Текущий номер
1 . 2023
Симуляционные технологии

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ С ПАЦИЕНТОМ НА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ЭТАПЕ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация

В данной статье представлены результаты проведенного исследования по оценке навыков профессионального общения в процедуре первичной специализированной аккредитации специалистов здравоохранения на основе структурированного наблюдения видеофрагментов работы коммуникативной станции "Сбор жалоб и анамнеза".

Технологии обучения

РУКОВОДСТВО. ПЛАНИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ. МАТРИЦА ЭКЗАМЕНА

Аннотация

Оценка - важный компонент обучения, ее содержание определяет, что наиболее важно в учебной программе, и направляет обучение. Для успешного проведения любых оценочных мероприятий, будь то текущая (формирующая) оценка или итоговая - экзамен, необходимо ее тщательно спланировать, последовательно проходя через несколько этапов.

В результате изучения этого руководства вы сможете освоить первые 4 этапа планирования экзамена, в результате выполнения которых формируется матрица, или схема экзамена, представляющая собой спецификацию в табличном виде и отражающую содержание, инструменты оценки в зависимости от ее целей, а также весовые коэффициенты, определяющие объем различных тем и доменов оценки в экзамене.

Матрицы позволяют адекватно оценивать содержание курса, отражать основные цели и задачи курса - материал, который необходимо изучить, определить форматы, соответствующие оцениваемым знаниям, умениям и навыкам.

Матрицы могут использоваться не только для построения экзамена, но и для других целей: они демонстрируют студентам темы, которые наиболее важны в программе и служат для них компасом; способствуют обучению, предоставляя учащимся основу или схему курса обучения; доносят ожидания от учебного курса до всех заинтересованных сторон (слушателей, других преподавателей, администрации).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ: ОСНОВНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

Аннотация

Способность врачей проводить исследования и эффективно доносить их результаты, а также научные идеи в целом до различных аудиторий имеет решающее значение как для академической, так и для неакадемической карьеры. Однако, несмотря на растущую потребность студентов-медиков в курсах или семинарах по обработке и представлению медицинского контента, таких программ по-прежнему мало. Кроме того, отсутствуют убедительные доказательства в поддержку конкретных форматов и содержания курсов, которые улучшают необходимые для профессионалов-медиков навыки: критическое и логическое мышление, коммуникативность и др. В данной работе были проанализированы современные образовательные программы по академическому письму, представленные в научной литературе, размещенной в базе данных PubMed. В результате анализа выявлены и перечислены основные знания и навыки, необходимые для успешного участия студентов-медиков в продвижении медицинской науки; представлены основные соображения, которые важно учитывать при составлении образовательных программ, а также приведены примеры подобных курсов и семинаров, которые с успехом проводятся в медицинских институтах разных стран. Высказанные оценки, выводы и предложения могут дать преподавателям-медикам понимание того, как по-новому организовать образовательные и клинические программы для улучшения навыков поиска, чтения, письма, редактирования и презентации, улучшения критического мышления и способностей к логическому мышлению, а также получения глубоких знаний, необходимых для эффективной оценки и передачи медицинского контента.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОСТОРОННЕЙ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Многосторонняя оценка коммуникативных навыков обучающихся в медицинском вузе - важное условие формирования коммуникативной компетентности и повышения объективности ее оценки в процедурах контроля качества обучения. Однако недостаточная изученность потенциала такой оценки и условий проведения не способствует широкому внедрению данного метода оценки в медицинском образовании.

Цель исследования - выявить условия осуществления многосторонней оценки коммуникативных навыков обучающихся в медицинском вузе.

Материал и методы. В многосторонней оценке коммуникативных навыков приняли участие 2 эксперта, 35 выпускников стоматологического факультета Северного государственного медицинского университета, 1 стандартизированный пациент, которые по адаптированным и валидированным нами методикам оценили коммуникативные навыки аккредитуемых после выполнения задания на станции "Разъяснение информации пациенту" в рамках процедуры первичной аккредитации специалистов.

Результаты. Установлено, что уровень надежности анкеты, используемой для экспертной оценки и самооценки коммуникативных навыков, превосходный (α=0,97). Определено, что уровни показателей отношения шансов при разных сочетаниях источников оценок (экспертов) достоверно различаются. Эксперт-стоматолог почти по всем блокам анкеты более строго оценивал коммуникативные навыки респондентов по сравнению с оценками эксперта-психолога и самооценками респондентов. Для большинства респондентов была типична неадекватно завышенная самооценка коммуникативных навыков в ситуации разъяснения информации пациенту. Стандартизированный пациент более высоко оценивал у респондентов навыки межличностного общения и более низко - коммуникативные навыки.

Заключение. Использование стандартизированного оценочного инструментария, участие обученных оценке экспертов, обучающихся, а также стандартизированных пациентов, наличие дополнительных временных и человеческих ресурсов - важные условия, обеспечивающие внедрение многосторонней оценки в учебный процесс медицинских вузов.

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

Аннотация

Современные решения в области информационно-коммуникационных технологий, которые в настоящее время повсеместно используются для решения задач российского здравоохранения и оказания медицинской помощи, качественно меняют подходы к подготовке студентов в медицинских вузах и требуют развития новых компетенций и навыков в сфере использования информационных (ИТ) и телемедицинских технологий. Авторами проведено поисковое исследование с помощью опроса студентов Рязанского государственного медицинского университета в 2022 г. (n=128) и в 2023 г. (n=135) по авторской методике с применением GoogleForm. В статье приводится анализ необходимости развития компетенций в области применения новых решений в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в медицине и изучено отношение студентов медицинского университета к вопросам использования ИКТ в оказании медицинских услуг в целом и отношение к телемедицине (ТМ) в частности. Большинство опрошенных готовы отдать на откуп ИТ в медицине часть рутинных операций, например предварительную запись на прием, выписку справок и больничных, проведение телеконсилиумов. Значительное число опрошенных студентов положительно оценивают возможность применения ИТ и ТМ в оказании медпомощи. Следуя формату активного переоснащения и изменения регламента работы первичного и вторичного звеньев здравоохранения, студенты понимают, что требуется изменить форматы обучения и получения новых компетенций в области ИКТ. В дальнейшем необходима реализация полномасштабного исследования по вопросам отношения и восприятия современным поколением "новых реалий" в области медицины и ИТ, которые связаны с повышением качества и эффективности оказания медицинской помощи, в формировании новых знаний у данных специалистов, создании востребованных направлений обучения и решения стратегических задач развития российской медицины.

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА

Аннотация

В статье проанализирована роль студенческого научного кружка в профессиональной подготовке обучающихся в медицинском вузе. Анкетным методом изучены отношение студентов ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России к научно-исследовательской деятельности и уровень их активного участия в ней. Анализ результатов анкетирования выявил наличие у студентов значительной заинтересованности в работе в студенческом научном кружке. Сделан вывод, что студенческий научный кружок является оптимальной и доступной платформой для расширения кругозора будущего врача, приобретения новых практических и исследовательских навыков, реализации студентом своего личностного и научного потенциала. Научно-исследовательская деятельность студентов является важным фактором повышения качества профессиональной подготовки врача, что имеет большое значение в условиях возрастающих в современном обществе требований к уровню подготовки специалистов.

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация

В статье раскрываются противоречия преподавания клинических дисциплин медицинского вуза. Проводится анализ разрешения противоречий в медицинских университетах России. Делается вывод о том, что комплексная дидактическая игра, развивающая клиническое мышление обучающихся медицинского вуза, способна частично разрешить выявленные противоречия. Выделены цели, задачи, сценарий, достоинства и недостатки игры, ее особенности, новизна. Раскрывается опыт применения игры в образовательном процессе военно-медицинской академии. По результатам проведения нескольких игр делается вывод об эффективности этой формы интерактивного контекстно-симуляционного обучения - время формирования отдельных клинических умений сокращается вдвое.

Цель - распространение опыта применения в образовательном процессе клинических кафедр дидактической имитационно-моделирующей игры "Клиническое мышление".

Кадровое развитие

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА

Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования отношения студентов-медиков к учебной программе подготовки врача. Исследование осуществлено среди студентов Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) с использованием онлайн-опроса. Цель исследования - выявить отношение различных типологических групп студентов-медиков к учебной программе подготовки врача.

Исследование показало, что отношение студентов-медиков к учебной программе многообразно и зависит от целого ряда факторов: во‑первых, от курса обучения, факультета и пола; во‑вторых, от характера и содержания будущей профессиональной деятельности в различных отраслях медицины; в‑третьих, от задач, условий и возможностей подготовки специалистов в медицинском вузе.

В программе подготовки студентов-медиков выявлены дисциплины, по поводу которых участники опроса высказываются не только в пользу сокращения числа часов по этим предметам, но даже нередко предлагают их исключить из программы подготовки врача. К числу таких дисциплин относятся математика, физика, а также философия и история. К предметам, которые несут на себе оттенок медицинской специфики отношение несколько мягче, хотя и здесь стремление освободиться от этих предметов подчас превалирует над желанием их изучать, что относится к медицинской информатике, био­физике и медицинской статистике. По совокупности разного набора предметов, которые, по мнению разных групп студентов, следовало бы сохранить или исключить из программы подготовки врача, было получено 4 типа подходов: клинический, гигиенический, общенаучный и естественно-научный. Каждый тип содержит свой набор предпочитаемых и отвергаемых предметов.

"НАСТАВНИК ПАЦИЕНТА": РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Совместное с пациентом принятие решения о лечении - один из критериев качества оказания медицинской помощи за рубежом. Профессиональный коучинг пациентов позволяет повысить вовлеченность пациентов в выбор лечения, увеличивает их приверженность и удовлетворенность. Программы подготовки "наставников пациента" включены в зарубежные учебные программы резидентуры и дополнительного профессионального образования. В России в настоящий момент подобные программы отсутствуют, равно как и практика совместного с пациентом принятия решения о лечении.

Цель - провести анализ образовательных программ, оценить методологические подходы, разработать программу дополнительного профессионального образования, адаптировав ее к российской практике.

Материал и методы. Исторический метод, анализ зарубежных стандартов и протоколов, контент-анализ литературы в PubMed. На основе синтеза информации, зарубежных практик были сформулированы основные параметры и положения образовательной программы. Для разработки программы использовался профессиональный стандарт "сестринское дело".

Результаты. Существуют 4 модели руководством по коучингу принятия решений. Результаты образовательных программ коучинга можно оценивать опосредованно по вовлеченности пациентов, повышению их уровня ответственности. Преимущество отдается разработке программ для среднего медицинского персонала как возможность повысить их социальный статус и снизить нагрузку на врача. Обязательными блоками всех программ были ознакомление с нарративами пациента, изучение моделей принятия решения о лечении, отработка коммуникационных навыков, изучение принципов ознакомления пациентов с доказательным подходом в медицине, оценка готовности пациентов участвовать в выборе метода лечения, использование средств поддержки принятия решения.

Заключение. Подготовка "наставников пациента" - новый вектор развития дополнительного сестринского образования. Подход совместного принятия решения о лечении в настоящий момент не реализован в отечественной медицинской практике ввиду отсутствия стандартов и нормативного регулирования. Разработка программы дополнительного профессионального образования для среднего медицинского персонала позволяет сделать первый шаг в сторону пациентоцентричных подходов взаимодействия "врач-пациент".

Опыт

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО КАРДИОЛОГИИ

Аннотация

В описании опыта и методологических аспектов проведения олимпиады по кардиологии с учетом формирования универсальных (УК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК) представлено прогрессивное развитие олимпиадного движения по кардиологии на базе НМИЦ им. В.А. Алмазова. В описании 4-летнего опыта проведения олимпиад по кардиологии - ведущей специальности центра представлены подробная характеристика участников, условия конкурсных заданий, использование ресурсов симуляционного центра с реализацией сценариев заболеваний в динамике его развития у одного пациента в разном возрасте. Целью олимпиадных заданий было стимулирование формирования у будущих врачей, наряду с общепрофессиональными компетенциями, умений коммуникации, принятия этически обоснованных решений, умений психологической работы и анализа полученной информации с ретроспективной оценкой ошибок.

Из анализируемого опыта проведения кардиологических олимпиад сделано заключение, что вопросы развития у будущих врачей компетенций коммуникации, умений анализировать сказанное пациентом и прогнозировать развитие заболевания для снижения риска осложнений необходимо развивать при создании профессиональных медицинских олимпиад. Соревнования со студентами из других медицинских вузов позволяют будущим врачам попасть в конкурентоспособную среду, оценить свою теоретическую и практическую подготовку в конкретной специальности, проверить полученные навыки и приобрести новые знания.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»