Текущий номер
1 . 2011
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация
Анонсы мероприятий

Вторая общероссийская конференция с международным участием "Медицинское образование-2011" г. Москва, 21-22 апреля 2011 г.

Аннотация

Конференция IAMSE-2011 (International Association of Medical Science Educators) г. Санкт-Петербург, Университет Южной Флориды, штат Флорида (США), 18-21 июня, 2011 г.

Аннотация
События

VIII Азиатско-Тихоокеанская конференция по медицинскому образованию

Аннотация

Всероссийская конференция "Инновационно-образовательные технологии и эффективная организация учебного процесса в медицинском вузе"

Аннотация
Рефераты

Сравнительное исследование влияния формата доставки дистанционного непрерывного медицинского образования на удовлетворенность обучением, осведомленность и уверенность учащихся при принятии клинических решений

Аннотация

Медицинское образование онлайн: практический обзор методов, для кого они предназначены и в каких случаях применяются

Аннотация

Использование студентами-медиками Facebook для обучения: оценка в 4 группах

Аннотация

Как изменить структуру смешанного проблемно-ориентированного обучения - результаты рандомизированного исследования

Аннотация

Электронное обучение в усилении взаимодействия врач-пациент: контрольное испытание портала "doc.com" и онлайн-приложения "WebEncounter" в обучении сообщению неприятных сведений

Аннотация
Наука

О новых критериях оценки российской академической и вузовской медицинской науки

Аннотация

Обсуждается новая модель финансирования научных исследований в России, учитывающая библиометрические показатели научной деятельности НИИ, вузов и научных коллективов. Показаны отли­чия российского ландшафта медицинских исследований от других стран. Дана оценка доступности русскоязычного сегмента исследо­ваний в области медицины глобальному медицинскому сообществу. Приведены международные рейтинги научных и образовательных медицинских организаций России. Даны рекомендации по повы­шению доступности и цитируемости российских публикаций, пос­вященных вопросам медицины и здравоохранения.

Главная тема

Обзор технологий eLearning для медицинского образования

Аннотация

Утверждения о способности технологий полностью преобразо­вать преподавание и обучение не новы. Они высказывались при появлении всех новых коммуникационных технологий, включая радио, кино, телевидение. В последнее время звучат мнения, что использование компьютеров и Интернета может полностью изме­нить процесс обучения и даже отменить потребность в преподава­телях и формальном образовании. Такие экспансивные заявления о новых технологиях обычно сопровождаются периодом обратной реакции и критики, нападками на энтузиастов и призывами вер­нуться к традиционному обучению. Цель этой обзорной статьи - помочь тем, кто интересуется использованием eLearning и хотел бы принимать решения о внедрении новых технологий, ориенти­руясь на лучший мировой опыт и доказательные исследования.

Информационно-коммуникативная среда в системе непрерывного профессионального развития медицинских кадров

Аннотация

В статье обсуждается понятие информационно-коммуникативной среды как совокупности условий, обеспечивающих осуществление работы пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Рассматривается возможность использования ИКТ в системе непрерывного профессионального развития медицинских кадров.

Электронно-библиотечная система для медицинского образования

Аннотация

Наличие в вузах электронных библиотек с определенными пара­метрами буквально за несколько лет стало не просто насущной необходимостью, но и одним из обязательных нормативных тре­бований. Для медицинского образования с учетом его специфики эта тема особенно актуальна. В данной статье исследуются исто­рия вопроса, его технические и правовые аспекты, анализируются происхождение и значение самого термина "электронно-библио­течная система" (ЭБС), а также варианты создания и использо­вания ЭБС. В заключении дается оценка сегодняшней ситуации на рынке ЭБС и перспектив его развития в сфере медицинского образования.

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины как средство повышения эффективности учебно-методического обеспечения образовательного процесса медицинского вуза

Аннотация

Статья посвящена вопросам разработки и внедрения электронного учебно-методического комплекса дисциплин в Красноярском государственном медицинском университете, его преимуществам и влиянию на эффективность учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза.

Кадровое развитие

Перспективы развития высшего сестринского образования в России

Аннотация

В статье анализируется состояние высшего сестринского образо­вания (ВСО) в России в настоящее время. Выявляются причины необходимости изменений в подготовке специалистов в этой области. Акцентируется внимание на имеющемся зарубежном опыте подготовки медицинских сестер-бакалавров. Предлагается и обосновывается современная модель обучения медицинских сестер-бакалавров в нашей стране. Определены основные виды и задачи их профессиональной деятельности. Предлагаемая модель ВСО и будущие специалисты - бакалавры сестринского дела - будут востребованы системой здравоохранения на должностях, предусмотренных существующей в настоящее время нормативно-правовой базой.

Непрерывное профессиональное развитие: продолжая учиться и развиваться (под редакцией З.З. Балкизова)

Аннотация

С ростом и развитием профессионализма врача в течение его карьеры должны меняться и способы его обучения искусству вра­чевания. В связи с неуклонным и быстрым расширением возмож­ностей медицины, возрастанием осведомленности общественности в вопросах здравоохранения для практикующих врачей сейчас, как никогда ранее, становятся важными вопросы дополнительного образования.

Прошли времена обсуждения новых лекарств за обеденным сто­лом, прошло то время, когда врач с восхищением демонстри­ровал коллегам интересный, но часто далекий от обыденности случай. Вместо этого появилось требование структурировать после­дипломное обучение более целенаправленным, подходящим и обусловленным необходимостью образом.

В этой статье рассматриваются некоторые теоретические факты, лежащие в основе перехода от непрерывного медицинского обра­зования (НМО) к непрерывному профессиональному разви­тию (НПР), доказательства эффективности НПР и его связь с оценкой знаний и определением качества работы практикующих врачей.

Здоровый образ жизни

Научное обоснование критериев оценки учреждения высшего профессионального образования, претен¬дующего на звание "Вуз здорового образа жизни"

Аннотация

Применение метода экспертных оценок позволило, опираясь на обос­нованное достоверное мнение экспертов, базирующееся на их зна­ниях, опыте и интуиции, при строгом соблюдении правил и мето­дов проведения экспертизы, обработки и анализа данных научно обосновать критерии оценки учреждения высшего профессиональ­ного образования, претендующего на звание "Вуз здорового обра­за жизни", и определить их ранговые места по степени значимости в зависимости от набранных баллов. Кроме того, была определе­на выраженность в баллах индикаторов, характеризующих каж­дый из критериев. По результатам проведенного исследования подготовлены научно-обоснованные предложения по критериям (индикаторам) оценки учреждения высшего профессионального образования, претендующего на звание "Вуз здорового образа жизни", позволяющие сопоставить вузы по степени их реализации. Данные критерии можно использовать в качестве инструмента для развития здоровьеформирующей деятельности, направленной на улучшение здоровья участников образовательного процесса, студентов и преподавателей.

Методология формирования культуры здоровья студентов - будущих врачей

Аннотация
Одним из наиболее актуальных вопросов современности является формирование культуры здоровья (КЗ) молодежи. В результате анализа проблем становления профессиональных компетенций будущих врачей было выявлено, что большинство выпускников медицинского университета имеют недостаточно установок на здоровье. Для решения этой задачи в системе вузовского валеологического воспитания нужна новая технология. В статье предложена действующая в Волгоградском государственном медицинском университете методология формирования КЗ студентов - будущих врачей.

Технологии обучения

Анализ состояния проблемы формирования обобщенных экспериментальных умений у студентов медицинского вуза

Аннотация
В статье раскрыты следующие понятия: обобщенные эксперимен­тальные умения, компетенции, компетентность. Показана роль обобщенных умений в формировании компетенций, представлены результаты исследований уровня сформированности экспериментальных умений, стадии естественно-научного мышления, мотивации к овладению экспериментальными умениями студентов 1-го курса Омской государственной медицинской академии, результаты анкетирования преподавателей Омской и Челябин­ской государственных медицинских академий, описана методика формирования обобщенных экспериментальных умений, приве­дены примеры.
Рефераты

"Эволюция - это лозунг наших предложений" (интервью с Сергеем Федоровичем Багненко)

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»