Текущий номер
2 . 2012
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация
Анонсы мероприятий

Конференция "AMEE-2012" Лион, Франция, 25-29 августа 2012 г.

Аннотация

Ассоциация по медицинскому образованию в Европе была осно­вана в 1972 г. в Копенгагене, что­бы способствовать коммуникации среди медицинских преподавателей и оказывать помощь в развитии национальных ассоциаций по вопро­сам медицинского образования по всей Европе. AMEE является Евро­пейской региональной ассоциацией Всемирной федерации медицинского образования и членом Исполнитель­ного совета ВФМО. Ряд европейских национальных медицинских ассо­циаций являются корпоративными членами AMEE, в их число входит и АСМОК. За последние десятилетия AMEE постоянно расширялась как в размере, так и в сфере своей дея­тельности, и в настоящее время она является всемирной ассоциацией с членами и контактами в более чем 90 странах.

Начиная с 1973 г. AMEE орга­низует ежегодную конференцию в европейских городах. Конференции AMEE в последние годы регулярно привлекают около 3000 участников со всего мира, это мероприятие ста­ло основным местом встречи всех заинтересованных в образовании в области здравоохранения, местом установления связей, обмена идея­ми и информацией о происходящем в медицинском образовании во всем мире. Девиз конференции: "Inspire and be inspired!" - "Вдохновляй и вдохновляйся!".

В этом году ежегодная конференция AMEE, прохо­дит в конгресс-центре Лиона, расположенном в центре города рядом с парком Tеte dOr.

На AMEE-2012 выделены актуальные вопросы, ка­сающиеся базового, последипломного и непрерывного образования. Темы конференции будут сфокусирова­ны на планировании учебной программы и результатов обучения; методах преподавания и обучения, включая новые технологии, персонализированные учебные пла­ны, оценку знаний, ресертификацию, отбор студентов и стажеров; исследованиях в обучении и обучении, осно­ванном на доказательствах; управлении образованием.

Формат мероприятий включает пленарные сессии, симпозиумы, тематические сессии, стендовые доклады, курсы и мастер-классы.

В течение 2 дней перед началом основной програм­мы конференции планируется проведение ряда мастер-классов и курсов серии AMEE-ESME.

Курсы ESME аккредитованы AMEE для преподава­телей как базовых, так и клинических дисциплин. Цель курсов - повышение квалификации и обновление знаний в области преподавания как молодых преподавателей, так и преподавателей с большим опытом. Некоторые из курсов ESME можно пройти в формате дистанционного обучения на сайте www.mededworld.org. На конференции "AMEE-2012" доступны следующие курсы:

     ESME - базовые навыки в медицинском образовании
Курс предназначен для введения в основные компе­
тенции, необходимые преподавателям медицинских дис­
циплин. Основные темы - планирование в образовании,
эффективное обучение и оценка знаний. В высокоинтер­
активном курсе чередуется серия коротких презентаций
и работа в малых группах, рассматриваются вопросы вос­
приятия, набор методов обучения, преподавания и оцен­
ки знаний, доступный преподавателю. Также рассма­
тривается, как преподавание, обучение и оценка знаний
могут быть организованы в учебные программы.

     ESMEA - базовые навыки оценки знаний в меди­
цинском образовании

Курс рассматривает принципы и методы оценки зна­ний в медицинском образовании, включая тестирование, практические умения, оценку на рабочем месте и др.

     ESTEME - базовые навыки высокотехнологичного
медицинского образования

Курс ESTEME знакомит с основными принципами и методами отбора и использования технологий для по­вышения качества медицинского образования. Курс направлен на предоставление участникам базовых знаний для выбора, развития и интеграции соответствующих технологий в учебные программы. Рассматриваются такие технологии, как электронные мультимедийные учебники, высококачественные виртуальные пациен­ты, реалистичные манекены и симуляторы.

     RESME - базовые навыки исследований в меди­цинском образовании

Курс представляет собой введение в основные прин­ципы и методы проведения исследований в медицин­ском образовании: разработка вопросов для научных исследований, выбор исследовательского подхода и вы­бор методологии и построения плана исследования.

     ESMESim - базовые навыки использования симу­ляций в медицинском образовании
Курс знакомит с применением техники и различных

технологий для симуляций в медицинском образова­нии. Особое внимание уделяется интерактивному обу­чению для повышения эффективности приобретения практических умений.

Более подробная информация представлена на сайте: www.amee.org.

 

Международная конференция "Инновационные обучающие технологии в медицине" Москва, 27-28 сентября 2012 г.

Аннотация

Ассоциация медицинских об­ществ по качеству проводит кон­ференции, посвященные развитию медицинского образования с 2009 г.

I Всероссий ская конференция "Медицинское образование в России и мире. Традиции и современность"

прошла в Москве 26 марта 2010 г.

На конференции обсуждались актуальные проблемы высшего ме­дицинского образования, в особенно­сти преподавания клинических дис­циплин. Были затронуты вопросы, связанные с традициями россий ской медицинской школы, инновации, со­временные информационные и ком­муникационные технологии в меди­цинском образовании; роль учебных пособий в преподавании клинических дисциплин.

II конференция "Медицин­ское образование-2011" состоя­лась 21-22 апреля 2011 г. Органи­заторами конференции выступили Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Первый МГМУ им И.М. Сеченова, Ассо­циация медицинских обществ по качеству и Совет ректоров ме­дицинских и фармацевтических вузов России. Конференция со­брала 1385 участников из России, Украины, Армении, Молдавии, Казахстана, США, Великобрита­нии, Нидерландов и Финляндии. В работе конференции также приняли участие представите­ли Министерства здравоохране­ния и социального развития РФ, Государственной Думы, РАМН, региональных органов управле­ния здравоохранением, руково­дители, заведующие кафедрами, преподаватели и библиотекари медицинских вузов, директора и преподаватели медицинских колледжей , сотрудники научно-исследовательских институтов, а также учащиеся медицинских вузов.

Программа "От образования к практическому здравоохранению" включает серию мероприятий, на­правленных на совершенствование подготовки специалистов сферы здравоохранения и повышение каче­ства медицинской помощи. Особен­ностями мероприятий, включаемых в программу, являются их практи­ческая направленность, соответ­ствие международным требования к качеству медицинских образова­тельных мероприятий и привлечение лучших мировых специалистов для обмена опытом.

Конференции АСМОК, посвященные медицин­скому образованию, проводятся с целью повышения качества и модернизации медицинского образования в Россий ской Федерации. В этом году конференция про­ходит при поддержке AMEE - Ассоциации по медицин­скому образованию в Европе, а соорганизаторами высту­пают Национальная медицинская палата и Российское общество по симуляционному обучению в медицине. Конференция входит в серию мероприятий программы "От образования к практическому здравоохранению".

Основными направлениями научной программы станут:

        Профессиональное развитие медицинских препо­давателей.

        Симуляционые технологии.

        Электронные технологии.

Содержание научной программы конференции охватывает все этапы медицинского образования: базовую подготовку, обязательное последипломное, дополнительное профессиональное образование и непрерывное профессиональное развитие. Также в рамках конференции состоится 1-й конгресс Россий­ского общества по симуляционному обучению в меди­цине. Программа формируется на 2 рабочих дня и будет включать, помимо традиционных пленарных и секци­онных заседаний , мастер-классы мировых лидеров в симуляционных и электронных технологиях, а также постерные сессии. Прием тезисов и заявок на выступле­ния на сайте конференции www.rosmedobr.ru.

Заявка обязательно должна включать название, данные об авторах и тезисы доклада. Будут опублико­ваны только тезисы утвержденных в научной програм­ме докладов. Требования к оформлению тезисов и ре­комендации для докладчиков, а также рекомендации по оформлению стендовых докладов опубликованы на сайте rosmedobr.ru.

Основные темы заседаний:

Профессиональное развитие преподавателей.

Внедрение электронных технологий в образова­ние.

Как заставить симуляционные центры эффектив­но работать?

Безопасность пациентов - применение симуля­ционных технологий в обучении врачей.

Создание и развитие симуляционных центров.

Создание и финансирование инновационных на­учных проектов.

Оценка знаний в медицинском образовании и требования к образовательным мероприятиям.

Профессиональная подготовка управленческих кадров в здравоохранении.

e-Learning в здравоохранении.

Аккредитация медицинских организаций - обу­чение организаторов и специалистов здравоохра­нения.

Симуляционные  и   электронные  технологии   в

НМО.

     Электронные библиотечные системы - разработ­
ка и внедрение.

В рамках конференции планируется тематическая выставочная экспозиция, на которой будут представле­ны компании, работающие в сфере медицинского об­разования:

       производители медицинских тренажеров и симуля-ционного оборудования;

       производители электронных продуктов для меди­цинского образования;

       отечественные и иностранные издательства меди­цинской литературы;

производители лекарственных средств и медицин­ского оборудования, поддерживающие медицин­ское образование.

 

К участию в конференции приглашаются руково­дители образовательных учреждений высшего и до­полнительного профессионального образования, ру­ководители симуляционных центров и библиотек, руководители медицинских организаций, руководители органов управления здравоохранением субъектов Рос­сийской Федерации.

Конференция будет проходить в конференционно-выставочном центре "ИнфоПространство", расположен­ном в историческом центре Москвы, в непосредственной близости от основных культурных и исторических памят­ников по адресу Москва, 1-й Зачатьевский пер., д. 4.

Организаторами планируются специальные меро­приятия для расширения возможностей общения с кол­легами и обмена опытом.

C программой и более подробной информацией о конференции можно ознакомиться на сай те журнала: conf.medobr.ru а также на сайте rosmedobr.ru

 

Международная конференция "Непрерывное медицинское образование и качество медицинской помощи" Москва, 29 октября 2012 г.

Аннотация

Министерство здравоохранения, Национальная ме­дицинская палата, Ассоциация медицинских обществ по качеству (АСМОК) и Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов планируют международную конференцию "Непрерывное медицинское образование и качество медицинской помощи" в Москве 29 октя­бря 2012 г. Конференция входит в серию мероприятий программы "От образования к практическому здраво­охранению".

Программа Конференции направлена на обсуж­дение задач, поставленных в указах Президента РФ от 07.05.2012 г., а именно: государственной программы "Развитие здравоохранения", повышение качества и безопасности медицинской помощи, развитие непре­рывного медицинского образования, вопросы создания глобальной профилактической среды.

Конференция проходит при поддержке AMEE - Ассоциации по медицинскому образованию в Европе и UEMS - Европейского союза медицинских специали­стов (см. Медицинское образование и профессиональ­ное развитие №4 2011 г.).

Основными направлениями научной программы станут внедрение и развитие непрерывного медицин­ского образования (НМО) в Российской Федерации.

Прием тезисов и заявок на выступления на сайте конференции   www.rosmedobr.ru.   Заявка   обязательно

должна включать название доклада, данные об авторах и тезисы доклада. Будут опубликованы только тезисы утвержденных в научной программе докладов. Требова­ния к оформлению тезисов и рекомендации для доклад­чиков, а также рекомендации по оформлению стендовых докладов опубликованы на сай те rosmedobr.ru. Основные темы заседаний:

Международный опыт НМО.

Обсуждение методологии и порядка проведения НМО в РФ.

Демонстрация лучших примеров работы российских профессиональных медицинских обществ по НМО.

Демонстрация примеров дистанционного обуче­ния врачей первичного звена.

Региональный опыт проведения НМО в РФ (пи­лотные регионы).

Эффективность НМО.

Участие медицинских производителей в НМО.

Управление хроническими заболеваниями - обу­чение врачей первичного звена.

Обучение врачей рациональному назначению ле­карственных средств.

Этические принципы взаимодействия медицин­ской промышленности с врачами.

Стандарты и показатели качества медицинской помощи.

Симуляционные  и   электронные  технологии   в НМО.

Создание глобальной профилактической среды - обучение врачей первичного звена:

- восстановление производственной медицины, - управление хроническими заболеваниями, - школьная медицина.

К участию в конференции приглашаются руководи­тели образовательных учреждений высшего и дополни­тельного профессионального образования, профессио­нальных обществ, медицинских организаций, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Конференция будет проходить в конференционно-выставочном центре "ИнфоПространство", расположен­ном в историческом центре Москвы, в непосредственной близости от основных культурных и исторических памят­ников по адресу Москва, 1-й Зачатьевский пер., д. 4.

Организаторами планируются специальные меро­приятия для расширения возможностей общения с кол­легами и обмена опытом.

C программой и более подробной информаци­ей о конференции можно ознакомиться на сай те conf.medobr.ru.


 

События

Международная научно-практическая конференция "Опыт и перспективы развития медицинского образования в странах Центральной Азии" Караганда, Республика Казахстан, 26-27 апреля 2012 г.

Аннотация

В соответствии с приказом министра здра­воохранения Республики Казахстан №125 от 28.02.2012 г. в Карагандинском госу­дарственном медицинском университете 26-27 апреля 2012 г. была проведена между­народная научно-практическая конференция "Опыт и перспективы развития медицинского образования в странах Центральной Азии".

Цель конференции - обмен опытом ме­дицинских вузов Казахстана и стран Цен­тральной Азии по проблемам и перспекти­вам развития медицинского образования.

Работа конференции проходила по сле­дующим направлениям:

        настоящее и будущее медицинского образования;

        качество и компетентностный подход в медицинском образовании;

        инновационные технологии в  образо­вательном процессе;

     современные информационные ресур­
сы и медицинское образование.
В работе конференции приняли уча­
стие около 500 участников, среди которых
профессорско-преподавательский состав,
представители медицинских высших учебных
заведений Казахстана и стран Центральной
Азии, а также государственных и коммерче­
ских образовательных организаций России
и Канады: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова,
ЗКГМУ им. М. Оспанова, ЮКГФА, ГМУ г. Се­
мей, КГМУ, МУ "Астана", Таджикский ГМУ
(Таджикистан), Бухарский ГМИ и Ташкент­
ский ПМИ (Узбекистан), Кыргызская ГМА
им. И.К. Ахунбаева (Кыргызстан), ГЭОТАР-
Медиа (Москва, Россия), ООО "Арибрис"
(Москва, Россия), Канадское общество меж­
дународного здравоохранения (Канада).

На конференции обсуждались актуаль­ные вопросы:

        Современное состояние и тенденции раз­вития медицинских вузов;

        Менеджмент медицинского образования;

        Развитие академической мобильности;

        Проведение исследований в области медицинского образования;

        Новые подходы в обучении и оценке достижений конечных результатов, ори­ентированные на основные компетенции выпускника;

        Возможности современных информа­ционно-коммуникационных технологий для организаций образования, менед­жмента и этики в медицинском образо­вании.

Также в рамках конференции прошли: кру­глый стол по вопросам совершенствования об­разовательного стандарта ГОСО РК 2006 г. и са-теллитный симпозиум, посвященный развитию симуляционного обучения как инструмента по­вышения профессиональных навыков; фокус-сессия "Непрерывное профессиональное раз­витие".

По завершению работы конференции была принята резолюция: создать условия для формирования Центрально-Азиатского пространства в области медицинского об­разования и науки для обмена опытом, развития академической мобильности обу­чающихся, преподавателей, обмен научны­ми сотрудниками и расширения сфер со­трудничества между медицинскими вузами, разработать совместные образовательные программы на всех уровнях медицинского образования, организовать летние школы для обучающихся, проводить совместные научные исследования в медицинском об­разовании для оценки образовательных программ, методов обучения и оценки зна­ний обучающихся, проводить совместные научно-исследовательские проекты по ак­туальным вопросам здравоохранения, еже­годно проводить Центрально-Азиатскую международную конференцию по медицин­скому образованию.

 

Рефераты

Обратная связь со стороны студентов, сдающих объективный структурированный практический экзамен:опыт новой медицинской школы в Саудовской Аравии

Аннотация

Объективный структурированный практический экзамен (ОСПЭ) широко использу­ется для оценки практических умений у студентов медицинских школ. В сентябре 2008 г. данный экзамен начали проводить на факультете медицины King Fahad Medical City.

Данное исследование проводилось с целью изучения обратной связи со стороны сту­дентов, сдающих ОСПЭ. В исследовании приняли участие 38 студентов-медиков 3-го года обучения, сдающих экзамен по респираторной, гастроинтестинальной и урогени-тальной системам. Для выяснения отношения студентов к ОСПЭ их просили заполнить специальный опросник. Также были проанализированы оценки, полученные студента­ми при прохождении данного экзамена.

Результаты исследования показали, что большинство студентов воспринимает ОСПЭ как адекватный, надежный, эффективный и полезный метод оценки получен­ных навыков. 63,2% студентов испытывали стресс во время прохождения экзамена по респираторной системе, а 57,9% отметили необходимость большего времени для ответа на вопросы по данному разделу. Выявлена статистически достоверная разница в отмет­ках, полученных студентами при сдаче экзамена по респираторной и урогенитальной системам, по сравнению с экзаменом по гастроинтестинальной системе (p=0,001). Од­нако статистическая разница между полученными оценками по респираторной и уро-генитальной системам соответствовала параметру p=0,01. Студентами был внесен ряд конструктивных предложений, которые будут использованы для дальнейшего разви­тия, совершенствования и стандартизации данного экзамена.

 

Medical Science Educator. - 2012. - Vol. 22 (1). - P. 10-16.

Студенты-медики как ассистенты преподавателя при изучении анатомии на первом уровне обучения

Аннотация

Привлечение студентов-медиков в качестве ассистентов в преподавание курса анато­мии на I-м уровне обучения в медицинской школе Мичиганского университета - одно из нововведений в процесс преподавания c 2002 г. Отчеты студентов и завершающий экза­мен показали, что привлечение студентов в качестве ассистентов преподавателя улучшает качество их освоения материалов курса.

Влияние половой принадлежности студентов-медиков 1-го года обучения и наличия у них профессиональных интересов на успешность освоения ими учебного материала в процессе длительного курса обучения в клинике

Аннотация

До настоящего времени эффективность заданий, основанных на клинических случа­ях для студентов-медиков 1-го года обучения была недостаточно исследована. Недавно в медицинской школе Мейо к учебному плану был добавлен курс по анатомии и патологии, чтобы помочь студентам оценить клиническую значимость получаемой ими теоретичес­кой информации.

Данное исследование было посвящено анализу преимуществ внедрения такого курса среди определенных групп студентов. Длительный курс обучения, фокусирующийся на клинических аспектах заболеваний (демонстрация больных, оценка их состояния, про­ведение дифференциальной диагностики, обсуждение возможных вариантов лечения и психосоциальных вопросов), был распределен на курсы анатомии и патологии, проходя­щие еженедельно. В процессе преподавания проводился опрос студентов, чтобы выявить, помогает ли данный курс лучше понимать значение получаемых теоретических знаний, которые им предстоит в дальнейшем использовать в клинике.

Ответы, а также оценки, полученные студентами после прохождения обучения, были проанализированы с учетом распределения студентов на группы в зависимости от выбран­ной ими медицинской специальности и пола. Была выявлена удивительная закономер­ность: студенты, еще не определившиеся со своими профессиональными интересами, об­наружили для себя значительно меньше преимуществ от внедрения данного длительного курса обучения в клинике по сравнению с теми, кто уже был увлечен определенной сферой медицины и заинтересован в получении специализированной клинической информации, в обучении методам установления диагноза и составления плана лечения, в объединении получаемых теоретических и клинических знаний, а также в понимании совокупной цен­ности даваемых им клинических навыков. Студенты, не определившиеся со своими про­фессиональными интересами, в процессе прохождения данного курса получили значи­тельно более низкие оценки, чем те, кто уже имел определенную сферу интересов. Важно, что ответы, полученные в ходе опроса, практически не зависели от пола респондентов. Однако при сравнении полученных оценок выявлена определенная тенденция: девушки получили более высокие оценки, по сравнению с юношами.

Подводя итог, можно сделать следующее заключение: студенты, не определившиеся со своими профессиональными интересами, обнаружили значительно меньше преимуществ от внедрения данного длительного курса обучения в клинике, а также получили худшие оценки в процессе его прохождения по сравнению с теми, кто уже увлечен определенной отраслью медицины. Значимой разницы в зависимости от пола студентов выявлено не было.

Medical Science Educator. - 2012. - Vol. 22 (1). - P. 2-9.

Обучение медицине в XXI в.: традиционное преподавание или командное обучение?

Аннотация

Стратегия обучения TeamLEAD, разработанная специалистами в области образования университета Дьюка и Сингапурского национального университета, включает принципы командного обучения. Лекции, тексты и электронное обучение по той или иной кон­кретной теме завершают до начала аудиторных занятий; деятельность преподавателей в классе фокусируется на разъяснении материала, применении принципов и решении за­дач в группе (команде) студентов.

Настоящее исследование было посвящено сравнению результатов экзаменов, которые сдавали студенты Сингапурского национального университета: Комплексный экзамен по фундаментальным наукам (CBSE - Comprehensive Basic Science Examination) и Лицензи­онный экзамен по медицине США (USMLE - United States Medical Licensing Examination), проводимые Национальным советом медицинских экзаменаторов (NBME - National Board of Medical Examiners) с результатами тех же экзаменов, сданных студентами-медиками Университета Дьюка (США). Курсы обучения в Сингапурском националь­ном университете уникальны тем, что фундаментальные науки студенты изучают лишь на 1-м году обучения, то есть половину срока, отведенного в большинстве медицинских школ США для этих дисциплин.

По окончании курса обучения фундаментальным наукам первые 3 когорты студентов из Сингапурского национального университета на экзамене CBSE продемонстрировали примерно одинаковый уровень знаний при сопоставлении с результатами экзамена сту­дентов из США. По окончании 2-го года обучения (клинические дисциплины) студенты из Сингапурского национального университета получили в целом более высокие баллы, чем студенты из США (66,5±7,8 против 61,0±11,0) [p<0,28; 95% доверительный интервал (65,1-67,9)]. Студенты первых 2 лет обучения в Сингапурском национальном универси­тете при сдаче 1-го этапа лицензионного экзамена USMLE также продемонстрировали достоверно более высокий уровень знаний (228,4±20,7 против 222±24) [p<0,028; 95% до­верительный интервал (223,5-233,3)]. При более коротком курсе обучения в Сингапур­ском национальном университете уровень знаний по фундаментальным дисциплинам у студентов оказался таким же, как у студентов из США, а уровень знаний к концу 2-го года обучения (когда преподаются клинические дисциплины) оказался достоверно выше, чем у студентов из США.

Наука

Модуль ведения списков научных публикаций как основа учета научной продукции медицинского вуза

Аннотация

В статье описывается модуль ведения списков научных пу­бликаций корпоративной информационной системы Крас­ноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого и регионального меди­цинского портала "Зеркало". Статья представляет интерес для руководителей медицинских вузов, отвечающих за ор­ганизацию научной работы, а также для специалистов, раз­вивающих информационные технологии в медицинском образовании.

Технологии обучения

Руководство AMEE № 32: Электронное обучение в медицинском образовании Часть 3: технология, менеджмент, дизайн (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)

Аннотация

В наши дни, когда электронное обучение стало частью мейн-стрима в медицинском образовании, опыт педагогической и практической работы, включающий работу с информаци­онными технологиями, стал существенной частью портфо-лио медицинского преподавателя. Цель данного руководст­ва - оказать помощь преподавателям в развитии своих навыков и умений работы в новой образовательной среде и сориентироваться в изменениях в сфере образования, ко­торые влечет за собой "информационная революция". В журнале "Медицинское образование и профессиональ­но развитие" руководство разделено на 3 части. В пер­вых 2-х приведены основополагающие концепции e-обуче-ния, e-преподавания, e-оценки знаний и повседневные вопросы, связанные с электронным обучением, рассмо­трены как теоретические концепции, так и их практиче­ское воплощение. В 3 части разбираются такие темы, как практическое применение технологий, используемых в e-обучении, поведение преподавателей и обучающихся в онлайн среде, а также дизайн контента и деятельности в процессе электронного обучения. Более широко рассма­триваются концепции политики и психологии электрон­ного обучения, а также многие его этические, правовые и экономические аспекты.

Тенденции развития системы оценки компетенций по профильным дисциплинам медицинских специальностей высшего профессионального образования

Аннотация

Федеральный государственный образовательный стан­дарт по медицинским специальностям сместил акценты со знаниевого подхода в образовании на поведенческий аспект - на практические умения, которыми должен обла­дать выпускник медицинской школы. Компетентностный подход в образовании положил начало формированию модульных дисциплин. Модули дисциплин формируют группу родственных компетенций, которые совместно обеспечивают формирование специалиста, способного построить новое знание в соответствии с новыми условия­ми. Развитие высшего образования требует современных подходов в системе оценки компетенций. В данной статье освещаются некоторые новые тенденции в формировании такой системы оценки компетенций высшего профессио­нального образования.

Кадровое развитие

Связь между образованием, подготовкой и развитием компетентности (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)

Аннотация

В современном медицинском образова­нии необходимо уметь определять и разви­вать его терминологию, которая слишком часто используется совершенно необдуман­но и неуместно. Педагоги-теоретики уделя­ют большее внимание понятию обучения, а не преподавания, а именно ориентиро­ванному на студента и управляемому сту­дентом обучению, а не направленному на учителя наставническому преподаванию. Однако мы все еще предпочитаем исполь­зовать слово "подготовка", как например, в понятии профессиональная подготовка по узкой специализации, когда говорим о специальной программе или стремимся до­стичь уровней компетентности с надеждой на то, что они соответствуют результатам обучения по программе. В этой статье пред­лагается дискуссия о том, достаточно ли удовлетворительного окончания програм­мы (окончание программы специального профессионального обучения) или ученика следует оценивать по определенным уров­ням компетенции, соответствующим его профессиональной деятельности.

"Лично я всегда готов учиться, хотя я не всегда готов к поучениям".

Сэр Уинстон Черчилль



ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий, доцент кафедры госпитальной хирургии ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, член Координационного совета по кадровой политике Минздрава России, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Ответственный секретарь Комиссии по аккредитации мероприятий НМО в Национальной медицинской палате, Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, Генеральный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе, Генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед
Вскрытие
Медицина сегодня
Съезд хирургов ФМБА России

Съезд хирургов ФМБА России " Высокотехнологичная медицинская помощь: концепция безопасности и единого хирургического пространства " 14-15 октября 2022 года, г. Санкт-Петербург Впервые в истории хирургическая безопасность будет изучена столь подробно! Отныне "S afe surgery "...

Председатель организационного комитета 17-го Национального конгресса терапевтов - министр здравоохранения Российской Федерации - Михаил Альбертович Мурашко

Председатель организационного комитета 17-го Национального конгресса терапевтов - министр здравоохранения Российской Федерации - Михаил Альбертович Мурашко В программе конгресса запланированы более 150 образовательных секций, симпозиумов, клинических разборов, мастер-классов...

Представляем оргкомитет 17-го Национального конгресса терапевтов

Уважаемые коллеги! Представляем оргкомитет 17-го Национального конгресса терапевтов (с международным участием) , который состоится 12-14 октября в МВЦ "Крокус Экспо" (павильон 3, Зал 20, г. Москва). · Президент Российского научного медицинского общества терапевтов,...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»