Текущий номер
2 . 2021
Редакционная статья

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Аннотация
Кадровое развитие

НОВЫЙ ПОДХОД К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ЧЕРЕЗ ПАТТЕРНЫ

Аннотация

Существуют различные модели взаимодействия преподавателя и студентов в образовательном процессе. В статье рассмотрено мнение студентов и проанализированы паттерны взаимодействия преподавателя со студентами в медицинском вузе, которые возникают между ними в процессе изучения дисциплин. Выявлены как отрицательные, так и положительные паттерны, которые влияют на образовательный процесс студента в медицинском вузе и формирование будущего специалиста.

ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АСПИРАНТОВ-МЕДИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Дистанционное обучение достаточно успешно реализует функции предъявления информации, доступа к любым источникам информации, тестового контроля, проведения видеоконференций. Однако явные достоинства дистанционных образовательных технологий не всегда компенсируют отсутствие социального взаимодействия обучающихся в процессе проведения занятий, необходимость формирования у обучающихся коммуникативных компетенций, навыков командной работы.

В статье анализируется опыт организации дистанционной групповой работы аспирантов-медиков в процессе проведения практических занятий методом "малых групп" и групповой динамики. Дистанционные технологии позволили реализовать "обучение в командах" и достичь поставленных учебных целей.

Технологии обучения

РУКОВОДСТВО AMEE № 87. РАЗРАБОТКА АНКЕТ ДЛЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Перевод с английского под ред. А.Ю. Алексеевой

Это руководство AMEE посвящено разработке и созданию опросных листов для самостоятельного заполнения, обычно называемых анкетами. Анкеты широко используются при проведении научных исследований в области медицинского образования. К сожалению, методики разработки таких анкет различаются по качеству, в этой области отсутствуют согласованные строгие стандарты. Поэтому качество анкет, используемых при проведении научных исследований в области медицинского образования, существенно различается. Для решения этой проблемы в настоящем Руководстве AMEE представлена системная 7-этапная методика разработки высококачественных опросных листов с особым акцентом на создание шкал опроса. Эти 7 этапов охватывают не все аспекты разработки опросов и не являются единственным способом создания высококачественной анкеты. Напротив, они сочетают в себе несколько методик и позволяют создать на их основе согласованный процесс для разработчиков анкет всех уровней. Систематическое выполнение каждого из этих шагов повысит вероятность того, что создатели опроса будут измерять именно то, что они хотят измерить.

* Это руководство было опубликовано в журнале "Medical Teacher": Artino Jr. A.R., La Rochelle J.S., Dezee K.J., Gehlbach H. Developing questionnaires for educational research: AMEE Guide No. 87. 2014; 36: 6, 463-74. DOI: 10.3109/0142159X.2014.889814

РОЛЬ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Существует значительное количество исследований, указывающих на преимущества таких педагогических подходов, как проблемно-ориентированное обучение (PBL - problem-based learning) и важность развития профессиональных качеств врача в медицинском образовании. Цель настоящего обзора - изучение имеющихся в мировой литературе данных, посвященных взаимосвязи PBL с развитием профессиональных качеств у студентов-медиков старших курсов. В связи с этим мы провели аналитический обзор 6 электронных баз данных. Нами были выделены 8 рецензируемых полнотекстовых статей, наиболее подходящих для проведения данного анализа. В результате нашего исследования было установлено, что, несмотря на достаточно широкое изучение вопросов развития профессиональных качеств в медицинском образовании, существует недостаток знаний о том, как новые типы педагогических подходов, таких как учебная программа PBL, влияют на развитие профессиональных качеств у студентов-медиков.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕК-ЛИСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

Профессиональные компетенции врача-биохимика формируются на протяжении обучения в медицинском вузе, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 30.05.01 "Медицинская биохимия". Отсутствие четких критериев оценки практических навыков не позволяло объективно оценить степень овладения практическими умениями. Поэтому в медицинском образовании стала актуальной проблема разработки и внедрения оценочных средств практических навыков. В статье представлены современные методологические подходы к оценке знаний и умений у студентов III курса факультета медико-профилактического дела и медицинской биохимии по дисциплине "Микробиология, вирусология". Нами продемонстрирован вариант ситуационной задачи и чек-листа, позволяющий провести объективную и комплексную оценку сформированных профессиональных навыков, что подготовит будущего выпускника медицинского вуза к успешному прохождению первичной аккредитации специалиста.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА: МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Аннотация

В 2020 г. на кафедре анатомии человека ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России проведено исследование по изучению мнения студентов о дистанционном обучении. Методом исследования был анкетный опрос среди студентов II курса лечебно-профилактического и педиатрического факультетов (всего 270 человек). Результаты исследования позволили определить недостатки в методике проведения дистанционных занятий в формате видеоконференций и предложить пути решения выявленных проблем.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ПРОГРАММАМ POINT-OF-CARE ULTRASOUND

Аннотация

Диагностический подход Point-of-care ultrasound (POCUS) в последнее десятилетие доказал свою клиническую эффективность и потому требует более широкого внедрения в практику врачей разных специальностей. Это требование ставит перед медицинским образованием задачу грамотной организации учебного процесса, которая представляется трудной в условиях небольшого количества информации по данному вопросу. Проведен обзор современной мировой литературы, освещающей проблему организации обучающих тренингов по программам POCUS. Показано, что тренинг должен включать в себя теоретическую подготовку по основам ультразвуковой диагностики и техническим аспектам соответствующего протокола с последующей отработкой навыка в симулированных условиях. Практическая часть тренинга должна включать работу как на реальном ультразвуковом аппарате, так и на виртуальном симуляторе. Минимально необходимая продолжительность курса определяется изучаемой областью сканирования. Показано, что для формирования навыка требуется самостоятельная оценка 25-50 сканов каждой из изучаемых областей. Регулярное применение навыка на практике необходимо для его сохранения.

МЕДИЦИНСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ - НОВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

Аннотация

Реализация доктрины компетентностного подхода в обучении врачей привела к появлению новых требований к образовательным программам уровня специалитета, ординатуры. Наряду с традиционными формами обучения появляются новые инновационные образовательные технологии, с помощью которых возможно повышение эффективности формирования у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Переход от традиционного обучения к гибридным педагогическим методикам, включающим тематическую мультипликацию, является перспективным направлением, позволяющим значительно улучшить обучение студентов.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ МИКРОБИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация

В статье обоснованы возможности и преимущества практико-ориентированного преподавания курса микробиологии; приведен обзор различных методов активизации познавательной активности студентов в образовательном процессе, используемых при изучении медицинской микробиологии в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России.

Опыт

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ E-LEARNING И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ IT-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация

В статье рассматриваются перспективные направления проблемы внедрения электронного обучения и профессионально-ориентированных IT-технологий в учебный процесс медицинского университета. Приводится обзор установленных специализированных программных продуктов. Рассматриваются основные задачи и условия для формирования системы управления знаниями в сфере университетского образования.

ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация

В статье представлен опыт использования дистанционных образовательных технологий на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России. Были проанализированы положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения. Сделан вывод о том, что полный переход на дистанционное обучение возможен только как экстренная мера. Дистанционные образовательные технологии, несмотря на их важность, могут использоваться в медицинском вузе лишь в качестве дополнительного обучения.

РАЗНОЕ

ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ В 2021 Г.

Аннотация

В условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в системе российского здравоохранения оперативно принимались решения, повлекшие за собой элементы структурных изменений, в том числе в системе подготовки высококвалифицированных специалистов. На примере врачей-онкологов коллективом авторов детально описаны особенности проведения аккредитации медицинских работников в 2021 г. Полагаем, что широкое информационное освещение объективных сведений, основанных на нормативных правовых актах, позволит существенно повысить эффективность проведения процедуры аккредитации специалистов, а также снять социальное напряжение, связанное с распространением недостоверной информации.

НОВАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫЗОВОВ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ВРАЧИ, РАБОТАЮЩИЕ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

Аннотация

В сообщении описан опыт Фонда помощи Армении (ФПА), полученный при разработке локальной программы непрерывного медицинского образования (НМО) для врачей, работающих в регионах Армении. Представлены цели и результаты этого проекта. Программа предусматривает получение врачами передовых знаний без выезда за пределы страны и без обременительных дополнительных затрат. Программа НМО ФПА - это инновационный способ распространения знаний армянскими врачами по возвращению домой после участия в образовательных программах за рубежом. Этот проект позволяет решить проблемы, с которыми сталкиваются врачи, работающие в регионах.

Блог Рональда Хардена

БЛОГ РОНАЛЬДА ХАРДЕНА

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»