Текущий номер
1 . 2015
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация
Анонсы мероприятий

Анонсы мероприятий

Аннотация
События

События

Аннотация
Рефераты

Рефераты

Аннотация
Технологии обучения

Методическое руководство BEME № 4: Эффективное обучение с использованием высокореалистичных медицинских симуляторов: систематизированный обзор, выполненный экспертами движения BEME

Аннотация

Состояние проблемы. В настоящее время симуляторы широко используются как в базовом медицинском образовании, так и для обучения и оценки компетенций медицинских специалистов. Результаты исследований, посвященных особенностям использования и эффективности симуляционных технологий в медицинском образовании, разрозненны, не стандартизированы и сильно отличаются как по используемым методам, так и по основным исследуемым показателям.

Цели исследования. Рассмотреть и обобщить опубликованные результаты педагогических исследований, чтобы ответить на вопрос: "Какие свойства/особенности высокореалистичных медицинских симуляторов обеспечивают наиболее эффективное обучение?".

Стратегия поиска данных. Поиск проводился в 5 базах данных медицинской литературы (Eric, MEDLINE, PsycINFO, Web of Science и Timelit). Для поискового запроса использовался 91 термин или понятие и их логические комбинации. Применялись поисковые интернетсайты и ручной поиск в каталогах; особое внимание уделялось так называемой "серой" литературе (некоммерческим изданиям). Основная цель - провести тщательнейший поиск доступных рецензированных материалов и сообщений в неопубликованной литературе, которые соответствовали бы академическим критериям качества публикаций.

Критерии включения и исключения. На начальном этапе было выбрано 670 журнальных статей. Затем из них целенаправленно отобрали 109 публикаций на основании 4 критериев: (а) исключались обзорные статьи, предпочтение отдавалось эмпирическим исследованиям; (б) использование симулятора в качестве инструмента обучения или тестирования с количественной оценкой итоговых результатов; (в) сравнительные исследования, экспериментальные или квазиэкспериментальные; (г) исследования эффективности использования симуляторов только в качестве учебного инструмента.

Извлечение данных. Из подходящих журнальных статей данные систематизировано извлекались 109 независимыми специалистами по кодированию. Каждый специалист по кодированию пользовался стандартным протоколом извлечения данных.

Обобщение данных. Использовались синтез качественных данных, табличное представление методов и результатов исследования. Обобщению данных при помощи метаанализа препятствовали такие факторы, как неоднородность схем исследования, виды образовательных мероприятий в исследованиях, полученных результатов, различное время (различные сроки) при использовании метода метаанализа

Ключевые результаты. Основные выводы журнальных статей кодировались с достаточной точностью, хотя доступные опубликованные исследования, как правило, не отличались высоким качеством. Получены убедительные доказательства того, что медицинские симуляторы с высокой степенью реалистичности облегчают процесс обучения при соблюдении определенных условий. К ним относятся:

Наличие обратной связи - в 51 (47%) статье сообщалось, что обучающая обратная связь является наиболее важной особенностью медицинского образования с использованием симуляторов.

Повторные упражнения - в 43 (39%) журнальных статьях отмечалось, что повторная практика является ключевой особенностью симуляторов с высокой степенью реалистичности, используемых в медицинском образовании.

Интеграция в учебную программу - в 27 (25%) журнальных статьях указывалось, что важнейшим условием эффективного использования тренировок на симуляторе является их оптимальная интеграция в стандартную учебную программу медицинского вуза или последипломного обучения.

Диапазон уровней сложности - в 15 (14%) журнальных статьях отмечалось, что важным фактором учебной эффективности медицинского образования с использованием симуляторов является оптимальный диапазон сложности заданий.

Разнообразные образовательные стратегии - в 11 (10%) журнальных статьях указывалось, что важным фактором учебной эффективности симуляторов с высокой степенью реалистичности является возможность их адаптации к различным образовательным стратегиям.

Охват клинических ситуаций - в 11 (10%) журнальных статьях отмечалось, что симуляторы, характеризующиеся широким охватом различных ситуаций, более удобны по сравнению с тренажерами с узким клиническим диапазоном.

Контролируемые условия - в 10 (9%) журнальных статьях подчеркивалась важность использования симуляторов с высокой степенью реалистичности в контролируемой среде, в условиях которой учащиеся могут совершать, выявлять и исправлять ошибки без нежелательных последствий.

Индивидуализированное обучение - в 10 (9%) журнальных статьях отмечалась важность активного участия учащихся (в отличие от пассивного наблюдения) в получении воспроизводимого и стандартизованного учебного опыта.

Четко определенные результаты - в 7 (6%) журнальных статьях отмечалась важность постановки четких целей с поддающимися оценке результатами обучения, что существенно повышает эффективность освоения различных навыков.

Реалистичность симулятора - в 4 (3%) журнальных статьях приводились доказательства непосредственной взаимосвязи между реалистичностью симуляции и эффективностью обучения.

Выводы. В то время как исследования в этой области нуждаются в качественном улучшении, особенно с точки зрения стандартизации и качества результатов, симуляторы с высокой степенью реалистичности доказали свою эффективность, тренажеры успешно дополняют различные образовательные технологии в медицинских учреждениях.

Аудиторная (интерактивная) система опроса и тестирования: обзор литературы и опыт использования

Аннотация

Аудиторная система опроса и тестирования - это средство интерактивного обучения, которое обеспечивает возможность отвечать на тестовые задания с помощью беспроводных пультов (кликеров), осуществлять автоматическую обработку всех полученных ответов и представлять обобщенные результаты всем участникам для обсуждения. В статье представлен обзор литературы и собственный опыт использования. Определены и классифицированы факторы, которые могут влиять на эффективность внедрения системы в учебный процесс. Отмечено, что начало использования аудиторной системы опроса и тестирования может стать пусковым механизмом для более активного внедрения студентоцентрированных технологий.

Современные образовательные технологии - средство инновационного пути развития высшего медицинского образования

Аннотация

В статье охарактеризована деятельность преподавателя высшей школы в связи с требованиями к качеству работы преподавателя и научно обоснованной организацией подготовки преподавателя вуза. Современные образовательные технологии, такие как проблемно-модульное и интегрированное обучение, способствуют повышению качества усвоения материала, повышая процесс профессионального образования в медицинском вузе. Описана возможная система контроля знаний с различными формами оценки знаний и навыков, включая формирование различных компетенций, необходимых будущему специалисту для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Иван Васильевич Протасов - врач, ученый, педагог, военно-медицинский эксперт

Аннотация
Кадровое развитие

Пациенту нужен компетентный врач

Аннотация

Отчет по результатам исследования современного состояния непрерывного профессионального развития и непрерывного медицинского образования в странах Евросоюза

Аннотация

Данный отчет был подготовлен в соответствии с Программой здравоохранения ЕС (2008-2013) в рамках договора с Исполнительным агентством по здравоохранению и защите прав потребителей (EAHC), действующим на основании мандата, полученного от Европейской комиссии. Содержание отчета отображает позицию исполнителя договора и его полную ответственность; это ни в коей мере не отражает позицию Европейской Комиссии и/или EAHC, или любого другого члена/органа Европейского Союза.

В настоящее время широко признана важность непрерывного повышения квалификации (НПК) и непрерывного обучения (НО) специалистов в области здравоохранения. НПК и НО помогают обеспечить актуальность профессиональной практики, способствуют улучшению результатов лечения пациентов и повышают уровень доверия общественности к данным профессиям. Интерпретация НПК на национальном уровне предполагает множество разных подходов и открывает возможности для выявления рекомендаций и лучших практик в Евросоюзе (ЕС).

Данное исследование, финансируемое в рамках Программы здравоохранения ЕС, включает уникальное планирование и анализ НПК и НО для врачей, медсестер, стоматологов, акушеров и фармацевтов в 28 странах - членах ЕС и странах Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Оно описывает политическую основу предмета обсуждения, рассматривает имеющуюся литературу и иллюстрирует результаты общеевропейского исследования и экспертного семинара, а также представляет обзор инициатив по НПК на уровне ЕС и Европы. Исследование определяет политические рекомендации по укреплению обмена практиками сотрудничества и передовыми практиками на европейском уровне и подчеркивает необходимость принятия мер, которые позволят всем специалистам в области здравоохранения осуществлять НПК, а также обращает внимание на основные выявленные препятствия: нехватку времени и ресурсов. Эти рекомендации также призывают к проведению дополнительных исследований, касающихся НПК и его связи с обеспечением безопасности и качества ухода за пациентами.

Лидеры в медицинском образовании

Интервью с медицинским советником сериала "Доктор Хаус" доктором Лизой Сандерс

Аннотация



Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»