Текущий номер
2 . 2022
Симуляционные технологии

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТРЕНИНГОВ В ПОДДЕРЖАНИИ ДОЛЖНОГО УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОГО НАВЫКА ИЗМЕРЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

Аннотация

Цель - ​оценить значение дополнительных занятий на симуляционном оборудовании на воспроизводимость навыка по измерению уровня артериального давления (АД) обучающимися III курса по специальности "Лечебное дело".

Материал и методы. В исследование включены 64 обучающихся III курса по специальности "Лечебное дело", у которых на экзамене по дисциплине "пропедевтика внутренних болезней" был вопрос по измерению АД (формулировка задания: "Озвучьте последовательность действий при измерении артериального давления на первичном амбулаторном приеме"). Во время экзамена студенты в устной форме воспроизводили последовательность действий для измерения АД в соответствии с чек-листом, содержащим 50 пунктов (конкретных действий). Озвученные пункты чек-листа оценивались в 1 балл, а не­озвученные - ​в 0 баллов. Результат вычислялся в процентах от выполненного. В период летней производственной практики после дополнительного занятия с использованием симуляционного оборудования по навыку неинвазивной методики измерения АД включенным в исследование студентам было предложено воспроизвести навык измерения АД в симулированных условиях с использованием тренажера для измерения АД с беспроводным контролем и управляющимся планшетным компьютером BT-CEAB 2 (Южная Корея). Параллельно с выполнением навыка заполнялся чек-лист для каждого обучающегося. Во время ответа студента экзаменатор отмечал в заранее распечатанном чек-листе озвученные (1 балл) и неозвученные (0 баллов) пункты. Затем выполненные баллы суммировались, и для каждого испытуемого вычисляли процент выполненных пунктов чек-листа от максимального (от 50 баллов).

Результаты. По результатам экзамена средний балл по измерению АД составил 72,9%. Количество студентов, выполнивших 70% и более пунктов чек-листа составило 33% (n=21). Ни один студент не выполнил все пункты чек-листа, т.е. не набрал 100%. После дополнительного занятия в симуляционном центре средний балл по измерению АД составил 72%. Более 70% (критерий сдачи навыка) выполнил 61% студентов (n=39). Следует обратить внимание, что каждый четвертый обучающийся выполнил все пункты чек-листа (25%, n=16). Все пункты чек-листа были разделены авторами на ключевые, влияющие на прогноз, и неключевые. Количество студентов, выполнивших все ключевые пункты (100%) составило 30% (n=19). Преобладающее большинство - ​62,5% (n=40) - ​выполнило более 70% пунктов.

Заключение. По данным нашего исследования, целесообразность проведения дополнительных занятий (в том числе самостоятельных) по измерению АД у студентов-медиков становится вполне очевидной, так как именно благодаря им значительная часть обучающихся усвоила весь материал уже в течение одного учебного года. Полученные данные в разнице измерения АД при выделении ключевых и неключевых навыков диктуют необходимость пересмотра действующей схемы аккредитации с выделением пунктов чек-листа, выполнение которых значимо влияет на прогноз и исход лечения пациента, а значит, их невыполнение в ходе процедуры аккредитации ведет к незачету станции в целом. Либо необходимо внедрение менее категоричной системы оценки с определением коэффициентов значимости каждого пункта чек-листа, что позволит более объективно подходить к оценке именно мануальных навыков обучающихся и более структурированно оценивать знания.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СИМУЛЯЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ КОЖНОГО ШВА

Аннотация

Цель исследования - ​анализ современной литературы для сравнения симуляторов кожного шва различного уровня реалистичности с точки зрения экономической целесообразности применения и влияния стоимости на качество обучения.

Материал и методы. Поиск литературы в базах данных PubMed, MEDLINE, а также в соответствующих журналах и списках литературы был проведен в сентябре 2021 г.

Для поиска актуальной информации о видах симуляционных тренажеров для отработки кожного шва использовали следующие запросы: "симулятор кожного шва", "тренинг в пластической хирургии", "базовые хирургические навыки", "симуляционное обучение", "обучение хирургическим навыкам". Период включения статей - 2000-2021 гг. По итогам поиска 257 полнотекстовых статей были проанализированы и 60 из них включены в текущий обзор.

Результаты рандомизированных контролируемых исследований подтверждают отсутствие влияния реалистичности симулятора кожного шва на приобретение моторных навыков. Преимуществами обладают модели с низкой стоимостью и возможностью многократного использования. Отсутствие санитарно-эпидемиологических ограничений при работе с тренажерами повышает доступность обучения. Учитывая эти требования, в настоящее время синтетические модели обладают преимуществом перед органическими тренажерами или кадавер-курсами. Функциональные возможности тренажера должны быть рассчитаны на отработку навыков пластической хирургии.

Технологии обучения

РУКОВОДСТВО ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ С ОДНИМ ПРАВИЛЬНЫМ ОТВЕТОМ ДЛЯ КЛИНИЧЕСКИХ ЭКЗАМЕНОВ ВЫСОКОЙ ЗНАЧИМОСТИ

Аннотация

Цель данного руководства - ​помочь преподавателям, авторам и всем тем, кто задействован в разработке экзаменов для медицинских специалистов, целью которых является надежная и валидная оценка знаний. Руководство содержит рекомендации, их разъяснение, примеры, распространенные ошибки, которые помогут начинающим авторам на пути составления тестовых заданий с одним правильным вариантом ответа. Мы надеемся, что данное руководство станет полезным и наглядным пособием для каждого медицинского преподавателя.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Аннотация

Высокие учебные нагрузки, характерные для профессионального медицин­ского образования в сочетании с профессиональной занятостью, могут создавать предпосылки для формирования синдрома эмоционального выгорания. Исследование, проведенное среди 1055 студентов-медиков, показало, что каждый десятый студент совмещает работу с учебной деятельностью. Профессиональная занятость у студентов растет с курсом обучения в 3,6 раза, а также повышается количество профессионально занятых студентов в медицинской сфере в 2,1 раза. Выраженность синдрома эмоционального выгорания у работающих студентов старших курсов выше и ниже у неработающих студентов. В формировании синдрома эмоционального выгорания, а именно фазы резистенции и истощения у неработающих студентов, существенную роль, предположительно, играет организация учебного процесса, а у работающих студентов прогрессирование фазы напряжения обусловлено профессиональным стажем работы. Полученные данные позволяют определиться с возможными путями профилактики развития синдрома эмоционального выгорания у студентов-меди­ков.

ВЫПУСКНИК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА О ДИСТАНТЕ: ГОТОВНОСТЬ К НОВОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ФОРМАТУ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, посвященного оценке сформированности некоторых профессиональных навыков у выпускников лечебного факультета медицинского вуза. Необходимость внесения научно обоснованных предложений по корректировке учебного плана подготовки будущих врачей в режиме дистанционного обучения определила цель данной работы. В добровольном анонимном опросе, проведенном весной 2020 г., приняли участие 252 выпускника лечебного факультета ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России. Респонденты оценивали собственную уверенность владением профессиональных навыков. Самую низкую оценку получил навык, связанный с правильным оформлением медицинской документации. Группа респондентов с более высокой самооценкой полагает, что в дистанционном режиме можно отработать все анализируемые навыки, за исключением навыка соблюдения временных рамок при приеме пациента. Таким образом, проблемы дистанционного формата обучения в медицинском вузе сохранили свою актуальность и в 2021/2022 учебном году. Система онлайн-образования претерпела существенные изменения, оставив, в частности, приоритетным положение о необходимости эффективной обратной связи, позволяющей студенту получать необходимую информацию, в том числе по корректировке образовательного маршрута и критериев усвоения.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА EDUSCRUM В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена проблемой значительных изменений медицинского образования в период пандемии, необходимостью сочетания классических и инновационных практико-ориентированных технологий.

Цель данной статьи - ​анализ опыта использования метода eduScrum в образовательном процессе у аспирантов медицинского вуза.

Ведущий метод исследования - ​психолого-педагогический эксперимент по применению eduScrum, а также методы тестирования, анкетирования, статистической обработки количественных результатов исследования.

Исследование доказало эффективность методики eduScrum у аспирантов. Происходит успешное освоение универсальных, профессиональных, метапредметных компетенций. ЕduScrum способствует формированию профессионально значимых личностных качеств и "мягких" навыков (коммуникативная компетентность, умение работать в команде, креативность, критическое мышление и др.), повышению мотивации, заинтересованности, вовлеченности в педагогический процесс.

Материалы статьи могут быть полезны профессорско-преподавательскому составу для повышения эффективности обучения и качества подготовки будущих медицинских преподавателей и специалистов здравоохранения.

Кадровое развитие

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В НЕПРЕРЫВНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В статье описана российская отраслевая проблематика трансформации дополнительного медицинского образования и связанная с ней ценовая конкуренция, которые приводят к изменению структуры спроса и снижению качества образовательных программ на рынке. Рассмотрены возможности реализации роли университетов не только как разработчиков образовательных программ и провайдеров образовательных услуг, но и как гаранта качественного медицинского образования. Обсуждаются возможности практической реализации концепции предпринимательского университета в непрерывном медицинском образовании. Авторы предлагают стратегии, позволяющие медицинским вузам поддерживать качественно высокий уровень образовательных услуг для медицинских работников, достигая при этом финансовых результатов университета. Цели и задачи - ​провести анализ рынка непрерывного медицинского образования, оценить возможности реализации концепции предпринимательского университета в среде, разработать стратегии повышения конкурентоспособности университетского непрерывного медицинского образования.

Материал и методы. В ходе исследования использовались методы системного анализа, анализа документов, наблюдения, глубинного интервью. Проведен анализ нормативно-правовых актов, данных единого медицинского портала https://edu.rosminzdrav.ru/. Анализ и сегментацию целевой аудитории проводили на основании данных внутренней статистики учащихся факультета.

Результаты. Рассмотрены типовые стратегии провайдеров образовательных услуг и возможности их совершенствования в разрезе эталонных стратегий маркетинга. Предложена матрица продуктового предложения, позволяющая обосновать стоимость услуг и расширяющая границы развития. Показано, какую роль могут играть "предпринимательские университеты" в развитии и совершенствовании медицинского образования. Роль университета и его главное отличие от коммерческих структур заключаются в работе с разными аудиториями с целью последующего влияния на структуру спроса и формирование приверженности у медицинских работников к более качественным образовательным программам.

Заключение. Эффективность внедряемых изменений зависит не только от сознательности и ответственности всех участников процесса, но и от своевременности обратной связи, а также от быстрого реагирования на новые вызовы современности. Поддержание высоких стандартов качества образования требует стратегии устойчивого роста. Стратегия предпринимательского университета актуальна для дополнительного медицинского университетского образования.

АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАБОТНИКАХ, ОБЛАДАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЯМИ ПРИМЕНЕНИЯ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

Введение. Становление цифровой экономики и цифрового общества - ​глобальные тренды современной эпохи, которые становятся частью мировой экосистемы. Переход к цифровой экономике существенным образом меняет рынок труда: наряду с распространением информационных технологий во всех сферах жизни цифровые навыки становятся критически важными с точки зрения работодателей.

Материал и методы. Проведено анкетирование 92 государственных организаций здравоохранения, составлен интервью-гайд и проведено 3 глубинных интервью, выполнен анализ результатов анкетирования и экспе­ртного мнения о потребностях и требованиях работодателей в формировании цифровых компетенций у ​выпускников магистратуры по направлению подготовки 32.04.01 "Общественное здравоохранение".

Результаты и обсуждение. На основании анализа результатов выявлена потребность отрасли здравоохранения в современных специалистах, обладающих цифровыми компетенциями и владеющих навыками использования сквозных цифровых технологий в своей практической деятельности.

Заключение. Для обеспечения здравоохранения квалифицированными кадрами в соответствии с потребностями рынка труда рекомендовано при разработке и актуализации образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 32.04.01 "Общественное здравоохранение" учитывать необходимость формирования цифровых компетенций.

СОЗДАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ НАУЧНОЙ ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА

Аннотация

В данной работе рассматривается опыт создания междисциплинарной научной группы обучающихся ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России в рамках реализации проекта "Изучение соединений с предполагаемой противоопухолевой фармакологической активностью на основе оловоорганических соединений" на базе молодежного научного кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии.

Цель -проанализировать опыт создания и результаты работы междисциплинарной научной группы обучающихся (I-VI курсов образовательных программ 31.05.01 "Лечебное дело", ординатуры и аспирантуры) с целью оптимизации критериев отбора обучающихся в междисциплинарную научную группу.

Материал и методы. Отображены основные методы формирования междисциплинарной научной группы обучающихся и результаты заочного анкетирования членов молодежного научного кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии. Результатом обработки анкет является вычисление процентных соотношений между различными вариантами ответов. Оценку силы связи между фактором риска и исходом определяли с помощью таблиц сопряженности.

Результаты. Опыт создания и результаты работы междисциплинарной научной группы на базе молодежного научного кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии показал, что социально-профессиональные планы обучающихся тесно связаны с интенсивностью работы в составе продуктивного научного коллектива. Обучение в аспирантуре, докторантуре и последующая работа в профессорско-преподавательском составе в вузе рассматриваются как желаемая перспектива для большинства членов малой исследовательской группы. Формирование междисциплинарных научных групп позволит в долгосрочной перспективе покрыть возрастающие потребности в омоложении профессионального кадрового состава вуза.

Заключение. Сформулированы алгоритм отбора обучающихся в междисциплинарную научную группу и преимущества комплексной долгосрочной подготовки обучающихся в качестве кадрового резерва профессорско-преподавательского коллектива вуза.

Опыт

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация

Данная статья является отражением опыта дистанционного обучения базовым медицинским дисциплинам с использованием активных методов обучения.

Цель работы - ​ознакомить с принципами проблемно-ориентированного обучения и его применением в качестве нового метода на дистанционных обучающих платформах.

Высокое качество образования, желание достижения поставленных целей, креативность, готовность решать коммуникативные задачи - ​это реальные требования в современной жизни. Поэтому медицинский университет несет ответственность за качество подготовки и формирование общеобразовательных, базовых, профессиональных компетенций у молодых специалистов.

Поскольку дистанционное образование становится неотъемлемой частью высшего образования, информационно-коммуникационные и компьютерные технологии расширяют возможности для получения качественных знаний и компетенций.

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19

Аннотация

Пандемия COVID‑19 создала серьезные проблемы для медицинского образования, которое на законодательном уровне в РФ было возможно только в очной форме. В весеннем семестре 2019/2020 учебного года обучение анатомии человека в ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России было практически полностью переведено в дистанционную форму. Начиная с осеннего семестра 2020/2021 учебного года и по настоящее время обучение проводится в смешанной (очной и дистанционной) форме. Кафедрой были разработаны и внедрены дистанционные образовательные курсы лекций и практических занятий для студентов всех факультетов, активно применяются занятия в онлайн-режиме в приложении Zoom. Анкетирование студентов показало, что 92% студентов оценивают разработанные кафедрой дистанционные образовательные курсы "очень полезными" либо "полезными". Анализ творческих эссе обучающихся и экспертный опрос преподавателей выявили преимущества и недостатки дистанционного обучения предмета "анатомия человека". Наши результаты указывают на то, что дистанционные лекционные курсы могут эффективно заменить очные лекции. Однако практические навыки, получаемые студентами в ходе контактного обучения с естественными анатомическими препаратами, заменить дистанционным обучением гораздо сложнее. Таким образом, преподавание практических занятий по дисциплине "анатомия человека" с применением дистанционных методов является вынужденной, временной мерой.

СТИМУЛЯЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ПЕДИАТРИИ

Аннотация

Проблемно-ориентированное обучение в педагогике медицинского образования широко обсуждается и признается как активный подход к обучению.

Цель - ​поиск методов стимуляции познавательной активности обучающихся в образовательном процессе на занятиях по факультетской педиатрии.

Материал и методы. Приведен опыт применения онлайн-платформ на практических занятиях у обучающихся IV курса педиатрического факультета. С онлайн-платформами AMRbook и AMRmap можно ознакомиться на сайте AMRhub.

Результаты и обсуждение. На примерах описаны некоторые функциональные возможности онлайн-платформ при выборе эмпирической антибактериальной терапии у детей c внебольничными инфекциями мочевыводящих путей. Отдельные элементы анализа возможностей онлайн-платформ дополнены пояснениями и рисунками. При анализе содержания практического занятия установлено, что оно проводится в форме моделирования конкретных профессиональных ситуаций. Обучение проводится по заданным параметрам с созданием любого варианта ситуации. Создается возможность неограниченного повторения необходимого приема, а также отработка индивидуального и группового стиля работы.

Заключение. Педагогические приемы практико-ориентированного обучения, формирующие основу профессиональной компетентности, необходимо включать в образовательный процесс медицинского образования.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»