Текущий номер
3 . 2011
Главная тема

Редакционная заметка

Аннотация
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация

Редакционная статья

Аннотация
Анонсы мероприятий

III Общероссийская конференция с международным участием "Медицинское образование и здравоохранение-2012" Москва, 4-6 апреля 2012 г.

Аннотация
События

Конференция "AMEE-2011" Вена, Австрия, 27-31 августа 2011 г.

Аннотация

Всероссийская научно-практическая конференция "Непрерывное профессиональное развитие специалистов в условиях реформирования Российского образования и здравоохранения"

Аннотация
Рефераты

Образовательные и финансовые последствия использования пациентов-инструкторов во вводном обучении умениям физикального осмотра

Аннотация

 

Виртуальные пациенты: год перемен

Аннотация

Виртуальные операции в общей практике: оценка нового обучающего пакета виртуального пациента для студентов

Аннотация

Анализ оперативного опыта базовых хирургических стажеров в Ирландии с использованием веб-журнала

Аннотация
Главная тема

Симуляции в системе медицинского образования. Создание программы симуляционного обучения: Руководство AMEE №50 (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)

Аннотация

В наиболее простой форме симуляции можно охарактеризовать как имитацию реальности. В настоящее время в системе медицинского об­разования применяют множество симулирующих устройств и методик. Применение симуляции обусловлено не только различными движущими силами, но и желаемыми результатами и целя­ми. К таким результатам относятся возможность обучения и оценки, повышение безопасности пациента и проведение исследований. Между тем не следует воспринимать симуляционные методики в качестве панацеи для решения всех образовательных задач. Для принятия решения об использовании той или иной методики симу­ляции следует прежде всего руководствоваться желаемыми результатами.

Центры практических умений как обязательная составляющая подготовки студентов медицинских вузов

Аннотация

В настоящей статье авторы обсуждают проблемы практической подготовки специалистов высших медицинских школ, представляют свое видение этой проблемы через собственный опыт пре­подавания практических умений. Приводятся результаты анализа по эффективности тренин-говых циклов на базе Центра практических уме­ний Казанского государственного медицинского университета.

Рекомендации по внедрению обучения на основе симуляционных технологий в учебный процесс медицинского вуза

Аннотация

В настоящее время в медицинских вузах повсемес­тно внедряется обучение клиническим умениям, основанное на применении симуляционных тех­нологий. В статье даются рекомендации по внедрению данного вида обучения, приводится собст­венный опыт и обосновывается необходимость комплексного подхода для успешного внедрения симуляционных технологий в учебный процесс.

Имитационное обучение в Центре непрерывного профессионального образования в структуре медицинского университета

Аннотация

Для обеспечения гарантии качества практичес­кой подготовки студентов, интернов, ордина­торов и курсантов требуется наличие у медицинских вузов достаточной клинической базы. В дополнение к клинической базе в ряде меди­цинских вузов РФ стали открываться специ­альные центры, оборудованные тренажерами и другими техническими устройствами для про­ведения обучения и аттестации в специально организованных условиях с целью повышения качества практической подготовки.

Cимулированные/стандартизированные пациенты глава 29 из книги "a practical guide for medical teachers" (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)

Аннотация

Людей, обученных изображать па­циентов, называли по-разному на про­тяжении более 40 лет. Сначала, в начале 1960-х, их называли программированными пациентами (programmed patients), позже в 1970-х, - симулированными пациентами (simulated patients). При использовании для оценки умений студентов медицин­ских вузов их стали называть стандар­тизированными пациентами (standardised patients), а в качестве удобного акронима укрепилось обозначение SP. Со време­нем термином "стандартизированный" заменили первоначальный термин "си­мулированный", чтобы подчеркнуть тот факт, что случай пациента преподносят принципиально одинаково в беседе с каждым студентом. Эту терминологию приписывают канадскому психомет-ристу Geoffrey Norman (Wallace, 1997). Людей, изображающих родителей или родственников пациента или других ме­дицинских работников в клинической ситуации, не являющихся пациентами, называют стандартизированным участ­ником (Monaghanet, 1997).

Основания для использования методики "стандартизированный пациент" в качестве контроля качества обучения практическим умениям в медицинском вузе (пер. с англ. под ред. С.А. Булатова)

Аннотация

Совместное исследование, проведенное Ка­занским государственным медицинским уни­верситетом (Россия) и NOVA Southeastern University (Флорида, США), установило, что проблемы медицинского образования в этих двух странах во многом схожи. Несмотря на то что эта статья рассматривает в качестве приме­ра применение методики "стандартизирован­ный пациент" в университетах США, авторы убеждены, что эта методология и рассматри­ваемые вопросы применимы в международном масштабе.

Организационно-методическое обеспечение освоения хирургических навыков на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии

Аннотация

В статье в связи с развитием симуляционных центров представлен опыт и материалы кафедры по организационному и учебно-методическому обеспечению освоения студентами хирургичес­ких умений. Приведены рекомендации по орга­низации этой работы.

Симуляция как инновационный метод обучения неотложной педиатрии

Аннотация

В практической деятельности врач-педиатр не­редко встречается с острыми состояниями, требующими проведения неотложной терапии. Характер и содержание неотложной помощи при различных клинических состояниях, часто представляющих собой непосредственную угрозу жизни, имеют оп­ределенные особенности. Смертельные исходы от предотвратимых причин, по данным ВОЗ, возни­кают у детей в 25% случаев. Можно предположить, что в каждом четвертом случае смерть ребенка в РФ является условно-предотвратимой и зависит от квалификации специалиста, оказывающего экс­тренную врачебную помощь.

Разработка и применение обучающего виртуального симулятора в медицинском образовании

Аннотация

Единственный эффективный и безопасный спо­соб отработки практических умений в настоящее время - это виртуальные технологии. Смоде­лированные на компьютере ситуации активно реагируют на действия курсантов и полностью имитируют физиологический ответ пациента на действия врача либо воспроизводят адекват­ную реакцию тканей на манипуляции хирурга. Врачи, освоившие практические умения при помощи виртуальных тренажеров, значитель­но быстрее и увереннее переходят к настоящим вмешательствам, их дальнейшие реальные ре­зультаты становятся более профессиональными. В ходе обучения методом повтора и демонстра­ции правильной тактики хирурга студенту пока­зываются все основные манипуляции и правила их выполнения.

Опыт реализации симуляционных образовательных программ последипломного обучения врачей в неотложной медицине и анестезиологии

Аннотация

Современная технология имитационного моде­лирования (симуляции) позволяет решать широ­кий круг задач практического обучения в меди­цине критических состояний, давая возможность специалисту повышать свою квалификацию в рамках существующей программы последип­ломного образования без рисков для жизни реальных пациентов. За 4 года работы симуля-ционного центра на базе НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского были созданы, внед­рены и успешно реализуются на постоянной ос­нове 5 обучающих курсов.

Окупаемость виртуального обучения лапароскопии

Аннотация

Виртуальные симуляторы позволяют освоить базовые практические умения и отработать ма­нуальные навыки в лапароскопии, приобрести начальный практический оперативный опыт в виртуальной среде без вреда пациенту. Однако в связи с высокой стоимостью данные устройства пока мало распространены. В настоящей работе предпринята попытка определить окупаемость и экономический эффект применения вирту­альных симуляторов в практической подготов­ке по лапароскопической гинекологии. Расче­ты показали, что экономия средств составляет 17 238 руб. на одного интерна. Симулятор оку­пается за 2 года. В дальнейшие 3 года его эксплу­атации экономический эффект составит свыше 8 млн руб.

Клиническое обучение конечных пользователей медицинского оборудования - неотъемлемая часть послепродажного обслуживания

Аннотация

В статье освещаются факторы, которые делают необходимым организацию системы обучения медицинского персонала работе на сложном высокотехнологическом оборудовании; раскры­ваются система и принципы построения клини­ческого обучения компании GE Healthcare в Рос­сии и СНГ. Статья в деталях знакомит читателя с организацией учебного центра GE Healthcare Academy, форматом учебных программ, адресо­ванных специалистам.

Здоровый образ жизни

Перспективы организации и развития центра здоровья студентов Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко

Аннотация

Проведено комплексное медико-социальное ис­следование состояния здоровья и образа жизни студентов-медиков ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Установлена зависимость состояния их здоровья от социально-гигиенических показателей, фак­торов учебного процесса и выявлены наиболее значимые из них. Изложена методика организа­ции Центра здоровья ВГМА им. Н.Н. Бурденко с применением аппаратно-программных средств диагностики, прогноза и коррекции психофизио­логических резервов организма. Сила органи­зации в том, что в ней воспитывается личность, способная принимать решения, формируется опыт самореализации.

Технологии обучения

К методике составления ситуационных клинических задач контроля знаний и умений студентов

Аннотация

В статье представлен образец ситуационной зада­чи для контроля знаний и практических умений студентов. Она представляет собой развернутую выписку из истории болезни, вопросы, которые позволяют оценить как теоретические знания, так и умение провести профессиональный раз­бор истории болезни. Такие задачи предназна­чены для проведения практических занятий при отсутствии доступа к тематическому больному.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной хирургии №1 ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, генеральный директор ООО "ГЭОТАР-Мед", генеральный представитель AMEE (Ассоциация по медицинскому образованию в Европе), председатель Оргкомитета форума "РОСМЕДОБР", член Европейского симуляционного общества (SESAM) и Международного медицинского симуляционного сообщества (SSH), Москва, Российская Федерация
РОСМЕДОБР 2021
Медицина сегодня
IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии.

IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии 28-30 апреля 2022 г. в Екатеринбурге состоится IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии (ЕАКО). Свое название конференция получила неслучайно, ведь именно в городе, расположенном на границе Европы и Азии, раз в два...

III Съезд онкологов Московской области.

III Съезд онкологов Московской области 22 октября 2021 года состоится III Съезд онкологов Московской области. Специалисты Подмосковья, занимающиеся лечением злокачественных новообразований разных локализаций, снова встретятся, чтобы обсудить проблемы, новые тренды в...

Образовательная сессия "Амбулаторный приём"

Самые актуальные данные по фармакотерапии для вас! Приглашаем врачей поликлиник 14 сентября в 09:00 (мск) присоединиться к научно-образовательной сессии "Амбулаторный приём". Доступен очный и заочный формат мероприятия. ВАС ЖДУТ: насыщенная научная и культурная программа,...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»