Медицинское образование и профессиональное развитие № 1 (53) 2024

Медицинское образование и профессиональное развитие

журнал сообщества медицинских преподавателей

Журнал призван объединить медицинских преподавателей: он посвящен прикладным вопросам преподавания в медицинских и фармацевтических вузах, колледжах, отслеживает новые тенденции в развитии методов обучения и оценки знаний, повышающих эффективность преподавания и обучения.

В журнале предполагается публикация переводов некоторых наиболее значимых статей из зарубежных журналов и книг, посвященных медицинскому образованию, в частности таких журналов как Medical Education, Medical Teacher и др.


Текущий номер
1 . 2024
Технологии обучения

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНСИЛИУМ КАК ОПТИМАЛЬНЫЙ СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация

Представлены результаты внедрения проекта "Междисциплинарный консилиум" среди учащихся IV-VI курсов, ординаторов и аспирантов Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского. Междисциплинарный консилиум представляет собой детальный клинический разбор пациента врачами разных специальностей. В ходе мероприятия специалисты, ведущие консилиум, активно задают вопросы аудитории относительно плана обследования, диагностической концепции и ведения пациента. Кроме того, Междисциплинарный консилиум включает в себя элементы проектной деятельности в виде описания разобранного клинического случая группой инициативных студентов под руководством специалистов, проводивших мероприятие. Результаты оценивались c помощью анкетирования. Данный подход был высоко оценен обучающимися, так как он способствует формированию исследовательского и клинического мышления, а также интеграции клинических дисциплин за счет укрепления междисциплинарных связей.

СИМУЛИРОВАННЫЕ/СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ ПАЦИЕНТЫ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Аннотация

В статье представлен обзор изданных научных материалов с 2006 по 2023 г. с целью проведения анализа и систематизации опубликованных данных по заявленной тематике. Описан международный и отечественный опыт привлечения симулированных/стандартизированных пациентов (СП) в медицинском образовании. Рассмотрены хронология развития методологии СП; эволюция терминологии, возможности и ограничения ее применения, основанные на последних научных исследованиях; трудности в применении методологии СП в общемировой практике. Описаны некоторые особенности процесса подготовки преподавателей СП и самих СП для обучения навыкам профессионального общения и их оценки. Проанализированы исследования с привлечением СП, направленные на оценку эффективности обучения навыкам общения; долгосрочности сохранения навыка для клинической практики; экономической эффективности привлечения СП; особенностей использования методологии СП при обучении врачей, среднего медицинского персонала, студентов различных курсов и специальностей и др. Несмотря на накопленный международный опыт, часть этих вопросов до сих пор остается спорной.

ЭЛЕКТРОННАЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ АНАТОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация

Актуальность. Современная медицина относится к интенсивно развивающимся областям экономики. Вектор движения направлен на достижение качественно нового уровня, который обозначается как "5П медицина". Базисом 5П медицины являются фундаментальные медико-биологические научные исследования. Они требуют специалистов, сочетающих в себе способность и юридически подтвержденное право лечить больных и готовность проводить медицинские исследования на молекулярно-генетическом уровне. Это врачи со специализацией "Лечебное дело" по профилю "Фундаментальная медицина". Анатомические компетенции являются частью их профессиональных компетенций. Большое значение имеет объективная, надежная, релевантная оценка уровня анатомических компетенций.

Цель работы - ​изучение возможностей электронной балльно-рейтинговой системы как инструмента оценки анатомических компетенций студентов медицинского вуза.

Материал и методы. Изучались электронные документы текущей и промежуточной аттестации по дисциплине "Анатомия человека" (профиль "Фундаментальная медицина", специальность "Лечебное дело"); использовались методы сравнения, анализа, синтеза описательной статистики, корреляционного анализа, проверки гипотез.

Результаты. Все студенты, завершившие изучение анатомии человека, имели среднесеместровый рейтинг не менее 70%. Это доказывает факт приобретения анатомических компетенций. Среднее значение и медиана среднесеместрового рейтинга составляют 87,29 и 87,75% соответственно. Это указывает на то, что уровень анатомических компетенций определяется как отличный или близкий к отличному. Так, 94% студентов получили на экзамене положительную оценку и таким образом актуализировали сформированные анатомические компетенции. Из них 61,7% студентов имели одинаковые показатели среднесеместрового, экзаменационного и итогового рейтингов. Лишь 14,9% студентов на экзамене показали более высокий результат, чем в процессе текущего обучения, из них 10,6% повысили свой итоговый рейтинг. Эти данные свидетельствуют о релевантности и надежности выбранного методического и содержательного подхода к оцениванию анатомических компетенций.

Выводы. 1. Критерием приобретения анатомических компетенций служит среднесеместровый рейтинг не менее 70%. 2. Уровень сформированных анатомических компетенций (количественная оценка) определяется значениями среднесеместрового рейтинга. 3. Критерием актуализации сформированных анатомических компетенций является положительный экзаменационный рейтинг (выполнение не менее 70%). 4. Уровень актуальных анатомических компетенций (количественная оценка) определяется значениями итогового рейтинга. 5. Электронная балльно-рейтинговая система может использоваться как инструмент для качественной и количественной оценки анатомических компетенций.

Научная новизна. Сформирован взгляд на балльно-рейтинговую систему как на возможный объективный инструмент оценки профессиональных компетенций.

Практическая значимость. Предложен инструмент для качественной и количественной оценки анатомических компетенций, который может быть использован для оценки профессиональных компетенций в других предметных областях. Результаты исследования будут полезны для количественной оценки степени сложности различных разделов дисциплины "Анатомия человека".

Кадровое развитие

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация

Трансформация образовательного процесса в рамках повышения квалификации медицинских работников, обусловленная достижениями научно-технического прогресса, требует анализа существующих проблем и поиска новых организационных подходов для его совершенствования. Применение принципов социального диалога и социального партнерства в образовании медицинских работников ранее не проводилось.

Материал и методы. Анализ уровня социального партнерства в реализации образовательного процесса повышения квалификации врачей-специалистов был выполнен на примере Гомельской области, Республика Беларусь. Параметры анализа были заимствованы из авторского метода Т.П. Грибоедовой (2008). Были проанализированы: направленность взаимодействия, целевая группа, субъекты, мотивы реализации взаимодействия, виды дея­тельности в рамках реализации образовательного процесса, организационные формы взаимодействия, включенность (вовлеченность) сторон, используемые ресурсы, длительность взаимоотношений, нормативная правовая база, характер взаимодействия. Дизайн исследования - ​социальное проектирование.

Результаты и обсуждение. В результате проведенных исследований выявлен средний уровень взаимодействия между субъектами образовательного процесса повышения квалификации медицинских работников, основными проблемами которого являются недостаточный уровень субъектности участников, отсутствие единого видения миссии и конечной цели, приводящее к недоучету планирующих действий, недостаточное правовое регулирование инновационных методов образовательного процесса.

Заключение. Применение принципов социального диалога и социального партнерства в дополнительном образовании взрослых медицинских работников позволит улучшить результаты образовательной деятельности без привлечения дополнительных ресурсов и повысить удовлетворенность участников.

АНАЛИЗ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Актуальность. Договор целевого обучения предполагает выполнение обязательств всех сторон. При этом за время обучения по программам высшего образования или подготовки кадров высшей квалификации приоритеты сторон могут измениться. Оценить заранее вероятность успешного выполнения обязательств по договору целевого обучения весьма затруднительно: хотя результаты ЕГЭ коррелируют с результатами экзаменов по профильным дисциплинам, они не являются гарантией успешного завершения образовательной программы, большинство студентов планирует продолжить дальнейшее обучение в аспирантуре или ординатуре.

Это показывает необходимость оценки реальных академических и профессиональных траекторий студентов целевого направления для того, чтобы адекватно учитывать как факторы, влияющие на выполнение обязательств по договору целевого обучения, так и эффективность целевого обучения в целом.

Цель работы - ​анализ академической и профессиональной траектории студентов целевого обучения.

Материал и методы. Было изучено 177 записей о студентах целевого обучения, поступивших в ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (далее ОрГМУ) в 2011 г.

Для сравнения распределения категориальных данных применялся критерий χ2 с исключением категорий, в которых было меньше 10 значений.

Для определения соответствия распределения количественных данных закону нормального распределения использовался критерий Шапиро-Уилка. Критическим уровнем значимости для статистических тестов был выбран p<0,05.

Результаты. В данной работе не выявлено демографических различий по специальностям или форме обучения.

Имеются статистически значимые различия в медианах среднего балла у студентов-целевиков по различным специальностям (критерий Краскела-Уоллиса, p=0,001).

Заключение. Различия в априорной вероятности удержания студентов целевого обучения по различным организациям-заказчикам могут быть связаны с характеристиками этих организаций. Гипотетически существуют характеристики медицинской организации, на которые возможно оказывать влияние для удержания молодых специалистов в целом.

Опыт

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МАССОВОГО ОТКРЫТОГО ОНЛАЙН-КУРСА "ОСНОВЫ БИОФИЗИКИ ДЛЯ СТОМАТОЛОГОВ"

Аннотация

Приоритетным направлением развития онлайн-образования является обучение с использованием массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Актуальна задача повышения привлекательности процесса обучения, стимулирования интереса обучающихся к освоению дисциплины "Биофизика", мотивации преподавателей к использованию современных педагогических технологий, в частности смешанного обучения, применяя МООК, к поиску педагогических приемов, выбору методов, активизирующих познавательную деятельность студентов. В статье рассмотрен опыт применения в учебном процессе МООК "Основы биофизики для стоматологов" на платформе Stepik при изучении дисциплины "Биофизика" обучающимися I курса стоматологического факультета ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России. Проведенный анализ результатов, активности студентов, успеваемости и полученных результатов опросов обучающихся по реализации смешанного обучения, использованию методов, стимулирующих познавательную активность при изучении биофизики, дают основания внедрять и продвигать МООК в учебном процессе.

МАТЕРИАЛЫ II МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА РОСМЕДОБР (18-21 ОКТЯБРЯ 2023 г., МОСКВА)

МАТЕРИАЛЫ II МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА РОСМЕДОБР (18-21 ОКТЯБРЯ 2023 г., МОСКВА). ОКОНЧАНИЕ. Часть 1.

Аннотация

МАТЕРИАЛЫ II МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА РОСМЕДОБР (18-21 ОКТЯБРЯ 2023 г., МОСКВА). ОКОНЧАНИЕ. Часть 2.

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»