Текущий номер
Спецвыпуск . 2022
Редакционная статья

Дорогие коллеги!

Аннотация
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

РУКОВОДСТВО AMEE № 99. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ КОНЦЕПЦИЮ ДОВЕРЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (ENTRUSTABLE PROFESSIONAL ACTIVITIES, EPA)

Аннотация

Данное руководство написано, для того чтобы помочь преподавателям, заинтересованным в создании компетентностно-ориентированного учебного плана. В руководстве представлен современный обзор литературы на тему доверенной профессиональной активности (EPA), дополненный предложениями по ее практическому применению при разработке учебных программ, системы оценки и образовательных технологий. В руководстве сначала вводятся понятия и определения, связанные с EPA, а затем даются указания по их выявлению, проработке и валидации, при этом разъясняются распространенные заблуждения о EPA. Обсуждается подход к составлению матричной схемы при комбинировании EPA с компетенциями и существующей концепцией компетентностных вех. Отдельный раздел посвящен принятию решений о допуске к выполнению профессиональной деятельности как неотъемлемой части работы с EPA. При использовании EPA оценка на рабочем месте трансформируется в принятие решений о допуске к выполнению профессиональной деятельности в рамках определенных уровней разрешенной автономии, начиная с работы под полным контролем для обеспечения наблюдения опытного профессионала за подопечным учеником. Заключительный раздел посвящен использованию технологий, включая мобильные устройства и электронные портфолио, для поддержания обратной связи с обучающимися по поводу их успехов, а также для поддержки принятия решений о допуске к выполнению профессиональной деятельности директорами программ или клиническими бригадами.

РУКОВОДСТВО AMEE № 84. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: КАК ДОБИТЬСЯ МАКСИМАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У СВОИХ СТУДЕНТОВ; ИХ РОЛИ И ОБЯЗАННОСТИ

Аннотация

В этом руководстве представлен анализ большого количества литературных источников, посвященных достоинствам и недостаткам проблемно-ориентированного обучения (ПОО) и факторам, способствующим или препятствующим его внедрению, с точки зрения студента. Наилучшие результаты ПОО достигаются в том случае, когда студенты и преподаватели понимают, какие факторы влияют на обучение, и четко знают свои роли. В этом руководстве изложены основные проблемы по данному вопросу. Одно из самых важных понятий - общая ответственность студентов и преподавательского состава за учебный процесс, при этом на его успешные результаты могут повлиять несколько факторов, в том числе мотивация студентов к ПОО и их реакция на погружение в процесс.

Преподавателям важно создать такую среду, которая будет формировать у студентов привычку к дальнейшему обучению на протяжении всей жизни, а также навыки и отношения, которые помогут им стать компетентными думающими врачами. Каждый представленный элемент налагает обязанности не только на самого студента, но и на преподавательский состав, и на учебное сообщество, в которое они входят.

Хотя все авторы работают в европейских учебных заведениях, и во многих из них ПОО используется в качестве стратегии обучения, данные рекомендации можно применять более широко, они содержат ряд важных факторов, актуальных для любой формы учебного плана. Это руководство подготовлено на основе ранее выпущенной серии руководств AMEE по медицинскому образованию, в которых представлен обзор ПОО [121] и предприняты попытки подчеркнуть ключевую роль студентов в освоении предметов при помощи ПОО. Это руководство поможет преподавателям лучше понять студентов и то, как они могут поддержать их в приобретении независимости и в дальнейшем профессиональном совершенствовании.

ОЦЕНКА В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

РУКОВОДСТВО AMEE № 119. ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Как преподаватель медицины вы можете прямо или косвенно участвовать в контроле качества оценки. Измерение играет важную роль в повышении качества оценочных вопросов и обучения студентов. Информация, предоставляемая психометрическими данными, помогает решению педагогических проблем медицинского образования. Измеряя, мы можем оценить освоение материала студентами. Определение стандартов играет важную роль в оценке качества будущей эффективности студентов как врачей. Представление данных об успеваемости для разработчиков стандартов может способствовать выработке надежного и обоснованного проходного балла. Валидность и надежность результатов тестов являются наиболее важными факторами при разработке оценочных вопросов качества. Анализ отдельных оценочных вопросов дает полезную обратную связь для ответственных за оценку, позволяет улучшить качество каждого вопроса и, следовательно, сделать оценки студентов справедливыми, в том числе с точки зрения разнообразия и этнической принадлежности. Характеристические графики заданий (Item Characteristic Curves, ICC), анализ дифференциального функционирования заданий (Differential Item Function, DIF) и анализ вариантов дают ответственным за оценку информацию, позволяющую улучшить качество отдельных вопросов.

РУКОВОДСТВО ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ С ОДНИМ ПРАВИЛЬНЫМ ОТВЕТОМ ДЛЯ КЛИНИЧЕСКИХ ЭКЗАМЕНОВ ВЫСОКОЙ ЗНАЧИМОСТИ

Аннотация

Цель данного руководства - ​помочь преподавателям, авторам и всем тем, кто задействован в разработке экзаменов для медицинских специалистов, целью которых является надежная и валидная оценка знаний. Руководство содержит рекомендации, их разъяснение, примеры, распространенные ошибки, которые помогут начинающим авторам на пути составления тестовых заданий с одним правильным вариантом ответа. Мы надеемся, что данное руководство станет полезным и наглядным пособием для каждого медицинского преподавателя.

ОБЪЕКТИВНЫЙ СТРУКТУРИРОВАННЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН КАК ИНСТРУМЕНТ АККРЕДИТАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация

В статье описана процедура проведения объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). ОСКЭ - метод, который используют для оценки клинической компетентности студентов медицинских вузов. Суть ОСКЭ заключается в создании для экзаменуемых клинических ситуаций, позволяющих продемонстрировать приобретенные навыки. ОСКЭ по сравнению с другими методами оценки обладает множеством преимуществ и может считаться надежным инструментом проверки знаний, умений и навыков.

КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ СТАНДАРТЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЭКЗАМЕНОВ: РУКОВОДСТВО AMEE № 85*

Аннотация

В руководстве AMEE (Ассоциация медицинского образования в Европе) предлагается обзор методов, используемых при определении проходных баллов для экзаменов, оценивающих практические навыки. Рассмотрение различных целей оценки обеспечит контекст для обсуждения методов определения стандартов, за которыми последует описание различных типов стандартов, которые обычно выделяют в медицинском образовании. Представлено пошаговое руководство по процессу определения стандартов. Руководство содержит подробные объяснения и примеры методов определения стандартов, и в каждом разделе представлены примеры исследований, выполненных с использованием этих методов при проведении практических экзаменов у медицинских работников. Руководство предназначено для тех, кто отвечает за определение проходных баллов на экзаменах и ищет ресурс, объясняющий методы определения проходных баллов. В руководстве рассмотрены основания для проведения оценки, даны определения стандартов и предложены методы их применения, которые исследовались при проведении практических экзаменов. В 1-м разделе руководства описаны типы стандартов, во 2-м - рекомендации по подготовке к исследованию по определению стандартов. Следующие разделы включают описание порядка проведения обсуждения, выбора метода, определения проходного балла и поддержание стандарта. В руководстве приведены аргументы в пользу мероприятий по определению проходных баллов, которые на основании результатов исследований соответствуют цели оценки и являются воспроизводимыми.

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА ПИРАМИДУ МИЛЛЕРА: ОЦЕНКА НА УРОВНЕ "ЯВЛЯЕТСЯ" И "ДЕЛАЮТ"

Аннотация

Отмечая 25-летие когда-то новаторской пирамиды Джорджа Миллера, мы решили представить обновленный взгляд на нее. В статье обсуждаются 2 вопроса. Верно ли классическая пирамидальная структура передает отношения 4 уровней, описанных Миллером? И может ли модель Миллера удовлетворить неудовлетворенные потребности экспертов в оценке возникающих важнейших аспектов и учесть все более усложняющуюся практику оценки медицинских работников? Для ответа на 1-й вопрос мы еще раз рассмотрели пирамиду Миллера в 2 аспектах, характерных для пирамидальных структур: иерархия и сужение. Мы также предложили разные конфигурации расположения 4 классических уровней и подробно описали их. Для ответа на 2-й вопрос мы обосновали внесение поправок в пирамиду с 2 дополнительными измерениями для оценки личных качеств студентов на уровне "является" и эффективности их работы в группе на уровне "делают" (вместе). В конце статьи мы предложили выйти за рамки пирамиды и рассмотреть структуру "Орбит оценки" для оценки эффективности работы студентов как при самостоятельной работе, так и в группе. 5 "орбит оценки" заостряют внимание педагогов на необходимости оценки возникающих когнитивных и некогнитивных аспектов без применения таких неотъемлемых для пирамидальных структур характеристик, как иерархия или сужение. Орбита "является" учитывает личные качества выпускников, которым мы можем (или не можем) доверить дело нашего врачевания. Оценка работы в группе на уровне "делают" (вместе) предлагает перейти от парадигмы соревновательной оценки студентов к парадигме нормирования и выполнения работы в группе.

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

РУКОВОДСТВО AMEE № 108. НАПИСАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ТЕЗИСОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Аннотация

Умение писать конкурентоспособные тезисы для участия в научной конференции - важный навык для преподавателей медицины. Содержательные и краткие тезисы могут убедить рецензентов, членов отборочной комиссии конференции и участников конференции в том, что описанное в них исследование заслуживает включения в программу конференции и/или выступления. Данное руководство Ассоциации медицинского образования в Европе (AMEE) разработано, чтобы помочь преподавателям медицины писать тезисы исследований для участия в научных конференциях с положительным результатом. По этой причине оно начинается с изучения риторических аспектов научных тезисов (т.е. цели, аудитории и структуры), а затем описаны процессы отбора тезисов, которые схожи для многих конференций в сфере медицинского образования. Кроме того, в руководстве представлены теоретически обоснованная информация и конкретные предложения о том, как писать убедительно. Наконец, в руководстве предлагаются некоторые советы по написанию работ и методы корректуры, которые могут использовать все авторы. С помощью рассматриваемых в данном руководстве аспектов написания научных тезисов для участия в конференции мы надеемся помочь работникам сферы медицинского образования усовершенствовать навыки написания этого важного типа текста.

РУКОВОДСТВО AMEE № 87. РАЗРАБОТКА АНКЕТ ДЛЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Это руководство AMEE посвящено разработке и созданию опросных листов для самостоятельного заполнения, обычно называемых анкетами. Анкеты широко используются при проведении научных исследований в области медицинского образования. К сожалению, методики разработки таких анкет различаются по качеству, в этой области отсутствуют согласованные строгие стандарты. Поэтому качество анкет, используемых при проведении научных исследований в области медицинского образования, существенно различается. Для решения этой проблемы в настоящем Руководстве AMEE представлена системная 7-этапная методика разработки высококачественных опросных листов с особым акцентом на создание шкал опроса. Эти 7 этапов охватывают не все аспекты разработки опросов и не являются единственным способом создания высококачественной анкеты. Напротив, они сочетают в себе несколько методик и позволяют создать на их основе согласованный процесс для разработчиков анкет всех уровней. Систематическое выполнение каждого из этих шагов повысит вероятность того, что создатели опроса будут измерять именно то, что они хотят измерить.

Симуляционные технологии

КРИВАЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ РОБОТИЗИРОВАННОЙ И ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ НАЛОЖЕНИЯ ШВОВ В СИМУЛИРОВАННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

Актуальность. Считается, что по сравнению с традиционными лапароскопическими методами роботизированная хирургия обладает большим потенциалом для применения в таких чувствительных к техническим навыкам сложных областях, как техника малоинвазивного наложения швов. Данное исследование проводилось, для того чтобы выявить различия кривых обучения техникам лапароскопического или роботизированного наложения швов.

Методы. Начинающие специалисты выполняли 3 задания по наложению швов с помощью симулятора дополненной реальности ЕoSim или роботизированного симулятора виртуальной реальности RobotiX. Каждый участник выполнял задание по наложению интракорпорального шва, задания по передаче иглы в качающейся плоскости и по передаче иглы при наложении анастомоза. Для завершения курса обучения все задания повторяли до 20 раз или до достижения временнóго плато. Регистрировали клинически значимые и сопоставимые параметры, касающиеся времени выполнения заданий, совершаемых движений и безопасности выполнения манипуляций. Для сравнения графиков и фаз курсов обучения использовали время наложения интракорпорального шва и метод анализа накопленных сумм.

Результаты. 17 участников прошли весь курс обучения с помощью лапароскопической методики, а 30 участников - с помощью роботизированной методики. Медиана времени на завязывание 1-го узла лапароскопическим способом составила 611 vs 251 с на завязывание узла роботизированным способом (р<0,001), а соотношение по фазам обучения - 324 vs 165 с (6-й узел, р<0,001) и 257 vs 149 с (11-й узел, р<0,001) соответственно. Процентная доля состоятельных хирургических узлов в группе применявших лапароскопическую методику была больше, чем в группе роботизированной методики. 1-й узел: 71 vs 60%, 6-й узел: 100 vs 83%, 11-й узел: 100 vs 73%. Медиана оценки параметра "инструмент вне поля зрения" в группе роботизированной методики составила 0% после 4-го повторения. В группе лапароскопической методики величина оценки параметра "инструмент вне поля зрения" между 1-м и 11-м узлом возросла с 3,1 до 3,9% (слева) и с 3,0 до 4,1% (справа) (р>0,05).

Заключение. Кривая обучения навыкам малоинвазивной хирургии показывает, что график времени при выполнении задания роботизированным способом короче, чем при использовании лапароскопического способа. Однако при использовании лапароскопического способа удается достичь хороших конечных результатов с быстрым улучшением исхода вмешательства.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА

Аннотация

Статья описывает особенности проектирования симуляционного центра. Коллегиальный подход к данному вопросу позволяет учесть аспекты, влияющие на этот процесс. Представлены частые вопросы, а также ошибки, возникающие в ходе планирования центра. Цель данной статьи помочь команде, которая задействована в процессе, и дать рекомендации по созданию оптимального дизайна симуляционного центра, который будет отвечать образовательным целям и потребностям конкретной организации.

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ДОКЛИНИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ: МОЖЕТ ЛИ КОМПЬЮТЕРНЫЙ СИМУЛЯТОР ЗАМЕНИТЬ ОБЫЧНЫЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ФАНТОМЫ И КУРАТОРСТВО СО СТОРОНЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ?

Аннотация

В доклиническом стоматологическом обучении приобретение клинических и технических навыков, а также их использование в клинической практике приобретают первостепенное значение. Использование стоматологических фантомов обеспечивает эффективное и безопасное обучение студентов стоматологическим процедурам в рамках доклинической подготовки, значительно улучшая их мануальные навыки. Современные компьютерные фантомные системы включают возможности использования технологии виртуальной реальности, а также обеспечивают эффективную обратную связь.

Цели этого обзора - изучить и проанализировать представленные в стоматологической литературе доказательства, подтверждающие использование таких систем, а также сравнить роль эффективной обратной связи и руководство со стороны преподавателя. Дополнительное обучение с использованием таких систем совершенствует процесс обучения студентов и приобретения ими навыков, а также сокращает период кураторства со стороны преподавателей. Тем не менее виртуальную расширенную обратную связь нельзя использовать как единственный метод получения обратной связи, и вклад со стороны преподавателя по-прежнему имеет решающее значение. Проведение обширных продолжительных рандомизированных исследований, изучающих влияние этих систем на академическую успеваемость студентов при освоении ими клинических навыков, а также вопросы экономической эффективности, оправданно.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»