Использование трехмерной печати для предоперационного планирования при лечении рецидивирующей передней нестабильности плечевого сустава
Аннотация
Рецидивирующая передняя нестабильность плечевого сустава часто возникает в результате обширных костных повреждений Банкарта или Хилла-Сакса. Для определения тактики хирургического лечения пациентов с этими состояниями важна предоперационная визуализация. Однако часто мы сталкиваемся с проблемой интерпретации трехмерной (3D) структуры на основании результатов традиционной двумерной визуализации. В ситуациях, когда врачи сталкиваются со сложной анатомией или костными дефектами, данного типа визуализаций часто недостаточно. Мы использовали 3D-печать для изготовления монолитной 3D-модели лопаточно-плечевого сустава молодого пациента с рецидивирующей передней нестабильностью плечевого сустава и сложным повреждением Банкарта и Хилла-Сакса. 3D-модель сустава нашего пациента использовали на этапе предоперационного планирования артроскопической пластики и ремплиссажа повреждения Банкарта с целью определения глубины дефекта при повреждении Хилла-Сакса, а также степени абдукции и наружной ротации, при которой возникает соприкосновение с данным повреждением.
Дистанционное обучение в ординатуре: реализация теоретических курсов на примере дисциплины "педагогика"
Аннотация
Статья посвящена проблемам реализации теоретических курсов для ординаторов (III уровень высшего образования) с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Организация дистанционного обучения позволяет активизировать процесс обучения, сделать его деятельностным, личностно-ориентированным, учитывающим содержание специальности, к которой готовится клинический ординатор. Кроме того, с помощью ДОТ можно обучать большие группы ординаторов - около 500 человек.
Анализ мотивации и готовности выпускников к профессиональной деятельности
Аннотация
В статье рассматриваются аспекты профессиональной ориентации студентов-выпускников в медицинском вузе. Проанализирован опыт оценки профориентации выпускников педиатрического факультета ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России (Екатеринбург). Представлены результаты анкетирования студентов VI курса по вопросам мотивации и готовности к профессиональной деятельности. Определены основные направления и организационные аспекты профессиональной ориентации.
Врач за 3 года: система обучения студентов на медицинском факультете Университета МакМастера (Канада)
Аннотация
Проблема подготовки врачей в российских вузах особенно актуальна сейчас, когда, в соответствии с новыми образовательными стандартами, интернатура будет отменена и ожидается, что выпускники приступят к работе в качестве участковых терапевтов и педиатров. Многие скептически относятся к тому, что российским вузам удастся подготовить квалифицированных выпускников для самостоятельной работы сразу же по окончании вуза, без первичной последипломной подготовки. В этой связи уместно обратиться к опыту стран с успешной системой подготовки студентов-медиков, элементы которой можно было бы использовать в российских медицинских вузах. Примером такой системы является программа подготовки будущих врачей в течение 3 лет на базе медицинского факультета Университета МакМастера, Канада.
Онлайн-обучение преподавателей созданию материалов для электронного обучения
Аннотация
Состояние проблемы. Преподаватели, которые разрабатывают материалы для электронного обучения (e-learning), сталкиваются с трудностями, связанными с необходимостью преобразования инструкций для работы в электронной среде, особенно если учесть, что многие из них не имеют опыта самостоятельного дистанционного обучения. Кроме того, они сталкиваются с проблемами технического характера, связанными с изучением новой программы, а также с проблемой времени, поскольку не все могут быть в одном и том же месте в одно и то же время, чтобы проходить обучение этим новым навыкам. Цель программы "Обучение в любой день в любом месте" (Any Day Any Place Teaching - ADAPT) - получение опыта интерактивной работы с преподавателями по изучению методов создания материалов для электронного обучения.
Методы. Программа обучения ADAPT включала элементы педагогического проектирования, принципы авторского права и коллегиальной (независимой) оценки в условиях интернет-среды, а также специальные программные инструменты. Участники пробовали работать с асинхронными и синхронными методами, в том числе с системой управления обучением, проведением видеоконференций с использованием персональных компьютеров, онлайн-дискуссий, совместным доступом к рабочему столу, интерактивным набором программных инструментов и дополнительными занятиями один на один. В качестве результатов проекта рассматривались разработанные материалы для электронного дистанционного обучения и оценка участниками полученного опыта. Ответы по шкале Лайкерта по 5 учебным элементам (количественная оценка) были проанализированы для расстояния от нейтрального ответа ("не определился") с использованием одновыборочных ί-критериев. Данные опроса (качественная оценка) были проанализированы с использованием техник подтверждения достоверности данных и тематического анализа.
Результаты. Участниками программы стали 27 преподавателей разных специальностей. Они оценили программную инструкцию как простую в плане доступа, интересную и логично представленную. Также они отметили, что у них появилась большая уверенность в освоении новых навыков и повысилась осведомленность в вопросах авторского права, но отметили, что пока остаются затруднения, связанные с организацией рабочего времени, и некоторый дискомфорт при выполнении коллегиальной оценки. В конце работы участниками программы были созданы 22 новых учебных материала.
Обсуждение. Интерактивные методы работы с преподавателями помогают при их обучении составлению материалов для электронного обучения. Даны рекомендации по повышению успешности такой программы работы с преподавателями.
Использование компьютеризированного клинического обследования для оценки знаний и навыков по хирургии у студентов медицинских вузов
Аннотация
Состояние проблемы. С целью улучшения передачи изображения при работе с видеоспроектированным структурированным клиническим экзаменом (ViPSCE) мы разработали его компьютерную версию - компьютеризированное клиническое обследование (computer-based clinical examination, CCE). Оно использовалось для оценки знаний, полученных студентами в медицинском вузе, и способности к решению хирургических проблем. В статье представлено описание данного процесса оценки, а также описательные статистические данные по экзаменационным баллам и результаты оценки студентами программы CCE.
Методы. Программа CCE в хирургии использовалась для оценки группы из 43 студентов медицинских вузов последнего года обучения по окончании медицинской практики по хирургии. Как и в случае использования видеопрограммы ViPSCE, экзамен проводили с использованием презентации PowerPoint. Однако вместо проецирования изображения на экран каждый студент использовал персональный компьютер. Презентация состояла из 20 слайдов, содержащих либо фотоснимки, либо короткие видеоклипы, представляющие клинические ситуации в хирургии. Студенты записывали свои ответы на экзаменационных листах. По окончании экзамена они заполняли формы оценки. Исправления в экзаменационные листы вносили вручную. Методом описательной статистики были рассчитаны экзаменационные баллы, которые затем были сопоставлены с результатами оценки студентов во время других экзаменов по хирургии.
Результаты. Использование CCE не вызвало затруднений. Наблюдалось нормальное распределение экзаменационных баллов (среднее = медиана = 4,9). Эти значения достоверно коррелировали с общими результатами оценки (баллами), полученными студентами по хирургии (r=0,68), а также с результатами использования других форм приема экзамена по хирургии, таких как задание на выбор правильного ответа из нескольких возможных (тест с выбором ответов) и структурированные проверочные тесты. Была отмечена высокая степень приемлемости CCE для студентов - они рекомендовали использовать данную форму на других отделениях факультета.
Обсуждение. CCE представляет вполне осуществимую и популярную среди студентов программу. Она также достоверна и надежна, как и программа ViPSCE, и имеет дополнительное преимущество, которое заключается в улучшении передачи изображения за счет использования слайдов.