Медицинское образование и профессиональное развитие № 3 (43) 2021

Медицинское образование и профессиональное развитие

журнал сообщества медицинских преподавателей

Журнал призван объединить медицинских преподавателей: он посвящен прикладным вопросам преподавания в медицинских и фармацевтических вузах, колледжах, отслеживает новые тенденции в развитии методов обучения и оценки знаний, повышающих эффективность преподавания и обучения.

В журнале предполагается публикация переводов некоторых наиболее значимых статей из зарубежных журналов и книг, посвященных медицинскому образованию, в частности таких журналов как Medical Education, Medical Teacher и др.


Текущий номер
3 . 2021
От редакции

Уважаемые читатели!

Аннотация
Технологии обучения

РУКОВОДСТВО AMEE № 83. ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Существует множество теорий обучения взрослых, и каждая из них имеет свои достоинства. В данном руководстве рассмотрены наиболее распространенные из этих теорий и возможности их применения для совершенствования процесса обучения студентов и преподавателей. В руководстве представлена модель, объединяющая несколько теорий в единую блок-схему, которой может следовать любой пользователь, планирующий обучение. Эта схема пригодна для использования на уровне подготовки учебного плана или индивидуального обучения. На каждом этапе, предусмотренном моделью, в руководстве определены обязанности как обучающегося, так и преподавателя. Роль учебного заведения заключается в обеспечении временем и ресурсами, необходимыми для эффективного обучения. Руководство предназначено для тех, кто еще только начинает работать в системе образования, и авторы надеются, что оно поможет справиться с трудностями в понимании и применении общих теорий обучения, а также создаст возможности для обсуждения наиболее эффективных путей их использования.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ УЧЕБНОЙ ИГРЫ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация

Современные тенденции обучения основаны на активных методах с использованием инновационных технологий. Внедрение в обучение деловой игры способствует формированию у студентов профессиональных компетенций, коммуникативных навыков. В статье описана методика использования деловой игры у студентов, обучающихся по специальности "медицинская биохимия". Авторы уделяют большое внимание оценке полученных навыков. Для этого разработаны чек-листы, с помощью которых нивелируется субъективное отношение.

Кадровое развитие

ПРОБЛЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ПРОГРАММ

Аннотация

В настоящее время перед образовательными организациями и государственными органами, контролирующими сферу образования, стоит сложная задача по оценке качества обучения на соответствие образовательных программ обучения не только требованиям федеральных государственных стандартов, но и с учетом современных требований рынка труда. В этой связи становится актуальным анализ эффективного опыта независимой оценки качества профессионального медицинского образования и установления роли профессионально-общественной аккредитации программ медицинского профиля. Анализ 28 отечественных и зарубежных научных статей по проблеме аккредитации образовательных программ, опубликованных с 2004 по 2021 г., показал, что накоплен достаточный отечественный и зарубежный опыт по совершенствованию системы и качества медицинского образования с помощью эффективных механизмов различных форм аккредитации образовательных программ. Данный обзор позволяет сформировать представление о перспективах формирования инструментария для повышения качества медицинского образования, совершенствования принципов, технологий и процедур аккредитации образовательных программ и повышения качества подготовки будущих медицинских работников.

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ИНТЕРАКТИВНЫМ КОММУНИКАЦИЯМ И САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, СВЯЗАННОГО СО ЗДОРОВЬЕМ, У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи сетевой активности и самооценки здоровья у студентов медицинских университетов. В результате проведенного исследования было установлено, что студенты медицинских направлений начального периода обучения испытывают серьезные проблемы с адаптацией к образовательному пространству университета, что выражается в низкой самооценке своего физического и психического статуса, однако качество жизни, связанное со здоровьем, достоверно повышается к выпускным курсам. При взаимодействии с интерактивными сервисами студенты более привержены традиционным сетевым средствам коммуникации: наиболее востребованными интернет-сервисами среди студентов медицинских университетов являются такие коммуникативные и информационные площадки, как youtube, вконтакте, Instagram. Тенденция смещения фокуса популярности в студенческой среде в сторону интерактивных платформ с расширенными возможностями воспроизведения видеоряда, активными форматами в виде "стримов" требует использования этих данных как для увеличения возможностей сетевого обучения, так и для интенсивного месседжа о здоровом образе жизни и стереотипах здоровьесберегающего поведения. Более 60% студентов медицинских университетов проводят в сети Интернет как минимум 3 ч в день, 1/4 - 4 ч и более. Длительность пребывания в сети Интернет имеет обратную корреляцию средней степени с самооценкой ими своего психического статуса (r= -0,49). Наиболее уязвимой группой с точки зрения избыточного и деструктивного влияния интерактивных коммуникаций оказались студенты-мужчины I-III курсов обучения, более 80% из них страдают интернет-зависимостью и могут нуждаться в психолого-педагогической интервенции, административных и психотерапевтических интеракциях.

МЕСТО И РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАТОРОВ

Аннотация

Проблема управления в здравоохранении является одной из актуальных, и требования к профессиональной подготовке организаторов здравоохранения существенно возрастают. В статье приводится анализ психологической составляющей деятельности организаторов здравоохранения и обосновывается необходимость включения в учебные программы дисциплины "психология управления". Управленческая деятельность специфична по своему объекту, им выступают люди, и, следовательно, управленцу необходимы знания психологии человека. Развитие личности самого руководителя как неотъемлемая часть его профессионального развития также требует психологических знаний, навыков и умений. В статье обращается внимание на то, что при составлении программ обучения целесообразно использовать не только федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, но и психограммы как составляющие профессиограмм, сориентированные на высокие стандарты в профессии.

Опыт

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация

Представлен опыт работы симуляционно-тренингового аккредитационного центра сургутского государственного университета во время пандемии COVID-19 в 2020 г. Процедура проходила в 3 этапа, первый прошел дистанционно. Проанализированы эффективность и безопасность проведения аккредитации в условиях пандемии.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация

Английский язык является языком международного общения врачей и специалистов в области медицины разных стран. Обучение иностранных студентов на английском языке является перспективным направлением развития международной образовательной деятельности нашего университета. Специфическая терминология дисциплины "профессиональные болезни" диктует необходимость создания словарей терминов по медицине труда и методических документов по основным нозологическим формам профессиональных заболеваний на английском языке.

Блог Рональда Хардена

БЛОГ РОНАЛЬДА ХАРДЕНА

Аннотация
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной хирургии №1 ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, генеральный директор ООО "ГЭОТАР-Мед", генеральный представитель AMEE (Ассоциация по медицинскому образованию в Европе), председатель Оргкомитета форума "РОСМЕДОБР", член Европейского симуляционного общества (SESAM) и Международного медицинского симуляционного сообщества (SSH), Москва, Российская Федерация
РОСМЕДОБР 2021
Вскрытие
Медицина сегодня
Пост-релиз "Молекулярная диагностика"

Молекулярная диагностика на страже "биопорядка": как современные технологии позволяют выжить в век эпидемий Новые технологии молекулярной диагностики в эпоху COVID-19/пандемий Обеспечение массового экспресс-тестирования населения - приоритетная задача, которая поможет...

"Муковисцидоз: из детства во взрослую жизнь"

Всероссийская школа по Муковисцидозу с международным участием "Муковисцидоз: из детства во взрослую жизнь" С 24 по 25 ноября 2021 года профессионалы в области педиатрии, терапии, пульмонологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, генетики, диетологии, микробиологии,...

Амбулаторный прием 24 ноября.

Коморбидность - бич современного общества и головная боль для каждого терапевта. Как минимизировать комбинации препаратов и, как следствие, побочных эффектов у больных с сочетанной патологией? Именно этот злободневный вопрос мы задали ведущим экспертам российского...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»