Цель исследования - обобщение и анализ методических аспектов организации учебно-исследовательской работы (УИР) по химии студентов медицинского университета для улучшения качества образовательного процесса.
Материал и методы. Анализ методики организации учебно-исследовательской деятельности по химии проводился на примере работы со студентами лечебно-профилактического, педиатрического и стоматологического факультетов, обучавшихся с 2019 по 2023 г. по программе специалитета на кафедре общей химии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России (УГМУ). Проведено анкетирование 395 студентов с использованием онлайн-сервиса Google Forms. Анкета содержала вопросы о мотивах участия в исследовательской работе или о причинах отказа от нее. По результатам опроса выполнен кластерный анализ и рассчитаны значения индекса проявления мотива (I) для каждой исследуемой группы. Были посчитаны коэффициенты линейной корреляции Пирсона, показывающие зависимость между количественными показателями: учебный рейтинг по химии, число публикаций студентов на I и последующих курсах.
Результаты. УИР по химии студентов I курса УГМУ встроена в учебный процесс в рамках вариативного курса, а также она включает внеаудиторную работу по индивидуальному плану под руководством преподавателей кафедры общей химии. В ходе анкетирования выявлено, что наиболее важными мотивами для выполнения внеаудиторных исследований являются личностный (169 студентов; 69,5%), ценностный (154 студента; 63,4%), социальный (142 студента; 58,4%), профессиональный (103 студента; 42,4%) и коммуникативный (90 студентов; 37,0%) мотивы. Формально академический и ситуативный мотивы актуальны лишь для 23,5 и 25,1% студентов соответственно, а вынужденный мотив - лишь для 8,2%.
Значения индекса I этих мотивов будут варьировать в зависимости от рейтинга студентов по химии. В группе с "оценкой 3" важными мотивами являются формально академический (I=0,13), вынужденный (I=0,24), коммуникативный (I=0,32). В группе с "оценкой 4" выражено большинство мотивов: личностный (I=0,34); коммуникативный (0,27); ценностный (I=0,50); социальный (I=0,26); формально академический (I=0,43). В группе с "оценкой 5" ярко выражены социальный (I=0,41), профессиональный (I=0,35) и ценностный (I=0,64) мотивы. Вынужденный и формально академический мотивы проявлены минимально (I=0,15 и 0,24 соответственно). Среди причин отказа от участия в УИР студенты указали на отсутствие интереса к науке, свободного времени, глубоких знаний по химии. Рассчитанные коэффициенты корреляции Пирсона: между учебным рейтингом студента по химии и его публикационной активностью - 0,58; между публикационной активностью первокурсника и его публикационной активностью на старших курсах - 0,76 - свидетельствуют о средней и высокой взаимосвязи между данными параметрами.
Заключение. Исследовательская работа по химии органично вписывается в процесс обучения первокурсников УГМУ, позволяя студентам найти свое призвание - заниматься в будущем научной работой в своей профессиональной сфере.