Эффективное преподавание через активное обучение (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)

Резюме

Сейчас довольно трудно найти практикующих врачей, чья повсед­невная профессиональная жизнь так или иначе не была бы связана с преподаванием или учебой. Если рассматривать обучение в его самом широком смысле, мы каждый день сталкиваемся с ним, консультируя пациентов, или, наоборот, приобретая новые знания от каждого из них. Поскольку мы верно приближаемся к введению обязательной повторной аккредитации для всех практикующих врачей, на смену ра­нее существовавшей модели пассивного непрерывного медицинского образования приходит целенаправленное и эффективное непрерыв­ное профессиональное развитие. Несомненно, большинство занятых практикующих врачей видят в этих мероприятиях дополнительную ра­бочую нагрузку, а не перспективу, рассматривают их скорее как фактор стресса, чем возможность профессионального развития. Тем не менее, в этой статье мы попробуем показать, как в ежедневной профессио­нальной деятельности можно найти возможности обучать и обучаться; как используя принципы эффективного преподавания можно созда­вать учебные ситуации.

Ключевые слова:• Эффективное преподавание • Активное обучение • Обучение на рабочем месте

"Обучение и преподавание не должны находиться на противоположных берегах и просто наблюдать за течением реки; вместо этого они должны отправиться в путешествие по течению в одной лодке. Благодаря активному взаимному обмену преподавание может укрепить обучение и помочь учиться". Лорис Малагуци

Так как же стать успешным преподавателем?

Преподаете ли вы в колледже или вузе или ведете занятия со студентами в клинике; общаетесь ли с пациентами или друзьями и членами семьи, везде действуют одинаковые правила эффективного преподавания, независимо от того, какой тип обучения вы используете - ориентированный на студента или ориентированный на преподавателя.

Исторически, вплоть до недавнего времени, в преподавании медицины традиционно применялся дидактический и ориентированный на преподавателя подход. Эта форма обучения очень удобна для учеников, не желающих прилагать особых усилий для обучения, и для тех, кто считает знания только материалом для заучивания и сохранения в памяти. Она также устраивает преподавателей, сомневающихся в своей способности проводить занятия с вопросами, обсуждениями и дискуссиями; она даже помогает скрыть недостаточные базовые знания преподавателя. Образование большинства читателей этой статьи стало результатом этой формы преподавания, и нет оснований считать их некомпетентными и неквалифицированными практикующими врачами. Это обстоятельство порождает значительные разногласия среди специалистов (Williams G., 2004).

Долгое время такое дидактическое преподавание, используемое как единственный метод обучения, приводило к подчиненному положению со стороны ученика. Однако такое подчинение не может продолжаться, когда учащимися становятся самостоятельные практикующие врачи, поэтому подавляющее большинство практикующих врачей находит другие возможности для развития своей последипломной карьеры и находят более ориентированные на учащегося и обусловленные личными потребностями возможности обучения.

Учащиеся не должны рассматриваться как хранители информации. Они должны быть настроены на активные поиски и осмысление новых знаний на основе собственного опыта. Они должны уметь выбирать самый эффективный способ интегрирования этих знаний в свою личную практику обучения.

С переходом на более прогрессивные модели компетентности (GMC, 2003) и более подходящие для практикующих врачей стили преподавания и обучения (GMC, 2001) преподаватель становится помощником в учебном процессе. Преподаватель работает с учащимся в широком круге учебных возможностей (формальных и неформальных), чтобы добиться максимально эффективного обучения. Преподавание и обучение становятся динамичным и согласованным процессом - сотрудничеством между учителем и учеником, при котором оба учатся одновременно. Мастерство преподавателя заключается в том, чтобы определить учебные возможности и помочь их использовать; выступать посредником и руководить процессом; заставлять учеников размышлять над своим прошлым опытом и областью новых знаний и практических умений; служить студентам в качестве ресурса для проверки и обсуждения новых или пересмотренных знаний и умений.

Подходы, в значительной степени ориентированные на преподавателя, лучше всего подходят для начального этапа обучения, когда у учащихся слабая база знаний и ограниченные умения. Позже, при формировании опыта, должны применяться методы, более ориентированные на учащегося. Существует ряд методик преподавания, и к мастерству преподавателя относится умение выбирать наиболее подходящую методику для раскрытия определенной темы. Выбор методики также будет зависеть от типа учеников и уровня их знаний. Тем не менее необходимо учесть одно важнейшее условие при выборе методики преподавания - она должна помогать ученикам и поддерживать их в стремлении стать квалифицированными самостоятельными практикующими врачами, способными обучаться на протяжении всей жизни. Успешный преподаватель - это тот, кто обладает навыками, необходимыми для облегчения этого процесса.

Привлечение учеников к активному участию

Результаты исследований в области высшего профессионального образования показывают, что процесс и его результаты оказываются более эффективными, когда студенты активно участвуют в собственном обучении. Это хорошо иллюстрирует цитата из сочинений Конфуция:

"Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю".

Эту мысль можно раскрыть следующим образом - ученики могут учиться более эффективно, когда они имеют возможность получать содержательное, контекстуальное и практическое, приближенное к реальности обучение.

К нему может также относиться задание по обучению других людей предмету или практическому умению. Чтобы суметь эффективно выполнить эту работу, они должны быть полностью вовлечены в процесс создания четкого представления об определенном умении или совокупности знаний. Это заставляет их думать о материале критически: предвидеть сложные вопросы, концентрироваться на особенно сложных или спорных элементах практических умений или областей знаний и выбирать наиболее эффективный способ передачи своих только что полученных знаний и умений другим (включая своих учителей).

Из этого следует, что эффективное преподавание и активное участие в обучении, одновременно с целенаправленной коммуникацией, создают условия, при которых ученик и учитель могут гармонично развиваться, каждый преследуя свои личные образовательные потребности.

Эффективное преподавание и активное обучение не только взаимосвязаны, они находятся в такой зависимости, что для повышения эффективности одного необходимо положительное воздействие другого.

Преподавание и обучение в ежедневной практике

Если эффективное преподавание непосредственно связано с процессом активного обучения, усиленного при помощи целенаправленной коммуникации, как можно применять эти два метода в дальнейшем для образовательного обогащения ежедневной практики, способствуя как личному профессиональному развитию, так и повышению квалификации своих учеников?

Далее представлено несколько простых практических способов, при помощи которых, по нашему мнению, можно добиться эффективного преподавания и обучения для всех заинтересованных сторон.

-Рефлексивное обучение

Понятие рефлексивного обучения существует давно. Практика применения рефлексии была отмечена в описании социально ответственных медицинских школ (Boelen, 2004; GMC, 2004), она относится к процессу создания связей между внутренним миром человека и внешними явлениями в отношении обучения и преподавания. Несмотря на то что негативное мнение, особенно о себе, может оказаться очень серьезным препятствием для обучения, оно может стать причиной для начала рефлексивного анализа собственных действий, что в конечном счете повысит качество обучения и работы. Положительные мысли и чувства также могут хорошо повлиять на процесс обучения, так как они сохраняют интерес ученика к работе и мотивируют к изучению новых способов представления и понимания, что может привести к открытиям в профессиональной деятельности. Тем не менее слишком часто мы не придаем значения этапу группового или индивидуального размышления после выполнения определенных действий или в конце дня. Время на рефлексию, обдумывание и, возможно, извлечение уроков на основе опыта может быть упущено в суматохе рабочего дня! Как быстро из наших повседневных дел исчез "перерыв на кофе", когда мы можем рассказать коллегам о том, что успели сделать утром. При этом большинство из нас понимает, что мы можем извлечь много полезного из этого занятия.

-Структурированное преподавание

При создании структуры занятия необходимо тщательно продумывать его организацию, расчет времени и содержание. Эффективное планирование занятия и обеспечение строго отведенного времени на обучение являются, возможно, более важными условиями, чем его длительность. Литература, посвященная процессу микрообучения (Shannon, 1995), отчетливо показывает, каких успехов могут добиться учитель и ученик за короткий период времени. Так почему же мы расстраиваемся, если не имеем в распоряжении, по меньшей мере, часа для обучения своих студентов? Почему мы так часто отказываемся от 10-15-минутных учебных мероприятий, которые, при целенаправленном структурировании, могут стать чрезвычайно ценными занятиями с точки зрения преподавания и обучения?

-Письменный отчет

Необходимость писать отчеты или высказывать мнение, как и необходимость оформлять направления к другому специалисту, присуща деятельности любого практикующего врача. Вспоминаем ли мы когда-нибудь о том, чтобы сесть и еще раз спокойно подумать, что мы говорим, как мы это говорим и что мы от этого ожидаем? Можно ли это превратить в учебную ситуацию, проверку знаний, анализ потребностей для непрерывного профессионального развития? Интересно отметить, что отдельные пробелы в определенных областях знаний не всегда рассматриваются в качестве стимула к обучению. Чаще формулировки образовательных потребностей отражают общее мнение.

-Демонстрации клинических случаев

Такие виды деятельности, как демонстрации клинических случаев, клубы чтения журналов и "горячие дискуссии" относятся к мероприятиям, проходящим каждую неделю во всех центрах клинической практики. Тем не менее следует спросить себя, учимся ли мы на этих мероприятиях, и может ли впоследствии измениться наша обычная врачебная практика или мы только слушаем и чаще забываем услышанное. Для создания учебной ситуации необходимо планирование структуры таких мероприятий, которая побуждает к участию в дискуссии и последующих выступлениях. Эти виды деятельности не обязательно должны проходить в группе; мы часто делимся проблемным случаем с коллегой, - и это такая же учебная ситуация.

Если демонстрация происходит в масштабах группы, то почему бы не использовать это для создания таких видов структурированной учебной деятельности, как практическое обучение (Revans, 1998), проблемно-ориентированное обучение (David, 2005) или обучение на основе клинического случая (Kolodner, 1993)?

-Командные встречи

Существует множество вариантов как формирования команд в здравоохранении, так и состава участников командных встреч, но, тем не менее, в таких собраниях всегда есть потенциал для обучения и преподавания. В додипломном образовании всех стран мира особое значение уделяется мультидисциплинарному и междисциплинарному обучению (Caipe, 1997), но, согласно исследованиям, оно почти не продолжается в последипломном образовании и, тем более, в профессиональной деятельности (Cooper, 2001; Carlisle, 2004). Может быть, мы упускаем великолепную возможность совместного обучения? Разве мы не признаем значение активного обучения в реальных клинических ситуациях?

Обучение практическим умениям

Очень важным моментом в развитии образования в области здравоохранения стало осознание и выделение высоких уровней умений, которыми могут овладеть практикующие врачи. Многие начинают практическую деятельность, уже имея такие умения, например, хирурги или гинекологи. Многие развивают их благодаря личной заинтересованности, другие вследствие личной необходимости в повышении уровня практической деятельности. Однако мы редко делимся ими с коллегами или обучаем их этим умениям, полагая что формальным преподаванием должны заниматься другие. Разве мы не должны обмениваться опытом (преподавания и обучения) друг с другом?

Заключение

Хотя нам известно, что преподавание, обучение и коммуникации неразрывно связны с индивидуальным развитием, мы слишком часто рассматриваем их как отдельные задачи или мероприятия в рамках нашей профессиональной деятельности, почти всегда в ущерб нашей личной жизни.

Исходя из вышеприведенных примеров, очевидно, что в огромном разнообразии условий профессиональной деятельности может происходить активное обучение, и, следовательно, эффективное преподавание. Существует предположение, если эти мероприятия станут частью общепринятой практики и будут признаны в качестве таковой, можно будет планировать наше индивидуальное развитие комплексно и, несомненно, более комфортно.

Вопрос к ученику "укажи, что ты сегодня выучил" и личный вопрос "дайте мне обдумать то, чему меня научили" являются очень действенными методами для окончания любого занятия во время рабочего дня.

Вопросы для размышления

-Эффективное преподавание и активное обучение - это части одного процесса.

-Они взаимосвязаны посредством целенаправленной коммуникации.

-Очевидно, что они стали частью ежедневной профессиональной деятельности.

-Следует стремиться уменьшить степень напряженности в повседневной работе врачей.

-Стратегический план по внедрению преподавания и обучения в ежедневную практику врачей поможет уменьшить неудобства для сотрудников медицинской организации.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru.



Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»