ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

Резюме

Цель работы - проанализировать обучение в медицинском вузе глазами студентов и преподавателей для поиска аргументированных решений части вставших перед Министерством здравоохранения Российской Федерации, обучаемыми и обучающими проблем.

Для реализации поставленной цели студентами совместно с преподавателями медицинских вузов был создан цифровой опросник, который заполнили 454 студента I-VI курсов с разных факультетов медицинских вузов нашей страны (лечебное дело - 58,5%, педиатрический - 12,3%, стоматологический - 13,0% и др.).

В настоящей работе проведен анализ форм обучения (бюджет - 46%, внебюджет - 30%, целевое - 24%) и единого государственного экзамена при поступлении, балл которого был максимальным (Ме=272) у бюджетных студентов, наименьшим (Ме=214) - у обучающихся по договору. Проанализированы причины выбора медицинского образования, основная причина - самостоятельное осознанное желание стать врачами или работать по медико-биологическим специальностям (75%), на 2-м месте (21%) был ответ "так получилось", на 3-м месте - престиж профессии/вуза с точки зрения обучающихся. Определено, что 1/3 студентов удается совмещать учебу с работой. Основной причиной этого является недостаточный уровень стипендии, не обеспечивающий прожиточный минимум (38% студентов не получают стипендию, у 51% размер ежемесячной стипендии менее 5 тыс. руб., у 5% - 5-10 тыс. руб., у 4% - 11-20 тыс. руб. и лишь у 2% - выше 20 тыс. руб.). При повышении выплат выше минимального размера оплаты труда студенты не подрабатывают и больше времени уделяют учебе. Проанализированы планы после получения диплома: 44% собираются в ординатуру, 20% готовы сразу работать клиницистом; проходить обучение в аспирантуре или совмещать клиническую и научную деятельность собираются 11%; 8% еще не решили, а 5% уже сейчас решили покинуть профессию. Всего 11% целевиков собираются возвращаться на территории, остальные 89% не планируют отрабатывать целевое направление.

Ключевые слова: студенты медицинских вузов; единый государственный экзамен; медицинское образование; стипендия; подработка; минимальный размер оплаты труда; выбор специальности; планы на будущее; целевое; бюджет; внебюджет

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Силина Е.В., Ступин В.А., Ерохина А.Г., Вехова К.А., Гугуева Е.А., Титова С.А., Гуркина А.Д., Круглова М.П., Кабаева Е.Н., Вуколова М.Н., Царегородцев А.В., Балкизов З.З., Прощенко Д.А. Проблемы высшего медицинского образования: взгляд с другой стороны // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2025. Т. 16, № 1. С. 109-123. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2025-16-1-109-123

Проблемы кадрового наполнения медицинских учреждений в последние годы встали настолько остро, что эта тема не покидает страниц газет, специализированных журналов и социальных сетей в Интернете [1-5]. Результатом этого стало лихорадочное принятие Минздравом России новых приказов, методических материалов, изменений образовательных стандартов и допусков к профессиональной деятельности [6-8]. Оптимизация здравоохранения, возможно, решив часть финансовых проблем, добавила столь серьезные проблемы в социуме, что потребуется затратить гораздо больше, чтобы теперь восстановить статус-кво. Вопросы подготовки медицинских кадров всегда волновали и будут волновать любое общество [9-12]. По запросу "высшее медицинское образование" научная электронная библиотека РИНЦ E-library.ru выдает ссылки на более чем 5 тыс. источников, правда, научными абсолютное большинство из них можно назвать только с большой натяжкой. Читающая публика, работающая в этой области, тоже не слишком жалует эти тексты, о чем свидетельствует частота ссылок, колеблющаяся в основном от 0 до 1. Одна из немногих действительно профессиональных работ [13] опубликована почти 20 лет назад, а за это время в технологии образования произошли поистине тектонические сдвиги. Пожалуй, только анализ 100 небольших исследований по проблемам высшего образования в стране, проведенный Высшей школой экономики совместно с "Яндексом", позволяет приоткрыть некоторые причины имеющихся трудностей.

Не остались в стороне и мы, попробовав проанализировать ситуацию с получением высшего медицинского образования. Практически все публикации написаны преподавателями медицинских вузов или профессиональными педагогами, поднимают множество вопросов [14-16] и приводят технические решения, повышающие эффективность обучения [17-20]. Вот только мнения самих студентов о болевых точках высшего медицинского образования практически не слышно [21-23]. Именно поэтому авторы постарались в какой-то мере восполнить этот пробел и найти несколько аргументированных решений части проблем, вставших перед заказчиком в лице Минздрава России, обучаемыми и обучающими.

Материал и методы

В исследовании, проведенном с помощью смешанного опроса (онлайн и офлайн), изучено мнение студентов о качестве их образования, его сильных и слабых сторонах. Опросник был создан совместно преподавателями и студентами медицинского вуза, апробирован сначала на себе, а затем и на коллегах из других медицинских вузов. При содружественном взаимодействии были осуществлены корректуры и в результате согласован и создан онлайн-опросник (анкета) на базе Google-формы, включающий 41 вопрос по следующим основным разделам: "Про меня", "Школа", "Планы на будущее", "Настоящее обучение в вузе", "Оценка качества образования, в том числе содержания, процесса и результата", "Прак­тические навыки и умения". Подчеркнем, что все вопросы анкеты, а также предложенные варианты ответов были не просто обсуждены со студентами, но и актуализированы ими в соответствии с их запросами, потребностями и видением проблемы медицинского образования изнутри, т.е. в соответствии с потребностями самих студентов медицинских вузов. Также все вопросы были максимально обезличены для сохранения анонимности участников. Блок "Про меня" включал общие вопросы по возрасту, месту обучения и курсу обучения.

Для охвата большей аудитории, не прошедшей опрос онлайн, были созданы печатные варианты, выданные ученикам для прохождения офлайн. Затем их ответы были вручную добавлены в общую базу данных в Google-таблицах.

В настоящее время обработаны результаты электронной базы, в которую были включены данные анкетирования 454 студентов (78% женщин и 22% мужчин), обучающихся в Москве: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), ФГАОУ ВО "РНИМУ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, ФГБОУ ВО "Российский университет медицины" Минздрава России, медицинские факультеты ФГАОУ ВО "РУДН им. П. Лумумбы" и МГУ им. М.В. Ломоносова; в Екатеринбурге: ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России; в Саратове: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России; в Казани: ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России. В исследовании участвовали студенты 16-37 лет (в среднем 20,6±2,4 года), обучающиеся на разных факультетах: лечебного дела (58,5%), педиатрическом (12,3%), фармакологическом (2,4%), стоматологическом (13,0%), медико-профилактическом (6,3%) и др. (5,7%, в число которых вошли факультет фундаментальной медицины, медико-биологический факультет, факультеты биоинженерного дела, медицинской биохимии, клинической психологии). Студентов I курса было 54 (11,7%) человека, II курса - 143 (30,9%), III курса - 108 (23,3%), IV курса - 113 (24,4%), V-VI курсов - 36 (7,8%) человек.

В настоящей работе выполнен анализ следующих аспектов:

· форма обучения (бюджет, внебюджет, целевое) и результат сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) при поступлении;

· причины выбора медицинского образования;

· возможность совмещения обучения в вузе и работы;

· стипендия студентов;

· планы студентов после получения диплома.

Полученные данные из Google-таблиц выгружались в формат Excel, после чего осуществлялась цифровая корректура базы данных и выгрузка ее в статистическую программу SPSS 25.0, с помощью которой выполняли расчеты.

Результаты

Форма обучения (бюджет, внебюджет, целевое) и ЕГЭ при поступлении

Выпускники школ могут поступить в высшее учебное заведение на бюджетной, внебюджетной (платной) основе, а также по целевому направлению от территориальных управлений здравоохранения, бюджетных и коммерческих организаций. В нашем исследовании 210 (46,2%) студентов ответили, что обучаются за счет государства, 137 (30,2%) - по договору и 107 (23,6%) - по целевому направлению. Последние хорошо иллюстрируют заинтересованность территориальных организаций в гарантированном получении медицинских кадров. Основная масса студентов (n=362; 79,7%) поступали в вузы по результатам ЕГЭ, 59 (13,0%) - без вступительных экзаменов (в основном это победители олимпиад и по иным социальным программам), к другим основаниям (7,3%) относились внутренние экзамены, перевод из другого учреждения и др. Уровень балла по ЕГЭ достоверно не различался у девушек (Me=249; IQR 220/273 балла) и юношей (Me=246; IQR 215/275 баллов).

На рис. 1 представлено распределение абитуриентов на бюджетные и внебюджетные места. Статистически достоверно средний балл по ЕГЭ у поступивших на бюджетной основе был выше (Me=272; IQR 254/282 балла). Следует отметить достаточно хороший уровень подготовки у абитуриентов, присланных с территорий по целевому набору (Me=240; IQR 215/258 баллов), которые показали лучшие результаты, чем учащиеся по внебюджету (Me=214; IQR 193/232 балла). Это позволяет утверждать, что территориальные управления проводят справедливый отбор будущих абитуриентов, основанный прежде всего на их знаниях, и дает основание к некоторому оптимизму и по успешности окончания их обучения в университете, и по возвращению на родные территории, где вопросы дефицита кадров стоят особенно остро.

Причины выбора медицинского образования

Часть вопросов в анкете была посвящена причинам поступления в медицинский вуз, на этот вопрос респонденты могли выбрать один или несколько (до 4) вариантов ответа. Результаты анализа показали, что основной причиной поступления в медицинский вуз было их самостоятельное желание стать врачами или работать по медико-биологическим специальностям (75,2%). Большая частота причин показала случайность выбранного пути: на 2-м месте по значимости (20,7%) студенты не смогли выбрать причину поступления в медицинский вуз ("так получилось"); у 15,1% студентов подошел балл по ЕГЭ; 1,1%, как С.П. Боткин, "пошли за компанию" (робко надеемся, что их ждет такая же блестящая карьера); 9,9% студентов ответили, что "решение приняли родители". Таким образом, можно утверждать, что четверть студентов случайно попали в медицинский вуз и изначально не планировали связывать свою жизнь с этой профессией (рис. 2).

Стипендия студентов и возможность совмещения обучения в вузе и работы

Мы спросили у обучающихся медицинских университетов, совмещают ли они учебу с работой или стажировками ("На данный момент Вы только учитесь или еще работаете?"). 67,4% студентов ответили, что на данный момент они только учатся, 30,8% респондентов удается совмещать учебу и работу, а некоторые обучающиеся (1,8%) еще и проходят стажировки (в том числе зарубежные) на своих потенциальных рабочих местах. Последнее является крайне низким показателем и может свидетельствовать о недостаточной работе администраций лечебных и научных учреждений со студентами старших курсов для проведения своевременных мероприятий по устранению дефицита интеллектуальных кадров в этих учреждениях.

В то же время стоит отметить, что процент подрабатывающих студентов достоверно прогрессивно увеличивается по мере года обучения, с 14,8% на I курсе до 58,8% на VI курсе (рис. 3). По мнению анкетируемых, это связано, во‑первых, с наибольшей учебной нагрузкой в медицинских вузах на I-III курсах. Во-вторых, к старшим курсам у студентов появляется юридическая возможность работать в медицинских учреждениях на уровне среднего звена. Однако, возможно, основной причиной является недостаточный уровень стипендии, не обеспечивающей прожиточный минимум.

Так, 174 (37,6%) студента не получали стипендии или других поощрений со стороны медицинского вуза, эта цифра включает 134 обучающихся на договорной основе. У половины ребят стипендия составляет менее 5 тыс. руб./мес, 11-20 тыс. руб./мес получают 5,0%, а выше 50 тыс. руб. - только 1,4% студентов.

Распределение студентов медицинских вузов по уровню стипендии (рис. 4, 5) показало финансовую необходимость подрабатывать. По ответам студентов это не всегда были медицинские или фармацевтические учреждения, превалировали курьерские службы. В подгруппах студентов без стипендии и со стипендией менее 5 тыс. руб./мес работает каждый 3-й студент, среди получающих стипендию 5-10 тыс. руб./мес работают 29,4%, а среди получающих 11-20 тыс. руб./мес - 17%. Не работали студенты, уровень стипендий которых был выше 20 тыс. руб., но, к сожалению, таких было всего 7 человек. Подчеркнем, что доля тех, кто получает стипендию больше этой суммы, коррелирует с количеством опрошенных, принимающих активное участие во внеучебной деятельности вуза. Напомним, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ), принятый Федеральным законом с 1 января 2024 г., установлен в сумме 19 242 руб./мес. Как видно, запросы у студентов небольшие, но при увеличении стипендии выше 20 тыс. руб./мес, что удивительным образом совпадает с установленным МРОТ, ситуация могла бы в корне измениться в лучшую сторону, и у студентов оставалось бы больше времени на свое основное занятие - учебу.

Планы студентов после получения диплома

Распределение ответов на вопрос "Планы после получения диплома" (рис. 6) с возможностью выбора только одного варианта показало, что только 20% обучающихся готовы пойти сразу на практическую работу в первичное звено, а ведь эта часть кадровой проблемы стала наиболее острой. Утешением может служить тот факт, что половина студентов планирует продолжить обучение в нашей стране (44% в ординатуре и 3% в аспирантуре) по узким специальностям, 5,1% студентов планируют работу в других странах, 4,7% уже сейчас решили покинуть профессию, 8,4% еще не решили или скромно умалчивают об этом.

Стоит отметить, что из 107 целевиков собираются возвращаться для отработки целевого направления только 11,2%, что ставит под сомнение эффективность если не самой модели отбора абитуриентов на территориях, то адекватного, юридически обеспеченного контроля выполнения условий договора.

Распределение студентов по основным планам на будущее и курсу показало снижение желающих работать врачом. Детская готовность быстро стать врачом сменяется пониманием сложности выбранной профессии. Поэтому к старшим курсам только 16,7% готовы идти на врачебные должности в первичное звено, каждый второй планирует продолжить обучение для получения специальных знаний.

Интересно отметить факт наибольшего числа студентов, не желающих связывать свою жизнь с медициной, на I и VI курсах. Вероятно, что в первом случае - это случайные люди, о которых было сказано выше, которые отчисляются ко II курсу, практически не оставляя следа к III курсу (0,9%). Однако в дальнейшем доля отказников увеличивается до 4,5% на старших курсах среди изменивших свою точку зрения и увидевших свой путь в немедицинской сфере (рис. 7).

Заключение

Таким образом, проблема решения кадрового голода в клинической медицине и современных подходов обучения в высшей медицинской школе является сложной и длительной для решения задачей, что создает дополнительные трудности при централизованном планировании выделенных мест для получения профессионального медицинского образования.

Несмотря на то что многие критически относятся к ЕГЭ, распределение по полученным в этой системе баллам позволяет быстро и объективно разделить абитуриентов, по меньшей мере, на два потока - с лучшей и худшей подготовкой. Выбор территорий по персональному определению абитуриента для подписания договора по целевому направлению может приветствоваться с точки зрения достаточности объема знаний, определяемых по ЕГЭ.

Очевидной проблемой остается низкий процент возвращения целевиков на территории для отработки условий договора о целевом направлении. Только 11,2% собирается вернуться на малую родину, что делает актуальным разработку дополнительных механизмов обязательности отработки и мероприятий по удержанию молодого специалиста на территориях. С одной стороны, сюда может входить кратно увеличенный возврат денежного покрытия, с другой стороны, создание условий, которые обеспечивают молодому специалисту высокий социальный статус и защищенность.

Финансовая поддержка студентов явно недостаточна: в среднем это менее 5 тыс. руб./мес, что значимо ниже минимального прожиточного минимума, поэтому треть студентов вынуждены подрабатывать, в основном на местах, не связанных с медициной. Следовательно, необходимо рассмотреть вопрос о повышении стипендии студентам медицинских вузов на время обучения с ежемесячной выплатой в размере МРОТ (с 1 января 2024 г. МРОТ - 19 242 руб.). Студенты, принявшие участие в анкетировании и получавшие ежемесячно от 20 тыс. руб. и выше, переставали работать (подрабатывать) и большее время посвящали учебе.

Сохраняется большой процент студентов, которые попали в вуз, в том числе на бюджетные места, не имея собственной мотивации заниматься медициной. В основном они не продолжают обучение на II курсе и отчисляются. С другой стороны, много абитуриентов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, лишенных возможности оплачивать желаемое образование, но страстно желающих стать врачами. Это иллюстрирует целесообразность продолжения разработки новых форм высшего образования. Например, студенты регистрируются как вольные слушатели на начальных курсах, и только при успешной учебе они могут быть зачислены на место выбывших (отчисленных). Таким образом, государственный заказ по количеству медицинских специалистов может быть выполнен без увеличения бюджетных мест и затрат государственного бюджета на образование немотивированных студентов.

В этой статье авторы попробовали рассмотреть существующие варианты по решению кадрового дефицита в медицине с точки зрения будущих медицинских кадров, ныне обучающихся студентов, и найти некоторые организационные решения.

Литература

1.Бодров А.В. Проектирование образовательной программы специалитета с двумя врачебными квалификациями // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 4. С. 8-20. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-4-8-20

2.Chan T.M., Dzara K., Dimeo S.P., Bhalerao A., Maggio L.A. Social media in knowledge translation and education for physicians and trainees: a scoping review // Perspect. Med. Educ. 2020. Vol. 9, N 1. P. 20-30. DOI: https://doi.org/10.1007/s40037-019-00542-7

3.Gottlieb M., Chung A., Battaglioli N., Sebok-Syer S.S., Kalantari A. Impostor syndrome among physicians and physicians in training: a scoping review // Med. Educ. 2020. Vol. 54, N 2. P. 116-124.

4.Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 8-24. С. 8-24. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12001

5.Касумьян С.А., Игнатьев С.В. Разрушительные тенденции в высшем медицинском образовании // Смоленский медицинский альманах. 2018. № 3. С. 188-189.

6.Министерство Здравоохранения Российской Федерации. URL: https://minzdrav.gov.ru/ (дата обращения: 27.08.2023).

7.Стародубцева Е.С., Мошляк Г.А. Сравнительный анализ законодательства в высшем медицинском образовании в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2023. Т. 18, № 23. С. 129-143.

8.Петров С.В., Балахонов А.В., Молитвин М.Н., Фионик О.В. Современные проблемы высшего медицинского образования. Часть 1. Государственные стандарты высшего профессионального образования и высшее медицинское образование // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 11: Медицина. 2006. Т. 11, № 2. С. 129-136.

9.Самосадная И.Л. Современные тенденции развития высшего образования в медицинских вузах России // Вестник научных конференций. 2019. № 8-1 (48). С. 99-103.

10. Дон А.Н., Хван О.И., Мирхайидов М.М. Триединая задача высшего медицинского образования в современных реалиях // Современные вызовы для медицинского образования и их решения : сборник трудов по материалам Всероссийской учебно-методической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Н.Ф. Крутько и Году педагога и наставника. Курск, 2023. Т. 1. С. 172-176.

11. McAlpine D., MacKay M., Grant L.E., Papadopoulos A., McWhirter J.E. Modernizing public health communication competencies in Canada: a survey of the Canadian public health workforce // Can. J. Public Health. 2024. Vol. 115, N 4. P. 664-679. DOI: https://doi.org/10.17269/s41997-024-00890-w

12. Humphrey-Murto S., LeBlanc A., Touchie C. et al. The influence of prior performance information on ratings of current performance and implications for learner handover: a scoping review // Acad. Med. 2019. Vol. 94, N 7. P. 1050-1057.

13. Мещерякова М.А. Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в системе высшего медицинского образования : автореф. дис. - д-ра пед. наук. Москва, 2006.

14. Давыдова Н.С., Шкиндер Н.Л., Русяева Л.В. Высшее медицинское образование в Уральском государственном медицинском университете: от истоков к современной модели // Вестник УГМУ. 2015. № 2-3. С. 67-71.

15. Гайлис И.Э. Проблемы совершенствования высшего медицинского образования в контексте философии образования // Достижения вузовской науки. 2013. № 6. С. 146-151.

16. Корпакова Т.Н., Кадомцева А.В., Пискунова М.С. Современные тенденции развития высшего медицинского образования // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: материалы VI международной научно-практической конференции. Саратов, 2024. С. 160-164.

17. Логвинов Ю.И. Симуляционные технологии: обучение без риска // Московская медицина. 2020. № 6 (40). С. 66-69.

18. Полякова О.В., Жолудова А.Н. Цифровые сервисы на службе преподавателя медицинского вуза // ХХХ Рязанские педагогические чтения "Образование и социокультурная сфера: история и современность" : сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Рязань, 2023. С. 171-175.

19. Лурье Г.Р., Бакиров Б.А., Хисматуллина Г.Я. Возможности применения цифровых и "сквозных" технологий в обучении студентов лечебного факультета // Инновационные методы и IT-технологии обучения и воспитания в медицинском вузе : материалы межвузовской учебно-методической конференции с международным участием. Уфа, 2022. С. 132-134.

20. Каушанская Л.В., Рымашевский А.Н., Смирнова И.В., Астанина М.В. Роль симуляционного курса в оптимизации обучения практическим навыкам студентов в акушерстве // Виртуальные технологии в медицине. 2023. № 3 (37). С. 227-228.

21. Яковенко О.В., Кузьмина И.С., Семакина Е.Н. Мотивационная направленность студентов медицинского вуза в условиях реорганизации системы высшего образования // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 3-2. С. 198-200.

22. Николова Н.И. Субъекты образовательного процесса в сфере высшего медицинского образования // Время науки. 2014. № 3. С. 35-40.

23. Якушина И.И., Якушин Д.С. Индивидуальная образовательная траектория - новая модель повышения качества высшего медицинского образования // Проблемы управления качеством подготовки специалистов в медицинском вузе : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Махачкала, 2024. С. 250-253.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация
geotar-digit

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»