Текущий номер
4 . 2016
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация
Новости

Новости

Аннотация
Рефераты

Рефераты

Аннотация
Кадровое развитие

Переход на новую систему допуска к медицинской деятельности: аккредитация и непрерывное медицинское образование

Аннотация
В статье обсуждается актуальная тема в системе медицинского образования в России - переход к непрерывному медицинскому образованию и внедрение процедуры аккредитации. Уже с 2021 г. аккредитация медицинских специалистов на основе системы непрерывного медицинского образования станет единственной процедурой допуска к осуществлению медицинской деятельности. Однако пока этот процесс лишь на старте, а вокруг данной темы уже образовалось немало слухов, мифов и заблуждений. Цель данной статьи - изложить ключевые моменты, связанные с изменениями в сфере высшего медицинского и фармацевтического образования, которые будут происходить в ближайшие 5 лет.
Технологии обучения

Оценка конструктной валидности хирургического лапароскопического симулятора

Аннотация

Состояние проблемы. Мы представляем первоначальные данные о конструктной, содержательной и внешней ва­лидности хирургического лапароскопического симулятора LAPMentor (компания Simbionix) со средствами виртуаль­ного отображения.

Дизайн исследования. Студенты-медики (MS), ординаторы и стипендиаты (R/F), а также опытные лапароскопические хирурги (ES), проводившие <30 лапароскопических вме­шательств ежегодно (ES<30), а также те, которые проводи­ли >30 лапароскопических операций в год (ES>30), выпол­няли 9 заданий, направленных на формирование базовых навыков (SK), включая управление 0° и 30° камерами (SK1, SK2), зрительно-моторную координацию (SK3), клипирование (SK4), захват и клипирование (SK5), маневриро­вание двумя руками (SK6), рассечение (SK7), коагуляцию (SK8) и перемещение объектов (SK9).

Результаты. Средний возраст MS (n=23), R/F (n=24), ES<30 (n=26) и ES>30 (n=30) составил 26 (21-32), 31 (27-39), 49 (31-70) и 47 (34-69) лет соответственно. При выполнении заданий низшего порядка (SK3, SK4, SK5 и SK6) ES>30, ES<30 и R/F показали схожие результаты, которые были все же значительно лучше, чем в группе MS. При выполне­нии сложных заданий (SK7, SK8 и SK9) показатели ES>30 имели тенденцию к превосходству над результатами групп R/F и ES<30, которые были примерно равными, но в свою очередь существенно превосходили данные группы MS. Параметры качества выполнения SK8 в группе ES>30 были заметно выше, чем в группах R/F и ES<30, которые были сопоставимы друг с другом и явно опережали результаты, полученные участниками группы MS.

Заключение. По результатам работы на хирургическом симуляторе LAPMentor в области приобретения навыков, не имеющих отношения к работе с камерой (SK3-9), можно отличить испытуемых из групп ES от тех, которые ранее не работали с лапароскопическими инструментами. Результаты выполнения задания SK8 выявили наивысший уровень конструктной валидности за счет точной дифференциации групп MS, R/F, ES<30 и ES>30.

Инновационные подходы к оценке качества подготовки анестезиологов-реаниматологов в ординатуре

Аннотация

В основу Федерального государственного образова­тельного стандарта по специальности "анестезиология-реаниматология" положен профессиональный стандарт врача анестезиолога-реаниматолога, который определил перечень теоретических знаний, умений, навыков и про­фессиональных компетенций, составляющих содержание квалификационных характеристик (функциональных карт) специалиста. Следовательно, компетенции, вырабо­танные у анестезиолога-реаниматолога, должны соответ­ствовать требованиям, обозначенным в этих документах. С целью повышения качества подготовки ординаторов на кафедре разработаны и в последние годы активно внедря­ются новые оригинальные методики преподавания. Вве­ден объединенный дневник учета практических навыков по анестезиологии, реаниматологии, интенсивной тера­пии, который позволяет учитывать и оценивать качество выполненных манипуляций, пособий, курирования па­циентов на каждом этапе обучения, сопоставляя с приве­денными в дневнике требованиями. Смещение акцентов в определении целей и задач традиционных методик пре­подавания (лекция, семинар, тестирование и т.п.) по­зволяет, как нам кажется, повысить эффективность об­разовательного процесса. Мы представляем обсуждаемые варианты модификации: академические лекции, семина­ры с установочной 30-минутной лекцией, анализ ордина­торами клинических случаев и осложнений, рейтинговая оценка теоретической подготовки ординатора и методоло­гия ее определения. Модификация традиционных методов и форм преподавания (академические лекции, семинары с установочной лекцией, новая форма тестирования и рейтинговой оценки активности, ежедневное ведение днев­ника ординатора) позволяет оптимизировать реализацию главной цели основной профессиональной образователь­ной программы послевузовского профессионального об­разования по специальности "Анестезиология и реани­матология", а именно: подготовить квалифицированного врача-специалиста, обладающего системой знаний, уме­ний, навыков, определяющих способность и готовность к самостоятельной профессиональной деятельности в со­ответствии с квалификационной характеристикой врача анестезиолога-реаниматолога.

Возможности и перспективы применения метода кейс-анализа в подготовке врачей клинических специальностей

Аннотация
В статье рассматривается оптимизация обучения медицинских специалистов в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Освещены вопросы субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Приведены примеры реальных ситуаций, показано влияние метода кейс-анализа на формирование личностных качеств будущего клинициста. В статье также отражено исследование воздействия кейс-метода на учебный процесс в медицинском вузе. Пилотные исследования применения кейс-технологии в обучении студентов медицинских вузов свидетельствуют о ее широких возможностях в оптимизации процесса высшего образования.

Симуляционное обучение базовой сердечно-легочной реанимации специалистов скорой медицинской помощи

Аннотация
Симуляционный курс базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) с применением автоматической наружной дефибрилляции является видом осмысленной интенсивной практики для специалистов скорой и неотложной медицинской помощи. Обучение на курсе призвано повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков врачей скорой медицинской помощи на учебном этапе, обеспечивая им эффективный и безопасный переход к выполнению своих профессиональных задач. Конечная цель обучения - уменьшение количества ошибок при выполнении базовой СЛР, что будет способствовать повышению качества медицинской помощи при внезапной остановке сердца, уменьшению осложнений у реальных пациентов и снижать летальность от кардиальных причин.

Эффективность практической подготовки нейрохирургических кадров в условиях симуляционного центра

Аннотация

Цель - разработать показатели, позволяющие проводить мо­ниторинг эффективности функционирования и оценивать ра­боту по обучению нейрохирургических кадров на базе симуляционных центров различного уровня.

Материал и методы. Проведен анализ деятельности 2 симуляционных центров, на базе которых проводили обучение ней­рохирургов. Исследование проводилось с использованием 13 показателей, характеризующих эффективность деятельно­сти центра, качество и практическую значимость обучения.

Результаты. За 48 мес на базе симуляционного центра I уровня прошли обучение 84 врача, было выполнено 199 симуляций нейрохирургических вмешательств. За 7 мес на базе симуляционного центра II уровня обучено 52 врача, выполнивших 205 имитаций нейрохирургических вмешательств. Прогресс в освоении практических навыков отметили 70-78% слушате­лей, реализовать свою потребность в обучении удалось 95,4% врачей. Степень удовлетворенности полученных навыков как высокую оценили 89% слушателей, практическую значимость симуляционного обучения как достаточную отметили 92%.

Заключение. В многопрофильном центре появляется возмож­ность увеличить количественные показатели за счет реализа­ции учебных программ по различным медицинским дисципли­нам. При оценке деятельности по подготовке врачей в рамках одной специальности важны показатели, характеризующие до­ступность симуляционной модели и учебного оборудования во время учебного курса для конкретного обучаемого.

Блог Рональда Хардена

Блог Рональда Хардена

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»