Актуальность. Хирургические дисциплины являются важным блоком обучения студентов по специальности "Лечебное дело". В последнее время предъявляются высокие требования к выпускникам, что обусловлено быстро изменяющимися условиями трудовой деятельности врача-специалиста. Отмечается рост интереса к хирургическим дисциплинам у студентов, которые хотят углубленно изучать этот предмет. Один из вариантов оценки знаний - олимпиада. С одной стороны, это площадка для соревнования в навыках, инструмент самооценки полученных знаний, а также контроль уровня знаний и практических навыков, с другой - это мероприятие, создающее конкурентную среду для решения профессиональных задач.
Цель исследования - изучить уровень теоретической и практической подготовки студентов в области хирургии с помощью олимпиады по хирургическим дисциплинам среди студентов по специальности "Лечебное дело".
Материал и методы. Организована и проведена внутривузовская олимпиада "II Зимний квест по хирургии и экстренным состояниям" (далее - олимпиада) среди студентов III-V курсов специалитета по специальности 31.05.01 "Лечебное дело". В олимпиаде приняли участие 6 команд по 4 человека III-V курсов, из них 2 команды были сформированы из иностранных студентов IV-V курсов, обучающихся на английском языке. В мероприятие включены следующие конкурсные задания: "Хирургические инструменты"; "Десмургия"; "Подготовка операционного поля, перевязка послеоперационной раны"; "Хирургические швы"; "Базовая сердечно-легочная реанимация"; "FAST-протокол в неотложной хирургии"; "Стандартизированный пациент"; викторина "MedBox". Для каждого задания сформированы критерии оценки, по которым работали члены жюри. Цели проведения олимпиады - повышение интереса к практической деятельности в области хирургических дисциплин, создание условий для поддержки одаренных студентов, а также популяризация научных знаний и инновационных технологий в области хирургической практики. Задачи олимпиады: контроль знаний и практических навыков; повышение уровня освоения знаний и практических навыков в области хирургии.
Результаты. Участники продемонстрировали различный уровень подготовки в блоке "Практические навыки". Большинство команд успешно выполнили конкурсные задания этого блока, однако идентификация хирургических инструментов была затруднительной для многих. Практически все студенты продемонстрировали достойный уровень знаний асептики и антисептики, умение перевязывать различные раны и накладывать повязки. Владение техникой хирургических швов находится на разном уровне: 2 команды показали высокий технический уровень, 3 - средний и 1 - низкий. В блоке "Клиническое мышление", включавшем конкурсы "Базовая сердечно-легочная реанимация", "FAST-протокол в неотложной хирургии", "Стандартизированный пациент", участники показали высокий уровень подготовки, баллы в каждом конкурсе мало отличались между командами, что создавало условия для высокой конкуренции. В блоке "Теоретическая подготовка" викторина "MedBox" выявила разный уровень знаний между командами, 2 команды показали высокий уровень, набрав в общем зачете 40-49 баллов, 2 - средний, 35 баллов, и 2 - низкий, 19-25 баллов. В результате в общем зачете победила команда № 3, набрав суммарно 121,8 балла, на 2-м месте - команда № 2 с суммой баллов 119, на 3-м - команда № 4, у которой 104,4 балла.
Заключение. Олимпиада по хирургии является дополнительным образовательным мероприятием, направленным на совершенствование подготовки студентов и повышение мотивации к изучению не только хирургических, но и фундаментальных, смежных дисциплин. Элемент соревнования, присутствующий на мероприятии, создает позитивную конкуренцию, направленную на достижение поставленных образовательных целей и задач.