ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
РезюмеНа современном этапе наставничество рассматривается, с одной стороны, как кадровая технология, обеспечивающая планомерную передачу знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника менее опытному, или, с другой стороны, как педагогическая технология, обеспечивающая становление личности будущего специалиста, гармоничное вхождение человека в трудовую деятельность. В статье представлен опыт внедрения программы наставничества для выпускников медицинского вуза. Описаны собственные разработки по мониторингу динамики образовательных результатов программы наставничества через оценку мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста наставляемых. Рассмотрены рекомендации по повышению качества и эффективности процесса наставничества в медицинском образовании.
Ключевые слова: наставничество; медицинские кадры; медицинское образование; педагогические технологии; непрерывное медицинское образование; трудоустройство выпускников; адаптация молодого специалиста
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Протопопов А.В., Соловьева И.А., Юрьева Е.А., Алексеева Е.А. Опыт внедрения наставничества в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 16, № 1. С. 136-145. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2025-16-1-136-145
Наставничество - один из древнейших социальных институтов человечества, возникший на заре существования человека разумного. Как приоритетное направление кадровой и образовательной политики за годы своего существования претерпело значительную трансформацию: от перечня востребованных трудовых действий работника до научно обоснованной системы адаптации, закрепления и непрерывного профессионального развития персонала [1].
В современном понимании наставничество рассматривается как система развития кадров, система обучения персонала. Дэвид Майстер, американский писатель, специалист и консультант в вопросах управления фирмами, считает, что наставничество - это инвестиция в долгосрочное развитие организации, это ее "здоровье" (подробнее см. Д. Клаттербак "Каждый нуждается в наставнике", 1991) [2].
Актуальность вопросов внедрения системы наставничества в российских компаниях была обозначена еще в 2016 г. (исследование Grant Thornton): 35% опрошенных российских предпринимателей заявили, что планируют вкладывать деньги в развитие наставничества, а 23% собираются внедрить систему выявления талантов на ранних стадиях карьеры [3]. Не менее остро вопросы поиска квалифицированных сотрудников и развития персонала встали в отрасли здравоохранения. По мнению ряда авторов, медицинское сообщество должно активно работать над улучшением подготовки молодых специалистов, их быстрым освоением необходимых навыков, чтобы возродить преемственность в медицинских поколениях и восстановить доверие к институту медицины в целом [4].
О необходимости внедрить систему наставничества по аналогии с той, что действовала в СССР, в правительстве заговорили еще в конце 2010-х гг. В 2019 г. пилотный проект по наставничеству в здравоохранении был запущен в 13 регионах, но в масштабе страны так и не был реализован.
В 2017 г. Минздравом Красноярского края был издан приказ, который делегировал руководителям медицинских организаций полномочия разработать и утвердить порядок реализации программы наставничества. В данном проекте участвуют многие медицинские организации региона.
Создана база локальных нормативных документов, регламентирующих деятельность медицинской организации в сфере наставничества: условия и порядок организации системы наставничества в медицинской организации, процедуры отбора наставников и наставляемых, закрепления их прав и обязанностей. При этом отсутствие регулятора вопросов наставничества на законодательном уровне, с одной стороны, дает достаточную свободу творческой проявленности и формированию собственного эффективного формата в каждой организации, а с другой - тормозит интеграцию с образовательными организациями в рамках раннего планирования карьеры обучающихся и трудоустройства выпускников.
Указом Президента России 2023 г. был объявлен Годом педагога и наставника. Миссия года - признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность [5].
Все это послужило своеобразным толчком к развитию вопросов наставничества в ФГБОУ ВО "КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России (далее - КрасГМУ, Университет), а разработанный проект "Программа наставничества “Точка доступа”" своей целью имел создание единого образовательного пространства для тиражирования личного профессионального опыта преподавателей выпускающих кафедр. При этом существующие особенности реализации образовательных программ в области медицинского и фармацевтического образования наилучшим образом обеспечили практическую площадку для реализации данного проекта на базах практической подготовки.
Материал и методы
С 2019 г. и по настоящее время КрасГМУ является активным участником реализации национального проекта "Здравоохранение" (подпрограмма "Медицинские кадры"). Одной из важнейших задач приоритетного проекта является трудоустройство специалиста и его закрепление на рабочем месте в медицинской организации, что было реализовано в том числе через развитие системы наставничества в Красноярском крае.
Для достижения целей проекта "Точка доступа" поэтапно был реализован ряд мероприятий.
Изучение спроса на данный проект путем анкетирования обучающихся выпускных курсов специалитета и ординатуры по разработанному в отделе ординатуры и развития профессиональной карьеры Института профессионального образования опроснику.
Составление перечня специальностей и согласование с выпускающими кафедрами производственного календаря проекта.
Проведение согласования с работодателями в рамках допуска наставников в медицинские организации при трудоустройстве выпускников КрасГМУ.
Разработка пакета локальных нормативных документов по вопросам академического наставничества лиц, окончивших обучение по основным профессиональным образовательным программам специалитета и ординатуры, включая вопросы материального стимулирования наставников.
Разработка цифрового сервиса "Точка доступа" с целью информирования, регистрации и фиксации результатов проекта в электронной образовательной среде Университета.
Информирование обучающихся выпускных курсов специалитета и ординатуры и освещение актуальных вопросов развития профессиональной карьеры через проект "Точка доступа".
Прием заявлений на участие в проекте в качестве наставников и наставляемых.
Анкетирование потенциальных наставляемых было проведено в форме онлайн-опроса с вопросами открытого, закрытого типа и вопросами-меню для определения фокус-группы. При этом был использован самостоятельно разработанный опросник, позволяющий реализовать сбор данных в рамках заданного алгоритма. Новизна данного исследования состоит также в том, что для сегментации опрошенных по некоторым признакам в зависимости от ответов использовался метод дерева решений. Данный метод позволил реализовать отдельные задачи программно-целевого планирования [6] в области развития профессиональной карьеры, а именно - подобрать индивидуальное решение для частного запроса обучающихся.
Анализ анкетирования проводили количественным методом.
Результаты и обсуждение
В 2023 г. в опросе приняли участие ординаторы второго года обучения - 230 человек (90% контингента). По результатам проведенного анкетирования были скомплектованы фокус-группы в разрезе видов затруднений у молодых специалистов, отмеченных респондентами в начале их трудовой деятельности.
Так, 20% опрошенных фиксируют неготовность к самостоятельной работе, 50% хотели бы работать под курированием опытного специалиста, 30% отметили полную готовность к самостоятельной работе. При этом все 100% опрошенных выразили желание сохранить и использовать взаимодействие с коллективом выпускающей кафедры в рамках профессионального консультирования. Полученные данные подтвердили необходимость внедрения проекта академического наставничества в Университете.
Проведенный опрос позволил достичь также и других практических целей: произведено правовое просвещение обучающихся в области профессионального развития, составлен ранговый список востребованных профессий на рынке медицинских услуг, согласованы намерения о трудоустройстве выпускников программ ординатуры.
Таким образом, в Университете для всех выпускников при трудоустройстве в бюджетные медицинские организации Красноярского края в течение первого года работы, согласно разработанной программе наставничества, действует проект "Точка доступа".
В течение 2023/24 учебного года в программе наставничества зарегистрированы 14 кафедр Университета, которыми представлены программы наставничества по специальностям. Всего задействованы 30 наставников по 12 специальностям для поддержки 34 выпускников Университета (клиническая специальность наставляемого является идентичной клинической специальности наставника).
При этом распределение наставляемых по врачебным специальностям следующее: "акушерство и гинекология" - 8 человек, "онкология" - 6, "терапия" - 4, "урология" - 4, "анестезиология и реаниматология" - 3, "функциональная диагностика" - 2, "судебно-медицинская экспертиза" - 2, "педиатрия" - 1, "инфекционные болезни" - 1, "дерматовенерология" - 1, "стоматология терапевтическая" - 1, "лечебное дело" - 1.
Для информационной поддержки участников проекта на сайте Университета размещена вся необходимая информация: инструкции по работе в программе наставничества "Точка доступа", регистрации кафедры в программе, заявление о включении в программу от выпускников Университета. Информация о наставничестве доступна в портфолио врача-наставника.
Непосредственно программа наставничества "Точка доступа" состоит из трех этапов.
1. Подготовительный этап - первичная диагностика с формулировкой индивидуального образовательного и профессионального запроса от наставляемого, разработка индивидуального плана консультирования наставником.
2. Обучающий этап - консультирование и контроль наставляемого. В течение данного периода обязательны к заполнению эволюционные формуляры с целью контроля выполнения программы наставничества и проведения необходимых корректирующих действий в отношении индивидуального плана наставничества.
3. Заключительный этап - анализ динамики профессионального роста в раскрытии профессионального потенциала наставляемого. На данном этапе проводится оценка эволюционных форм наставляемых и составление отчета наставника о решении образовательного и профессионального запроса. Кроме того, по решению Университета итоговый мониторинг дополняется анкетированием руководителя и работников медицинской организации-работодателя "Оценка личностного роста наставляемого коллегами" и "Оценка личностного роста наставляемого работодателем", что дополняет содержание мониторинга по качеству наставничества и выводит данный проект за пределы формальных отчетов.
Совокупно полученные результаты позволяют провести коррекцию программы в последующем времени реализации.
Изучение данных о наставниках и результаты первичной диагностики наставляемых на подготовительном этапе позволили составить статистические портреты участников проекта, что является важным фактором при формировании фокус-групп среди работников и обучающихся Университета.
Так, например, среди наставников распределение по полу составило: 57,6% - женщины, 42,4% - мужчины. Средний возраст составляет 52,1 года у женщин и 48,4 года у мужчин. Ранг должностей возглавляют доценты (19 человек), также в проекте активно участвуют заведующие кафедрами (8 человек). 28 (60,6%) наставников являются основными сотрудниками Университета, из которых 75,8% (25 человек) совмещают кафедральную деятельность с работой в практическом здравоохранении. Из общего числа наставников 84,8% (28 человек) имеют высшую врачебную категорию.
Таким образом, наставник в проекте "Точка доступа" - это женщина среднего возраста, являющаяся основным сотрудником Университета в должности доцента, успешно совмещающая педагогическую деятельность с клинической и имеющая высшую врачебную категорию. Основываясь на опыте других исследователей (Д.И. Тумарова и соавт., 2023), можно с уверенностью сказать, что в Университете широко представлен профессиональный круг "Успешных наставников" [7].
Статистическая картина группы наставляемых представлена по 34 участникам: 26 (76,5%) женщин и 8 (23,5%) мужчин, средний возраст которых составляет 27,1 года.
Наиболее значимым в реализации программы наставничества является определение и ранжирование трудностей в профессиональной деятельности молодого специалиста, что, по сути, является главным вектором индивидуального плана наставничества. Так, все опрошенные отметили профессиональные проблемы следующего характера: взаимодействие с пациентами - 8,8% (3 человека), трудности при постановке диагноза - 82,4% (28 человек) и трудности при назначении лечения - 76,5% (26 человек). При этом трудностей по взаимодействию с коллегами и пациентами наставляемые не отмечают. Из числа наставляемых 51,6% дополнительно к стандартной программе сформулировали ожидания в освоении передовых технологий диагностики и лечения.
Таким образом, портрет наставляемого в проекте "Точка доступа": женщина до 30 лет с развитыми коммуникативными способностями, испытывающая проблемы "недостатка профессионального опыта".
В целом данные профессионально-статистические портреты могут служить как ориентиром для определения целевой аудитории программы наставничества, так и основой для разработки профориентационных и карьерных мероприятий во время обучения в вузе.
В течение всего срока реализации программы "Точка доступа" наставники осуществляли консультирование и контроль наставляемых в соответствии с их программами. Успешно завершили участие в программе наставничества "Точка доступа" 32 выпускника из 34 наставляемых (двое участников не завершили программу в связи с увольнением из бюджетного учреждения).
Оценка профессионального и личностного роста 32 наставляемых производилась наставниками путем проставления баллов по каждой позиции оценивания в двух эволюционных формулярах (январь, июнь 2024 г.). Сравнительный анализ динамики оценок в промежуточном и итоговом эволюционном формулярах наставляемых приведен в табл. 1.
&hide_Cookie=yes)
Таким образом, по результатам изучения мнения наставников программа "Точка доступа" помогает развить самостоятельность в принятии решений, видеть свои ошибки и анализировать их, а к неудачам относиться как к возможности роста в своей профессиональной деятельности.
К итоговому анкетированию были привлечены представители практического здравоохранения (работодатели и непосредственные коллеги), которые оценили профессиональные и личностные качества наставляемых однократно на момент окончания программы наставничества (результаты анкетирования приведены в табл. 2).
&hide_Cookie=yes)
По результатам опроса наставляемый глазами работодателей и врачей-коллег оценивается как ответственный и пунктуальный сотрудник, который умеет самостоятельно организовать свою работу; не боится, как правило, брать на себя ответственность; легко коммуницирует с коллегами и пациентами; старается отстаивать свою точку зрения; видит свои неудачи; умеет их анализировать и воспринимает их как возможность дальнейшего роста. При этом отмечено, что все позиции оценены более высоко руководителями медицинской организации, чем непосредственными коллегами молодых специалистов. Кроме того, в результате анкетирования не выявлено ни одного наставляемого с отрицательной динамикой оценок либо рекламаций.
Таким образом, разработанная в КрасГМУ программа наставничества "Точка доступа" максимально интегрирована в существующую систему последипломной подготовки молодых специалистов в медицинских организациях. Важным моментом в интеграции является возможность совмещения функций наставника от медицинской организации и Университета в одном лице.
Проведенный мониторинг результатов и оценки качества программ наставничества позволяет определить оптимальные тренды развития и совершенствования системы наставничества, что поможет быстрее адаптировать молодого специалиста к профессиональной деятельности и работе в коллективе.
Заключение
Принимая во внимание положительную динамику оценок всех критериев профессионального и личностного роста наставляемых, а также общую долю трудоустроенных, сохранивших место работы в течение года (94,4% от общего числа наставляемых), можно считать представленный опыт реализации программы наставничества успешным.
Таким образом, уникальные особенности проекта "Точка доступа" могут стать ключевыми рекомендациями повышения эффективности реализации программ академического наставничества.
1. В качестве наставляемых в программу наставничества Университета могут быть включены выпускники основных профессиональных образовательных программ высшего образования (специалитет, ординатура, магистратура) Университета, трудоустроенные по полученной в Университете специальности в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, расположенные на территории Красноярского края. Это способствует привлечению молодых специалистов в бюджетные организации региона и повышает эффективность трудоустройства выпускников.
2. Программа наставничества реализуется в течение 1 календарного года с момента трудоустройства выпускника. За этот срок, как правило, происходит трудовая адаптация на рабочем месте и вхождение в коллектив, что призвано обеспечить закрепление кадров по месту первичного трудоустройства.
3. Привлечение работодателей и врачей-коллег к оценке профессионального совершенствования наставляемого позволяет решить две важные задачи: формирование целевой аудитории осознанной приверженности Университету и создание единого образовательного пространства в Красноярском крае.
4. Оценка эффективности наставничества проводится через определение мотивационно-личностного, компетентностного и профессионального роста наставляемых, с привлечением не только непосредственных участников программы, но и всех субъектов сферы охраны здоровья.
Таким образом, в условиях глобальных изменений различных сфер экономической и социальной жизни России, всеобщей информатизации, развития рынка труда возникает необходимость поиска новых механизмов регулирования и использования трудовых ресурсов. Важным инструментом подготовки современного конкурентоспособного врача, безусловно, является система наставничества как реального инструмента персонализированной траектории обучения и приобретения специалистом широкого перечня профессиональных навыков, необходимых как конкретному работодателю, так и отрасли здравоохранения в целом.
Литература
1.Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Преснова А.К., Пасечник А.С. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 18-24.
2.Шестак Н.В., Крутий И.А. Наставничество в аспекте непрерывного профессионального развития врача // Педагогика профессионального медицинского образования. 2019. № 2. 6-24.
3.Современный взгляд на систему наставничества // Консалтинговая группа Донских. URL: https://donskih.ru/2016/08/vzglyad-na-sistemu-nastavnichestva (дата обращения: 07.06.2024).
4.Семынина Н.М., Плотникова И.Е., Крючкова А.В., Кондусова Ю.В., Князева А.М., Пятницина С.И. Использование активных форм обучения в высшем медицинском образовании // Актуальные вопросы высшей медицинской школы : материалы научно-практического семинара. Воронеж, 2020. С. 119-122.
5.Указ Президента РФ от 27.06.2022 № 401 "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника" // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.07.2022. № 27. ст. 4817.
6.Потапкина Е.Г. Программно-целевое планирование в сфере образования // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2016 : сборник трудов международной научно-технической и научно-методической конференции : в 4 т. Т. 4. Рязань, 2016. С. 214-216.
7.Тумарова Д.И., Самойлова Л.Б. Психологический портрет наставника в образовательной организации // Большой конференц-зал: дополнительное образование - векторы развития. 2023. № 2 (11). С. 9-11.