Текущий номер
1 . 2020
Редакционная статья

Уважаемые читатели, мы рады приветствовать вас на страницах 1-го номера 2020 года!

Аннотация
Симуляционные технологии

Кривая обучения навыкам роботизированной и лапароскопической техники наложения швов в симулированных условиях

Аннотация

Актуальность. Считается, что по сравнению с традиционными лапароскопическими методами роботизированная хирургия обладает большим потенциалом для применения в таких чувствительных к техническим навыкам сложных областях, как техника малоинвазивного наложения швов. Данное исследование проводилось, для того чтобы выявить различия кривых обучения техникам лапароскопического или роботизированного наложения швов.

Методы. Начинающие специалисты выполняли 3 задания по наложению швов с помощью симулятора дополненной реальности ЕoSim или роботизированного симулятора виртуальной реальности RobotiX. Каждый участник выполнял задание по наложению интракорпорального шва, задания по передаче иглы в качающейся плоскости и по передаче иглы при наложении анастомоза. Для завершения курса обучения все задания повторяли до 20 раз или до достижения временнóго плато. Регистрировали клинически значимые и сопоставимые параметры, касающиеся времени выполнения заданий, совершаемых движений и безопасности выполнения манипуляций. Для сравнения графиков и фаз курсов обучения использовали время наложения интракорпорального шва и метод анализа накопленных сумм.

Результаты. 17 участников прошли весь курс обучения с помощью лапароскопической методики, а 30 участников - с помощью роботизированной методики. Медиана времени на завязывание 1-го узла лапароскопическим способом составила 611 vs 251 с на завязывание узла роботизированным способом (р<0,001), а соотношение по фазам обучения - 324 vs 165 с (6-й узел, р<0,001) и 257 vs 149 с (11-й узел, р<0,001) соответственно. Процентная доля состоятельных хирургических узлов в группе применявших лапароскопическую методику была больше, чем в группе роботизированной методики. 1-й узел: 71 vs 60%, 6-й узел: 100 vs 83%, 11-й узел: 100 vs 73%. Медиана оценки параметра "инструмент вне поля зрения" в группе роботизированной методики составила 0% после 4-го повторения. В группе лапароскопической методики величина оценки параметра "инструмент вне поля зрения" между 1-м и 11-м узлом возросла с 3,1 до 3,9% (слева) и с 3,0 до 4,1% (справа) (р>0,05).

Заключение. Кривая обучения навыкам малоинвазивной хирургии показывает, что график времени при выполнении задания роботизированным способом короче, чем при использовании лапароскопического способа. Однако при использовании лапароскопического способа удается достичь хороших конечных результатов с быстрым улучшением исхода вмешательства.

Кадровое развитие

Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении в образовательные организации высшего медицинского образования

Аннотация

В статье дан обзор технологий профориентационной работы с абитуриентами, планирующими поступать в медицинские университеты. Раскрыты цели довузовского образования в медицинском университете. Отмечена положительная роль малых медицинских академий в подготовке высокомотивированных абитуриентов, оценена их эффективность. Описаны современные методики отбора среди выпускников средних учебных заведений тех, кто наиболее подготовлен к обучению медицинской специальности.

Пациент-ориентированная медицинская консультация. Образ пациента у врача: какой он и как влияет на эффективность взаимодействия при оказании помощи

Аннотация

Практические навыки врача при оказании медицинской помощи пациенту различают по степени влияния личности самого врача на эффективность выполнения профессиональных задач. Навыки профессионального общения с пациентом с целью сбора жалоб, анамнеза или разъяснения медицинской информации претерпевают наибольшее влияние со стороны индивидуально-психологических особенностей личности врача на клинические исходы в медицинской консультации, на удовлетворенность взаимодействием как пациента, так и самого врача. По нашему мнению, образ пациента в представлении врача как часть его мировоззрения оказывает неосознанное влияние на эффективность медицинской консультации. В статье приведено исследование образа пациента в представлении врачей и его эффекты на характер взаимодействия при оказании медицинской помощи.

Точка зрения

Проблемы координации образовательного и профессионального стандартов на этапе додипломной подготовки врачей

Аннотация

Цель работы - анализ изменений образовательных стандартов и проектов Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС ВО 3++) по направлению подготовки "клиническая медицина" в сопоставлении с требованиями профессиональных стандартов. В качестве задач определено выделение дискуссионных и неоднозначных проблем, касающихся исключения из образовательных стандартов ряда принципиально важных требований к уровню знаний и компетенций выпускников. В статье рассмотрены вопросы актуализации проектов ФГОС ВО 3++, ориентированных на стандарты профессиональной деятельности специалистов здравоохранения.

Результаты. Выделены проблемы, касающиеся исключения из образовательных стандартов принципиально важных требований к формированию профессионально-правовых и этических компетенций выпускников медицинских вузов. Обозначено противоречие между потребностью системы здравоохранения в юридически грамотных врачах и существующей системой обучения, не ориентированной на формирование их правовой компетенции. Проанализированы 5 поколений образовательных стандартов. Показано постепенное вытеснение компетенций профессионально-правовой и этической направленности. Обоснованы, сформулированы и предложены к введению в программы подготовки врачей всех направлений профессионально-правовые и этические компетенции и индикаторы их достижений.

Заключение. Показана целесообразность 2-этапного преподавания вопросов медицинского права. I этап должны составлять дисциплины "Основы профессиональной деятельности врача" и "Правовые основы деятельности врача". На кафедре судебной медицины ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России 1-ю изучают на II курсе педиатрического факультета, а 2-ю - на II курсе лечебного факультета и III курсе медико-профилактического факультета. В рамках перехода на ФГОС ВО 3++ предложено включение данных дисциплин в виде обязательных элективных курсов в учебные планы подготовки врачей, в том числе и на стоматологическом факультете, как основных, формирующих профессионально-правовую и этическую компетенции специалиста здравоохранения в соответствии с профессиональными стандартами. Разработана программа для выпускников медицинского вуза "Правовые вопросы предстоящей профессиональной деятельности", которую предложено включить в виде обязательного электива на II этапе изучения медицинского права будущими врачами. Программа электива ориентирована на профессиональные стандарты в соответствии с направлениями подготовки специалистов и предусматривает регулярную переработку с учетом меняющегося законодательства.

Технологии обучения

Технологии проектирования гуманистической модели подготовки медицинских и социальных работников

Аннотация

В статье представлены разработанные авторами методические подходы к интегрированному обучению специалистов с высшим медицинским и социальным образованием с учетом вектора гуманизации образования. Проведена апробация образовательной модели, включающей технологии профилизации дисциплин социально-гуманитарного профиля и гуманизации профильных дисциплин подготовки медицинских и социальных работников. Доказана эффективность образовательного подхода при сравнительном анализе результатов освоения модуля интегрирующего характера с использованием симуляционных технологий и выполнения исследовательских работ в мультипрофильных проектных командах специалистов.

Опыт

Зарубежный опыт обеспечения медицинскими кадрами сельских районов

Аннотация

В статье представлен зарубежный опыт подготовки и закрепления медицинских кадров в сельских районах. Среди имеющихся программ наибольшей эффективностью отличаются следующие: использующие финансовые стимулы для привлечения врачей в районы, где имеется дефицит врачебных кадров; использующие имеющиеся или сформированные связи студентов-медиков с сельскими районами.

Модель программы здоровьесберегающего поведения и оптимизации состояния здоровья студентов медицинских направлений

Аннотация

Итогом сравнительного анализа данных периодической и фундаментальной литературы по современным здоровьесберегающим технологиям и формированию алгоритмов поведения студентов-медиков, направленных на формирование здорового образа жизни, а также результатов ранее проведенных собственных исследований, позволивших идентифицировать новые факторы, влияющие на поведенческие модели студенческой молодежи, стало создание оригинальной программы здоровьеформирующего и здоровьесберегающего поведения студентов медицинских направлений.

Возможности непрерывного профессионального развития медицинских работников на последипломном этапе в Курском государственном медицинском университете

Аннотация

Решение обозначенной федеральным проектом "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" кадровой задачи базируется на создании эффективной системы непрерывного профессионального развития медицинских и фармацевтических работников, направленного на непрерывное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, постоянное повышение профессионального уровня и расширение компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Цель работы - проанализировать опыт реализации дополнительных профессиональных программ в ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России и оценить вклад университета в реализацию системы непрерывного медицинского образования на уровне субъектов Российской Федерации, регламентированной национальным проектом "Здравоохранение". В публикации представлены результаты анализа работы факультета последипломного образования ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки за 2013-2019 гг. Авторы определили возможности постоянного повышения профессионального уровня и расширения квалификации медицинских работников на последипломном этапе путем обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в том числе по программам, реализуемым через портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru.

Качество обучения студентов стоматологического факультета на непрофильной кафедре медицинского университета

Аннотация

Со стороны практического здравоохранения к выпускникам медицинских вузов предъявляются довольно высокие требования. Не исключение и обучающиеся по специальности "стоматология". Важные составляющие обучения - принцип обратной связи и оценка качества преподавания дисциплины. Исследование эффективности обучения проводят различными методами, один из них - анкетирование обучающихся.

Цель исследования - оценить соответствие преподавания дисциплины "внутренние болезни" принципам Стэнфордской модели обучения на примере обучающихся стоматологического факультета.

Материал и методы. В опросе приняли участие 93 студента III курса стоматологического факультета. Анкета состояла из 14 вопросов по Стэнфордской модели обучения.

Результаты. По всем пунктам анкеты отмечены высокие оценки (76-90%), что свидетельствует об удовлетворенности студентов стоматологического факультета качеством преподавания дисциплины "внутренние болезни". Полученные данные об эффективности преподавания были подтверждены положительными результатами промежуточной аттестации - все студенты без исключения успешно сдали экзамен по внутренним болезням.

Заключение. Обучающиеся стоматологического факультета по дисциплине "внутренние болезни" дали позитивную оценку деятельности коллектива преподавателей. Необходимо продолжить совершенствовать методы стимуляции интереса к предмету, а преподавателям более четко осознавать пределы возможностей обучающихся по специальности "стоматология" в освоении такой непростой дисциплины, как "внутренние болезни". Одновременное использование сразу нескольких анкет по оценке качества преподавания позволяет, с одной стороны, получить, стандартизированные данные, с другой - оценить специфические особенности преподавания в конкретном вузе.

Руководство

Проектирование эффективного симуляционного центра

Аннотация

Статья описывает особенности проектирования симуляционного центра. Коллегиальный подход к данному вопросу позволяет учесть аспекты, влияющие на этот процесс. Представлены частые вопросы, а также ошибки, возникающие в ходе планирования центра. Цель данной статьи помочь команде, которая задействована в процессе, и дать рекомендации по созданию оптимального дизайна симуляционного центра, который будет отвечать образовательным целям и потребностям конкретной организации.

Блог Рональда Хардена

Из России с любовью

Аннотация
Новости

Новости (№ 1, 2020)

Аннотация
Анонсы мероприятий

Анонсы научных событий (№ 1, 2020)

Аннотация
Информация

Правила для авторов журнала "Медицинское образование и профессиональное развитие"

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»