Текущий номер
3 . 2022
Симуляционные технологии

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВРАЧА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ПАЦИЕНТОВ

Аннотация

Проблема разработки эффективных технологий обучения врачей коммуникативным навыкам не теряет актуальности на протяжении последних десятилетий, что подтверждается корпусом научно-исследовательских данных десятков зарубежных и российских авторов, проанализированных для данного исследования. Применение симуляционных технологий в данной области является инновационным подходом. В представленном исследовании описаны таксономия пригодных для обучения коммуникативным навыкам типов симуляций и критерии отбора того или иного типа в зависимости от обучающих целей и технических возможностей. Предметом исследования, таким образом, становится виртуальный пациент как методика обучения медицинских специалистов коммуникативным навыкам. Виртуальный пациент носит пропедевтическую функцию в подготовке будущего врача к встрече с реальным пациентом.

Авторы приняли участие в проектировании дизайна образовательной программы по специальности "Лечебное дело" и, учитывая отечественный и зарубежный опыт в данной сфере, разработали рабочую программу дисциплины "Коммуникативные навыки врача". В программу интегрированы виртуальные пациенты, сопровождающие их комплексы обучающих мероприятий для самостоятельной и аудиторной работы студентов, система оценивания. Виртуальные пациенты для данного курса были разработаны на основе реальных клинических случаев, при этом каждый случай был переработан согласно обучающим целям конкретного модуля.

Комплекс обучающих мероприятий был разработан на основе метода blue­printing и включал онлайн-лекции, самостоятельную работу студентов по подготовке презентаций в малых группах, работу с виртуальным пациентом, ролевые игры со стандартизированным пациентом, дискуссии, рефлективные эссе.

Сопоставительный анализ результатов входного и выходного тестирования (209 студентов) выявил высокий уровень удовлетворенности студентов и позволил определить перспективы и направления работы по интеграции виртуальных пациентов в процесс формирования коммуникативной компетенции врача.

Технологии обучения

ТЕСТИРОВАНИЕ ОРДИНАТОРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ИХ ПОДГОТОВКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ"

Аннотация

В статье авторы обсуждают универсальные и профессиональные компетенции, формируемые в процессе обучения в ординатуре и базирующиеся на законодательстве Российской Федерации, что требует от ординаторов способности и готовности понимать положения релевантных нормативных правовых документов, ориентироваться в новеллах законодательства. Таким образом, цель данного исследования, с одной стороны, - тестирование ординаторов и оценка уровня их знаний, с другой, - анализ полученных результатов для идентификации наиболее распространенных ошибок у обучающихся и разработка целенаправленных педагогических интервенций по их предотвращению.

Материал и методы. Авторами были проанализированы результаты тестирования 328 клинических ординаторов, которым был предложен тест, состоящий из 50 вопросов. Средний возраст - 24,1±1,9 года. Были рассмотрены результаты 922 попыток тестирования. Показатель соотношения успешных и неудачных попыток решения тестовых заданий составил 1 : 1,81.

Результаты успешных попыток распределились следующим образом: 208 (63,3%) человек завершили тестирование в пределах 71-80%, 102 (31,2%) человека набрали 81-90% и лишь 18 (5,5%) ординаторов дали более 91% правильных ответов. С высокой степенью достоверности ординаторы чаще ошибались в вопросах, которые касаются основных положений законодательства в сфере охраны здоровья граждан, чем в любом из других модулей (р≤0,05).

Заключение. Проведенные исследования показали целесообразность дополнительной подготовки будущих врачей в части формирования их медико-правовых компетенций с учетом динамично меняющейся законодательной базы непосредственно перед государственной аттестацией и первичной аккредитацией.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОМАНД: СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ

Аннотация

Мультидисциплинарный подход рассматривается как "золотой стандарт" при принятии клинических решений и может быть реализован как на организационном уровне в формате мультидисциплинарных команд (МДК), так и на функциональном - как процесс принятия клинического решения на медицинском консилиуме. В России отсутствует практика оценки качества и эффективности работы МДК, что требует ознакомления с существующими подходами к ее оценке, а также определения необходимых компетенций специалистов.

Цель - описать подходы к оценке качества и эффективности работы МДК, дать рекомендации по их внедрению в российскую клиническую практику и обучению специалистов.

Материал и методы включали исторический метод, анализ нормативно-право­вой информации, контент-анализ литературы.

Результаты. В России необходимость мультидисциплинарного подхода к ведению больных закреплена в порядках оказания медицинской помощи и реализуется чаще всего на функциональном уровне. Существуют 7 стандартов оценки качества работы МДК, из них наиболее всеобъемлющим является TEAM (Team Evaluation and Assessment Measure). Наиболее значимыми факторами успеха работы МДК являются групповая работа ее членов и организационная культура, реализация пациентоцентричных принципов и процесс принятия клинического решения, который всесторонне учитывает различные аспекты медицинской помощи - клинический результат и возможные осложнения метода лечения, тарифы в рамках системы медицинского страхования, расходы медицинской организации, имеющиеся в распоряжении ресурсы, индивидуальные предпочтения пациента.

Заключение. Организаторы здравоохранения должны быть осведомлены о важности оценивания качества и эффективности работы МДК и внедрять соответствующие стандарты оценок в практику. В рамках программ дополнительного профессионального образования особое внимание должно уделяться развитию у медицинских специалистов "мягких" навыков - командной работы, пациентоцентричности, организационного поведения.

МЕТОДОЛОГИЯ И ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОНЦЕПЦИИ LEAN-ПРОИЗВОДСТВА В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье представлена методология оценивания сформированности инновационной компетентности у будущих специалистов сестринского дела с оптимальным контентом критериально-диагностического аппарата по оценке lean, коммуникативной и информационной компетенций. Описанные результаты применения индикаторов оценивания уровня сформированности у обучающихся lean-компетентности демонстрируют объективность оценки и эффективность предложенной модели.

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К СМЕШАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ПО ТЕХНОЛОГИИ "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС"

Аннотация

Цель исследования - проведение сравнительного анализа отношения студентов к технологии "перевернутый класс" и традиционному обучению.

Материал и методы. Для достижения цели исследования использовался метод педагогического эксперимента. К заполнению специально разработанной карты анкетного опроса были привлечены 124 студента Сеченовского Университета, которые были разделены на 2 равные группы. Экспериментальная группа студентов обучалась по технологии "перевернутый класс", а контрольная группа - по традиционной форме подготовки. Результаты обучения студентов оценивались по материалам анкетного опроса и письменным ответам респондентов на контрольные вопросы.

Результаты. Успешное использование технологии "перевернутый класс" стало возможно при развитии компьютерных мультимедийных технологий, позволивших создавать учебные видеоматериалы, используемые преподавателями вместо аудиторных лекций, что способствует увеличению времени для практической части занятий. Большинство студентов положительно относятся к смешанному обучению по технологии "перевернутый класс" в связи с самостоятельным освоением новых тем в домашних комфортных условиях. Для привлечения обучающихся к самостоятельной подготовке и активизации их командной работы во время аудиторных занятий из числа наиболее мотивированных студентов, являющихся неформальными лидерами в группе, целесообразно назначать тьюторов. В процессе самостоятельной подготовки студентов и во время аудиторных занятий с ними должна проводиться воспитательная работа. Для достижения максимальной эффективности при использовании технологии "перевернутый класс" необходимо учитывать объективные и субъективные факторы, которые влияют на качество освоения студентами учебного материала.

Заключение. Полученные в процессе исследования результаты свидетельствуют, что технология "перевернутый класс" - это перспективное направление развития системы смешанного обучения студентов.

Кадровое развитие

ПРЕПОДАВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

Аннотация

В настоящее время Всемирная организация здравоохранения считает оказание небезопасной медицинской помощи глобальной проблемой здравоохранения. Включение в программы подготовки врачей и средних медицинских работников вопросов обеспечения безопасности медицинской деятельности позволит выпускникам на основе полученных знаний предоставлять безопасные услуги в здравоохранении, уменьшать риски для медицинских организаций финансовых и репутационных потерь, привлечения к ответственности, в том числе уголовной. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере позволит оптимизировать как процессы обеспечения безопасности медицинской деятельности, так и образовательный процесс.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Аннотация

В настоящее время перед образовательными организациями высшего профессионального образования возникла необходимость подготовки квалифицированных кадров, имеющих профессиональные компетенции, обеспечивающие в будущем медицинских работников трудовыми дескрипторами по внедрению цифровых технологий и работу с искусственным интеллектом. В этой связи становится актуальным анализ основных трендов использования искусственного интеллекта в здравоохранении, его перспективы развития и проблемы реализации на практике. Анализ 36 отечественных и зарубежных научных статей по проблеме внедрения искусственного интеллекта в здравоохранение, опубликованных в период с 2002 по 2022 г., показал, что накоплен достаточный отечественный и зарубежный опыт по определению основных направлений совершенствования системы и качества медицинского образования с целью обеспечения нужд системы здравоохранения по внедрению цифровых технологий. Представленный обзор позволяет сформировать представление о перспективах использования искусственного интеллекта в медицине, о необходимости подготовки будущих медицинских работников, владеющих знаниями и умениями по работе с искусственным интеллектом, при выполнении своих профессиональных обязанностей в современных условиях.

Опыт

АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ХИМИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 3

Аннотация

Введение. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС-3) вызвал необходимость модернизировать подход к преподаванию дисциплины "Химия" в медицинском университете. В первую очередь видоизменения коснулись проведения итогового контроля по окончанию курса: с уменьшением числа часов на данную дисциплину он приобрел форму зачета с оценкой вместо экзамена.

Цели исследования - проанализировать особенности методик организации разных форм зачета с оценкой по дисциплине "Химия" в качестве итогового контроля знаний; оценить взаимосвязь между формой проведения зачета, рейтинговыми результатами и качеством освоения материала для улучшения уровня подготовки студентов.

Материал и методы. Анализ различных форм проведения итогового контроля по дисциплине "Химия" в течение 10 лет действия ФГОС‑3 с 2011 по 2021 г. проводился на кафедре общей химии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России на примере лечебно-профилактического факультета. На кафедре применялись такие формы зачета, как компьютерное тестирование, письменный билетный контроль и тестирование в письменной форме, включающее вопросы открытого типа. Были проанализированы результаты указанных форм зачета и процент "выживаемости" остаточных знаний спустя 2 семестра. Статистическую обработку данных по результатам экзамена проводили в программе Microsoft Excel и на платформе дистанционного образования MedSpace (версия Moodle, адаптированная под ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России). Использован пакет прикладных программ Statistica 6.0, MS Excel, Vortex 5,0 и 7.0. Данные представлены в виде средних арифметических величин и стандартной ошибки среднего (М±m).

Результаты и обсуждение. Компьютерная тестовая форма итогового зачета не выявляет глубину знаний обучающихся, но позволяет быстро обрабатывать полученные ответы. Ее результаты - высокий процент сдавших зачет и низкий уровень остаточных знаний студентов. Билетная форма контроля наиболее сложна для выполнения первокурсниками и проверки преподавателями, но уровень остаточных знаний у сдавших такой зачет самый высокий.

Заключение. Оптимальной формой итогового контроля по дисциплине "Химия" является письменное тестирование, так как оно включает вопросы по всем темам курса и задания открытого типа, требующие развернутого ответа. Такая форма зачета с оценкой стимулирует студентов готовиться систематично и основательно, облегчает труд преподавателей при проверке огромного количества работ.

СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК: КАК ОРГАНИЗОВАТЬ УПРАВЛЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ КОМАНДОЙ

Аннотация

Актуальность. Возрастающий поток информации и эпидемиологическая обстановка последних лет вынуждают искать цифровые инструменты (ЦИ) для управления распределенной командой студенческого научного кружка (СНК). Хотим поделиться опытом поиска и тестирования ЦИ для решения подобной задачи.

Цель - подобрать ЦИ для организации продуктивной совместной работы распределенной команды СНК.

Материал и методы. Проведен сравнительный анализ 6 инструментов (Trello, Office365, Meister, Битрикс24, Asana, Google Workspace) для совместной работы студентов и кураторов СНК по 12 критериям. Каждый инструмент тестировался от 4 до 6 мес.

Результаты и обсуждение. Большой выбор инструментов для управления распределенной командой позволяет гибко организовать научную и практическую работу любой сложности для команды любого размера за короткий промежуток времени. Собрать набор инструментов можно полностью бесплатно или с минимальными затратами.

Заключение. Использование инструментов для совместной работы распределенной команды позволило нам упростить организацию работы студенческого научного кружка и не останавливать работу над проектами в условиях локдауна пандемии COVID‑19.

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НАВЫКАМ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДИАГНОСТИКИ

Аннотация

В статье рассматривается поэтапный подход приобретения навыков ультра­звуковой диагностики (УЗД) студентами медицинских вузов. УЗД не включена в качестве отдельной дисциплины в образовательную программу, но охотно выбирается студентами в качестве элективного предмета. Изучение нормальной ультразвуковой анатомии с помощью виртуального симулятора ультразвукового исследования при проведении самостоятельной работы обучающихся под контролем преподавателя эффективно при проработки многих тем топо­графической анатомии и физиологии. Введение в клиническую практику ультразвукового симулятора помогает приобрести навыки интерпретации эхо­грамм. Однако разбор клинических ситуационных задач необходимо дополнять практическими занятиями по освоению техники проведения УЗД в реальных условиях с клиническим наставником. В качестве эффективной оценки знаний предлагается письменная работа по формированию протокола ультразвукового исследования с заключением по представленным эхограммам, а также оценка практических навыков. Дальнейшее самосовершенствование по проведению ультразвуковых исследований может осуществляться в очной или дистанционной форме с использованием разнообразных отечественных и зарубежных интернет-ресурсов.

ПРЕДИКТОРЫ ВЫБЫТИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация

Актуальность. Медицинская отрасль испытывает серьезную потребность в высококвалифицированных медицинских кадрах. Выбытие студентов производит негативный эффект, связанный как с финансовыми затратами на обучение студентов, не завершивших обучение, так и с потерями для общества, нуждающегося в специалистах.

Цель - изучение академических предикторов выбытия студентов медицинского вуза.

Материал и методы. Объем выборки составил 11 075 человек ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России за 2009-2020 гг.

Был разработан учетный документ "Карта изучения предикторов получения медицинского образования", содержащий данные об обучающихся, а также о результатах успеваемости в процессе обучения.

Для анализа предикторов выбытия студентов во время обучения применялась модель пропорциональных рисков Кокса. Из анализа выживаемости исключили переменные, которые имели только одно уникальное значение (отсутствие дисперсии значений), а также те переменные, которые полностью предопределяли исход для группы (например, переменная, которая присутствовала только у выбывших студентов).

Критическим уровнем значимости для статистических тестов был выбран p-уровень <0,05.

Для факторов риска, имеющих статистически значимый вклад в предсказание выживаемости, указывались p-уровень значимости и отношение рисков для данной категории учащихся.

Результаты. Наиболее значимыми зависимыми переменными являются обучение студента на бюджетной основе [отношение рисков (ОР) 0,72], очная форма обучения (ОР 2,24), хорошее знание иностранного языка (ОР 1,55), обучение по индивидуальному учебному плану (ОР 1,2), обучение по целевому направлению (ОР 1,67).

Вывод. Риск отчисления у студентов целевого направления ниже, чем у студентов, обучающихся за счет собственных средств.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»