Текущий номер
1 . 2021
Редакционная статья

Дорогие коллеги!

Аннотация
Симуляционные технологии

ОЦЕНКА КЛИНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТИВНОГО СТРУКТУРИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ПО ИНТЕГРИРОВАННЫМ МОДУЛЯМ

Аннотация

Введение. Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) - важный валидный механизм оценки практических знаний обучающихся. В Республике Казахстан ОСКЭ включен как обязательный компонент итогового контроля для студентов промежуточных и выпускающих курсов медицинских университетов страны.

Материал и методы. В статье прослеживается опыт проведения ОСКЭ у студентов III курса по специальности "общая медицина" Медицинского университета Караганды, Республика Казахстан.

Результаты. Авторами показано, что ОСКЭ помогает продемонстрировать освоение студентами следующих компетентностей обучения по дисциплине "патология органов и систем": знание биомедицинских наук, коммуникативные навыки, навык работы в команде. Авторы отмечают, что к положительным сторонам данного метода преподавания относится возможность показать студентам интегрированные знания, полученные при изучении дисциплины, при освоении навыков, а преподавателям объективно оценить практические навыки.

Заключение. Практика использования ОСКЭ в высших медицинских учебных заведениях для оценки клинических компетентностей в разных странах мира составляет более 40 лет. Однако в литературе имеются единичные сведения о процедуре сдачи практических навыков по клиническим дисциплинам в зарубежных медицинских вузах, именуемой как "экзамен с полным описанием клинических случаев". С 2014 г. в Республике Казахстан ОСКЭ является обязательным компонентом итогового контроля для студентов медицинских вузов, обучающихся по программе "бакалавриат" на старших курсах и по программе "резидентура". Сложность заключается в интегрированном преподавании и контроле освоения клинической компетенции у студентов III курса, изучающих базовые и обязательные дисциплины по патологии 8 систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, мочевыделительной, кроветворной, опорно-двигательной.

РУКОВОДСТВО AMEE № 119. ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Как преподаватель медицины вы можете прямо или косвенно участвовать в контроле качества оценки. Измерение играет важную роль в повышении качества оценочных вопросов и обучения студентов. Информация, предоставляемая психометрическими данными, помогает решению педагогических проблем медицинского образования. Измеряя, мы можем оценить освоение материала студентами. Определение стандартов играет важную роль в оценке качества будущей эффективности студентов как врачей. Представление данных об успеваемости для разработчиков стандартов может способствовать выработке надежного и обоснованного проходного балла. Валидность и надежность результатов тестов являются наиболее важными факторами при разработке оценочных вопросов качества. Анализ отдельных оценочных вопросов дает полезную обратную связь для ответственных за оценку, позволяет улучшить качество каждого вопроса и, следовательно, сделать оценки студентов справедливыми, в том числе с точки зрения разнообразия и этнической принадлежности. Характеристические графики заданий (Item Characteristic Curves, ICC), анализ дифференциального функционирования заданий (Differential Item Function, DIF) и анализ вариантов дают ответственным за оценку информацию, позволяющую улучшить качество отдельных вопросов.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Технологии обучения

К ВОПРОСУ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация

Обеспечение конкурентоспособности российского образования по качеству преподавания и воспитанию гармонично развитой, социально ответственной личности является целью национального проекта Российской Федерации "Образование" (2018). В соответствии с данным программным документом при подготовке специалистов практического здравоохранения необходимо учитывать современное требование времени - полное обеспечение потребностей общества в реализации комплексной профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ). В статье представлены теоретические и практические аспекты реализации психолого-педагогических инновационных технологий при преподавании дисциплины "Медицинская профилактика и формирование здорового образа жизни"; подходы к обучению студентов медицинских специальностей, выявлению и профилактике факторов риска НИЗ, формированию компетенции грамотно и убедительно приводить аргументы о необходимости изменения образа жизни на более здоровый, используя при этом методики эффективной коммуникации.

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация

В аналитической статье представлена роль кафедры общей медицинской практики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России в образовательном процессе при формировании практических навыков и умений.

Материал и методы. Отражен опыт преподавания дисциплины "Клиническая учебная практика "Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профилей"", полученный в ходе перехода к дистанционному обучению при распространении новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Результаты. Адаптация педагогического процесса, связанная с использованием интерактивных технологий при обучении студентов I и II курса, направлена на получение профессиональных компетенций, включая практические навыки и умения, требования к которым определяются нормами федерального государственного образовательного стандарта.

Обсуждение. Сформулированы основные принципы дистанционных технологий в образовательном процессе. Авторами выделены проблемы, решение которых должно способствовать определению места интегрированных дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе по формированию практических навыков.

Заключение. Экстренный переход на дистанционный формат обучения позволил продолжить учебный процесс на должном уровне и стандартизировать подходы к подаче материала. Однако получение практических навыков в дистанционном формате является неполным, что требует изучения выживаемости знаний студентов и использования в учебном процессе дополнительных занятий на симуляционном оборудовании.

ДОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ ОЦЕНОЧНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация

Рассматриваются основные положения доказательного подхода и его возможности для создания инновационного оценочного инструментария. Анализируются этапы внедрения доказательного подхода в практику создания оценочного инструментария для аккредитации специалистов здравоохранения. Приводятся итоги апробации ситуационных заданий, требующих аргументации выбора ответов.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ В ОРДИНАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ИХ МОТИВАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Введение. Проводимая в нашей стране модернизация медицинского образования предусматривает совершенствование учебно-воспитательного процесса с различными категориями обучаемых, особое внимание при этом уделяется подготовке ординаторов. Целью настоящего исследования стало обоснование эффективных направлений мотивации врачей-стоматологов к образовательной деятельности в ординатуре.

Материал и методы. Исследование проведено на базе ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) с использованием методов аналитического, логического, статистического и анкетного опроса. К анкетному опросу методом случайной выборки были привлечены 107 респондентов из числа ординаторов и преподавательского состава.

Результаты и обсуждение. Установлено, что приоритетная роль в мотивации ординаторов принадлежит повышению качества отбора абитуриентов на обучение, активизации внутренних мотивов врачей-стоматологов к освоению программы подготовки в ординатуре, совершенствованию профессиональных качеств преподавательского состава, прикреплению ординатора к наставнику, проведению занятий преподавателями с высокой эмоциональной энергией и созданию необходимых условий для проведения образовательного процесса.

Заключение. Проведенное исследование позволило установить, что мотивация врачей-стоматологов к образовательной деятельности является эффективным направлением, обеспечивающим качественное освоение ими программы ординатуры.

Опыт

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация

В работе рассматривается реализация проекта по модернизации медицинского образования Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино через изменение стратегии развития вуза и повышение потенциала профессорско-преподавательского состава. В модернизации образовательного процесса ТГМУ принимали участие ведущие тренеры медицинского университета Караганды (Казахстан). Было проведено исследование по определению влияния результатов Проекта на повышение потенциала профессорско-преподавательского состава ТГМУ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И КЛИНИЧЕСКИХ ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Аннотация

Материал и методы. В данной работе приведены результаты по оценке эффективности обучения студентов медицинского университета на примере кафедры внутренних болезней до и во время карантинных мер, связанных с COVID-19. Сравнение рейтинговых баллов осуществлено на основании анализа листов промежуточной аттестации по преподаваемым терапевтическим дисциплинам на педиатрическом, стоматологическом и медико-профилактическом факультетах.

Результаты. В режиме офлайн и онлайн были получены рейтинговые баллы промежуточной аттестации: по факультетской терапии у студентов IV курса педиатрического факультета средний балл в 2018/2019 г. составил 3,5, а в 2019/2020 - 3,82 балла. По дисциплине "внутренние болезни" у студентов медико-профилактического факультета в 2018/2019 учебном году средний балл был 3,6, а в 2019/2020 - 3,84 балла, для студентов стоматологического факультета - 3,83 и 4,1 балла соответственно. Рассмотрены аспекты внедрения в учебный процесс ряда дистанционных технологий и информационных систем.

Заключение. В сложившихся эпидемиологических условиях сложно ориентироваться исключительно на контактную работу обучающихся с преподавателем, более уместно искать новые варианты формирования профессиональных компетенций. Для большей эффективности усвоения материала следует использовать различные формы самостоятельной работы (аудио- и видеоматериал, тексты, гиперссылки) в дозированных объемах. Наряду с реальным общением с пациентами актуально включать в учебный процесс более совершенные онлайн-тренажеры.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В настоящее время в условиях массового распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции COVID-19 основной формой обучения в университетах стало дистанционное.

Материал и методы. У 60 студентов медицинского университета в период дистанционного обучения в весеннем семестре 2020 г. проведена оценка уровня тревожности и связанных с ней негативных эмоциональных переживаний, стресса и стрессоустойчивости с последующим сравнением у этих же студентов данных, которые были получены в период традиционного обучения в университете, в осеннем семестре 2019 г.

Результаты. Проведенный сравнительный анализ данных анкетирования студентов медицинского университета в период дистанционного обучения (весна 2020 г.) и традиционного обучения (осень 2019 г.) показал, что в период пандемии увеличилось число студентов с высоким уровнем тревожности в 1,9 раза, с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний в 1,7 раза, а также отмечено увеличение в 2,1 раза студентов, имеющих высокий уровень стресса.

Обсуждение. Полученные данные свидетельствуют о возможности формирования рисков снижения академической успеваемости обучающихся и требуют разработки системы мониторинга психического состояния студентов и его коррекции, а также совершенствования режима и форм учебного процесса в условиях новой цифровой среды.

Заключение. Полученный опыт реализации дистанционного обучения в медицинском образовании свидетельствует о некоторых негативных явлениях, которые характеризовались увеличением уровня стресса, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, что требует от учебного заведения высшего медицинского профессионального образования не только решать задачи учебного плана при таком формате обучения, но и создавать условия для профилактики формирования психоэмоционального дискомфорта у обучающихся.

Точка зрения

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЛАЗАМИ ОРДИНАТОРОВ

Аннотация

Цель исследования - изучить отношение ординаторов медицинского вуза к введению дистанционной формы обучения в период пандемии, вызванной вирусом SARS-CoV-2, на территории Российской Федерации.

Материал и методы. В исследование включен статистический анализ ответов 37 ординаторов 1-го и 2-го года обучения по специальности "педиатрия", прошедших анкетирование по актуальным вопросам дистанционного обучения. Анкетирование проводили на базе ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России.

Результаты. Из числа опрошенных 83,8% не хотели бы учиться дистанционно. То, что дистанционное обучение (ДО) будет актуальным лишь в период пандемии, считают 41,8%, остальные рассматривают возможность использования мирового опыта в лечении и диагностике заболеваний благодаря участию в международных образовательных мероприятиях и изучению зарубежной литературы. 51,4% ординаторов предпочли бы очное обучение, 40,5% указали, что они хотят очно/заочное, и только 8,1% хотят учиться заочно. Ранее респонденты уже столкнулись с ДО и, исходя из опыта, 29,1% предпочли бы телеконференции как одну из форм обучения, 19,4% - связь через электронную почту, 18,4% - хотели бы обучаться через созданные чаты. Остальные отдали предпочтение электронным библиотекам и электронным учебным материалам. 27,2% ординаторов отметили, что недостаточное техническое оснащение учебного процесса препятствует использованию дистанционного обучения в вузе, 18,5% считают уровень владения средствами информационных и коммуникационных технологий преподавателей недостаточным, по 17,3% ответили, что имеются сложность в оценке результатов обучения и отсутствие специализированных учебно-методических материалов, 12,3% связывают проблемы с отсутствием научно-методических основ, и лишь 7,4% указали, что влияет отсутствие нормативно-правовой базы.

Заключение. Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод, что большинство респондентов рассматривают ДО как вспомогательный способ получения знаний, отдавая предпочтение традиционному методу обучения. Принимая во внимания результаты проведенного опроса, организаторы учебного процесса смогут скорректировать подачу материала и повысить качество дистанционного обучения.

Дизайн: единичный опрос.

ОРДИНАТУРА: НА ПУТИ К НОВЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ

Аннотация

В статье анализируются проекты федеральных государственных образовательных стандартов по программам ординатуры, приводится их сравнительная характеристика с действующими федеральными государственными образовательными стандартами. Обсуждается намечающаяся модернизация института ординатуры в России в плане сроков освоения программ ординатуры по некоторым специальностям и введения поэтапного (дискретного) обучения в ординатуре.

Блог Рональда Хардена

БЛОГ РОНАЛЬДА ХАРДЕНА

Аннотация
Информация

УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ "МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ" В 2020 г.

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»