Актуальность. Медицинская отрасль испытывает серьезную потребность в высококвалифицированных медицинских кадрах. Выбытие студентов производит негативный эффект, связанный как с финансовыми затратами на обучение студентов, не завершивших обучение, так и с потерями для общества, нуждающегося в специалистах.
Цель - изучение академических предикторов выбытия студентов медицинского вуза.
Материал и методы. Объем выборки составил 11 075 человек ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России за 2009-2020 гг.
Был разработан учетный документ "Карта изучения предикторов получения медицинского образования", содержащий данные об обучающихся, а также о результатах успеваемости в процессе обучения.
Для анализа предикторов выбытия студентов во время обучения применялась модель пропорциональных рисков Кокса. Из анализа выживаемости исключили переменные, которые имели только одно уникальное значение (отсутствие дисперсии значений), а также те переменные, которые полностью предопределяли исход для группы (например, переменная, которая присутствовала только у выбывших студентов).
Критическим уровнем значимости для статистических тестов был выбран p-уровень <0,05.
Для факторов риска, имеющих статистически значимый вклад в предсказание выживаемости, указывались p-уровень значимости и отношение рисков для данной категории учащихся.
Результаты. Наиболее значимыми зависимыми переменными являются обучение студента на бюджетной основе [отношение рисков (ОР) 0,72], очная форма обучения (ОР 2,24), хорошее знание иностранного языка (ОР 1,55), обучение по индивидуальному учебному плану (ОР 1,2), обучение по целевому направлению (ОР 1,67).
Вывод. Риск отчисления у студентов целевого направления ниже, чем у студентов, обучающихся за счет собственных средств.