Текущий номер
4 . 2020
Редакционная статья

Уважаемые коллеги!

Аннотация
Симуляционные технологии

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ВЕСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ ОЦЕНОЧНЫХ РУБРИК ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЭТАПА АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация

В статье рассматривается проблема определения оптимальных весовых коэффициентов для пунктов чек-листов, используемых в аккредитации при оценивании практических навыков экзаменуемых с помощью станций для проведения объективного структурированного клинического экзамена. Приведена методика определения оптимальных весовых коэффициентов, требующая экспертных методов. Анализируются результаты апробации этой методики на выборке студентов.

Кадровое развитие

ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ОРДИНАТОРОВ ПО ОКАЗАНИЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ИНСУЛЬТОМ НА КАФЕДРЕ НЕВРОЛОГИИ ИДПО ФГБОУ ВО БГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ

Аннотация

Социально-экономическая значимость цереброваскулярных заболеваний и инсульта в условиях развития высоких передовых технологий диагностики, лечения и реабилитации больных с инсультом требует подготовки профессионально-компетентных врачей. Задача снижения заболеваемости, инвалидизации и смертности больных с инсультом является приоритетной не только для узких медицинских специальностей, но и для всей системы здравоохранения в целом и прежде всего его первичного звена.

АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В течение последних лет высшее медицинское образование переживает значительные изменения. Меняются принципы построения учебного процесса в медицинских вузах, требования к выпускникам и формат контроля полученных знаний. Так, с 2016 г. в систему медицинского образования была внедрена первичная аккредитация специалистов, что, по сути, является последним этапом оценки готовности и допуском выпускников к самостоятельной трудовой деятельности. В этой связи большой интерес вызывают мнение самих обучающихся о внесенных изменениях, их отношение к процессу образования, готовность и мотивированность к выходу в профессиональное сообщество. В данной статье представлены итоги анонимного анкетирования выпускников медицинского вуза 2017-2019 гг. Исходя из анализа полученных результатов можно сделать вывод, насколько выпускники довольны полученным образованием, готовы ли они к самостоятельной практической деятельности, насколько уверены в своем будущем и какие изменения они бы сами внесли в процесс образования.

Точка зрения

ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация

В статье дан обзор методов социальной поддержки медицинских работников. Раскрыты используемые технологии для привлечения врачей в сельские районы и отмечена положительная роль региональных нормативных правовых актов в социальной поддержке медицинских работников, а также оценена их эффективность.

Технологии обучения

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ЧАСТЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТОМАТОЛОГОВ

Аннотация

Современный рынок труда в условиях постоянного экономического развития и модернизации системы здравоохранения заинтересован в конкурентоспособных медицинских кадрах, владеющих профессиональными компетенциями и способных к самостоятельному планированию и детальному анализу собственной работы.

В данном ключе актуальной задачей системы высшего профессионального образования медицинских специалистов, в том числе специалистов стоматологического профиля, в рамках многоуровневой подготовки является внедрение форм и методов практико-ориентированного обучения, направленного на усвоение теоретических знаний непосредственно в процессе реализации профессиональных навыков и действий.

Концептуальной основой данного направления работы кафедры стоматологии детского возраста ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России стали разработка и внедрение программы внеаудиторной работы с применением формата контекстного обучения с включением студентов в процесс организации и проведения практических мероприятий санитарно-профилактического характера для детского и взрослого населения г. Курска.

С целью анализа эффективности данного вида практической деятельности с точки зрения освоения профессиональных задач и решения ситуаций будущими специалистами в условиях реальной деятельности разработана оригинальная анкета и проведен опрос обучающихся по выявлению уровня сформированного профессиональных компетенций.

Методология исследования базируется на сравнительном анализе результатов статистической обработки анкетных данных студентов стоматологического факультета II, III и V курсов и внешней экспертной оценки со стороны преподавательского состава специальных дисциплин.

Проведенное исследование позволило сформировать компетентность^ профиль обучающихся с определением наиболее значимых практических компетенций на разных этапах образовательного процесса уровня специалитета и подтвердить необходимость использования активных методов практико-ориентированного обучения для развития клинического мышления студентов-стоматологов.

ПРЕДИКТОРЫ АКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ МУЖСКОГО ПОЛА

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы влияния различных факторов на познавательную активность студентов медицинских специальностей. В процессе исследования было установлено, что активность когнитивных функций студентов имеет корреляцию средней и сильной степени с успеваемостью и количественными переменными, характеризующими поведенческие стереотипы в отношении здоровья и его объективное состояние, самооценку качества жизни. Эти характеристики при определенных обстоятельствах могут рассматриваться как прогностические параметры когнитивных возможностей студентов медицинского профиля. Кроме того, было установлено, что студенты медицинских университетов имеют значительный уровень хронической заболеваемости и одновременно высокую самооценку качества жизни, связанного со здоровьем. Респонденты неудовлетворительно оценивают качество питания, дают невысокую оценку условиям проживания в университете, однако позитивно относятся к качеству и условиям образовательного процесса.

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА - ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация

В настоящее время медицинское образование претерпевает значительные изменения, обусловленные тем, что сформулирована и реализуется основная доктрина преподавания - компетентность подход. Формирование компетенций начинается с I курса и продолжается в течение всего периода обучения. Изменяются и дополняются основные образовательные программы с учетом потребностей обучающихся. Возникла необходимость перехода от формально-логистического обучения к инновационным, в том числе компьютерным, технологиям. Преподаватель может учитывать индивидуальные потребности обучающихся и дополнять занятия определенным видом технологий. Интеллект-карта является надежным инструментом, позволяющим значительно улучшить процесс запоминания материала, что будет способствовать формированию общекультурных, профессиональных компетенций.

Цель - использование компьютерной технологии "Интеллект-карта" для повышения эффективности обучения на цикле "Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия". Для успешного освоения теоретического материала студентам предложено создать интеллект-карту, на которой схематически отображены ключевые моменты изучаемой темы, т.е. на одной странице создается оптимальная схема по конкретной тематике. Создание подобной схемы требует от обучающегося глубокого изучения литературы, проведения анализа и синтеза полученной информации, выборки наиболее важных положений или представление алгоритма, согласно нозологической форме.

Предложенная методика с использованием интеллект-карты привела к значительному улучшению усвоения материала. Для достижения поставленной цели преподаватель должен использовать все имеющиеся ресурсы, в том числе компьютерные технологии.

ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ С ВЫСОКИМ РИСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ

Аннотация
В статье рассмотрен опыт создания и интеграции комплексной системы подготовки к оказанию первой помощи пострадавшим для сотрудников нефтехимического предприятия. На основании анализа производственных процессов предприятия, многолетней статистики развития жизнеугрожающих ситуаций, имеющихся регламентов по оказанию первой помощи (включая оснащение), соблюдения протоколов оказания первой помощи, возможностей обучения контингента предприятий была создана комплексная система, включающая подготовку внутренних преподавателей и разработку обучающей очно-заочной программы по оказанию первой помощи для всех сотрудников предприятия. Данная система успешно интегрирована в производственный процесс предприятия.
Опыт

ПРЕПОДАВАНИЕ ФТИЗИАТРИИ И ДИСТАНЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация

Представлен опыт работы кафедры фтизиатрии и пульмонологии по преподаванию фтизиатрии в период пандемии COVID-19. На современном этапе преподавания, в отличие от предшествующих периодов, применение интерактивного обучения с использованием информационно-электронных ресурсов, цифровизации, автоматизированного тестового контроля позволяет организовать дистанционное образование с проведением экзамена.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПО ВОПРОСАМ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация

В настоящее время в условиях массового распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции COVID-19 одними из основных направлений дополнительного профессионального образования медицинских работников являются совершенствование профессиональных компетенций (упорядочение имеющихся) и приобретение новых знаний, умений и навыков по реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 у взрослых и детей в практической деятельности медицинского персонала, необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ МОДЕЛИ МБУ ИНО ФГБУ ГНЦ ФМБЦ ИМ. А.И. БУРНАЗЯНА ФМБА РОССИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация

Что такое "виртуальная модель" высшего образовательного учреждения и какие возможные преимущества можно выделить в использовании цифровых корпоративных и социально-общественных ресурсов и коммуникаций в организации полноценного и безопасного процесса образования медиков? Дистанционное медиаобразование в России и в мире: вчера, сегодня и завтра. Каковы особенности дистанционного медицинского медиаобразования до, во время и после основного пика пандемии COVID-19? Эффективность и безопасность процессов дистанционного медиаобразования в сети Интернет. Соблюдение социальных и юридических прав слушателей курсов, авторских прав профессорско-преподавательского состава и прав аккумулирующей образовательные услуги учебной организации. Каковы практико-ориентационные, методические и дистанционно-коммуникационные потенциалы применения в образовании ординаторов и опытных докторов-слушателей высокотехнологичных систем видео-конференц-связи, виртуальных образовательных и информационных платформ и порталов социальных сетей Интернета? Какие есть примеры разработанных и успешно реализованных методик, систем и подходов, применяемых в настоящее время в реализации дистанционных мультимедийных технологий специалистами МБУ ИНО ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Отчет о конференции РОСМЕДОБР-2020 (29-30 октября 2020 г., онлайн)

ОТЧЕТ О КОНФЕРЕНЦИИ РОСМЕДОБР-2020 (29-30 октября 2020 г., онлайн)

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»