Медицинское образование и профессиональное развитие № 3 (55) 2024

Медицинское образование и профессиональное развитие

журнал сообщества медицинских преподавателей

Журнал призван объединить медицинских преподавателей: он посвящен прикладным вопросам преподавания в медицинских и фармацевтических вузах, колледжах, отслеживает новые тенденции в развитии методов обучения и оценки знаний, повышающих эффективность преподавания и обучения.

В журнале предполагается публикация переводов некоторых наиболее значимых статей из зарубежных журналов и книг, посвященных медицинскому образованию, в частности таких журналов как Medical Education, Medical Teacher и др.


Уважаемые авторы!

Прием статей в № 4, 2024 завершен!


Текущий номер
3 . 2024
Технологии обучения

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация

В данной статье описаны этапы разработки и внедрения предпринимательского трека в рамках образовательной модели "Индивидуальные образовательные траектории" (ИОТ) для обучающихся по специальности "Лечебное дело" ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). Цель проекта - формирование предпринимательских компетенций у студентов. "Предпринимательский трек" основан на компетентностном подходе и междисциплинарности с акцентом на интеграцию биомедицинских и экономических знаний. Реализация ИОТ демонстрирует улучшение профессиональных качеств студентов за счет увеличения их конкурентоспособности и предпринимательской активности. В настоящей работе продемонстрировано, что студенты, обучающиеся на "Предпринимательском треке", активно включаются в предпринимательскую деятельность и успешно применяют полученные знания для создания новых проектов в области биомедицины и здравоохранения.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ СТУДЕНТОВ I КУРСА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация

Цель исследования - обобщение и анализ методических аспектов организации учебно-исследовательской работы (УИР) по химии студентов медицинского университета для улучшения качества образовательного процесса.

Материал и методы. Анализ методики организации учебно-исследовательской деятельности по химии проводился на примере работы со студентами лечебно-профилактического, педиатрического и стоматологического факультетов, обучавшихся с 2019 по 2023 г. по программе специалитета на кафедре общей химии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России (УГМУ). Проведено анкетирование 395 студентов с использованием онлайн-сервиса Google Forms. Анкета содержала вопросы о мотивах участия в исследовательской работе или о причинах отказа от нее. По результатам опроса выполнен кластерный анализ и рассчитаны значения индекса проявления мотива (I) для каждой исследуемой группы. Были посчитаны коэффициенты линейной корреляции Пирсона, показывающие зависимость между количественными показателями: учебный рейтинг по химии, число публикаций студентов на I и последующих курсах.

Результаты. УИР по химии студентов I курса УГМУ встроена в учебный процесс в рамках вариативного курса, а также она включает внеаудиторную работу по индивидуальному плану под руководством преподавателей кафедры общей химии. В ходе анкетирования выявлено, что наиболее важными мотивами для выполнения внеаудиторных исследований являются личностный (169 студентов; 69,5%), ценностный (154 студента; 63,4%), социальный (142 студента; 58,4%), профессиональный (103 студента; 42,4%) и коммуникативный (90 студентов; 37,0%) мотивы. Формально академический и ситуативный мотивы актуальны лишь для 23,5 и 25,1% студентов соответственно, а вынужденный мотив - лишь для 8,2%.

Значения индекса I этих мотивов будут варьировать в зависимости от рей­тинга студентов по химии. В группе с "оценкой 3" важными мотивами являются формально академический (I=0,13), вынужденный (I=0,24), коммуникативный (I=0,32). В группе с "оценкой 4" выражено большинство мотивов: личностный (I=0,34); коммуникативный (0,27); ценностный (I=0,50); социальный (I=0,26); формально академический (I=0,43). В группе с "оценкой 5" ярко выражены социальный (I=0,41), профессиональный (I=0,35) и ценностный (I=0,64) мотивы. Вынужденный и формально академический мотивы проявлены минимально (I=0,15 и 0,24 соответственно). Среди причин отказа от участия в УИР студенты указали на отсутствие интереса к науке, свободного времени, глубоких знаний по химии. Рассчитанные коэффициенты корреляции Пирсона: между учебным рейтингом студента по химии и его публикационной активностью - 0,58; между публикационной активностью первокурсника и его публикационной активностью на старших курсах - 0,76 - свидетельствуют о средней и высокой взаимо­связи между данными параметрами.

Заключение. Исследовательская работа по химии органично вписывается в процесс обучения первокурсников УГМУ, позволяя студентам найти свое призвание - заниматься в будущем научной работой в своей профессиональной сфере.

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ДЛЯ АСПИРАНТОВ-МЕДИКОВ

Аннотация

Одна из проблем высшего медицинского образования - неопределенность представления его гуманитарной составляющей, отсутствие четкого понимания сущности наполнения ее содержания. Гуманитаризация образования также предполагает разработку принципов проектирования образовательной среды, целенаправленно обеспечивающей удовлетворение профессио­нально обусловленных образовательных потребностей обучающихся, в том числе формирования педагогических компетентностей у выпускников ординатуры и аспирантуры. В статье представлен анализ результатов проектирования и реализации целевой практико-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей формирование педагогических компетенций в процессе обучения аспирантов по программе "Педагогика и психология высшей школы".

ЧТО ДЕЛАТЬ СТУДЕНТУ, ЧТОБЫ СТАТЬ ХИРУРГОМ: ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ И ПРАКТИКУЮЩИХ ВРАЧЕЙ

Аннотация

"Я - студент медицинского вуза, я хочу быть хирургом. Как мне организовать свое время так, чтобы эффективно подготовиться к своей будущей специальности?" Поиску ответа на данный вопрос посвящено настоящее исследование. В условиях ограниченного количества учебных часов, отведенных на освоение студентами хирургических дисциплин, улучшение уровня их практической подготовки возможно лишь за счет внеурочной дея­тельности: работы в симуляционных центрах, студенческих научных кружках и олимпийских сборных; посещений хирургических дежурств в качестве волонтеров или работы в хирургических отделениях в должности среднего медицинского персонала. Проведено анкетирование 45 студентов и 43 врачей-хирургов для изучения их представлений о наиболее эффективной подготовке к будущей специальности хирурга. По ряду вопросов представления студентов и хирургов значительно отличались. Опрос показал, что в условиях недостаточного качества подготовки на специалитете для последующей работы в хирургии студентам следует как можно больше времени посвящать собственному развитию. Любая активность, направленная на развитие мануальных навыков и получение знаний, будь то работа в симуляционном центре, участие в олимпийской сборной или студенческом научном кружке, эффективна, но основное внимание следует сосредоточить на обогащении своего клинического опыта на хирургических дежурствах. Здесь студент также получает возможность встретить своего наставника - опытного врача, который поможет разобраться в сложных вопросах диагностики и хирургической тактики, сформировать определенные мануальные и коммуникативные навыки. Абсолютным большинством опрошенных наставничество признано как наиболее важный инструмент становления молодого хирурга.

ТРЕХЭТАПНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ БОЕВОЙ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ КОНЕЧНОСТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ" НА СПЕЦИАЛИТЕТЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.05.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

Аннотация

Представлен опыт преподавания боевой хирургической травмы конечностей в составе цикла "Травматология и ортопедия" на основе внедрения подхода "перевернутый класс" студентам, обучающимся по специальности 31.05.01 Лечебное дело. Предлагаемая система преподавания в Х семестре обучения в медицинском институте способствует осознанному формированию ПК‑4 "Способен распознавать и оказывать медицинскую помощь в экстренной или неотложной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента, включая состояние клинической смерти [остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и/или дыхания)]", ОПК‑4 "Способен применять медицинские изделия, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи, а также проводить обследования пациента с целью установления диагноза" и ОПК‑7 "Способен назначать лечение и осуществлять контроль его эффективности и безопасности". В результате трехэтапной модели преподавания боевой хирургической травмы с использованием подхода "перевернутый класс" средний балл уровня теоретических знаний увеличился с 3,9±0,7 до 4,3±0,6 балла, практических - с 3,7±0,9 до 4,4±0,6 балла (p<0,01).

Кадровое развитие

ВОЛОНТЕРСТВО В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

Показано разнообразие настроений и установок студентов-медиков по отношению к участию в волонтерском движении. Выявлено две тенденции, связанные с мотивацией участия будущих врачей в волонтерском движении. Первая обусловлена представлением о волонтерстве как функции вуза, вторая - представлением о волонтерстве как важном элементе процесса общей и профессио­нальной социализации молодых людей в процессе обучения. Применительно к первой тенденции выделены четыре группы студентов-медиков - уверенные, соглашающиеся, сомневающиеся и отрицающие, ко второй - восторженные, позитивные, нейтральные, негативные. Каждая из этих групп содержит свой набор оценок, связанных с участием студентов-медиков в волонтерском движении. Публикация основана на материалах авторского социологического исследования "Студенты-медики о волонтерском движении", которое было проведено в 2023 г. в 22 медицинских вузах всех федеральных округов России (n=819).

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация

В статье актуализирована проблема мотивации обучающихся к профессиональной деятельности в рамках среднего медицинского образования. Представлен анализ результатов проведенного в 2023/2024 учебном году исследования профессиональной мотивации студентов по специальности "Сестринское дело" ГБПОУ "СОМК" и определения степени их удовлетворенности теоретическим и практическим обучением. На основе анализа полученных данных разработана модель формирования мотивации к профессиональной деятельности на примере изучения программы профессионального модуля ПМ.04. "Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях".

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация

Неэффективная профориентация - один из факторов, способствующих существованию значительного кадрового дефицита в здравоохранении. Авторами разработана профориентационная программа, реализуемая в рамках всероссийского движения "Волонтеры-медики" и нацеленная на формирование у старшеклассников реалистичного представления о врачебной деятельности в процессе получения профессионального образования. Проведена оценка эффективности реализации профориентационной программы в соответствии с критериями, обозначенными в методических рекомендациях по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях.

СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ШКОЛАХ В РАМКАХ НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация

Актуальность. В настоящее время особую важность имеет всестороннее совершенствование системы высшего медицинского образования, важной частью которого является научное образование. В контексте отечественной традиции подготовки специалистов здравоохранения ведущая роль в его реализации отводится научным медицинским школам, существующим в условиях самовоспроизведения научных кадров. Ввиду этого важным аспектом популяризации научного медицинского образования является изучение уровня потребности в информировании студентов о научных школах.

Материал и методы. Проведено анкетирование 3129 студентов II-VI курсов лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России. Авторская анкета включала два независимых блока, направленных на определение уровня вовлеченности в научно-исследовательскую деятельность, а также ориентированность на самореализацию по данному направлению в рамках научных медицинских школ с учетом грамотного представления о них.

Результаты и обсуждение. Среди будущих врачей наблюдается относительно высокий уровень понимания важности научного образования. Помешать дальнейшему научному развитию студентов способны распространенные заблуждения в отношении научных школ. Данные заблуждения ведут к подмене понятия принципов системы научного взаимодействия в исследовательском коллективе. Это, в свою очередь, влечет за собой утрату последовательности и преемственности научного поиска. Отмечается значительное искажение видения научных школ. Зачастую представление о вкладе научных медицинских школ в развитие науки ограничивается исключительно получением новых научных знаний, что неверно.

Заключение. В настоящее время существует необходимость в просвещении молодого поколения врачей в вопросе научных медицинских школ. Определяется потребность в создании информационного контура, содержащего информацию, отражающую актуальные данные о научном, исследовательском, социо­культурном вкладе, составе коллективов и организациях, выступающих базой исследований. При этом необходимо рассматривать данную информацию не только с позиции современного положения отечественных научных медицинских школ, но и с точки зрения истории.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»