Текущий номер
2 . 2023
Симуляционные технологии

ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК ОБЩЕНИЯ ВРАЧА С ПАЦИЕНТОМ В СИМУЛЯЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация

Качественный обмен информацией между врачом и пациентом является необходимым условием их эффективного взаимодействия. Коммуникативные навыки врача, в том числе на этапе его становления, должны постоянно совершенствоваться, непосредственно путем их постоянной отработки. В статье приводятся результаты исследования оценки эффективности проведения симуляционных курсов, направленных на повышение коммуникативной компетенции студентов лечебного факультета. В ходе недельного курса с входным и выходным контролем знаний студентов было показано, что выявление типичных коммуникативных ошибок в симуляционных условиях с их последующей коррекцией на практических занятиях является эффективной методикой повышения уровня профессионального образования будущих специалистов. Внедрение симуляционных практик в обучение студентов-медиков позволяет сформировать необходимые для этого компетенции, что в будущем способно в значительной мере повысить как комплаентность, так и ближайшие и отдаленные результаты лечения пациентов.

Технологии обучения

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация

Формой контроля уровня знаний студентов в вузах является балльно-рейтинговая система. Она основывается на мотивированной, систематической работе как студентов, так и преподавателей вуза. Информационная открытость балльно-рейтинговой системы позволяет более объективно оценивать уровень знаний студентов и мотивировать их к более глубокой подготовке к занятию. В статье указаны базовые принципы использования балльно-рейтинговой системы, а также ее преимущества перед традиционным подходом к контролю освоения студентами учебного материала. В ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России рейтинговая система внедрена с 2016 г. Авторы статьи провели анкетирование студентов V курса лечебного факультета с целью выявления их отношения к действующей балльно-рейтинговой системе. Проанализированы отзывы студентов о достоинствах и недостатках системы. Сделаны выводы о необходимости пересмотра некоторых пунктов действующих положений с целью оптимизации процесса адаптации и дальнейшего успешного функционирования балльно-рейтинговой системы в вузе. Установлено, что данная система адекватно оценивает учебные достижения студентов. Основным ориентиром изменений и усовершенствований рейтинговой системы должно быть не только мнение студентов, но и опыт других медицинских вузов, а также мнение преподавателей.

ОЦЕНКА МЕДИЦИНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВРАЧЕЙ ПАЦИЕНТАМИ: ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ ЯЗЫК, АДАПТАЦИЯ И ВАЛИДИЗАЦИЯ ОПРОСНИКА IPAMP

Аннотация

Оценка медицинского профессионализма не теряет своей актуальности, так как она связана с оценкой качества подготовки будущих врачей и оказания медицинской помощи населению. Существующие инструменты для оценки профессионализма врачей в РФ редко учитывают мнение пациентов или их законных представителей. Международный инструмент для оценки пациентами медицинского профессионализма (IPAMP) включает 11 пунктов и предназначен для оценки профессионализма обучающихся и врачей с точки зрения пациента.

Цель исследования - перевод на русский язык, адаптация и валидизация инструмента оценки медицинского профессионализма пациентами (IPAMP).

Материал и методы. Для проверки надежности и достоверности русской версии опросника (R-IPAMP) на базе ГАУЗ Архангельской области "Архангельская детская стоматологическая поликлиника" было проведено поперечное исследование. Анонимно опрошены 336 законных представителей пациентов (родителей), которые оценили профессионализм 7 врачей-стоматологов со стажем работы не больше 3 лет, в возрасте до 30 лет.

Результаты. Осуществлены межкультурный перевод и адаптация IPAMP на русский язык. Определены структурная и критериальная валидность инструмента оценки. Коэффициент альфа Кронбаха для 11 пунктов анкеты составил 0,814, что свидетельствует о хорошей надежности инструмента оценки, внутренней согласованности вопросов анкеты и их однородности. Проанализированы данные ответов 336 законных представителей пациентов, которые достаточно высоко оценили медицинский профессионализм молодых врачей (4,56±0,04).

Ограничения исследования. Для стандартизации опросника требуются дальнейшее исследование его конвергентной и дискриминантной валидности, ретестовой надежности и проведение факторного анализа на более значительной выборке респондентов.

Заключение. Предложенный вариант русской версии IPAMP является валидным и надежным инструментом оценки медицинского профессионализма со стороны пациентов и может быть использован на всех этапах и уровнях медицинского образования, а также в практическом здравоохранении для получения обратной связи от пациентов или их законных представителей с целью коррекции учебного процесса и совершенствования взаимодействия в системе "врач-пациент".

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Одной из особенностей дополнительного профессионального образования является необходимость подстройки учебного процесса под постоянно изменяющиеся требования контингента обучаемых. В работе представлен анализ многолетнего опыта проводимых корректировок учебного процесса циклов последипломного обучения на кафедре медицинской информатики и физики ФГБОУ ВО "СЗГМУ им. И.И. Мечникова" Минздрава России. Показано, что важнейшим условием успешной адаптации учебного процесса является создание оперативных, надежных и правильно организованных каналов обратной связи, таких как предварительное собеседование со слушателями и их финальное анкетирование. Предложены возможные пути решения возникающих вопросов при общей и текущей организации обучения, связанные с выявлением и учетом предложений и пожеланий слушателей для адаптации учебного процесса к потребностям обучаемых и повышению его качества.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКЦИОННОГО ОНЛАЙН-КУРСА ПО ХИМИИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация

Особенности организации лекционных занятий проанализированы на примере базовой дисциплины "Химия" для иностранных студентов I курса ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России (УГМУ), обучающихся по специальностям "Лечебное дело" и "Стоматология". Дистанционная форма занятия, англоязычное изложение материала обусловливают ряд особых организационно-методических подходов к процессу проведения лекции. Электронная среда УГМУ позволяет педагогу читать лекции в синхронном режиме (онлайн) на платформе MS Teams, используя все имеющиеся там технические возможности. Для иностранных студентов еженедельно размещались видеофайлы с записями лекций и pdf-презентации, доступ к которым был открыт на постоянной основе при использовании сети интернет. Слайды лекционных pdf-презентаций максимально наполнялись графической и текстовой информацией с лаконичными и четкими формулировками. Лектор соблюдал медленный темп, смысловые паузы и акценты в речи, эмоционально окрашенную интонацию. Для повышения уровня внимания студентов и вовлеченности в учебный процесс по окончании каждой лекции было введено дистанционное тестирование. Анализ результатов промежуточных контролей как на лекциях, так и на практических занятиях показал, что более 60% студентов выполняли задания на отличную оценку. Результаты тестирования по каждой теме лекции и результаты промежуточных контролей на практических занятиях по соответствующим темам коррелируют между собой, связь линейная, положительная (r=0,7).

АДАПТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ-ОСТЕОПАТОВ

Аннотация

Авторы исследования предлагают педагогические решения вопросов, связанных с разработкой программ новых учебных дисциплин в контексте медицинского образования. В 2022-2023 гг. в СЗГМУ им. И.И. Мечникова была начата реализация нового учебного плана по подготовке будущих врачей-остеопатов, не имеющего аналогов и прецедентов в медицинских вузах России. С целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих врачей-остеопатов авторы исследования при помощи анализа PRISMA теоретически определили, что наиболее эффективный метод проектирования современных образовательных программ - адаптивного проектирования, а также предложили определение данному методу. Авторы статьи предположили, что метод адаптивного проектирования обучения позволяет минимизировать риски неэффективности при создании и реализации методических ресурсов для абсолютно новых дисциплин и учебных планов, что впоследствии нашло подтверждение в процессе имплементации и мониторингов.

В ходе разработки курса иностранного языка была выявлена необходимость планировать результаты обучения, цели подготовки, содержательное наполнение с опорой на профиль обучающегося, практическую коммуникацию во время врачебного приема пациента у врача-остеопата. В настоящей публикации представлены результаты анкетирования студентов с целью определения усредненного профиля обучающегося, преподавателей - для описания ожиданий от курса иностранного языка, врачей-остеопатов - для формирования содержательного компонента дисциплин, поскольку разработчикам новых дисциплин требовался коммуникативный материал, понимание целей и задач практикующего врача-остеопата. С педагогической точки зрения при разработке новых курсов необходимо было выбрать наиболее действенный на современном этапе формат обучения.

По результатам мониторинга уровня удовлетворенности и показателей успеваемости студентов в период коронавирусных ограничений авторы предложили для разрабатываемых курсов гибридный формат обучения. Также в статье описаны результаты мониторинга уровня удовлетворенности курсом обучающимися с точки зрения адаптивности представленной методики проектирования учебных курсов и ее перспектив.

НЕФОРМАЛЬНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО "ХАСЭ ВРАЧЕЙ" КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРКЕССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЫХ ВРАЧЕЙ

Аннотация

Изменения в медицинском образовании и в общественном здравоохранении актуализируют кадровые вопросы. Перспективным решением является развитие института наставничества. Рассмотрение и исследование положительных примеров помогут молодым врачам-специалистам в их профессиональном пути. Цель научного исследования - показать положительный опыт наставничества "Хасэ врачей" как пример профессионального развития, становления и адаптации молодых врачей посредством передачи ценностей черкесской культуры.

Материал и методы. Качественное социологическое исследование 10 молодых врачей, прошедших через наставничество.

Результаты и обсуждения. Все респонденты отмечают положительный опыт, улучшение коммуникативных навыков и общения, теоретической подготовки и профессиональных медицинских навыков.

Заключение. Наставничество может рассматриваться как модель образования, профессионального роста и развития молодых врачей в здравоохранении.

Кадровое развитие

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования, посвященного предпочтительным видам будущей профессиональной деятельности студентов-медиков. Цель исследования - выявить специфику профессионального выбора различных типологических групп студентов-медиков. Исследование выполнено среди студентов ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России с использованием онлайн-опроса. Оно показало, что студенты педиатрического и лечебного факультетов более всего хотели бы работать в престижном медицинском учреждении - солидном государственном или частном. Студенты-стоматологи чаще всех отвергают для себя государственное управление, несовместимое с коммерческой деятельностью. Их менее других интересует работа в медицинском учреждении областного центра, научная или преподавательская деятельность, а также работа в районной больнице. Будущие фармацевты также привержены коммерческой деятельности и нередко хотели бы иметь свой бизнес. В целом соответствуют профилю подготовки трудовые ориентации только студентов медико-профилактического факультета. Именно эти студенты в значительной мере ориентированы на будущую деятельность в сфере государственного управления.

Проанализированы оценки студентов о предпочтении будущей профессиональной деятельности с использованием многомерного анализа данных, позволившего выделить 4 типа студенческих установок: 1) медицина; 2) клиника; 3) наука; 4) бизнес. Каждый тип содержит свой набор характеристик, который зависит от факультета и курса, успеваемости студентов, мотивации выбора профессии и места ее получения.

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация

В данной статье обсуждается важность развития цифровых компетенций медицинских работников в контексте всеобщей цифровизации российского здравоохранения. Основное внимание уделяется использованию цифровых навыков в повседневной практике медицинских работников и их значимости в настоящей и будущей клинической практике. Рассматриваются вопросы влияния искусственного интеллекта на медицину и роли врача в будущем.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА В АКМЕОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация

Введение. Поиски модели, способствующей акмеологическому развитию, интегрирующей формальное и неформальное обучение преподавателей при повышении педагогической квалификации, актуальны. Статья направлена на выяснение удовлетворенности преподавателей новым форматом повышения педагогической квалификации в школе педагогического ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России. Рассмотрено вовлечение преподавателей в педагогическое творчество в рамках деятельности федеральной инновационной площадки.

Материал и методы. Реализован сплошной метод исследования, опрошены слушатели курсов повышения квалификации без учета специальности и стажа, инструмент сбора информации - анонимное анкетирование посредством Google-формы, валидизировано аналогичными опросами учреждениями дополнительного образования г. Волгограда. Методы анализа информации: обоб­щение, анализ информации по избранным индикаторам анкеты, согласие респондентов было получено на основе заявлений при записи на курсы повышения квалификации.

Результаты и обсуждение. Представлены данные, свидетельствующие об удовлетворенности преподавателей новым форматом обучения в школе педагогического мастерства. Результатом формального и неформального повышения квалификации преподавателей стали создание новых проектов, творческое участие в событийном образовании.

Заключение. Модель школы педагогического мастерства, ориентированная на акмеологическое развитие преподавателей медицинского вуза, разработана и прошла апробацию в Волгоградском государственном медицинском университете в процессе деятельности федеральной инновационной площадки. Полученные результаты позволяют рекомендовать опыт нового формата повышения педагогической квалификации коллегам из других медицинских вузов.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»