Исторический очерк стоматологического симуляционного образования
Аннотация
В статье приводится исторический обзор развития симуляционного обучения с акцентом на стоматологию. Моделирование является полезным инструментом для обучения. Оно подходит для оценки эффективности, но нет достаточных доказательств влияния использования этой технологии обучения на повышение качества оказания медицинской помощи. Как известно, образовательный процесс должен содержать в себе разнообразные варианты учебных пособий для обучающихся. Это могут быть учебники и методические пособия, модели, фантомы и тренажеры разного уровня реалистичности, роботы-симуляторы и виртуальные тренажеры. Хочется отметить, что возрастающий интерес к внедрению симуляционного обучения должен быть связан не только с реализацией уже доступных модулей и технологий, но и с более глубоким изучением проблематики как в историческом ключе, так и с точки зрения новых разработок.
Готовность профессорско-преподавательского состава медицинских образовательных организаций к использованию дистанционных образовательных технологий
Аннотация
Новый этап активного внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) повышает требования к подготовке профессорско-преподавательского состава (ППС), способного дистанционно реализовывать образовательные программы. Этот вопрос решается путем повышения квалификации ППС, направленного на формирование необходимых компетенций в области технологического, методического, содержательного обеспечения сложной виртуальной образовательной среды. Однако не все преподаватели имеют достаточный базовый уровень, обладают достаточными умениями и опытом для разработки образовательных программ с применением ДОТ. Авторы исследовали технологическую готовность преподавателей к обучению с использованием ДОТ в системе непрерывного медицинского образования.
Проектирование рабочей программы новой дисциплины "Административно-правовое регулирование медицинской деятельности" по модулю "Вопросы административной ответственности" на базе компетенций ФГОС ВО третьего поколения
Аннотация
С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения по различным направлениям подготовки врачей вузы ведут разработки новых и усовершенствование действующих рабочих программ, которые должны учитывать требования профессиональных стандартов специалистов медицинского профиля, вводимых Министерством труда и социальной защиты РФ. При этом в характеристиках обобщенных трудовых функций практически всех введенных стандартов в требованиях к образованию и обучению врачей указаны правовые составляющие. Особенно остро стоит вопрос об ответственности врачей и медицинских организаций за некачественное оказание медицинской помощи.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) имеется множество составов административных правонарушений, субъектами которых выступают медицинские организации и медработники. В последние годы в КоАП РФ уже внесено более 20 статей за правонарушения в сфере медицинской и фармацевтической деятельности и подготовлено к принятию еще более десятка. Недостаточная правовая осведомленность медицинских работников нередко оборачивается привлечением медицинской организации и ее сотрудников к административной ответственности.
В связи с актуальностью задачи подготовки врачей в области административного права в учебный процесс ФГБОУ ВО "Кубанский государственный медицинский университет" Минздрава России (ФГБОУ ВО КубГМУ) введена новая дисциплина "Административно-правовое регулирование медицинской деятельности", которая не имеет примерной учебной программы, разработанной соответствующим Учебно-методическим объединением (УМО) и утвержденной Минобрнауки РФ. Данная дисциплина включает 2 модуля и преподается на VI курсе обучения врачей-педиатров, врачей-лечебников и на V курсе врачей-стоматологов. Модуль 2-й новой дисциплины - "Вопросы административной ответственности" - разработан преподавателями кафедры судебной медицины. Целями модуля являются усвоение студентами основ административных правоотношений в здравоохранении, анализ административно-правового статуса медицинских организаций и их работников применительно к вопросам административной ответственности за правонарушения в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи. Результаты. Разработана рабочая программа дисциплины по модулю "Вопросы административной ответственности" на базе компетенций ФГОС ВО третьего поколения для студентов медицинского университета. Общий объем модуля 54 ч (1,5 зачетных единиц), которые включают лекционные, практические занятия и самостоятельную работу. Выделены и наполнены содержанием компетенции, формируемые при изучении дисциплины. Разработано методическое обеспечение учебного процесса: тексты и презентации лекций, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, тестовый контроль, комплекты ситуационных задач. Изданы методические указания для студентов.
Заключение. Представленные учебно-методические материалы не имеют аналогов и могут быть использованы для составления учебно-методического комплекса по вопросам медицинского права.
Влияние обучения взаимодействию
с пациентами на эффективность учебного
процесса на клинической кафедре
Аннотация
В статье представлены материалы обучения студентов на практических занятиях стоматологических дисциплин, которые проводились с учетом ориентированности на практику. Учет коммуникативных способностей студентов при проведении занятий повысил интерес к изучению дисциплины. Результаты исследований показывают, что усвоение учебного материала увеличивалось при проведении занятий в представленном виде.
Технологии приобретения компетенций при подготовке врача
(опыт Казанского федерального университета)
Аннотация
В статье приведен опыт Института фундаментальной медицины и биологии ФГАОУ ВО " Казанский (Приволжский) федеральный университет" по внедрению симуляционных и виртуальных технологий в учебный процесс для освоения новых компетенций при подготовке врача. С этой целью наряду с симуляционным центром, включающим dry-lab и wet-lab, создан инжиниринговый центр медицинской науки. Также в рамках приоритетного направления САЕ "Трансляционная 7П-медицина" создана научно-исследовательская лаборатория "Виртуальные и симуляционные технологии в биомедицине".
Использование технологии "Дебаты" для формирования правовых компетенций студентов колледжа
Аннотация
На основе опыта преподавательской деятельности при обучении гуманитарным и обществоведческим дисциплинам в системе среднего профессионального образования раскрываются особенности использования технологии "Дебаты" для формирования правовых компетенций студентов. Показаны возможности рассматриваемой технологии для обеспечения мотивации студентов к обучению, развития навыков эффективного общения, способности выражать и аргументировать свою позицию, убеждать аудиторию и добиваться поставленных целей.
Опыт создания системы оценочных средств в ходе преподавания поликлинической терапии в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и профессиональным стандартом специалиста по терапии. Сообщение 2. Экзамен и итоговая оценка
Аннотация
В статье представлены результаты обучения студентов по специальности "Поликлиническая терапия" по итогам как текущей оценки знаний, так и проведенного экзамена. Использованная балльно-рейтинговая система продемонстрировала свои преимущества в виде направленности на формирование профессиональных компетенций, требований систематической подготовки студентов, удобства использования, прозрачности и объективности. Результаты, полученные студентами, объективно оценивают уровень имеющихся теоретических знаний и практических навыков и определяют направления дальнейшей работы преподавателей.
Медицинские информационные ресурсы сети Интернет
Аннотация
В статье приводится обзор электронных информационных ресурсов, представленных в открытом доступе в сети Интернет и востребованных в условиях формирования информационно-образовательной среды медицинского университета. Обзор включает основные виды интернет-ресурсов по медицине и здравоохранению, выявленных автором в ходе информационного исследования. При отборе ресурсов учитывались их основные ценностные характеристики: доступность, полнота, уникальность. Отбор ресурсов закончен 10 марта 2017 г.
Мнимая виновность врачей в причинах заболеваний пациентов и меры по ее преодолению
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос о том, что многие пациенты неосознанно считают врачей виновными в наличии у них тех или иных заболеваний и что пока они не обратились за медицинской помощью, у них нет болезни. Выявлены четыре причины возникновения такой ситуации. Указано, что врачи практически всегда игнорируют данную проблему и то, что ее наличие является одной из причин позднего обращения за медицинской помощью, часто в том случае, когда сделать уже ничего нельзя. Показано, что, как правило, обращение к врачу является для людей потенциальным источником стресса, поэтому они стараются избегать этого; приведены исключения из данного правила. Рассматриваются вопросы педагогического решения данной проблемы в процессе подготовки будущих медиков. Предложены такие методы решения, как вербализация, различные формы ролевой игры, информирование. Проанализированы вопросы страха обращения людей за медицинской помощью, подчеркнута необходимость адаптации медицинских вмешательств к индивидуальным особенностям пациентов.