Анатомия человека - базовая наука в медицинском образовании

Резюме

Можно ли представить себе врача, медицинского работника любого уровня, не знающего или плохо знающего строение тела человека, структуру его органов? Кроме того, не изучив строение тела человека, нельзя изучать другие медицинские дисциплины, начиная с теоретических (физиология, патанатомия и др.), далее - клинические медицинские предметы (терапию, хирургию, нервные и другие болезни). Как можно изучать функции органов (физиологию), не зная в деталях их строение или изменения органов при том или ином заболевании (патологическая анатомия, клинические дисциплины)?

На кафедре анатомии медицинского вуза начинается жизнь каждого будущего медика. Именно здесь студенты изучают все тонкости строения человеческого тела, получают фундаментальные знания, без которых невозможна никакая врачебная деятельность. Без знания анатомии невозможно изучить и понять все тонкости клинических дисциплин.

Анатомия человека является важным предметом и в педагогических вузах, в вузах физической культуры и в других высших учебных учреждениях, где в той или иной мере речь идет о человеке любого возраста и любой профессии.

В каждом медицинском вузе анатомию человека студенты начинают изучать с первого дня прихода в вуз (институт, академию, университет). На первом курсе медицинского вуза в первом семестре анатомия - единственная медицинская дисциплина, где студенты начинают не только последовательно и основательно изучать анатомию, но и приобщаться к медицине в целом, усваивать правила дисциплины в медицинских учреждениях, форму одежды, поведения и др. Поэтому анатомию можно назвать основной (базовой) дисциплиной в любом медицинском вузе.

Даже чиновник в любом медицинском ведомстве, какую бы должность он не занимал, должен быть грамотным специалистом-медиком и хорошо знать строение тела человека. К этому специалисту могут обратиться с любым вопросом, даже с жалобой, и он должен с медицинской, анатомической точки зрения понимать, о чем идет речь, как грамотно решить поставленный перед ним вопрос.

Анатомию, строение тела человека, его органов надо знать хорошо, даже очень хорошо. При слабых знаниях анатомии человека студент не сможет грамотно в полном объеме изучить измененные болезнью органы, не сможет понять все тонкости клинических дисциплин, изменения в органах при том или другом заболевании. При изучении анатомии надо четко усвоить место и положение каждого органа в теле человека, знать все варианты анатомических взаимоотношений с соседними органами. Ведь при поражении, заболевании любого органа болезнь очень легко может перейти на соседний орган, вовлечь его в болевой процесс. Кроме того, пораженный орган может изменить свою форму, его края (границы) могут сместиться в ту или другую сторону. Зная нормальную топографию (положение) органа, следует сразу обратить внимание на соседние органы, не вовлечены ли они в болевой процесс (опухоль, воспаление или что-либо другое). И сразу же принять необходимые меры, чтобы болезнь не распространилась на соседние органы, что явно осложнит лечение больного.

Каждый будущий врач, какую бы специальность он для себя не планировал, должен не только четко и твердо знать размеры, форму и положение любого органа в теле человека, но и их внутреннее строение. Ведь каждый орган состоит из определенного вида клеток, тканей, которые в этом органе расположены в определенном порядке, в соответствии с функциями этого органа. Для этого студент в самом начале курса анатомии изучает клетки, их происхождение, строение, функции, а также все виды тканей, участвующие в строении каждого органа. Плохо зная строение клеток и тканей, студент, а затем уже врач, не сможет грамотно оценить изменения в органе при его заболевании.

Для того чтобы хорошо, надежно изучить анатомию человека, каждый студент обязан посещать все лекции по этому предмету, внимательно слушать лектора и записывать основные положения, рассматривать демонстрируемые на экране анатомические рисунки. Записанные материалы лекций пригодятся не только при подготовке к экзамену по анатомии человека, но и в последующем, при изучении патологической анатомии, судебной медицины, а также клинических дисциплин. На практических занятиях важно не только внимательно слушать рассказ, объяснения преподавателя по теме занятия и описания демонстрируемых препаратов, обязательно надо делать краткие записи в рабочую тетрадь. Однако, кроме лекций и практических занятий, крайне важна самостоятельная работа студента во внеурочное время с препаратами, которые демонстрировал преподаватель, и другими, которые соответствуют теме занятия. При самоподготовке с препаратами во внеурочное время (не менее одного раза после каждого занятия) студент, не торопясь, изучает каждую деталь изучаемого органа, руководствуясь учебником по анатомии и анатомическим атласом. Без такой классной работы (на занятиях) и основательной самоподготовки (во внеклассные часы) хорошо выучить анатомию невозможно, знания будут поверхностными и легко забудутся. А нужны знания основательные, на многие годы, кем бы студент не планировал быть: теоретиком или клиницистом любой специальности. Поэтому анатомия и является базовой дисциплиной, знания которой нужны любому врачу, любой специальности.

Поскольку студенты приходят на кафедру анатомии с первого дня учебы в медицинском вузе, они сразу должны считать себя медицинскими работниками, и с этого дня надо начинать придерживаться порядка, существующего в медицинских учреждениях.

Любые медицинские учреждения (больницы, поликлиники, медицинские кафедры вузов) - это особые службы, где медицинские работники (врачи, медицинские сестры, работники любого уровня, преподаватели-медики в учебных учреждениях), подчиняются особому порядку. Любой работник, служащий в медицинском учреждении, должен придерживаться определенной формы одежды, носить белый халат, обязательно застегнутый. В некоторых помещениях медицинского учреждения полагается надевать белую шапочку.

К такому порядку, к таким правилам студенты-медики должны приучаться с первого дня работы на кафедре анатомии человека, первой и важнейшей кафедре медицинского вуза, о чем уже было сказано выше.

Служба медицине, а фактически - людям, их здоровью и благополучию требует от медиков многого. Это должны быть хорошие, отличные медицинские знания, начиная от анатомии и физиологии человека и, далее, другие теоретические, а затем клинические науки, особенно той дисциплины, которой посвятил себя, свои знания и умения данный медик. Кроме того, врач или медик любого уровня всегда должен помнить, что он служит людям. Любой человек, обращающийся к врачу или медицинскому работнику, должен быть уверен, что этот врач (или медицинский работник) поможет ему, окажет необходимую медицинскую помощь или даст грамотный совет, как должен поступить обратившийся к нему.

Человек, обращающийся к врачу уже по внешнему виду медика, его внимательности и тону разговора должен видеть, что помощь ему окажут, ему помогут. Поэтому любой молодой человек, собирающийся стать врачом, собирающийся посвятить себя медицине, должен понимать, что медицина служит человеку, здоровому или больному, и требует от медика не только отличных знаний и умений в области медицины, но и высоких человеческих качеств, особого мышления и поведения.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»