Текущий номер
1 . 2022
Симуляционные технологии

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ РОБОТА-СИМУЛЯТОРА НЕДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО

Аннотация

Снижение показателя младенческой смертности является одной из важных задач службы охраны материнства и детства, поэтому особое значение имеет оказание квалифицированной медицинской помощи новорожденным, включая респираторную стабилизацию преждевременно рожденных детей. В статье представлен опыт использования высокореалистичного робота недоношенного ребенка в обучении врачей по программе повышения квалификации.

АНАЛИЗ ПРЕДИКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ВРАЧЕЙ-ХИРУРГОВ И РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЕЕ ФОРМИРОВАНИИ

Аннотация

В статье представлен аналитический обзор теоретических и эмпирических исследований, позволяющих раскрыть сущность предикторов профессиональной успешности врачей-хирургов. Раскрывается роль обучения с применением симуляционных технологий в формировании профессиональной успешности.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВАЛИДНОСТИ СИМУЛЯЦИОННОЙ МОДЕЛИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКА ТОРАКОЦЕНТЕЗА

Аннотация

Цель - ​оценить валидность симуляционной модели грудной клетки для отработки навыка торакоцентеза.

Материал и методы. Процедуру выполняли участники с разным уровнем практических навыков (студенты, ординаторы и врачи). Видеозаписи были независимо оценены опытными хирургами, которым не было известно об уровне подготовки участников. В качестве инструмента оценки применяли модифицированный чек-лист, разработанный на основе предложенного Копенгагенской академией медицинского образования и моделирования.

Результаты. Все 24 участника (16 студентов, 6 ординаторов, 2 врача) выполнили по 3 процедуры торакоцентеза на исследуемой модели, было записано и оценено 72 видео. Надежность чек-листа была достаточной (α-Кронбаха 0,72). Уровень межэкспертной надежности существенный (κ 0,68 при p<0,001). Между группами участников наблюдалась статистически значимая разница по количеству баллов в каждой из 3 попыток (значение H-критерия для попытки № 1-3 - ​11,3086, p=0,004; 16,1346, p<0,001; 16,4702, p<0,001 соответственно). На основе метода контрастных групп установлен минимально допустимый порог баллов для подтверждения уровня компетентности (27 и 30 баллов для студентов и ординаторов соответственно). Студенты и ординаторы показали значительно более высокие результаты по завершению 3-й попытки (χ2 Фридмана 25,290, p<0,001; 9,238, p=0,01 соответственно). Студенты значительно увеличили скорость выполнения процедуры по завершению 3-й попытки (χ2 Фридмана 22,875, p<0,001).

Заключение. Совокупность собранных доказательств свидетельствует в пользу валидности симуляционной модели, разработанной инициативной группой школы медицины ДВФУ.

РАЗВИТИЕ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ЭНДОСКОПИЯ"

Аннотация

Медицинская симуляция доказала свою эффективность среди обучающихся в высших медицинских учреждениях и практикующих врачей. Известно, что освоение эндоскопических процедур является сложным процессом. Симуляция в эндоскопии позволяет врачам приобрести технические и когнитивные навыки в специально созданной обстановке. Цель тренировок в симуляционном центре - ​использовать возможности современных обучающих технологий в овладении навыками эндоскопического исследования желудочно-кишечного тракта и бронхолегочной системы, опираясь на достижения в сфере робототехники и виртуальной реальности. В данной статье описана хронология появления эндоскопических симуляторов, их современные реалии и методология симуляционного обучения в разный временной период по специальности "эндо­скопия".

Технологии обучения

КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ СТАНДАРТЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЭКЗАМЕНОВ: РУКОВОДСТВО AMEE № 85*

Аннотация

В руководстве AMEE (Ассоциация медицинского образования в Европе) предлагается обзор методов, используемых при определении проходных баллов для экзаменов, оценивающих практические навыки. Рассмотрение различных целей оценки обеспечит контекст для обсуждения методов определения стандартов, за которыми последует описание различных типов стандартов, которые обычно выделяют в медицинском образовании. Представлено пошаговое руководство по процессу определения стандартов. Руководство содержит подробные объяснения и примеры методов определения стандартов, и в каждом разделе представлены примеры исследований, выполненных с использованием этих методов при проведении практических экзаменов у медицинских работников. Руководство предназначено для тех, кто отвечает за определение проходных баллов на экзаменах и ищет ресурс, объясняющий методы определения проходных баллов. В руководстве рассмотрены основания для проведения оценки, даны определения стандартов и предложены методы их применения, которые исследовались при проведении практических экзаменов. В 1-м разделе руководства описаны типы стандартов, во 2-м - рекомендации по подготовке к исследованию по определению стандартов. Следующие разделы включают описание порядка проведения обсуждения, выбора метода, определения проходного балла и поддержание стандарта. В руководстве приведены аргументы в пользу мероприятий по определению проходных баллов, которые на основании результатов исследований соответствуют цели оценки и являются воспроизводимыми.

О ДИСЦИПЛИНЕ "МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА" И ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЗНАНИЙ ВРАЧАМ И СТУДЕНТАМ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

Развитие научной дисциплины "медицинская информатика" значительно ускорилось в связи с внедрением компьютерных технологий. Однако эта наука существовала и задолго до них. Информатика - наука об общих свойствах, структуре данных и информации, закономерностях ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования в научных и практических целях. Без сбора, представления и анализа данных невозможны клиническая практика и принятие решений в управлении здравоохранением. В статье рассматриваются основные понятия и архитектура дисциплины "медицинская информатика", а также пути создания и доведения новых знаний до студентов медицинских вузов и практикующих врачей. Рассмотрены классические книжные издания и новые цифровые базы знаний. Описаны новые инструменты, необходимые для их разработки, даны примеры российских и зарубежных баз знаний со ссылками.

Кадровое развитие

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: ВНЕДРЕНИЕ АЛГОРИТМА НАСТОРОЖЕННОСТИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫХ СОСТОЯНИЙ У ЖЕНЩИН

Аннотация

Авторы разработали программу дополнительного образования врачей-терапевтов в рамках когнитивно-поведенческой профилактики железодефицитных состояний у женщин и оценили эффективность ее внедрения.

Опыт

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ПРИ ОСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "БИОТЕХНОЛОГИЯ" В ТЮМЕНСКОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАТАХ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Цель - ​оценить степень удовлетворенности учебным процессом при освоении дисциплины "биотехнология" в ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России при применении различных форматов обучения.

Материал и методы. Анонимное анкетирование 56 студентов V курса фармацевтического факультета (выборка сплошная), проходивших обучение как в очной форме, так и с применением дистанционных образовательных технологий в 2020/2021 учебном году.

Результаты и обсуждение. Высокие оценки, поставленные обучающимися дистанционным формам проведения лекций, обосновываются в первую очередь тем, что студенты при работе с записью лекций находятся в комфортной обстановке, не ограничены по времени, как при традиционной аудиторной работе, и могут неоднократно возвращаться к слайдам. Вместе с тем при дистанционном формате обучения преподавателям сложнее получать обратную связь от студентов и контролировать образовательный процесс. Также при организации учебного процесса необходимо учитывать специфику методики и технологии преподавания дисциплины "биотехнология", где для успешного освоения дисциплины важно непосредственное взаимодействие преподавателей и студентов при выполнении лабораторных работ и моделировании ситуационных заданий.

Заключение. Мнение студентов о дистанционной форме обучения, в целом, положительное. Подача лекционного материала с использованием дистанционных образовательных технологий показала определенные преимущества в сравнении с традиционной аудиторной работой, но степень удовлетворенности студентов практическими занятиями, проводимыми в очном формате, оказалась все-таки выше, чем в дистанционной форме.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID 19

Аннотация

Самоизоляция, введенная как вынужденная мера профилактики в ответ на высокую угрозу распространения вируса SARS-CoV‑2, приводит к смене привычных стереотипов образа жизни и поведения.

Материал и методы. Был проведен анонимный социологический опрос студентов Омского государственного медицинского университета (n=278) по авторской анкете с применением GoogleForm.

Результаты. Изучена трансформация стереотипов поведения молодых людей под влиянием дистанционного обучения и вынужденной самоизоляции. Изменение привычного образа жизни студенческой молодежи проявлялось в соблюдении противоэпидемических мероприятий, значительном снижении двигательной активности, интенсивности общения, увеличении времени, проводимого в интернет-пространстве, изменении степени вовлеченности в учебный процесс, досуговой деятельности.

Обсуждение. Трансформация образа жизни студентов в период пандемии COVID‑19 сопровождается в том числе негативными изменениями их физического и психологического состояния, уровня учебной и профессиональной мотивации, что ставит перед высшей школой наравне с решением проблем учебного плана немаловажную задачу - ​создание благоприятных условий для образовательного процесса в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

Заключение. Дальнейшее продолжение исследования образа жизни студентов в экстремальных условиях пандемии COVID‑19 позволит определить направления оптимизации образовательного процесса в сторону повышения мотивации к учебной и профессиональной деятельности, укрепления психологической устойчивости. Наряду с этим важным моментом является поддержка молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в посторонней помощи.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»