Текущий номер
4 . 2022
Симуляционные технологии

ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫСОКОРЕАЛИСТИЧНОЙ СИМУЛЯЦИИ В ИЗУЧЕНИИ РЕДКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕРДЦА

Аннотация

Подготовка студентов и врачей в симуляционных центрах становится все более востребованным педагогическим методом. Помимо содействия в усвоении практических навыков в рядовых и экстренных ситуациях, она формирует у обучающихся уверенность в себе и способность принимать решения в ограниченное время, нести ответственность за собственную эффективность в команде, свои умения и действия, коммуницировать с членами врачебной команды, позволяет выполнять манипуляции в безопасных для больного условиях.

В настоящее время в России и в мире накоплен большой опыт использования симуляции с целью предупреждающего обучения навыкам работы с неизвестными ранее заболеваниями, например с вспышками геморрагической лихорадки Эбола; получения практических навыков непосредственно во время пандемии (COVID‑19), когда медицине потребовались квалифицированные в определенной области кадры, подготовка которых с учетом темпов развития ситуации и ее эпидемиологических особенностей была возможна только в процессе клинической практики в условиях, приближенных к боевым, или с использованием возможностей симуляционных центров. Это позволяет предположить, что функции подобных подразделений далеко не исчерпаны.

В настоящей работе авторы делятся опытом организации и проведения деловой игры, целью которой стали диагностика и лечение некомпактной кардиомиопатии, которая не является распространенной патологией и может не встретиться студентам во время учебной курации больных, что, однако, не исключает контакт с такими пациентами в реальной профессиональной жизни.

Технологии обучения

СОГЛАСОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: БАРЬЕРЫ НА ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация

Введение. Коммуникативная компетентность - важная составляющая профессионализма врача и обязательное требование к результатам обучения выпускников медицинских вузов. Однако отсутствие согласованного подхода в обучении коммуникативным навыкам на всех уровнях медицинского образования в России не способно обеспечить устойчивых результатов в подготовке обучающихся к эффективному взаимодействию и общению с пациентами.

Цель исследования - определить барьеры на пути к реализации согласованного подхода в обучении коммуникативным навыкам студентов-медиков и обосновать шаги к их преодолению.

Материал и методы. В опросе приняли участие 47 человек, зарегистрированных в качестве участников круглого стола "Модели профессионального общения в клинической практике", организованного по инициативе Общероссийской общественной организации "Российское общество симуляционного обучения в медицине" (РОСОМЕД) 17 марта 2022 г. В ходе мероприятия проведено онлайн-анкетирование участников с использованием Google-формы для выявления их отношения к согласованному подходу и барьеров к его реализации.

Результаты. Выявлено, что абсолютное большинство респондентов (93%) не считают качество подготовки студентов-медиков к общению с пациентами удовлетворительным. Решение проблемы они связывают с разработкой и реализацией согласованного подхода, который должен стать альтернативой разрозненным практикам обучения студентов-медиков навыкам общения (98%). Установлено, что человеческий фактор и опыт преподавания являются основными барьерами на пути разработки и реализации согласованного подхода.

Заключение. Положительное отношение абсолютного большинства участников круглого стола к обоснованию и реализации согласованного подхода в обучении и оценке коммуникативных навыков студентов-медиков и врачей, их готовность и способность к активному участию в его разработке, адекватная оценка реальных и потенциальных барьеров, главным образом человеческого фактора, - важные условия для того, чтобы последовательно решать столь важную научно-практическую задачу на данном этапе развития российского медицинского образования.

ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ КЛИНИЧЕСКОГО СИТУАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация

В статье представлен теоретический анализ технологий клинического ситуационного обучения студентов медицинского вуза и применение его на практике. Существует достаточно много активных и интерактивных методов и технологий обучения, но только некоторые из них формируют профессиональные компетенции, поэтому проведен выбор оптимальной технологии овладения практическими навыками в медицинском образовании студентов I курса.

Выбранная технология конкретной клинической ситуации требует создания профессиональной среды (ситуационный класс), определенной структуры и методического обеспечения занятия. Ее влияние оценивалось по результатам контроля овладения навыками обучающимися с применением технологии и без нее, как во время занятий, так и по оценочным ведомостям промежуточного контроля успеваемости после производственной практики.

Общая успеваемость студентов при применении технологии конкретной клинической ситуации повысилась (учитываются все оценки по 5-балльной системе). Также повысился качественный показатель освоения дисциплины (учитываются только оценки "отлично" и "хорошо"), сопричастность каждого студента при выполнении медицинских манипуляций. Данное обучение мотивировало студентов к активным действиям, самостоятельности и погрузило их в профессиональную среду уже с I курса.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ В ЧТЕНИИ ЛЕКЦИЙ СТУДЕНТАМ СТАРШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Аннотация

В статье рассмотрена возможность внедрения элементов геймификации в образовательный процесс медицинского вуза. Предложено использование лекций, позволяющих акцентировать внимание обучающихся на важных моментах излагаемого материала. Использование бонусных материалов позволило заинтересовать студентов в прохождении контрольного теста по материалам лекции.

Кадровое развитие

ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ПРИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ: ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация

Статья содержит результаты исследовательского проекта.

Цель исследования - на основании анализа особенностей деятельности врачей - судебно-медицинских экспертов, работающих на месте происшествия совместно со специалистами других ведомств в составе следственно-оперативной группы, выявить навыки и умения, необходимые врачам - судебно-медицинским экспертам для эффективной работы в межведомственной команде. Обосновать необходимость включения в программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации врачей - судебно-медицинских экспертов обучение навыкам коммуникации и командной работы с использованием современных образовательных технологий, активных методов обучения.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация

Среди специальностей гуманитарного и естественно-научного профиля медицинское образование считается самым престижным и социально значимым. В то же время среди всех медицинских специальностей наблюдается наиболее высокий спрос на обучение по специальностям стоматологического профиля, это обусловлено и высоким уровнем дохода выпускников, и востребованностью специалистов на рынке труда. Стоимость обучения по программам стоматологического профиля высокая, обучение продолжительное и трудоемкое, а ставки при лечении пациентов высоки, поэтому чтобы снизить риски профессионального выгорания и дальнейшей несостоятельности как специалиста следует более тщательно подходить к профессиональному отбору кандидатов для обучения. Кроме стандартных результатов выпускных экзаменов после общего образования и результатов аккредитации после специалитета, для поступления в стоматологические вузы следует вводить оценку профессиональной пригодности и профориентационные мероприятия.

Опыт

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Современная система подготовки высококвалифицированных медицинских кадров, востребованных на рынке труда, требует разработки научно обоснованных педагогических подходов преподавания с учетом формирования высокого уровня мотивации обучающихся.

Цель - выявление и оценка факторов, оказывающих наибольшее влияние на поддержание высокого уровня мотивации студентов стоматологического профиля для оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих специалистов.

Материал и методы. В настоящем исследовании приняли участие 220 студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России. Детальный мониторинг начального уровня мотивации с выявлением базовых критериев, влияющих на организацию учебного процесса, проводился с использованием метода социологического опроса на основе специально разработанной анкеты в виде google-формы. Дальнейшая экспертная оценка значимости компонентов мотивационной системы в контексте сравнительной динамики их развития для обучающихся бюджетной и внебюджетной форм осуществлялась с привлечением преподавательского состава стоматологических кафедр.

Результаты. Полученные в ходе анкетирования и статистической обработки данные в качестве основополагающих мотивационных направлений определили глубокую теоретическую базу обучающихся, ведение рейтинговой оценки, участие во внеаудиторной работе. Не менее важными компонентами мотивационной системы для обучающихся как бюджетной, так и внебюджетной форм обучения (73-75%) стали профессионализм педагога, высокий уровень его компетентности и умение заинтересовать предметом. Преобладающее большинство (95% студентов из 1-й группы и 97% студентов из 2-й) отметили важность создания благоприятного психологического климата.

Заключение. Расчетные показатели проведенного исследования позволяют в лучшей степени адаптировать методики профессионально-педагогической деятельности преподавателей стоматологического профиля, разработать индивидуальный подход в рамках обеспечения постоянного интереса обучающихся к процессу обучения и получения знаний.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПОДХОДА "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНСТИТУТЕ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ ИМ. Н.В. СКЛИФОСОВСКОГО СЕЧЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация

В работе представлены результаты внедрения подхода "перевернутый класс" с элементами проектной деятельности среди учащихся I-VI курсов, которые оценивались с помощью анкетирования обучающихся и преподавателей. Результаты обучения с применением данного подхода были высоко оценены как студентами, так и преподавателями: студенты лучше освоили дисциплину, активнее взаимодействовали друг с другом и с преподавателем, что положительно сказалось на их уровне коммуникативных навыков, а также повысили свой уровень владения подготовкой проектов, что важно для вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу в будущем. По результатам опроса 75,3% студентов и 81,8% преподавателей хотели бы продолжить занятия в формате "перевернутый класс".

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА БАЗЕ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ КАК ФОРМА ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация

Представлены научно-практические результаты и рабочие программы по итогам работы отдела геномной диагностики коммерческой медицинской лаборатории "СL" ООО "СЛ МедикалГруп" (г. Краснодар) в рамках сотрудничества с Региональным центром выявления и поддержки одаренных детей "Полярис-Адыгея" (г. Майкоп, Республика Адыгея) в образовательной программе "Генетика, геномика, персонализированная и прогностическая медицина". Наш опыт показывает, что возможно успешное взаимодействие между коммерческими структурами и государственными организациями в рамках осуществления педагогического процесса и качественной подготовки первоклассных специалистов.

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

В статье проанализирован опыт проведения практических занятий по микробиологии в медицинском вузе в дистанционном формате обучения. Выявлены проблемы в организации самостоятельной работы и методах контроля за выполнения заданий и усвоения материала студентами, обучающимися удаленно. Представлены возможные подходы для их решения: модификация учебной программы, разработка и внедрение в образовательный процесс целесообразных приемов донесения информации и способов объективного оценивания заданий, выполняемых студентами дистанционно.

Новости

ЗАВЕРШАЮЩЕЕ ЗАСЕДАНИЕ ПРЕЗИДИУМА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2022 Г.

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»