Текущий номер
2 . 2011
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация

Редакционная статья

Аннотация
Анонсы мероприятий

Конференция "AMEE-2011" г. Вена, Австрия, 27-31 августа 2011 г.

Аннотация

Всероссийская научно-практическая конференция "Непрерывное профессиональное развитие специалистов в условиях реформирования российского образования и здравоохранения" г. Самара, 28-29 сентября 2011 г.

Аннотация
События

II ежегодная общероссийская конференция "Медицинское образование-2011"

Аннотация

Конференция MLA-2011

Аннотация

Научная конференция "Дополнительное профессиональное образование - от традиций к инновациям"

Аннотация

Всероссийская научно-практическая конференция "Пути повышения качества подготовки специалистов со средним медицинским образованием"

Аннотация
Рефераты

Демонстрация реальных пациентов при проблемно-ориентированном преподавании анатомии на первых курсах

Аннотация

Почему они плохо знают анатомию? Обзор фактов

Аннотация
Наука

Публикационная активность как инструмент мониторинга исследовательских стратегий в медицине

Аннотация

На примере российских и зарубежных медицинских научных цен­тров анализируется новый международный тренд визуализации и алгоритмизации процедуры оценки уровня исследований с исполь­зованием новейших аналитических инструментов по обработке библиометрических данных. Такие данные играют все более значи­тельную роль в сфере финансирования и регулирования научно-исследовательской деятельности, а аналитические системы становят­ся основными инструментами для принятия решений в вопросах научно-технического и технологического развития стран.

Главная тема

Клиническая анатомия в современной морфологии и медицине

Аннотация

В статье представлены классификация и структура клинической анатомии. Описаны содержание новых разделов клинической анатомии: микрохирургической, эндоскопической, лучевой ана­томии, их методическая основа, особенности и области приме­нения.

Место анатомии в медицинском образовании:Руководство АМЕЕ № 41 (пер. с англ. под ред. В.А. Каранашевой)

Аннотация

Это руководство создано совместными усилиями трех авторов из разных стран. Оно представляет обзор истории макроскопической анатомии от краткого описания ранних этапов ее существования до подробного изучения учебных программ, применяемых в тра­диционных дидактических и проблемно-ориентированных мето­дах обучения. Для выполнения любого блока учебной программы необходимо обеспечить взаимодействие содержания (знаний и умений) предмета, преподавателей, студентов с различными под­ходами к обучению и принципов, на основе которых преподается учебный материал. Руководство разделено на несколько частей, в каждой из них рассматриваются подходы к обучению анатомии с точки зрения студентов, к передаче содержания учебной про­граммы преподавателями, включая оценку знаний. Также в статье представлен перечень тем, которые могут иметь большое значение для соответствующего блока анатомии в интегрированном курсе с особым акцентом на клиническом применении знаний. В конце статьи авторы рассуждают о будущем анатомии и обсуждают меры, которые необходимо предпринять для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие анатомии как значимого предмета в любой учебной программе.

Анализ анатомической литературы, доступной на книжном рынке в Российской Федерации

Аннотация

В статье представлен анализ учебников и учебных пособий по дисциплине "Анатомия человека", доступных на книжном рынке. Подробно обсуждаются особенности изданий, наличие и качество иллюстративного материала.

Кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии - база преподавания клинической анатомии и освоения практических навыков в медицинском вузе

Аннотация

В статье приведены материалы о преподавании топографической и клинической анатомии в отечественных и зарубежных вузах. Дано определение клинической анатомии как учебно-научной дисцип­лины. Рассмотрены организационные и методические подходы к преподаванию клинической анатомии на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии. Показано значение клинической анатомии для освоения практических умений и форми­рования элементов профессиональной компетенции на разных этапах обучения. Высказаны предложения по совершенствованию методики обучения, подготовке и повышению квалификации пре­подавателей.

Изучение клинической анатомии и освоение мануальных умений в свете новых информационных технологий (о желаемых дополнениях в учебный процесс на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии)

Аннотация

В статье рассматриваются современное состояние использования новых информационных технологий в учебном процессе на кафед­рах оперативной хирургии и топографической анатомии, пробле­мы и недостатки в этом процессе и перспективы его дальнейшего преобразования. В настоящий момент целесообразно направлять усилия на разработку и внедрение новых технологий, однако признается, что последние пока не являются реальной альтернативой классическим методам освоения нашей дисциплины (использо­вание трупов и экспериментальных животных).

Формирование практических умений начинающих хирургов

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы последипломной подготовки начинающих хирургов. Обосновываются этапность обучения специалистов-хирургов и роль кафедр оперативной хирургии в освое­нии практических умений. Отражен сформулированный авторами перечень манипуляционных умений, которые необходимо осво­ить начинающему хирургу.

Опыт преподавания клинической анатомии на факультете последипломного образования в медицинском вузе

Аннотация

Опыт кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии Оренбургской государственной медицинской академии свидетель­ствует о том, что специфика предмета, клиническая направлен­ность научных исследований, наличие высококвалифицирован­ных научно-педагогических кадров, необходимого оборудования, организационного и методического обеспечения, развитие дис­танционного образования позволяют кафедрам подобного профи­ля играть важную роль в совершенствовании системы последип­ломной подготовки врачей.

Топографо-анатомические термины для клинической анатомии

Аннотация

Анатомия человека - базовая наука в медицинском образовании

Аннотация

Кадровое развитие

Эффективное преподавание через активное обучение (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)

Аннотация

Сейчас довольно трудно найти практикующих врачей, чья повсед­невная профессиональная жизнь так или иначе не была бы связана с преподаванием или учебой. Если рассматривать обучение в его самом широком смысле, мы каждый день сталкиваемся с ним, консультируя пациентов, или, наоборот, приобретая новые знания от каждого из них. Поскольку мы верно приближаемся к введению обязательной повторной аккредитации для всех практикующих врачей, на смену ра­нее существовавшей модели пассивного непрерывного медицинского образования приходит целенаправленное и эффективное непрерыв­ное профессиональное развитие. Несомненно, большинство занятых практикующих врачей видят в этих мероприятиях дополнительную ра­бочую нагрузку, а не перспективу, рассматривают их скорее как фактор стресса, чем возможность профессионального развития. Тем не менее, в этой статье мы попробуем показать, как в ежедневной профессио­нальной деятельности можно найти возможности обучать и обучаться; как используя принципы эффективного преподавания можно созда­вать учебные ситуации.

Технологии обучения

Клинические руководства - нелегкий путь медицинских инноваций в практическое здравоохранение

Аннотация

Клинические руководства являются многообещающими средства­ми по совершенствованию медицинской помощи. Однако для того чтобы принести практическую пользу, они должны иметь высокое научное качество и учитывать особенности и нужды реального здравоохранения. Эффект клинических руководств во многом за­висит от образовательных вмешательств, с помощью которых они внедряются. Среди наиболее эффективных чаще упоминаются об­разовательные семинары с интерактивным компонентом и систе­ма компьютерных напоминаний. Тем не менее даже такие пассив­ные мероприятия, как распространение печатных клинических руководств или информационных брошюр для пациентов, могут сыграть важную роль за счет своей относительной дешевизны и массовости. В целом образовательные вмешательства способны улучшить показатели медицинской помощи приблизительно на 7-15%, а исходы лечения пациентов - на 3-5%.

Приложение

Тезисы конференции "Медицинское образование-2011" (Москва, 21-22 апреля 2011 г.)

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»