // YouTube. (https:// www.youtube.com/watch?v=YWM8L9mOGuU) Просмотрено: 27.10.2017.
4. Семенов В.В. (2012) Пример создания базы данных в MS Office Access 2007 [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=UT21f9Xfdv0) Просмотрено: 27.10.2017.
5. Семенов В.В. (2012) Создание базы данных в MS Office Access 2007 [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=6SRq_tDyaUo) Просмотрено: 27.10.2017.
6. Семенов В.В. (2017) Пример создания базы данных "Отделение больницы" в MS Access 2007 (сокращенный вариант) [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=8zpyWH4ejh4) Просмотрено: 27.10.2017.
7. Семенов В.В. (2017) Пример создания базы данных "Отделение больницы" в MS Access 2007 (расширенная версия) [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=Mgib1S_HPHU) Просмотрено: 27.10.2017.
8. Семенов В.В. (2017) Пример создания базы данных "Отделение больницы" в MS Access 2007 (дополнение расширенной версии) [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=6gIK8fyy3EE) Просмотрено: 27.10.2017.
9. Семенов В.В. (2017) Пример создания базы данных "Регистратура" в MS Access 2007 [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=aQHonzw5Wr0) Просмотрено: 27.10.2017.
10. Семенов В.В. (2017) Пример создания этикеток со штрихкодом в MS Access [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=3krx587dZpU) Просмотрено: 27.10.2017.
11. Семенов В.В. (2016) Использование Google Форм для анкетирования через Интернет [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=ue7okWLVJIc) Просмотрено: 27.10.2017.
12. Семенов В.В. (2017) Test4 для ПК и Test4Edu для устройств с Android. Программы тестового контроля знаний [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=V0nRuJXQNY4) Просмотрено: 27.10.2017.