Глоссарий терминов в области медицинского образования
Аннотация
Бурное развитие и внедрение новых технологий и методов, изменения законодательства в сферах образования и охраны здоровья граждан, разработка новых требований и стандартов способствуют появлению большого количества различных терминов и понятий, интерпретация которых зачастую вызывает затруднения даже у профессионалов, много лет проработавших в отрасли. Признавая важность использования единого языка в профессиональной среде, авторы поставили перед собой цель попытаться систематизировать термины, имеющие отношение к медицинскому образованию. В глоссарий включены термины, встречающиеся в англоязычной литературе, посвященной медицинскому образованию, а также часть терминов, встречающихся в нормативно-правовых документах, относящихся к этой сфере.
Глоссарий содержит русскоязычные термины, их толкование и англоязычные эквиваленты. Термины, представленные в глоссарии, собраны из различных источников - словарей, энциклопедий, интернет-порталов, законодательных актов и других нормативных документов. Как и в любых других отраслях науки, термины в медицинском образовании зачастую могут иметь различную смысловую нагрузку в зависимости от контекста. В связи с этим авторы не претендуют на исчерпывающее толкование всех терминов и приглашают всех заинтересованных к дискуссии. Мы приветствуем конструктивную критику, предложения по улучшению и дальнейшему расширению глоссария. Надеемся, что данный труд послужит облегчению коммуникации и сотрудничества медицинских преподавателей.
Руководство AMEE № 46: Элективные компоненты программы
Аннотация
Элективные компоненты программы (ЭКП) представляют собой одну из наиболее инновационных разработок последнего времени в области медицинского образования. Созданные в Великобритании в 1990 г. в ответ на рекомендации Генерального медицинского совета, опубликованные в документе, озаглавленном "Врачи завтрашнего дня" (1993), они предоставили студентам существенный элемент права выбора и детальности изучения предметов в рамках учебного плана. ЭКП стали неотъемлемой частью учебных планов в медицинских образовательных учреждениях сначала в Великобритании, а затем и в других странах. В большинстве случаев они способствуют эффективности учебного процесса, учитывая и личные, и профессионально-исследовательские качества, одновременно стимулируют познавательную активность студентов в плане выбора будущей профессии. Руководство АМЕЕ написано для разработчиков учебных планов нового поколения в медицинском образовании, где рассматриваются инициативы, подобные ЭКП, которые предоставляют право выбора предмета и глубины его изучения во взаимосвязи с обязательными предметами. Оно нацелено на глубинное освещение построения программы ЭКП, и ее наиболее существенных разделов. Кроме того, руководство может представлять интерес и для тех, кто уже принимает участие в совершенствовании ЭКП, так как включает в себя обсуждение эффективности планирования преподавания, оценок и улучшения существующих программ, что имеет ценность, как для студентов, так и для факультетов в целом.
Формирование навыков ведения здорового образа жизни в ГБОУ ДПО "Казанская государственная медицинская академия" Минздрава России
Аннотация
Основополагающим принципом здравоохранения является его профилактическая направленность. Формирование у людей навыков ведения здорового образа жизни, распространение медицинских и гигиенических знаний - таковы основные задачи отрасли здравоохранения в деле сохранения и укрепления здоровья нации и воспитания культуры жизни. Сегодня важно не только обучение здоровью, но и формирование внутренней позиции человека, ориентированной на здоровый образ жизни. Образовательные учреждения должны выступать инициаторами и организаторами развития и внедрения целостной системы здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление здоровья сотрудников и обучающихся.
В данной статье отражен 4-летний опыт работы Казанской государственной медицинской академии по укреплению состояния здоровья сотрудников и обучающихся; описано, посредством каких форм и методов профилактических воздействий, медико-социальных программ реализуется профилактический принцип здравоохранения.