ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫСОКОРЕАЛИСТИЧНОЙ СИМУЛЯЦИИ В ИЗУЧЕНИИ РЕДКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕРДЦА
Аннотация
Подготовка студентов и врачей в симуляционных центрах становится все более востребованным педагогическим методом. Помимо содействия в усвоении практических навыков в рядовых и экстренных ситуациях, она формирует у обучающихся уверенность в себе и способность принимать решения в ограниченное время, нести ответственность за собственную эффективность в команде, свои умения и действия, коммуницировать с членами врачебной команды, позволяет выполнять манипуляции в безопасных для больного условиях.
В настоящее время в России и в мире накоплен большой опыт использования симуляции с целью предупреждающего обучения навыкам работы с неизвестными ранее заболеваниями, например с вспышками геморрагической лихорадки Эбола; получения практических навыков непосредственно во время пандемии (COVID‑19), когда медицине потребовались квалифицированные в определенной области кадры, подготовка которых с учетом темпов развития ситуации и ее эпидемиологических особенностей была возможна только в процессе клинической практики в условиях, приближенных к боевым, или с использованием возможностей симуляционных центров. Это позволяет предположить, что функции подобных подразделений далеко не исчерпаны.
В настоящей работе авторы делятся опытом организации и проведения деловой игры, целью которой стали диагностика и лечение некомпактной кардиомиопатии, которая не является распространенной патологией и может не встретиться студентам во время учебной курации больных, что, однако, не исключает контакт с такими пациентами в реальной профессиональной жизни.
СОГЛАСОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: БАРЬЕРЫ НА ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация
Введение. Коммуникативная компетентность - важная составляющая профессионализма врача и обязательное требование к результатам обучения выпускников медицинских вузов. Однако отсутствие согласованного подхода в обучении коммуникативным навыкам на всех уровнях медицинского образования в России не способно обеспечить устойчивых результатов в подготовке обучающихся к эффективному взаимодействию и общению с пациентами.
Цель исследования - определить барьеры на пути к реализации согласованного подхода в обучении коммуникативным навыкам студентов-медиков и обосновать шаги к их преодолению.
Материал и методы. В опросе приняли участие 47 человек, зарегистрированных в качестве участников круглого стола "Модели профессионального общения в клинической практике", организованного по инициативе Общероссийской общественной организации "Российское общество симуляционного обучения в медицине" (РОСОМЕД) 17 марта 2022 г. В ходе мероприятия проведено онлайн-анкетирование участников с использованием Google-формы для выявления их отношения к согласованному подходу и барьеров к его реализации.
Результаты. Выявлено, что абсолютное большинство респондентов (93%) не считают качество подготовки студентов-медиков к общению с пациентами удовлетворительным. Решение проблемы они связывают с разработкой и реализацией согласованного подхода, который должен стать альтернативой разрозненным практикам обучения студентов-медиков навыкам общения (98%). Установлено, что человеческий фактор и опыт преподавания являются основными барьерами на пути разработки и реализации согласованного подхода.
Заключение. Положительное отношение абсолютного большинства участников круглого стола к обоснованию и реализации согласованного подхода в обучении и оценке коммуникативных навыков студентов-медиков и врачей, их готовность и способность к активному участию в его разработке, адекватная оценка реальных и потенциальных барьеров, главным образом человеческого фактора, - важные условия для того, чтобы последовательно решать столь важную научно-практическую задачу на данном этапе развития российского медицинского образования.
ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ КЛИНИЧЕСКОГО СИТУАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Аннотация
В статье представлен теоретический анализ технологий клинического ситуационного обучения студентов медицинского вуза и применение его на практике. Существует достаточно много активных и интерактивных методов и технологий обучения, но только некоторые из них формируют профессиональные компетенции, поэтому проведен выбор оптимальной технологии овладения практическими навыками в медицинском образовании студентов I курса.
Выбранная технология конкретной клинической ситуации требует создания профессиональной среды (ситуационный класс), определенной структуры и методического обеспечения занятия. Ее влияние оценивалось по результатам контроля овладения навыками обучающимися с применением технологии и без нее, как во время занятий, так и по оценочным ведомостям промежуточного контроля успеваемости после производственной практики.
Общая успеваемость студентов при применении технологии конкретной клинической ситуации повысилась (учитываются все оценки по 5-балльной системе). Также повысился качественный показатель освоения дисциплины (учитываются только оценки "отлично" и "хорошо"), сопричастность каждого студента при выполнении медицинских манипуляций. Данное обучение мотивировало студентов к активным действиям, самостоятельности и погрузило их в профессиональную среду уже с I курса.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ В ЧТЕНИИ ЛЕКЦИЙ СТУДЕНТАМ СТАРШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Аннотация
В статье рассмотрена возможность внедрения элементов геймификации в образовательный процесс медицинского вуза. Предложено использование лекций, позволяющих акцентировать внимание обучающихся на важных моментах излагаемого материала. Использование бонусных материалов позволило заинтересовать студентов в прохождении контрольного теста по материалам лекции.
ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ПРИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ: ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Аннотация
Статья содержит результаты исследовательского проекта.
Цель исследования - на основании анализа особенностей деятельности врачей - судебно-медицинских экспертов, работающих на месте происшествия совместно со специалистами других ведомств в составе следственно-оперативной группы, выявить навыки и умения, необходимые врачам - судебно-медицинским экспертам для эффективной работы в межведомственной команде. Обосновать необходимость включения в программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации врачей - судебно-медицинских экспертов обучение навыкам коммуникации и командной работы с использованием современных образовательных технологий, активных методов обучения.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Аннотация
Среди специальностей гуманитарного и естественно-научного профиля медицинское образование считается самым престижным и социально значимым. В то же время среди всех медицинских специальностей наблюдается наиболее высокий спрос на обучение по специальностям стоматологического профиля, это обусловлено и высоким уровнем дохода выпускников, и востребованностью специалистов на рынке труда. Стоимость обучения по программам стоматологического профиля высокая, обучение продолжительное и трудоемкое, а ставки при лечении пациентов высоки, поэтому чтобы снизить риски профессионального выгорания и дальнейшей несостоятельности как специалиста следует более тщательно подходить к профессиональному отбору кандидатов для обучения. Кроме стандартных результатов выпускных экзаменов после общего образования и результатов аккредитации после специалитета, для поступления в стоматологические вузы следует вводить оценку профессиональной пригодности и профориентационные мероприятия.
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Современная система подготовки высококвалифицированных медицинских кадров, востребованных на рынке труда, требует разработки научно обоснованных педагогических подходов преподавания с учетом формирования высокого уровня мотивации обучающихся.
Цель - выявление и оценка факторов, оказывающих наибольшее влияние на поддержание высокого уровня мотивации студентов стоматологического профиля для оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих специалистов.
Материал и методы. В настоящем исследовании приняли участие 220 студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России. Детальный мониторинг начального уровня мотивации с выявлением базовых критериев, влияющих на организацию учебного процесса, проводился с использованием метода социологического опроса на основе специально разработанной анкеты в виде google-формы. Дальнейшая экспертная оценка значимости компонентов мотивационной системы в контексте сравнительной динамики их развития для обучающихся бюджетной и внебюджетной форм осуществлялась с привлечением преподавательского состава стоматологических кафедр.
Результаты. Полученные в ходе анкетирования и статистической обработки данные в качестве основополагающих мотивационных направлений определили глубокую теоретическую базу обучающихся, ведение рейтинговой оценки, участие во внеаудиторной работе. Не менее важными компонентами мотивационной системы для обучающихся как бюджетной, так и внебюджетной форм обучения (73-75%) стали профессионализм педагога, высокий уровень его компетентности и умение заинтересовать предметом. Преобладающее большинство (95% студентов из 1-й группы и 97% студентов из 2-й) отметили важность создания благоприятного психологического климата.
Заключение. Расчетные показатели проведенного исследования позволяют в лучшей степени адаптировать методики профессионально-педагогической деятельности преподавателей стоматологического профиля, разработать индивидуальный подход в рамках обеспечения постоянного интереса обучающихся к процессу обучения и получения знаний.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПОДХОДА "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНСТИТУТЕ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ ИМ. Н.В. СКЛИФОСОВСКОГО СЕЧЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
В работе представлены результаты внедрения подхода "перевернутый класс" с элементами проектной деятельности среди учащихся I-VI курсов, которые оценивались с помощью анкетирования обучающихся и преподавателей. Результаты обучения с применением данного подхода были высоко оценены как студентами, так и преподавателями: студенты лучше освоили дисциплину, активнее взаимодействовали друг с другом и с преподавателем, что положительно сказалось на их уровне коммуникативных навыков, а также повысили свой уровень владения подготовкой проектов, что важно для вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу в будущем. По результатам опроса 75,3% студентов и 81,8% преподавателей хотели бы продолжить занятия в формате "перевернутый класс".
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА БАЗЕ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ КАК ФОРМА ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
Представлены научно-практические результаты и рабочие программы по итогам работы отдела геномной диагностики коммерческой медицинской лаборатории "СL" ООО "СЛ МедикалГруп" (г. Краснодар) в рамках сотрудничества с Региональным центром выявления и поддержки одаренных детей "Полярис-Адыгея" (г. Майкоп, Республика Адыгея) в образовательной программе "Генетика, геномика, персонализированная и прогностическая медицина". Наш опыт показывает, что возможно успешное взаимодействие между коммерческими структурами и государственными организациями в рамках осуществления педагогического процесса и качественной подготовки первоклассных специалистов.
ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Аннотация
В статье проанализирован опыт проведения практических занятий по микробиологии в медицинском вузе в дистанционном формате обучения. Выявлены проблемы в организации самостоятельной работы и методах контроля за выполнения заданий и усвоения материала студентами, обучающимися удаленно. Представлены возможные подходы для их решения: модификация учебной программы, разработка и внедрение в образовательный процесс целесообразных приемов донесения информации и способов объективного оценивания заданий, выполняемых студентами дистанционно.