Текущий номер
2 . 2020
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация
Технологии обучения

Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения

Аннотация

Современное образование, в том числе и медицинское, в настоящее время испытывает небывалые трудности, вызванные растущей заболеваемостью новой коронавирусной инфекцией. Трудности связаны в первую очередь с тем, что большинство образовательных учреждений как в России, так и по всему миру, вынужденно перешли на дистанционный режим работы. Таким образом, образовательные организации, а в особенности преподаватели, столкнулись с незнакомой ситуацией, и многие не знают, как в этих новых условиях поддерживать обучающихся, соблюдать учебный план и готовить студентов к предстоящим экзаменам.

В настоящем обзоре мы постарались осветить большинство проблем, связанных с переходом к дистанционному и электронному обучению, проведению экзаменов в период пандемии, а также дать практические советы и подсказки, которые помогут адаптироваться к этому переходу быстро и мягко.

Роль студенческого научного кружка в структуре высшего медицинского образования

Аннотация

Современная подготовка в медицинском высшем учебном заведении требует от студента освоения большого блока теоретических знаний и практических навыков. Повышение качества образования во многом зависит от мотивации студента и использования в образовании инновационных форм обучения. Студенческие научные кружки позволяют студентам не только повысить качество профессиональных знаний, но и выбрать дальнейшую специализацию, способствуют освоению навыков научно-исследовательской работы, повышают активность и чувство ответственности студентов, дают им опыт организационной и публикационной деятельности. Участники научных студенческих кружков в дальнейшем могут остановить свой выбор на профессии ученого или преподавателя, что способствует поддержанию кадрового состава высших учебных учреждений.

Нами был проведен опрос-анкетирование студентов III-VI курсов педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России с целью изучения приоритетов участников научного студенческого кружка. Всего приняли участие 129 студентов. Проведенный анализ итогов анкетирования членов студенческого научного кружка факультетской терапии показывает, что главная их мотивация - приобретение практических навыков, углубление теоретических знаний и участие в научно-исследовательской работе. Студенты отмечали положительное значение участия в олимпиадах и конференциях, что требовало от них дополнительного углубленного изучения предмета, умения работать в команде, повышало чувство ответственности. Среди причин посещения научного студенческого кружка второстепенное значение имеют получение дополнительных баллов при поступлении в ординатуру, а также потенциальное влияние на итоги экзамена для членов студенческих кружков. Студенческие научные кружки способствуют формированию у будущих врачей потребности в систематическом повышении профессионального уровня в соответствии с современными достижениями медицины. Студенческие научные кружки дополняют и совершенствуют подготовку в высшем учебном заведении.

Мнемоническое обучение вариантной анатомии артерий на основе использования Anatomage Table

Аннотация

В статье представлено мнемоническое обучение студентов вариантной анатомии артерий, осуществляющих кровоснабжение верхних конечностей, с применением компьютерной программы анатомического стола (метода компьютерной обработки информации). Было выполнено исследование этих артерий у 4 трупов, 2 женских и 2 мужских, на основе использования Anatomage Table EDU 6.0.2. После выделения кровеносных сосудов были сделаны скриншоты. Полученные графические изображения позволили выявить индивидуальные особенности исследуемых артерий.

Результаты анкетирования врачей-специалистов по вопросам качества эндоскопических исследований

Аннотация

Ввиду непрерывного совершенствования эндоскопических технологий вопросы качества эндоскопии в настоящее время приобретают большую значимость. Цель настоящего исследования - оценка уровня осведомленности врачей о критериях и стандартах качества оказания медицинской помощи при подготовке и проведении эндоскопических исследований. Было проведено анкетирование врачей-специалистов медицинских организаций г. Москвы различных специальностей по вопросам качества эндоскопических исследований в медицинских учреждениях. В исследовании приняли участие 580 специалистов, после опроса которых было проанализировано 550 анкет респондентов (гастроэнтерологи, эндоскописты, хирурги, педиатры, терапевты, врачи общей практики и узкопрофильные специалисты). При анкетировании врачей были получены ответы на основные вопросы, касающиеся оснащенности эндоскопическим оборудованием, ежегодного количества исследований, основных показателей качества эндоскопии, особенностей составления протокола и фотодокументации исследования, использования валидированных классификаций, выполнения стандартных протоколов биопсии и соблюдения сроков динамического наблюдения пациентов высокого риска развития рака. На основе анализа полученных данных сформулированы основные препятствия к внедрению показателей качества в клиническую практику и предложены пути решения этой актуальной проблемы.

Симуляционные технологии. Аккредитация специалиста

Оценка навыков общения с пациентом в симулированных условиях при аккредитации медицинских специалистов: организационное и научно-методическое обеспечение, проблемы, направления решений

Аннотация

Представлено научно-методическое (технологии проектирования станции и разработки оценочных средств, доказательная база) и организационное обеспечение оценивания навыков общения врача с пациентом в формате объективного структурированного клинического экзамена при аккредитации медицинских специалистов.

Обозначен перечень проблем в реализации станции в симулированных условиях оценивания навыков общения (подготовка стандартизированных пациентов, членов аккредитационных комиссий, аккредитуемых); предложены направления их решений.

Факторы, влияющие на результаты первичной аккредитации студентов по специальности "Лечебное дело"

Аннотация

Статья посвящена оценке влияния различных факторов на результаты первичной аккредитации студентов медицинских вузов.

Цель исследования - изучить взаимосвязь представлений студентов о сложности этапов аккредитации с итогами ее проведения и оценить возможное влияние на эти показатели опыта работы в медицинских организациях и предпочитаемого стиля обучения.

Материал и методы. Данное исследование проводили с помощью анкетирования, включающего 10 вопросов для оценки социально-демографических характеристик респондентов, их оценки сложности предстоящего экзамена по 5-балльной шкале, выбора предпочитаемого стиля обучения и базы данных экзаменационных сессий аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ВО "СЗГМУ имени И.И. Мечникова" Минздрава России за 2019 г. Статистический анализ данных проводили с помощью программы SAS University Edition (SAS Institutes Inc., Cary, NC, USA). В исследовании приняли участие 100 студентов VI курса ФГБОУ ВО "СЗГМУ имени И.И. Мечникова" Минздрава России, отобранных случайным образом из 468 студентов лечебного факультета в возрасте от 22 до 30 лет с помощью генератора случайных чисел.

Результаты. Анализ полученных результатов показал, что достоверной связи между предварительной оценкой этапов аккредитации по степени сложности и ее результатами не наблюдалось. Обращает на себя внимание то, что практически все студенты успешно прошли достаточно сложные станции объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Также совмещение работы с обучением не помешало студентам лучше подготовиться к этапу тестирования и продемонстрировать лучшие результаты уже с первой попытки. Достоверно лучшие результаты при тестировании и решении задач оказались у студентов, отдавших предпочтение кинестетическому стилю обучения.

Выводы. 1. Оценка студентами этапов аккредитации, по данным анкетирования, показала, что 20% выпускников считают очень сложным прохождение всех 3 этапов экзамена. Доля студентов, оценивших задачи как наиболее сложный этап аккредитации, была достоверно выше и составила 23%. 2. Статистический анализ данных между оценкой ожидаемой сложности этапов первичной аккредитации студентов и результатов, продемонстрированных ими на первичной аккредитации, не показал достоверных различий. 3. Наличие стажа работы в медицинской организации повлияло на результаты тестирования и решение задач, что подтверждалось достоверно более высокой долей студентов, выполнивших эти задания с первой попытки, в сравнении со студентами, не имевшими опыта работы. 4. Большинство студентов предпочитают усвоение новой информации через овладение практическими навыками. Только 1% всех участников выбрали прослушивание как предпочтительный метод, что косвенно подтверждает неэффективность пассивных способов обучения.

Внедрение симулятора "Леонардо" в процесс обучения студентов стоматологического факультета

Аннотация

Требования, предъявляемые в настоящее время к высшим учебным заведениям и образовательному процессу, диктуют внедрение инновационных технологий для обучения студентов. Во многих странах мира в последние годы идет активное внедрение технологий для электронного, часто дистанционного и виртуального обучения. Все это стало возможным благодаря внедрению виртуальных тренажеров и симуляторов, с возможностью моделирования разнообразных клинических случаев. Нами была проведена сравнительная оценка препарирования кариозных полостей студентами IV и V курсов на симуляторе "Леонардо" и на пластмассовых моделях. В итоге проведенного исследования выявлена положительная динамика в обучении студентов навыку препарирования зубов в обоих методах, при этом освоение принципов препарирования оказалось более понятным на симуляторе. Таким образом, при обучении на "Леонардо" нет необходимости работы с реальными пациентами, исключается негативное влияние человеческого фактора, объективно оценивается качество выполненного задания.

Симуляционные технологии

Эффективность и правильность применения коммуникативных навыков в постановке диагноза стандартизированному пациенту: результаты пилотного проекта на базе Медицинского института ФГАОУ ВО РУДН

Аннотация

Владение коммуникативными навыками позволяет врачу более эффективно решать лечебно-диагностические и организационные задачи в процессе оказания медицинской помощи пациентам. Коммуникативные навыки - это ряд практических приемов, совокупность умений, применение которых в определенных ситуациях и определенной последовательности обеспечивает наилучший результат в выстраивании отношений с пациентом на всех этапах его обращения. Владение навыками общения столь же важно, как и клиническое мышление и владение профессиональными врачебными манипуляциями, так как нередки ситуации, когда пациент может остаться неудовлетворенным лечением у врача, прекрасно владеющего своей профессией, хорошего клинициста и диагноста, из-за низкой коммуникативной компетентности последнего. С 2018 г. в программу первичной аккредитации выпускников медицинских вузов в Российской Федерации в качестве пилотного проекта введена станция объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) - оценка навыков общения у выпускников. В ходе пилотного проекта были оценены уровень коммуникативной компетентности врача (правильность и последовательность применения коммуникативных навыков в работе со стандартизированным пациентом) и его эффективность в установлении правильного диагноза. Результаты проведенного исследования продемонстрировали взаимосвязь медицинской коммуникации с результативностью выявления клинических синдромов на этапе общения, обозначили острую потребность будущих врачей в оттачивании навыков коммуникации, вплоть до мелочей в ходе обучения, с возможностью включения тренингов по коммуникативным навыкам в обязательную программу всех медицинских вузов.

Точка зрения

Свежий взгляд на пирамиду Миллера: оценка на уровне "является" и "делают"

Аннотация

Отмечая 25-летие когда-то новаторской пирамиды Джорджа Миллера, мы решили представить обновленный взгляд на нее. В статье обсуждаются 2 вопроса. Верно ли классическая пирамидальная структура передает отношения 4 уровней, описанных Миллером? И может ли модель Миллера удовлетворить неудовлетворенные потребности экспертов в оценке возникающих важнейших аспектов и учесть все более усложняющуюся практику оценки медицинских работников? Для ответа на 1-й вопрос мы еще раз рассмотрели пирамиду Миллера в 2 аспектах, характерных для пирамидальных структур: иерархия и сужение. Мы также предложили разные конфигурации расположения 4 классических уровней и подробно описали их. Для ответа на 2-й вопрос мы обосновали внесение поправок в пирамиду с 2 дополнительными измерениями для оценки личных качеств студентов на уровне "является" и эффективности их работы в группе на уровне "делают" (вместе). В конце статьи мы предложили выйти за рамки пирамиды и рассмотреть структуру "Орбит оценки" для оценки эффективности работы студентов как при самостоятельной работе, так и в группе. 5 "орбит оценки" заостряют внимание педагогов на необходимости оценки возникающих когнитивных и некогнитивных аспектов без применения таких неотъемлемых для пирамидальных структур характеристик, как иерархия или сужение. Орбита "является" учитывает личные качества выпускников, которым мы можем (или не можем) доверить дело нашего врачевания. Оценка работы в группе на уровне "делают" (вместе) предлагает перейти от парадигмы соревновательной оценки студентов к парадигме нормирования и выполнения работы в группе. вклад: оба автора внесли равный вклад в дело разработки и составления статьи и одобрили окончательный вариант представленной рукописи.

Анализ разрешительной деятельности в сфере здравоохранения в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19

Аннотация

В статье поднимаются текущие (на момент написания статьи) вопросы разрешительной деятельности в сфере здравоохранения в России: изменения в отношении допуска физических лиц к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности, связанные с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. В первую очередь данные вопросы затронули процедуру аккредитации специалиста и допуска молодых специалистов к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности. Привенден анализ нормативных правовых актов, регулирующих особенности разрешительной деятельности в сфере здравоохранения в условиях угрозы распространения COVID-19.

Правовые особенности допуска врача-педиатра к профессиональной деятельности

Аннотация

Статья посвящена проблеме допуска врачей по специальности "педиатрия" к профессиональной деятельности в системе первичной медико-санитарной помощи. Введение федерального государственного образовательного стандарта III поколения привело к переходу на компетентностный подход в оценке соответствия выпускника медицинского вуза требованиям медицинских должностей. Авторы статьи анализируют динамику имеющейся нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение процедуры первичной аккредитации специалистов. Существенное внимание уделено вопросам проблемы выдачи свидетельства об аккредитации специалиста как документа, подтверждающего профессиональную компетенцию аккредитуемого.

Опыт

Быстрая система оценки образовательной среды университета Данди (Dundee Ready Education Environment Measure, DREEM): обзор ее использования и внедрения в практику

Аннотация

Общие сведения. Быстрая система оценки образовательной среды, разработанная в Университете Данди (Dundee Ready Education Environment Measure, опросник DREEM), впервые была опубликована в 1997 г. и рассматривалась в качестве инструмента, позволяющего оценить образовательную среду как в высших медицинских учебных заведениях, так и в других образовательных институтах в сфере здравоохранения. Более того, в недавнем обзоре международные эксперты пришли к заключению, что опросник DREEM является наиболее подходящим оценочным инструментом и может быть рекомендован к использованию.

Цели - изучить характеристики образовательной среды, определить параметры по отношению к которым проводился опрос, оценить методологию анализа и представления данных для наиболее эффективного использования опросника в будущем.

Методика. Систематический обзор всех публикаций, в которых приводились результаты анкетирования DREEM, был проведен в промежутке с 1997 г. по 4 января 2011 г. с использованием базы данных Web of Knowledge.

Результаты. В ходе обзора были отобраны 40 публикаций из 20 стран. Система оценки DREEM в основном использовалась в диагностических целях, для проведения сравнительного анализа между группами, а также для анализа полученных данных на соответствие идеальным/ожидаемым результатам. При проведении анализа применялись различные непараметрические и параметрические методы статистической обработки данных, однако обращает на себя внимание отсутствие последовательности и единого подхода в их использовании.

Заключение. Опросник DREEM используется в международных масштабах и рассматривается пользователями как ценный диагностический инструмент в оценке эффективности образовательной среды. Однако порядок представления и методы анализа данных в публикациях разнятся. Отсутствие единообразных подходов затрудняет проведение сравнительного анализа между медицинскими образовательными учреждениями. Большинство экспертов, пользующихся системой оценки DREEM, не являются специалистами в вопросах статистического анализа, в силу чего необходимы более содержательные рекомендации по обработке данных и изложению результатов.

Блог Рональда Хардена

APMEC и формирование ценностей, медицинское образование и новый президент Медицинской ассоциации Шри-ланки; издательское дело в Мексике; образование: глубиной в милю и шириной в дюйм, и не только

Аннотация
Анонсы мероприятий

Анонсы научных мероприятий (№ 2, 2020)

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»