Глоссарий терминов в области медицинского образования
Аннотация
Медицинское образование, как и многие другие отрасли, насыщено терминологией, которую представители этой сферы часто используют в разных смыслах, не до конца понимая их значение. Как и в здравоохранении, где ясность понимания является залогом высокого качества медицинской помощи, твердое знание терминологии совершенно необходимо в медицинском образовании. Представляем читателям 2-е издание глоссария и предлагаем при публикации статей и документов, имеющих отношение к медицинскому образованию, использовать термины, приведенные в глоссарии.
Моделирование эпидемического процесса в подготовке врача-эпидемиолога
Аннотация
Для качественной подготовки современных врачей-эпидемиологов необходимо обучение навыкам моделирования эпидемического процесса, знания особенностей возникновения и распространения инфекционных болезней.
Цель исследования - разработка интерактивного педагогического подхода для симуляции и моделирования случайной вспышки инфекционного заболевания в реальном времени.
Материал и методы. Проведено физическое моделирование вымышленного инфекционного заболевания ("Омская математическая лихорадка") среди обучающихся IV, V и VI курсов медико-профилактического факультета ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России по адаптированной методике S.E. Bellan.
Результаты. Особенность интерактивного педагогического подхода - участие студентов в симуляции вспышки инфекционного заболевания, которую они впоследствии анализируют под руководством преподавателя.
Заключение. Успешное применение интерактивного подхода позволяет формировать готовность будущих врачей-эпидемиологов к самостоятельной научно-исследовательской работе, повышает мотивацию к использованию методов математического моделирования в будущей профессиональной деятельности.
Обучение врачей общей практики навыку отоскопии с использованием симулятора
Аннотация
В статье представлены результаты оценки уровня владения практическим навыком выполнения отоскопии врачами общей практики с различным стажем работы, а также врачами-терапевтами, проходившими подготовку на цикле профессиональной переподготовки по специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)".
Цель исследования - изучить уровень владения навыком отоскопии у врачей общей практики в зависимости от стажа работы и у врачей-терапевтов, слушателей цикла профессиональной переподготовки по специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)" в зависимости от специальности преподавателя, проводившего обучение (врач общей практики либо врач-оториноларинголог).
Материал и методы. Исследование проводили с помощью опросника, включающего социально-демографические характеристики, и чек-листа для проверки уровня владения навыком отоскопии на базе кафедры семейной медицины ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России. Статистический анализ данных проводили с помощью программы SPSS 22.0 (SPSS Inc., США). В исследовании приняли участие 39 человек: 24 врача общей практики со стажем работы свыше 5 лет и 15 врачей-терапевтов.
Результаты. Анализ полученных результатов показал, что 86,7% врачей-терапевтов, прошедших обучение отоскопии с помощью тренажера, успешно справились с применением этого навыка, продемонстрировав правильное выполнение более 60% элементов манипуляции в соответствии с пунктами чек-листа, в отличие от врачей общей практики, среди которых достигли такого же результата только 40% (р<0,05).
Выводы. 1. Оценка уровня владения навыком отоскопии показала, что врачи общей практики, имеющие стаж работы, продемонстрировали достоверно более низкий уровень владения этой манипуляцией в сравнении с врачами-терапевтами, прошедшими подготовку по оториноларингологии с использованием тренажера-симулятора в рамках программы переподготовки по специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)". 2. Для более эффективного освоения отоскопии обучающимися может быть использован симулятор-тренажер. 3. Обучение отоскопии с помощью симулятора-тренажера может проводиться с сопоставимой степенью эффективности как специалистом-оториноларингологом, так и врачом общей практики. 4. Разработанный чек-лист для проверки уровня практического навыка отоскопии может быть внедрен для текущей оценки освоения данной компетенции, а также в процессе первичной специализированной аккредитации.
Клинические сценарии в подготовке врача-педиатра
Аннотация
Статья посвящена интерактивному обучению слушателей с использованием симуляционного оборудования. В основе формирования клинических сценариев лежит методика Case-based learning. В данной работе детально описаны параметры и структура кейсов. Разработанные чек-листы позволяют оценить технические и нетехнические навыки у обучающихся как при индивидуальной работе, так и при работе в команде, работе с симулированным пациентом. Особое внимание уделено детализации клинического случая с различными вариантами течения, зависящими от действий курсантов. Учитывая конкретный выбор или рандомизированное распределение ролей, каждый участник имеет возможность проявить себя лидером, врачом, медицинской сестрой или случайным прохожим. Для примера приведены клинические сценарии, успешно внедренные в практическую работу при обучении студентов старших курсов, клинических ординаторов и врачей-педиатров.
Применение тренажера-симулятора матки для обучения акушеров-гинекологов навыкам хирургического гемостаза
Аннотация
Цель исследования - оценка эффективности симуляционного обучения акушеров-гинекологов с использованием тренажера-симулятора матки для обучения навыкам проведения дистального компрессионного гемостаза и хирургического гемостаза при послеродовом кровотечении.
Материал и методы. Разработан тренажер-симулятор матки для обучения хирургическим навыкам проведения операции при врастании плаценты и хирургического гемостаза при послеродовом кровотечении. Проведено обучение акушеров-гинекологов навыкам наложения гемостатических компрессионных швов, перевязки маточных сосудов и проведению дистального компрессионного гемостаза с использованием тренажера-симулятора матки. Эффективность занятий с использования тренажера-симулятора оценивали по результатам анонимного анкетирования и по самооценке квалификационных возможностей врачей.
Результаты. Анализ самооценки и анкет врачей акушеров-гинекологов по результатам тренингов с использованием тренажера-симулятора матки показал высокую востребованность и эффективность этой методики обучения. Индивидуальный подход к обучению каждого врача позволяет отработать практические навыки до автоматизма.
Заключение. Обучение технике выполнения сложных практических навыков с использованием реалистичных тренажеров позволяет поднять на более высокий уровень качество подготовки акушеров-гинекологов, снижая риски для пациентов.
Роль обучения с использованием симуляционных технологий в период пандемии: практические шаги и ресурсы на примере проекта Выездного симуляционного центра Фонда международного медицинского кластера
Аннотация
В статье рассматривается практический опыт планирования, реализации и анализа образовательного процесса в рамках проекта Выездного симуляционного центра, созданного Фондом международного медицинского кластера на базе Московского клинического центра инфекционных болезней "Вороновское".
Уникальность проекта заключается в реализации Выездного симуляционного центра в крайне сжатые сроки (за 1 нед) на базе созданного de novo специализированного COVID-центра с новым штатом из более 1000 сотрудников, включая медицинских сотрудников более чем из 80 городов России.
Открытие Выездного симуляционного центра состоялось 17.04.2020, центр продолжает свою деятельность в настоящее время. В настоящей статье представлен практический опыт планирования, реализации и анализа образовательного процесса при создании Выездного симуляционного центра в условиях пандемии, а также анализ основных вех данного проекта и ключевых факторов успеха, которые, на наш взгляд, будут актуальны как в условиях пандемии, так и вне условий повышенной инфекционной опасности sARs-CoV-2.
Опыт применения современных технологий обучения студентов для профессионального становления
Аннотация
В настоящее время в медицинских вузах Российской Федерации постоянно идет поиск оптимальных способов и технологий для овладения студентами практическими умениями, которых очень много в профессии врача. Для практического освоения медицинских манипуляций студентами I курса были использованы современные технологии (виртуальные, симуляционные), при применении которых необходимо создание методической документации и профессиональной среды. Оценку эффективности овладения студентами практическими навыками проводили как во время занятия, так и по результатам зачетного занятия, а также по дневникам производственной практики.
Методология построения траектории формирования научно-исследовательской компетентности обучающихся на клинических кафедрах
Аннотация
В настоящее время в медицинском образовании мировым трендом стала интеграция обучения, клинической практики и научной деятельности. В статье представлена траектория формирования научно-исследовательской компетентности обучающихся на клинических кафедрах вуза со статусом исследовательского университета. Описаны преимущества использования образовательных платформ edX, The Global Health Network с дистанционными курсами Comparative Effectiveness Research Training and Instruction (CERTaIN) и Good Clinical Practice (GCP) в качестве самостоятельной работы обучающихся под контролем преподавателя для ознакомления с международными стандартами проведения клинических исследований. Обоснована целесообразность привлечения экспертов senior Experten service по менеджменту клинических исследований для анализа эффективности планирования и выполнения научных исследований обучающихся с перспективой формирования международных исследовательских грантовых проектов.
Интерактивные методы обучения в высшем медицинском образовании (аналитический обзор)
Аннотация
В статье отображены основные интерактивные методы обучения студентов-медиков: методика "стандартизированный пациент", кейс-метод, ролевые игры и дебаты. Продемонстрирован опыт зарубежных и отечественных медицинских вузов, доказавший, что ролевые игры и дебаты хорошо воспринимаются учащимися в учебном плане проблемного образования как эффективная методика обучения. Оба метода одинаково хороши в улучшении коммуникативных навыков студентов. Необходимо принять и включить эти недорогие инструменты экспериментального обучения в медицинское образование, чтобы способствовать активному обучению, совершенствованию навыков клинического мышления и общения, изучать сценарии реального мира и эффективно предоставлять компоненты как базовых, так и клинических медицинских предметов. В медицинском образовании для создания лучшей системы оказания медицинской помощи недостаточно одних теоретических знаний. Однонаправленный поток знаний от учителя к ученику (т.е. традиционное дидактическое обучение) больше не считается эффективным методом повышения компетенции для улучшения отношений между врачом и пациентом. Современные методологии преподавания, которые подчеркивают "интерактивность", такие как проблемное обучение, ролевые игры и дебаты, как было показано, представляют более эффективную основу для повышения компетентности в предоставлении медицинской помощи.
Чему учит курс "общение с пациентами"? Диалог экспертов о задачах и содержании обучения врачей навыкам общения
Аннотация
Статья представлена как диалог двух экспертов на тему общения врачей с пациентами. А.А. Сонькина и Е.В. Дьяченко делятся наиболее важными и интересными идеями и мыслями по части обучения врачей навыкам общения с пациентами. Диалог разделен на четыре темы (части). В первой части речь идет о том, зачем это обучение нужно, что врачи могут получить, уделив внимание этому аспекту своей деятельности, и с какими запросами и затруднениями у студентов и врачей при обучении навыкам общения чаще всего встречаются эксперты. Вторая и третья части посвящены наиболее важным задачам, которые стоят перед врачом при общении с пациентом, и рассказу о наиболее полезных для ежедневной врачебной практики навыках общения. Четвертая часть коротко освещает особенности общения врача в некоторых специфических ситуациях, например с тяжелобольными пациентами, пациентами с психическими расстройствами, с детьми и подростками.
О возможности применения методов мнемотехники в образовательном процессе в медицинских вузах
Аннотация
Для надежного усвоения и удержания в памяти большого объема информации, необходимой в дальнейшей врачебной деятельности, в образовательном процессе в медицинских вузах могут быть применены методы мнемотехники - совокупности способов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем создания искусственных ассоциаций. Применение метода ассоциаций на занятиях способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас.
Высшее фармацевтическое образование - специалитет-ординатура: pro et contra
Аннотация
В статье обсуждаются перспективы высшего фармацевтического образования в России посредством анализа существующих образовательных траекторий - образовательных программ. Отмечается, что существующая нормативная правовая база обусловливает возможное сокращение программ ординатуры фармацевтического профиля. В порядке дискуссии предложены приемлемые образовательные траектории высшего фармацевтического образования, обсуждается значение ординатуры в свете действующих в области фармации профессиональных стандартов.
Современное состояние и перспективы интеграции специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного профессионального развития
Аннотация
В Российской Федерации исторически сложилась система повышения квалификации медицинских работников, которая реализуется образовательными организациями в виде циклов с периодичностью 1 раз в 5 лет. С 2013 г. в стране стартовал проект отработки основных принципов непрерывного медицинского образования, в который поэтапно были введены специалисты с высшим медицинским образованием, а с 2019 г. - и специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
В статье проанализирован процесс становления системы непрерывного медицинского образования в Российской Федерации. Изучена готовность среднего медицинского персонала системы здравоохранения Москвы к профессиональному развитию и дана оценка факторам, влияющим на процесс интеграции специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного профессионального развития.
Коммуникативные навыки врачей. Тренинг и аттестация
Аннотация
Коммуникативный навык - это инструмент медицинской помощи для современного врача. Насколько хорошо аспиранты медицинских вузов владеют коммуникативными навыками? Какие тренинги нужны аспирантам для совершенствования универсальных и специальных навыков? В феврале 2020 г. кафедрой медицинской педагогики, философии и иностранных языков ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России совместно с кафедрой возрастной психологии ФГБОУ ВО "МПГУ" среди аспирантов 2-го года обучения было проведено исследование владения аспирантами коммуникативными навыками. Кроме того, был проведен тренинг, направленный на отработку универсальных коммуникативных навыков, освоение техник знакомства, навыков активного слушания, позитивного перефразирования, обучение возможностям структурированного сбора информации.
Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки
Аннотация
Статья посвящена проблемам, с которыми медицинский университет столкнулся в период пандемии COVID-19. К ним относятся необходимость обеспечения безопасности и здоровья обучающихся и сотрудников, продолжения на высоком уровне дистанционного обучения, подготовки и обучения по программам, посвященным COVID-19 и респираторной поддержке пациентов врачами, организации волонтерских отрядов и предупреждения распространения недостоверной информации. Изложены неотложные меры, предпринятые медицинским университетом в период пандемии. В качестве полученных уроков отмечена важность ликвидации дефицита врачей, создания алгоритмов действий в случае экстренных ситуаций, строительства общежитий блокового типа, наличия запасов медикаментов и средств индивидуальной защиты.
Этико-деонтологическое воспитание и профессиональное развитие студентов-медиков: аспекты проблемы
Аннотация
В статье сформулирован ряд этических и деонтологических аспектов современной модели подготовки и работы врача. Этизация и гуманизация сознания и деятельности - важные условия образования врача. Цель этико-деонтологического воспитания - формирование врача-профессионала, усвоившего гуманитарные основания профессии, хорошо владеющего социокультурным и ценностно-смысловым контекстами своей деятельности. Воспитать совестливость - значит не только уберечь будущего врача от синдрома эмоционального выгорания, но и научить самокритике, эмпатии, сопереживанию, сочувствию нуждам и душевному состоянию пациента, глубокому пониманию внутренней картины болезни.
Применение инструмента Университета Данди (Dundee Ready Education Environment Measure, DREEM) для оценки образовательной среды при подготовке бакалавров по направлению "сестринское дело"
Аннотация
Подготовка медицинских кадров требует оптимальной образовательной среды для освоения студентами компетенций на высоком уровне и подготовки высокопрофессиональных специалистов для системы здравоохранения. Международный опыт показывает значимость инструмента DREEM (Dundee Ready Educational Environment Measure), разработанного в 1997 г. в Университете Данди для оценки образовательной среды. В статье представлены опыт адаптации российской версии инструмента DREEM и результаты оценки образовательной среды бакалаврами сестринского дела.
Результаты изучения некоторых аспектов образовательного процесса в медицинском университете
Аннотация
В статье представлены результаты социологического исследования некоторых аспектов обучения студентов-медиков, включая их самоидентификацию в профессии, удовлетворенность образовательным процессом. Показано, что почти половина студентов (46,3%) вовлечены в исследовательскую работу, и число вовлеченных возрастает по мере обучения в университете. Установлено, что часть студентов (7%) не занимаются самоподготовкой, а среди беспокоящих их проблем лидируют сложные программы и трудности адаптации. Отмечено, что наиболее востребованным навыком респонденты считают тайм-менеджмент. Вызывает обеспокоенность тот факт, что еще в годы обучения часть респондентов разочаровываются в своем выборе профессии. Рекомендуется учесть полученные данные при формировании вариативной части учебного плана и корректировке индивидуальных карьерных траекторий.