Текущий номер
4 . 2016
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация
Новости

Новости

Аннотация
Рефераты

Рефераты

Аннотация
Кадровое развитие

Переход на новую систему допуска к медицинской деятельности: аккредитация и непрерывное медицинское образование

Аннотация
В статье обсуждается актуальная тема в системе медицинского образования в России - переход к непрерывному медицинскому образованию и внедрение процедуры аккредитации. Уже с 2021 г. аккредитация медицинских специалистов на основе системы непрерывного медицинского образования станет единственной процедурой допуска к осуществлению медицинской деятельности. Однако пока этот процесс лишь на старте, а вокруг данной темы уже образовалось немало слухов, мифов и заблуждений. Цель данной статьи - изложить ключевые моменты, связанные с изменениями в сфере высшего медицинского и фармацевтического образования, которые будут происходить в ближайшие 5 лет.
Технологии обучения

Оценка конструктной валидности хирургического лапароскопического симулятора

Аннотация

Состояние проблемы. Мы представляем первоначальные данные о конструктной, содержательной и внешней ва­лидности хирургического лапароскопического симулятора LAPMentor (компания Simbionix) со средствами виртуаль­ного отображения.

Дизайн исследования. Студенты-медики (MS), ординаторы и стипендиаты (R/F), а также опытные лапароскопические хирурги (ES), проводившие <30 лапароскопических вме­шательств ежегодно (ES<30), а также те, которые проводи­ли >30 лапароскопических операций в год (ES>30), выпол­няли 9 заданий, направленных на формирование базовых навыков (SK), включая управление 0° и 30° камерами (SK1, SK2), зрительно-моторную координацию (SK3), клипирование (SK4), захват и клипирование (SK5), маневриро­вание двумя руками (SK6), рассечение (SK7), коагуляцию (SK8) и перемещение объектов (SK9).

Результаты. Средний возраст MS (n=23), R/F (n=24), ES<30 (n=26) и ES>30 (n=30) составил 26 (21-32), 31 (27-39), 49 (31-70) и 47 (34-69) лет соответственно. При выполнении заданий низшего порядка (SK3, SK4, SK5 и SK6) ES>30, ES<30 и R/F показали схожие результаты, которые были все же значительно лучше, чем в группе MS. При выполне­нии сложных заданий (SK7, SK8 и SK9) показатели ES>30 имели тенденцию к превосходству над результатами групп R/F и ES<30, которые были примерно равными, но в свою очередь существенно превосходили данные группы MS. Параметры качества выполнения SK8 в группе ES>30 были заметно выше, чем в группах R/F и ES<30, которые были сопоставимы друг с другом и явно опережали результаты, полученные участниками группы MS.

Заключение. По результатам работы на хирургическом симуляторе LAPMentor в области приобретения навыков, не имеющих отношения к работе с камерой (SK3-9), можно отличить испытуемых из групп ES от тех, которые ранее не работали с лапароскопическими инструментами. Результаты выполнения задания SK8 выявили наивысший уровень конструктной валидности за счет точной дифференциации групп MS, R/F, ES<30 и ES>30.

Инновационные подходы к оценке качества подготовки анестезиологов-реаниматологов в ординатуре

Аннотация

В основу Федерального государственного образова­тельного стандарта по специальности "анестезиология-реаниматология" положен профессиональный стандарт врача анестезиолога-реаниматолога, который определил перечень теоретических знаний, умений, навыков и про­фессиональных компетенций, составляющих содержание квалификационных характеристик (функциональных карт) специалиста. Следовательно, компетенции, вырабо­танные у анестезиолога-реаниматолога, должны соответ­ствовать требованиям, обозначенным в этих документах. С целью повышения качества подготовки ординаторов на кафедре разработаны и в последние годы активно внедря­ются новые оригинальные методики преподавания. Вве­ден объединенный дневник учета практических навыков по анестезиологии, реаниматологии, интенсивной тера­пии, который позволяет учитывать и оценивать качество выполненных манипуляций, пособий, курирования па­циентов на каждом этапе обучения, сопоставляя с приве­денными в дневнике требованиями. Смещение акцентов в определении целей и задач традиционных методик пре­подавания (лекция, семинар, тестирование и т.п.) по­зволяет, как нам кажется, повысить эффективность об­разовательного процесса. Мы представляем обсуждаемые варианты модификации: академические лекции, семина­ры с установочной 30-минутной лекцией, анализ ордина­торами клинических случаев и осложнений, рейтинговая оценка теоретической подготовки ординатора и методоло­гия ее определения. Модификация традиционных методов и форм преподавания (академические лекции, семинары с установочной лекцией, новая форма тестирования и рейтинговой оценки активности, ежедневное ведение днев­ника ординатора) позволяет оптимизировать реализацию главной цели основной профессиональной образователь­ной программы послевузовского профессионального об­разования по специальности "Анестезиология и реани­матология", а именно: подготовить квалифицированного врача-специалиста, обладающего системой знаний, уме­ний, навыков, определяющих способность и готовность к самостоятельной профессиональной деятельности в со­ответствии с квалификационной характеристикой врача анестезиолога-реаниматолога.

Возможности и перспективы применения метода кейс-анализа в подготовке врачей клинических специальностей

Аннотация
В статье рассматривается оптимизация обучения медицинских специалистов в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Освещены вопросы субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Приведены примеры реальных ситуаций, показано влияние метода кейс-анализа на формирование личностных качеств будущего клинициста. В статье также отражено исследование воздействия кейс-метода на учебный процесс в медицинском вузе. Пилотные исследования применения кейс-технологии в обучении студентов медицинских вузов свидетельствуют о ее широких возможностях в оптимизации процесса высшего образования.

Симуляционное обучение базовой сердечно-легочной реанимации специалистов скорой медицинской помощи

Аннотация
Симуляционный курс базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) с применением автоматической наружной дефибрилляции является видом осмысленной интенсивной практики для специалистов скорой и неотложной медицинской помощи. Обучение на курсе призвано повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков врачей скорой медицинской помощи на учебном этапе, обеспечивая им эффективный и безопасный переход к выполнению своих профессиональных задач. Конечная цель обучения - уменьшение количества ошибок при выполнении базовой СЛР, что будет способствовать повышению качества медицинской помощи при внезапной остановке сердца, уменьшению осложнений у реальных пациентов и снижать летальность от кардиальных причин.

Эффективность практической подготовки нейрохирургических кадров в условиях симуляционного центра

Аннотация

Цель - разработать показатели, позволяющие проводить мо­ниторинг эффективности функционирования и оценивать ра­боту по обучению нейрохирургических кадров на базе симуляционных центров различного уровня.

Материал и методы. Проведен анализ деятельности 2 симуляционных центров, на базе которых проводили обучение ней­рохирургов. Исследование проводилось с использованием 13 показателей, характеризующих эффективность деятельно­сти центра, качество и практическую значимость обучения.

Результаты. За 48 мес на базе симуляционного центра I уровня прошли обучение 84 врача, было выполнено 199 симуляций нейрохирургических вмешательств. За 7 мес на базе симуляционного центра II уровня обучено 52 врача, выполнивших 205 имитаций нейрохирургических вмешательств. Прогресс в освоении практических навыков отметили 70-78% слушате­лей, реализовать свою потребность в обучении удалось 95,4% врачей. Степень удовлетворенности полученных навыков как высокую оценили 89% слушателей, практическую значимость симуляционного обучения как достаточную отметили 92%.

Заключение. В многопрофильном центре появляется возмож­ность увеличить количественные показатели за счет реализа­ции учебных программ по различным медицинским дисципли­нам. При оценке деятельности по подготовке врачей в рамках одной специальности важны показатели, характеризующие до­ступность симуляционной модели и учебного оборудования во время учебного курса для конкретного обучаемого.

Блог Рональда Хардена

Блог Рональда Хардена

Аннотация
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий, доцент кафедры госпитальной хирургии ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, член Координационного совета по кадровой политике Минздрава России, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Ответственный секретарь Комиссии по аккредитации мероприятий НМО в Национальной медицинской палате, Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, Генеральный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе, Генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед
Вскрытие
Медицина сегодня
Представляем оргкомитет 17-го Национального конгресса терапевтов

Уважаемые коллеги! Представляем оргкомитет 17-го Национального конгресса терапевтов (с международным участием) , который состоится 12-14 октября в МВЦ "Крокус Экспо" (павильон 3, Зал 20, г. Москва). · Президент Российского научного медицинского общества терапевтов,...

IV Съезд онкологов Московской области

IV Съезд онкологов Московской области 7 октября 2022 года Активное развитие онкологической службы позволяет эффективно решать проблемы, возникающие на всех уровнях оказания помощи пациентам с онкозаболеваниями. Одним из успешных примеров такого взаимодействия является IV...

II Всероссийская конференция с международным участием "Воспаление глаза" 12 ноября 2022 года, Москва

II Всероссийская конференция с международным участием "Воспаление глаза" 12 ноября 2022 года, Москва Воспалительные заболевания глаза - широко распространенная и многогранная проблема, с которой может столкнуться в своей практике любой специалист. Найти оптимальные алгоритмы...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»