Анализ численности, структуры и квалификации медицинских кадров в Российской Федерации и ключевые задачи кадровой политики на период
до 2020 г.
Аннотация
В данной статье проанализированы численность, структура и квалификация медицинских кадров в РФ в сравнении со странами ОЭСР1. Рассмотрены основные причины возникших проблем в обеспечении медицинскими кадрами и их квалификации. Обозначена главная причина, обусловливающая низкий престиж профессии и недостаточную квалификацию, - крайне низкая заработная плата медицинских работников и профессорско-преподавательского состава медицинских вузов. Приведен международный опыт повышения квалификации медицинских кадров, в том числе проанализированы внешние и внутренние факторы, которые влия-ют на этот процесс. В заключение перечислены основные задачи и механизмы по обеспечению здравоохранения РФ квалифициро-ванными медицинскими кадрами.
Система кредитных единиц в послевузовском профессиональном образовании врачей
Аннотация
Международная коллаборативная программа по переориентации медицинского образования, в 1984 г. запущенная Всемирной федерацией медицинского образования (ВФМО) с целью создания единого общеевропейского образовательного пространства в системе высшего профессионального образования, успешно развивается в странах Европы. Систему перевода и накопления кредитов (ECTS) использует более тысячи европейских вузов. В статье изложены подходы к адаптации российских образовательных традиций к европейским и мировым стандартам, внедрению непрерывного профессионального развития, системы кредитных единиц. Предложена единая по форме и содержанию структура непрерывного послевузовского образования врачей-специалистов в России в соответствии с принципами Болонской декларации. Приведена предложенная в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова система накопительных кредитов как возможная обобщающая модель подхода к оценке накопительной системы кредитных баллов.
Инновационные технологии в системе непрерывного медицинского образования. Опыт подготовки специалистов службы медицины катастроф и скорой медицинской помощи
Аннотация
Принятая в России система непрерывного медицинского образования носит циклический характер и состоит из 5-летних циклов, завершающихся сертификационным повышением квалификации в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального медицинского образования. В промежутках между сертификационными циклами специалисты предоставлены самим себе. Попытка проведения выездной подготовки, в основном теоретической, специалистами крупных образовательных учреждений не может покрыть всей потребности в текущем обучении. В статье описан опыт Пермской краевой службы медицины катастроф по непрерывному обучению врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи (СМП), а также специалистов ургентных специальностей госпитальной базы. Представлены разнообразные методические технологии, инновационные формы обучения, которые позволяют добиться повышения качества подготовки специалистов, участвующих в ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Непрерывное профессиональное развитие. Глава 7 из книги "A practical guide for medical teachers"
Аннотация
В главе на базе 2 типичных сценариев рассматриваются основные принципы подготовки образовательных мероприятий в системе непрерывного профессионального развития. Раскрывается суть 4 принципов повышения эффективности процесса НПР: знания аудитории, темы, формата, результата. Приводятся методы оценки объективных потребностей, использование клинических случаев, фокус-групп. Рассматриваются методы повышения интерактивности образовательных мероприятий, методы усиления взаимодействия между слушателями.