Текущий номер
3 . 2021
От редакции

Уважаемые читатели!

Аннотация
Технологии обучения

РУКОВОДСТВО AMEE № 83. ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Существует множество теорий обучения взрослых, и каждая из них имеет свои достоинства. В данном руководстве рассмотрены наиболее распространенные из этих теорий и возможности их применения для совершенствования процесса обучения студентов и преподавателей. В руководстве представлена модель, объединяющая несколько теорий в единую блок-схему, которой может следовать любой пользователь, планирующий обучение. Эта схема пригодна для использования на уровне подготовки учебного плана или индивидуального обучения. На каждом этапе, предусмотренном моделью, в руководстве определены обязанности как обучающегося, так и преподавателя. Роль учебного заведения заключается в обеспечении временем и ресурсами, необходимыми для эффективного обучения. Руководство предназначено для тех, кто еще только начинает работать в системе образования, и авторы надеются, что оно поможет справиться с трудностями в понимании и применении общих теорий обучения, а также создаст возможности для обсуждения наиболее эффективных путей их использования.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ УЧЕБНОЙ ИГРЫ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация

Современные тенденции обучения основаны на активных методах с использованием инновационных технологий. Внедрение в обучение деловой игры способствует формированию у студентов профессиональных компетенций, коммуникативных навыков. В статье описана методика использования деловой игры у студентов, обучающихся по специальности "медицинская биохимия". Авторы уделяют большое внимание оценке полученных навыков. Для этого разработаны чек-листы, с помощью которых нивелируется субъективное отношение.

Кадровое развитие

ПРОБЛЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ПРОГРАММ

Аннотация

В настоящее время перед образовательными организациями и государственными органами, контролирующими сферу образования, стоит сложная задача по оценке качества обучения на соответствие образовательных программ обучения не только требованиям федеральных государственных стандартов, но и с учетом современных требований рынка труда. В этой связи становится актуальным анализ эффективного опыта независимой оценки качества профессионального медицинского образования и установления роли профессионально-общественной аккредитации программ медицинского профиля. Анализ 28 отечественных и зарубежных научных статей по проблеме аккредитации образовательных программ, опубликованных с 2004 по 2021 г., показал, что накоплен достаточный отечественный и зарубежный опыт по совершенствованию системы и качества медицинского образования с помощью эффективных механизмов различных форм аккредитации образовательных программ. Данный обзор позволяет сформировать представление о перспективах формирования инструментария для повышения качества медицинского образования, совершенствования принципов, технологий и процедур аккредитации образовательных программ и повышения качества подготовки будущих медицинских работников.

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ИНТЕРАКТИВНЫМ КОММУНИКАЦИЯМ И САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, СВЯЗАННОГО СО ЗДОРОВЬЕМ, У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи сетевой активности и самооценки здоровья у студентов медицинских университетов. В результате проведенного исследования было установлено, что студенты медицинских направлений начального периода обучения испытывают серьезные проблемы с адаптацией к образовательному пространству университета, что выражается в низкой самооценке своего физического и психического статуса, однако качество жизни, связанное со здоровьем, достоверно повышается к выпускным курсам. При взаимодействии с интерактивными сервисами студенты более привержены традиционным сетевым средствам коммуникации: наиболее востребованными интернет-сервисами среди студентов медицинских университетов являются такие коммуникативные и информационные площадки, как youtube, вконтакте, Instagram. Тенденция смещения фокуса популярности в студенческой среде в сторону интерактивных платформ с расширенными возможностями воспроизведения видеоряда, активными форматами в виде "стримов" требует использования этих данных как для увеличения возможностей сетевого обучения, так и для интенсивного месседжа о здоровом образе жизни и стереотипах здоровьесберегающего поведения. Более 60% студентов медицинских университетов проводят в сети Интернет как минимум 3 ч в день, 1/4 - 4 ч и более. Длительность пребывания в сети Интернет имеет обратную корреляцию средней степени с самооценкой ими своего психического статуса (r= -0,49). Наиболее уязвимой группой с точки зрения избыточного и деструктивного влияния интерактивных коммуникаций оказались студенты-мужчины I-III курсов обучения, более 80% из них страдают интернет-зависимостью и могут нуждаться в психолого-педагогической интервенции, административных и психотерапевтических интеракциях.

МЕСТО И РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАТОРОВ

Аннотация

Проблема управления в здравоохранении является одной из актуальных, и требования к профессиональной подготовке организаторов здравоохранения существенно возрастают. В статье приводится анализ психологической составляющей деятельности организаторов здравоохранения и обосновывается необходимость включения в учебные программы дисциплины "психология управления". Управленческая деятельность специфична по своему объекту, им выступают люди, и, следовательно, управленцу необходимы знания психологии человека. Развитие личности самого руководителя как неотъемлемая часть его профессионального развития также требует психологических знаний, навыков и умений. В статье обращается внимание на то, что при составлении программ обучения целесообразно использовать не только федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, но и психограммы как составляющие профессиограмм, сориентированные на высокие стандарты в профессии.

Опыт

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация

Представлен опыт работы симуляционно-тренингового аккредитационного центра сургутского государственного университета во время пандемии COVID-19 в 2020 г. Процедура проходила в 3 этапа, первый прошел дистанционно. Проанализированы эффективность и безопасность проведения аккредитации в условиях пандемии.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация

Английский язык является языком международного общения врачей и специалистов в области медицины разных стран. Обучение иностранных студентов на английском языке является перспективным направлением развития международной образовательной деятельности нашего университета. Специфическая терминология дисциплины "профессиональные болезни" диктует необходимость создания словарей терминов по медицине труда и методических документов по основным нозологическим формам профессиональных заболеваний на английском языке.

Блог Рональда Хардена

БЛОГ РОНАЛЬДА ХАРДЕНА

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»