ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК ОБЩЕНИЯ ВРАЧА С ПАЦИЕНТОМ В СИМУЛЯЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Аннотация
Качественный обмен информацией между врачом и пациентом является необходимым условием их эффективного взаимодействия. Коммуникативные навыки врача, в том числе на этапе его становления, должны постоянно совершенствоваться, непосредственно путем их постоянной отработки. В статье приводятся результаты исследования оценки эффективности проведения симуляционных курсов, направленных на повышение коммуникативной компетенции студентов лечебного факультета. В ходе недельного курса с входным и выходным контролем знаний студентов было показано, что выявление типичных коммуникативных ошибок в симуляционных условиях с их последующей коррекцией на практических занятиях является эффективной методикой повышения уровня профессионального образования будущих специалистов. Внедрение симуляционных практик в обучение студентов-медиков позволяет сформировать необходимые для этого компетенции, что в будущем способно в значительной мере повысить как комплаентность, так и ближайшие и отдаленные результаты лечения пациентов.
АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Аннотация
Формой контроля уровня знаний студентов в вузах является балльно-рейтинговая система. Она основывается на мотивированной, систематической работе как студентов, так и преподавателей вуза. Информационная открытость балльно-рейтинговой системы позволяет более объективно оценивать уровень знаний студентов и мотивировать их к более глубокой подготовке к занятию. В статье указаны базовые принципы использования балльно-рейтинговой системы, а также ее преимущества перед традиционным подходом к контролю освоения студентами учебного материала. В ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России рейтинговая система внедрена с 2016 г. Авторы статьи провели анкетирование студентов V курса лечебного факультета с целью выявления их отношения к действующей балльно-рейтинговой системе. Проанализированы отзывы студентов о достоинствах и недостатках системы. Сделаны выводы о необходимости пересмотра некоторых пунктов действующих положений с целью оптимизации процесса адаптации и дальнейшего успешного функционирования балльно-рейтинговой системы в вузе. Установлено, что данная система адекватно оценивает учебные достижения студентов. Основным ориентиром изменений и усовершенствований рейтинговой системы должно быть не только мнение студентов, но и опыт других медицинских вузов, а также мнение преподавателей.
ОЦЕНКА МЕДИЦИНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВРАЧЕЙ ПАЦИЕНТАМИ: ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ ЯЗЫК, АДАПТАЦИЯ И ВАЛИДИЗАЦИЯ ОПРОСНИКА IPAMP
Аннотация
Оценка медицинского профессионализма не теряет своей актуальности, так как она связана с оценкой качества подготовки будущих врачей и оказания медицинской помощи населению. Существующие инструменты для оценки профессионализма врачей в РФ редко учитывают мнение пациентов или их законных представителей. Международный инструмент для оценки пациентами медицинского профессионализма (IPAMP) включает 11 пунктов и предназначен для оценки профессионализма обучающихся и врачей с точки зрения пациента.
Цель исследования - перевод на русский язык, адаптация и валидизация инструмента оценки медицинского профессионализма пациентами (IPAMP).
Материал и методы. Для проверки надежности и достоверности русской версии опросника (R-IPAMP) на базе ГАУЗ Архангельской области "Архангельская детская стоматологическая поликлиника" было проведено поперечное исследование. Анонимно опрошены 336 законных представителей пациентов (родителей), которые оценили профессионализм 7 врачей-стоматологов со стажем работы не больше 3 лет, в возрасте до 30 лет.
Результаты. Осуществлены межкультурный перевод и адаптация IPAMP на русский язык. Определены структурная и критериальная валидность инструмента оценки. Коэффициент альфа Кронбаха для 11 пунктов анкеты составил 0,814, что свидетельствует о хорошей надежности инструмента оценки, внутренней согласованности вопросов анкеты и их однородности. Проанализированы данные ответов 336 законных представителей пациентов, которые достаточно высоко оценили медицинский профессионализм молодых врачей (4,56±0,04).
Ограничения исследования. Для стандартизации опросника требуются дальнейшее исследование его конвергентной и дискриминантной валидности, ретестовой надежности и проведение факторного анализа на более значительной выборке респондентов.
Заключение. Предложенный вариант русской версии IPAMP является валидным и надежным инструментом оценки медицинского профессионализма со стороны пациентов и может быть использован на всех этапах и уровнях медицинского образования, а также в практическом здравоохранении для получения обратной связи от пациентов или их законных представителей с целью коррекции учебного процесса и совершенствования взаимодействия в системе "врач-пациент".
АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
Одной из особенностей дополнительного профессионального образования является необходимость подстройки учебного процесса под постоянно изменяющиеся требования контингента обучаемых. В работе представлен анализ многолетнего опыта проводимых корректировок учебного процесса циклов последипломного обучения на кафедре медицинской информатики и физики ФГБОУ ВО "СЗГМУ им. И.И. Мечникова" Минздрава России. Показано, что важнейшим условием успешной адаптации учебного процесса является создание оперативных, надежных и правильно организованных каналов обратной связи, таких как предварительное собеседование со слушателями и их финальное анкетирование. Предложены возможные пути решения возникающих вопросов при общей и текущей организации обучения, связанные с выявлением и учетом предложений и пожеланий слушателей для адаптации учебного процесса к потребностям обучаемых и повышению его качества.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКЦИОННОГО ОНЛАЙН-КУРСА ПО ХИМИИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
Особенности организации лекционных занятий проанализированы на примере базовой дисциплины "Химия" для иностранных студентов I курса ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России (УГМУ), обучающихся по специальностям "Лечебное дело" и "Стоматология". Дистанционная форма занятия, англоязычное изложение материала обусловливают ряд особых организационно-методических подходов к процессу проведения лекции. Электронная среда УГМУ позволяет педагогу читать лекции в синхронном режиме (онлайн) на платформе MS Teams, используя все имеющиеся там технические возможности. Для иностранных студентов еженедельно размещались видеофайлы с записями лекций и pdf-презентации, доступ к которым был открыт на постоянной основе при использовании сети интернет. Слайды лекционных pdf-презентаций максимально наполнялись графической и текстовой информацией с лаконичными и четкими формулировками. Лектор соблюдал медленный темп, смысловые паузы и акценты в речи, эмоционально окрашенную интонацию. Для повышения уровня внимания студентов и вовлеченности в учебный процесс по окончании каждой лекции было введено дистанционное тестирование. Анализ результатов промежуточных контролей как на лекциях, так и на практических занятиях показал, что более 60% студентов выполняли задания на отличную оценку. Результаты тестирования по каждой теме лекции и результаты промежуточных контролей на практических занятиях по соответствующим темам коррелируют между собой, связь линейная, положительная (r=0,7).
АДАПТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ-ОСТЕОПАТОВ
Аннотация
Авторы исследования предлагают педагогические решения вопросов, связанных с разработкой программ новых учебных дисциплин в контексте медицинского образования. В 2022-2023 гг. в СЗГМУ им. И.И. Мечникова была начата реализация нового учебного плана по подготовке будущих врачей-остеопатов, не имеющего аналогов и прецедентов в медицинских вузах России. С целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих врачей-остеопатов авторы исследования при помощи анализа PRISMA теоретически определили, что наиболее эффективный метод проектирования современных образовательных программ - адаптивного проектирования, а также предложили определение данному методу. Авторы статьи предположили, что метод адаптивного проектирования обучения позволяет минимизировать риски неэффективности при создании и реализации методических ресурсов для абсолютно новых дисциплин и учебных планов, что впоследствии нашло подтверждение в процессе имплементации и мониторингов.
В ходе разработки курса иностранного языка была выявлена необходимость планировать результаты обучения, цели подготовки, содержательное наполнение с опорой на профиль обучающегося, практическую коммуникацию во время врачебного приема пациента у врача-остеопата. В настоящей публикации представлены результаты анкетирования студентов с целью определения усредненного профиля обучающегося, преподавателей - для описания ожиданий от курса иностранного языка, врачей-остеопатов - для формирования содержательного компонента дисциплин, поскольку разработчикам новых дисциплин требовался коммуникативный материал, понимание целей и задач практикующего врача-остеопата. С педагогической точки зрения при разработке новых курсов необходимо было выбрать наиболее действенный на современном этапе формат обучения.
По результатам мониторинга уровня удовлетворенности и показателей успеваемости студентов в период коронавирусных ограничений авторы предложили для разрабатываемых курсов гибридный формат обучения. Также в статье описаны результаты мониторинга уровня удовлетворенности курсом обучающимися с точки зрения адаптивности представленной методики проектирования учебных курсов и ее перспектив.
НЕФОРМАЛЬНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО "ХАСЭ ВРАЧЕЙ" КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРКЕССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЫХ ВРАЧЕЙ
Аннотация
Изменения в медицинском образовании и в общественном здравоохранении актуализируют кадровые вопросы. Перспективным решением является развитие института наставничества. Рассмотрение и исследование положительных примеров помогут молодым врачам-специалистам в их профессиональном пути. Цель научного исследования - показать положительный опыт наставничества "Хасэ врачей" как пример профессионального развития, становления и адаптации молодых врачей посредством передачи ценностей черкесской культуры.
Материал и методы. Качественное социологическое исследование 10 молодых врачей, прошедших через наставничество.
Результаты и обсуждения. Все респонденты отмечают положительный опыт, улучшение коммуникативных навыков и общения, теоретической подготовки и профессиональных медицинских навыков.
Заключение. Наставничество может рассматриваться как модель образования, профессионального роста и развития молодых врачей в здравоохранении.
ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Аннотация
В статье представлены результаты социологического исследования, посвященного предпочтительным видам будущей профессиональной деятельности студентов-медиков. Цель исследования - выявить специфику профессионального выбора различных типологических групп студентов-медиков. Исследование выполнено среди студентов ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России с использованием онлайн-опроса. Оно показало, что студенты педиатрического и лечебного факультетов более всего хотели бы работать в престижном медицинском учреждении - солидном государственном или частном. Студенты-стоматологи чаще всех отвергают для себя государственное управление, несовместимое с коммерческой деятельностью. Их менее других интересует работа в медицинском учреждении областного центра, научная или преподавательская деятельность, а также работа в районной больнице. Будущие фармацевты также привержены коммерческой деятельности и нередко хотели бы иметь свой бизнес. В целом соответствуют профилю подготовки трудовые ориентации только студентов медико-профилактического факультета. Именно эти студенты в значительной мере ориентированы на будущую деятельность в сфере государственного управления.
Проанализированы оценки студентов о предпочтении будущей профессиональной деятельности с использованием многомерного анализа данных, позволившего выделить 4 типа студенческих установок: 1) медицина; 2) клиника; 3) наука; 4) бизнес. Каждый тип содержит свой набор характеристик, который зависит от факультета и курса, успеваемости студентов, мотивации выбора профессии и места ее получения.
РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Аннотация
В данной статье обсуждается важность развития цифровых компетенций медицинских работников в контексте всеобщей цифровизации российского здравоохранения. Основное внимание уделяется использованию цифровых навыков в повседневной практике медицинских работников и их значимости в настоящей и будущей клинической практике. Рассматриваются вопросы влияния искусственного интеллекта на медицину и роли врача в будущем.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА В АКМЕОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Аннотация
Введение. Поиски модели, способствующей акмеологическому развитию, интегрирующей формальное и неформальное обучение преподавателей при повышении педагогической квалификации, актуальны. Статья направлена на выяснение удовлетворенности преподавателей новым форматом повышения педагогической квалификации в школе педагогического ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России. Рассмотрено вовлечение преподавателей в педагогическое творчество в рамках деятельности федеральной инновационной площадки.
Материал и методы. Реализован сплошной метод исследования, опрошены слушатели курсов повышения квалификации без учета специальности и стажа, инструмент сбора информации - анонимное анкетирование посредством Google-формы, валидизировано аналогичными опросами учреждениями дополнительного образования г. Волгограда. Методы анализа информации: обобщение, анализ информации по избранным индикаторам анкеты, согласие респондентов было получено на основе заявлений при записи на курсы повышения квалификации.
Результаты и обсуждение. Представлены данные, свидетельствующие об удовлетворенности преподавателей новым форматом обучения в школе педагогического мастерства. Результатом формального и неформального повышения квалификации преподавателей стали создание новых проектов, творческое участие в событийном образовании.
Заключение. Модель школы педагогического мастерства, ориентированная на акмеологическое развитие преподавателей медицинского вуза, разработана и прошла апробацию в Волгоградском государственном медицинском университете в процессе деятельности федеральной инновационной площадки. Полученные результаты позволяют рекомендовать опыт нового формата повышения педагогической квалификации коллегам из других медицинских вузов.