Текущий номер
4 . 2011
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация

 

Анонсы мероприятий

Всероссийская научно-педагогическая конференция с международным участием "Актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования"

Аннотация

Ежегодная конференция Ассоциации медицинских библиотекарей (MLA) США, Сиэтл, 18-23 мая 2012 г.

Аннотация
Рефераты

Доклиническая подготовка студентов с обучением обследованию тазовых органов в клинике

Аннотация

В предыдущем исследовании мы выявили ряд преимуществ, которыми характеризуется обучение обследованию тазовых органов в клинике (на симулированных пациентках). Теперь мы решили выяснить, действительно ли эта методика обучения позволяет улучшить подготовку. С этой целью студентов, прошедших клиническую ротацию по акушерству и гинекологии, попросили ответить на ряд вопросов.

В этом исследовании проверяется предположение, согласно которому обучение обследованию тазовых органов на симулированных пациентках на этапе доклинического обучения студентов медицинских школ, позволяет повысить их знания, а также вселить в них уверенность и облегчить их последующее обучение в клинике во время ротации по акушерству и гинекологии.

Опросники рассылали по электронной почте студентам-медикам 3-го и 4-го года обучения. Всего каждому из них было задано 16 вопросов, касающихся демографических показателей, опыта обследования тазовых органов и их впечатлений от прохождения ротации по акушерству и гинекологии. После сбора данные обрабатывали методами описательной статистики. 97 (28%) студентов ответили на все вопросы анкет (36 мужчин и 61 женщина). 96% студентов после прохождения курса предварительной подготовки по обследованию тазовых органов ощущали себя готовыми к проведению первого в их жизни обследования во время клинических ротаций. 91% студентов при проведении первого обследования отмечают большую уверенность и комфортность; 92% студентов знали что (и как) говорить пациентке о предстоящем исследовании; 92% студентов знали, как использовать влагалищное зеркало; в 91% случаев студенты знали, как выполнять бимануальное исследование шейки матки. Кроме того, в 92% случаев студенты чувствовали себя более комфортно и уверенно, выполняя обследование самостоятельно, без помощи врача. В 95% случаев студенты уверены, что обучение обследованию тазовых органов на пациентках во время доклинического этапа обучения в медицинской школе помогло им подготовиться к клиническим ротациям.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что программа доклинического обучения студентов с использованием симулированных пациентов увеличивает их уверенность и способствует более комфортному переходу к клиническим ротациям. Устраняя страх перед проведением деликатных обследований, данный опыт позволит усовершенствовать клинический опыт студентов-медиков, врачей и пациентов.

Medical Science Educator. -  2011. - Vol. 21, N 4. - P. 320-325.

Цена образования: стрессовые реакции у студентов-медиков, возникающие во время обучения в клинике

Аннотация

Введение

Практикующие врачи, а также врачи-стажеры постоянно находятся в стрессовой ситуации, вследствие чего у них часто развивается синдром выгорания, появляются тревога, депрессия и суицидальные мысли. В этом исследовании изучали стрессовые ситуации, возникающие у студентов 3-го года во время обучения клиническим дисциплинам в медицинских школах США.

Методы

Во время успешного обучения по трем клиническим дисциплинам  студенты приняли участие в анонимном модифицированном анкетировании, касающемся нервно-психического стресса, возникающего у медицинских работников, а также они по шкале Ликерта оценили в баллах (от 0 до 3) 6 факторов, приводящих к стрессу. Статистический анализ включал использование методов описательной статистики и линейного регрессионного моделирования с использованием независимых переменных.

Результаты

Всего собрано 29 заполненных анкет. В целом стресс, вызванный рабочей нагрузкой, неуверенностью в собственных профессиональных качествах и конфликтами во время выполнения домашней работы, был значительно более выраженным по сравнению со стрессом, обусловленным проблемами с пациентами, особенностями организационной структуры и проблемами, возникающими в процессе взаимодействия с другими работниками (во всех случаях p<0,05). Во время прохождения курса внутренних болезней и хирургии более чем в 75% случаев студенты работали более 60 ч в неделю, что сопровождалось наибольшим числом конфликтов во время работы на дому. У женщин количество баллов, которыми оценивались межличностные стрессовые ситуации, возникающие на работе, оказалось значительно меньше, чем у мужчин (p=0,04).

Вывод

Студенты-медики в процессе изучения клинических дисциплин встречаются с множеством факторов, провоцирующих возникновение стрессовой ситуации. Обсуждаются меры по возможному улучшению процесса обучения: сокращение рабочего времени, снижение нагрузки на работе, обучение навыкам рационального использования времени, воспитание способностей к управлению эмоциями, а также проведение мероприятий среди всех учащихся по сплочению команды.

Medical Science Educator. - 2011. - Vol. 21, N 4. - P. 360-366.


 

Финансирование последипломного медицинского образования в американскойсистеме здравоохранения

Аннотация

Госпитали, занимающиеся последипломным образованием медработников, играют уникальную роль в американской системе здравоохранения. В них лечится значительная часть малоимущих пациентов, а также пациентов с хроническими заболеваниями. За небольшим исключением, в этих учреждениях стажируются все медработники, практикующие в Соединенных Штатах. Финансирование таких госпиталей осуществляется из фондов программы страхования здоровья престарелых (Medicare), программы медицинской помощи неимущим (Medicaid), а также - фондов Министерства здравоохранения и социального обеспечения (Health and Human Services), Администрации по делам ветеранов, Министерства обороны, а также из частных фондов отдельных госпиталей. Стоимость стажировки медработника складывается из прямых и косвенных затрат. Прямые затраты - это траты, идущие непосредственно на поддержание программ стажировки резидентов. Косвенные затраты обусловлены увеличением издержек в госпиталях, осуществляющих последипломную подготовку. В статье приводятся сложные формулы для расчета финан-сирования индивидуальных программ стажировки резидентов.

Medical Science Educator. - 2011. - Vol. 21, N 4. - P. 336-346.


 

Кликеры в распределенной системе как способ привлечениястудентов к изучению материала

Аннотация

В данном исследовании изучаются эффективность использования кликеров в удаленных местах, а также эффект их внедрения в методики обучения и запоминания, которые должны использоваться в распределенных мультиклассных учреждениях. Студенты, привлеченные к исследованию (n=24), синхронно принимали участие в семинаре, проходившем с применением кликеров. При этом некоторые участники исследования находились в одной аудитории, "лицом к лицу", другая часть была представлена группой, располагавшейся в удаленной аудитории, и еще одна - отдельными участниками, каждый из которых находился в удаленном офисе.

С целью изучения перспективности использования данной методики со стороны студентов, инструкторов и персонала, занимающегося предоставлением информационных технологий, после окончания семинара были проведены исследования и собеседования, а также составлены фокус-группы. По мнению студентов, кликеры вызвали у них больший интерес к участию в данном семинаре и были просты в использовании. Инструктор отметила, что из-за использования кликеров ей требовалось больше времени для подготовки к семинару, а знание того, что она одновременно работает и с удаленными студентами, увеличивает продолжительность самого семинара. Персонал, отвечающий за информационные технологии, отметил, что использование кликеров реально, а также подсчитал, что первоначально их использование потребует больше времени, но при соответствующей технической поддержке требуемое время можно будет сократить.

Кликеры могут использоваться в качестве способа привлечения удаленных студентов к участию в семинарах. Несмотря на то, что студенты не испытывают трудностей в их использовании, эффективное использование данной методики дистанционного обучения оказывается делом более сложным и требует большего времени. Важно помнить, что данная методика является лишь инструментом, в то время как во главу угла следует ставить сам процесс обучения.

Medical Science Educator. - 2011. - Vol. 21, N 4. - P. 336-346.


 

Технологии обучения

Руководство AMEE № 32: Электронное обучение в медицинском образовании Часть 1: Обучение, преподавание и оценка знаний (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)

Аннотация
За довольно короткий срок электронное обучение (e-learning, e-обучение) стало одним из самых популярных направлений в медицинском образовании. Несмотря на то что термин "электронное обучение" трактуется по-разному, в действительности он относится к образовательному применению технологий. Однако внедрение электронного обучения связано с большими трудностями: некоторые хотят применять его только для того, чтобы сделать эффективнее или быстрее различные виды деятельности; другие стремятся найти новые рабочие методы. В то же время, если главной целью является не использование технологии, а обучение, следует помнить, что не всегда можно предсказать результаты. Медицинское образование, как и многие другие отрасли, борется с этими трудностями; авторы руководства АМЕЕ по электронному обучению в медицинском образовании надеются помочь читателям (как новичкам, так и профессионалам в электронном обучении), справиться с ними. Данное руководство представляет собой вводный курс для начинающих, а также является ресурсом для более опыт-ных специалистов в области электронного обучения.

Важность оценки знаний и определения ценности в медицинском образовании (пер с англ. под ред. З.З. Балкизова)

Аннотация
Предыдущая статья была посвящена образовательному процессу как основе "хорошего" медицинского образования, методам обучения и преподавания и связи между базовым, постдипломным и непрерывным профессиональным развитием. Все эти этапы можно было бы охарактеризовать прежде всего как линейные процессы, начинающиеся с определенной преподавательской и учебной деятельности и часто заканчивающиеся итоговой аттестацией, которая, хочется надеяться, является надежным способом проверки того, как много мы запомнили и можем применять на практике. Оценка знаний обычно является частью учебной программы. Цель этой статьи - не только дать читателю представление о значении терминов, касающихся оценки знаний, но и показать, что процессы оценивания выражаются в мероприятиях, которые носят цикличный и динамичный характер. Их можно использовать для повышения эффективности обучающей модели и даже собственных способностей.

Экзамены, сэр, - это чистейшая чепуха, от начала до конца. Если ты джентльмен, так тебя учить нечему, тебе достаточно того, что ты знаешь. А если ты не джентльмен, то знания тебе только во вред.

Оскар Уайльд, "Портрет Дориана Грея"


Основы доказательной медицины: опыт преподавания в Кыргызстане

Аннотация

Доказательная медицина занимает важное место в обра­зовании будущих врачей, позволяя им использовать полу­ченные в ходе обучения навыки в последующей медицин­ской практике. В КГМА им. И.К. Ахунбаева была разработа­на учебная программа по доказательной медицине, основ­ная цель которой заключается в обучении студентов знаниям и практическим навыкам, с помощью которых можно са­мостоятельно оценивать качество медицинской информа­ции и принимать решение о применимости ее в практи­ческой деятельности. Для оценки данного учебного курса было проведено анонимное анкетирование студентов до и после его прохождения. По его результатам была выяв­лена заинтересованность студентов в прохождении подоб­ного обучения, так как принципы доказательной меди­цины позволяют не только оценить любую информацию, но и самостоятельно организовать и провести качествен­ное современное исследование.


Кадровое развитие

Европейский союз медицинских специалистов (UEMS)

Аннотация

Европейский союз медицинских спе­циалистов (The Union of European Medical Specialists - UEMS) был основан в 1958 г., после подписания в 1957 г. Римского до­говора, согласно которому предпола­галось взаимное признание дипломов, полученных во всех странах его подпи­савших. Целью UEMS было объединение медицинских специалистов стран - чле­нов Европейского Союза (ЕС) и достиже­ние консенсуса в отношении содержания и качества образования медицинских спе­циалистов и практики. Результат этой де­ятельности был призван служить основой для законодательства ЕС в сфере здравоохранения.

Здоровый образ жизни

К характеристике выпускника медицинского вуза (результаты анкетирования)

Аннотация

В статье представлены результаты анонимного анкетиро­вания 200 студентов выпускного курса медицинского вуза. Выяснены предпочтения в выборе врачебной специали­зации, будущего места работы, а также взгляды студентов на качество процесса обучения в вузе. Разобраны некото­рые аспекты состояния здоровья выпускников.


Управление

Система менеджмента качества в высшем медицинском образовательном учреждении

Аннотация

В статье обсуждаются предпосылки и необходимость внед­рения системы менеджмента качества (СМК) в высших образовательных учреждениях. Описаны организацион­ная структура, целевые показатели качества подготовки выпускников. В КрасГМУ система менеджмента качества была внедрена в 2005 г., и за прошедшие 6 лет накоплен оп­ределенный опыт ее применения, а также намечены пути развития и совершенствования системы. Отмечено поло­жительное влияние СМК на качество подготовки выпуск­ников КрасГМУ.


Рефераты

Интервью с Джеральдом Дж. Перри Президентом Ассоциации медицинских библиотек(MLA)

Аннотация
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной хирургии №1 ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, генеральный директор ООО "ГЭОТАР-Мед", генеральный представитель AMEE (Ассоциация по медицинскому образованию в Европе), председатель Оргкомитета форума "РОСМЕДОБР", член Европейского симуляционного общества (SESAM) и Международного медицинского симуляционного сообщества (SSH), Москва, Российская Федерация
РОСМЕДОБР 2021
Медицина сегодня
IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии.

IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии 28-30 апреля 2022 г. в Екатеринбурге состоится IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии (ЕАКО). Свое название конференция получила неслучайно, ведь именно в городе, расположенном на границе Европы и Азии, раз в два...

III Съезд онкологов Московской области.

III Съезд онкологов Московской области 22 октября 2021 года состоится III Съезд онкологов Московской области. Специалисты Подмосковья, занимающиеся лечением злокачественных новообразований разных локализаций, снова встретятся, чтобы обсудить проблемы, новые тренды в...

Образовательная сессия "Амбулаторный приём"

Самые актуальные данные по фармакотерапии для вас! Приглашаем врачей поликлиник 14 сентября в 09:00 (мск) присоединиться к научно-образовательной сессии "Амбулаторный приём". Доступен очный и заочный формат мероприятия. ВАС ЖДУТ: насыщенная научная и культурная программа,...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»