Сложности трансформации традиционного циклического подхода к клинической подготовке студентов медицинских специальностей в модель длительной интегрированной субординатуры
Аннотация
Актуальность. Установлено, что модель длительной интегрированной субординатуры (longitudinal integrated clerkships - LIC) на первом основном году клинической подготовки студентов медицинских специальностей, как минимум, эквивалентна по эффективности, а в некоторых областях даже более эффективна, чем традиционный циклический подхода, к клинической подготовке (traditional block rotation - TBR). Школа медицины при Университете Флиндерс запустила пилотный проект по трансформации традиционной системы подготовки студентов на базе крупного академического медицинского центра с модели TBR на модель LIC (50% студентов в других филиалах медицинской школы уже полностью или частично перешли на программу LIC).
Методы. В данной работе обобщены прогнозируемые для такого перехода трудности. Речь о них шла в докладе на конференции Rendez-Vous в октябре 2012 г.: обоснование актуальности проблемы; необходимость практической ориентации при подготовке врачей, а не просто передача знаний; сопротивление переменам.
Результаты. Рассматриваются непрогнозируемые трудности, которые были выявлены после конференции: трудности при составлении окончательного расписания; недооценка временных затрат; привлечение участников программы к управлению процессом изменения. Обсуждение. Трансформация циклического подхода в модель LIC при подготовке студентов медицинских специальностей на базе высокоспециализированного лечебного учреждения сопровождается множеством трудностей, и хотя многие из них можно спрогнозировать, часть проблем возникает непосредственно в процессе работы.
Модули для самостоятельного обучения с использованием КТ-снимков для улучшения понимания студентами топографической анатомии
Аннотация
Актуальность. Современная учебная программа по анатомии, нацеленная на изучение клинически значимых проблем, на этапе доклинической подготовки предусматривает знакомство студентов с рентгенологической анатомией. В идеале учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы побуждать студентов к самостоятельной учебной работе и сформировать готовность к такому подходу у студентов нужно как можно раньше. Учитывая эти образовательные запросы, для расширения возможностей для обучения студентов топографической анатомии мы разработали интересную и клинически-ориентированную программу модулей самостоятельного обучения рентгенологической анатомии. Программа создана на основе современных теорий обучения, которые позволяют студентам проходить обучение в индивидуальном темпе.
Методы. В данной программе используются увеличенные снимки, полученные с помощью компьютерной томографии (КТ), и соответствующие справочные материалы. В 1-й день учебной недели снимки размещают в зоне общественного пользования с тем, чтобы студенты могли ознакомиться с ними в удобное для них время. На 2-й день на стендах размещают контурные изображения важных структур, представленных на снимках, чтобы студенты могли определить эти структуры. Кроме того, им предлагают обсудить снимки с преподавателями. В последний день учебной недели студентам рассказывают, какие структуры изображены на снимках.
Результаты. Согласно результатам оценки программы с помощью анкеты, состоящей из вопросов открытого типа, участие в программе приняли 95,5% студентов, и подавляющее большинство из них рекомендовали применять программу для обучения следующих групп студентов.
Обсуждение. Данная программа направлена на повышение понимания студентами связи между структурами топографической анатомии путем организованного и последовательного привлечения студентов к использованию визуальных подсказок при интерпретации неподписанных КТ-снимков. Программа способствует самостоятельной учебной работе. Помимо использования в доклинической подготовке студентов эти учебные модули могут быть полезны для закрепления знаний по пространственной анатомии на клиническом этапе обучения.
Симуляционно-коммуникативный метод подготовки специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью
Аннотация
С целью формирования у обучающихся профессиональных компетенций по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова при проведении практических занятий, деловых игр и обучения с помощью метода кейсов используется симуляционно-коммуникативный метод. Суть метода заключается в имитации (во время аудиторных занятий) условий, в которых работают специалисты административного аппарата медицинских организаций. Учебный класс перед занятием переоборудуется в рабочий кабинет специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью, где обучающиеся выступают в роли главного врача, его заместителя, заведующего структурным подразделением, врача-методиста или врача-статистика и отрабатывают практические задания по 4 тематическим группам: выступление перед коллективом, прием посетителя, постановка задач по телефону, проверка у исполнителя отработанного документа. Особенностью симуляционно-коммуникативного метода является возможность его применения не только для формирования профессиональных компетенций специалистов во время аудиторных занятий, но и для контроля уровня их подготовки. Кроме того, метод может быть полезен при проведении профориентации и профотбора абитуриентов перед поступлением в ординатуру или магистратуру и, что в современных условиях очень важно, для проведения второго этапа первичной специализированной аккредитации специалистов.
Опыт создания системы оценочных средств в ходе преподавания поликлинической терапии в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и профессиональным стандартом специалиста по терапии. Сообщение 1. Текущая оценка
Аннотация
Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов тесно связано с присоединением России к Болонскому процессу и осуществляется в рамках существующих стандартов. Балльно-рейтинговая система позволяет учитывать разные виды деятельности студентов: освоение теоретических знаний, работу с пациентом, заполнение медицинской документации. Зависимость итогового результата студента от своевременности и качества выполнения заданий позволяет объективно оценить знания студента, мотивировать и дисциплинировать учащегося, что способствует формированию грамотного специалиста.