ОСОЗНАННОСТЬ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ КАК РЕСУРС ПРИ ПРОБЛЕМНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРНЕТА
РезюмеВ статье рассмотрено проблемное использование Интернета, которое может неблагоприятно влиять на все сферы жизни студентов-медиков. Высказана гипотеза, что одним из ресурсов решения неадаптивного использования Интернета может стать развитие навыков осознанности и рефлексии. Проведено исследование взаимосвязей характеристик осознанности и проблемного использования Интернета у студентов-медиков первого года обучения (65 участников исследования). Выявлены тесные обратные взаимосвязи Пятифакторного опросника осознанности со Шкалой проблемного использования Интернета. Предложены рекомендации, направленные на развитие осознанности, с целью расширения диапазона самопонимания и саморегуляции студентов, формирования большей вовлеченности в проживание собственной жизни.
Ключевые слова: проблемное использование Интернета; интернет-зависимость; осознанность; ресурс; рефлексия; квазирефлексия; интроспекция; студенты-медики
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Лакомская А.В., Семенова С.В. Осознанность студентов-медиков как ресурс при проблемном использовании Интернета // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2025. Т. 16, № 1. С. 99-107. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2025-16-1-99-107
В современном мире Интернет является неотъемлемой частью учебной, профессиональной и личной жизни человека. В 2024 г. житель РФ, по данным отчета Global Digital, в среднем проводил в Интернете 8 ч 21 мин в день. Цифровые технологии, облегчая многие стороны жизни человека, могут приводить и к нежелательным последствиям. Многочисленные данные свидетельствуют о коморбидности интернет-зависимости с депрессией, тревожностью, расстройствами личности, суицидальным поведением; выявлены взаимосвязи с психопатологической симптоматикой и снижением психологического благополучия [1, 2].
При изучении негативных последствий, связанных с использованием Интернета, описывают все большее количество форм патологического использования Интернета: технологическая зависимость; зависимость от видеоигр, от социальных сетей, от смартфонов; интернет-зависимость; компульсивное использование Интернета; веб-серфинг; проблемное и неадаптивное использование. Ряд авторов используют понятие "проблемное использование Интернета" для описания промежуточных состояний между отсутствием интернет-зависимости и ее наличием [3], другие рассматривают указанные формы как синонимы и предпочитают использовать термин "проблемное использование Интернета" как менее стигматизирующий [2]. Возможно, это является одной из причин противоречивости данных о распространенности интернет-зависимости [4]. Тенденции последних лет в изучении негативного влияния Интернета связаны с сосредоточением внимания не на количественных характеристиках времени, проведенного в Интернете, а на качественных, содержательных характеристиках того, чем занят человек в Сети. В связи с этим возникает проблема необходимости пересмотра диагностических критериев интернет-аддикции. Появляется все больше данных, описывающих позитивные и негативные последствия использования Интернета, предикторы развития интернет-зависимости [5]. Несмотря на то что активными пользователями Интернета являются все возрастные группы, интернет-зависимость в основном описывают в подростковом и юношеском возрасте. Среди факторов, влияющих на формирование интернет-зависимости у подростков, отмечают наличие алекситимии, застенчивости, одиночества, страха негативной оценки, низкого уровня социального и эмоционального интеллекта. Вносят свой вклад в риск интернет-зависимости также тревожность, повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость и преобладание негативной аффективности [6-8]. Предпосылками адаптивного использования Интернета является отсутствие внутриличностных конфликтов, стрессоустойчивость, самоконтроль, умение решать трудности в повседневной жизни [9].
Представляется необходимой разработка научной основы для составления программ профилактики интернет-зависимости. В связи с тем что более высокий риск формирования интернет-зависимости связан с наличием эмоциональных проблем, низкими навыками саморегуляции, желанием уйти от решения реальных проблем в виртуальный мир, можно предположить, что развитие навыков осознанности будет способствовать профилактике интернет-зависимого поведения. Существуют известные программы снижения стресса на основе осознанности MBSR (Mindfulness-Based Stress Reduction), имеются убедительные доказательства эффективности использования практик осознанности для повышения стрессоустойчивости, уровня счастья и оптимизма, благополучия, позитивной самооценки [10]. Одним из предикторов интернет-зависимости является низкий уровень самонаправленности, обусловленный недостатком осознания собственных возможностей [11]. Старшеклассников с нормативным использованием Интернета отличает более высокий уровень рефлексивной зрелости [3]. Для пользователей с адаптивным использованием Интернета характерно более безоценочное отношение к своему внутреннему опыту и более развитые навыки его описания [5]. Эмпирические данные свидетельствуют, что осознанность можно рассматривать как копинг-стратегию при синдроме упущенной выгоды, который часто присутствует при интернет-зависимости [12].
В связи с вышесказанным целью данного исследования стало изучение взаимосвязей характеристик осознанности и проблемного использования Интернета. Участниками исследования стали студенты-медики. Имеющиеся исследования показывают более высокую частоту (по сравнению с популяцией) эмоционально-аффективных расстройств у студентов-медиков, многие из которых коморбидны с интернет-зависимостью. В исследовании студентов Кировского ГМУ признаки интернет-аддикции были обнаружены у 71,6% студентов-медиков [13]. Обучение в медицинском университете, а в дальнейшем и профессиональная деятельность предъявляют повышенные требования к физическому и психическому здоровью. Профессия врача требует стрессоустойчивости, внимательности, готовности к быстрому принятию важных решений.
Материал и методы
Для исследования проблемного использования Интернета была применена методика GPIUS 3 ("Общая шкала проблемного использования Интернета" в адаптации А.А. Герасимовой и А.Б. Холмогоровой). Изучение феномена осознанности было проведено с помощью FFMQ ("Пятифакторный опросник осознанности" в адаптации Н.М. Юмартовой и Н.В. Гришиной) и опросника "Дифференциальный тип рефлексии" (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин). Выборку составили 65 студентов-медиков ФГБОУ ВО "СПбПМУ" Минздрава России от 17 лет до 21 года (средний возраст 19,2±1,4 года). Методы математической статистики: описательные статистики, коэффициент корреляции Спирмена. Математический анализ был выполнен с применением пакета прикладных статистических программ SPSS Statistics (версия 22).
Результаты и обсуждение
В ходе исследования студенты ответили на вопросы о количестве времени, проведенного перед экраном. В среднем студенты-медики проводят у экрана в день 7,1 ч, а в неделю - 41,3 ч. Данные показатели несколько ниже средних по стране, однако с учетом крайне высокой степени занятости студентов медицинского университета в целом эти данные выглядят неутешительно, так как получается, что студенты-медики склонны проводить перед экраном практически треть своего дня, решая множество учебных и рекреационных задач онлайн [14].
Полученные данные свидетельствуют, что у студентов-медиков низкий уровень проблемного использования Интернета демонстрируют 34%, высокий уровень диагностирован у 11%, и основная часть респондентов (55%) имеет средний уровень, что свидетельствует о наличии тенденции к чрезмерному обращению студентов к сети Интернет. В сумме больше половины выборки, а именно 66% студентов-медиков, можно отнести в зону риска так называемой интернет-зависимости (табл. 1). Анализируя показатели методики проблемного использования Интернета, следует отметить, что в большей степени Интернет используется для регуляции настроения, для улучшения психоэмоционального состояния. Достаточно часто студенты отмечали компульсивный характер использования, т.е. незапланированное и часто не фиксированное по времени использование Интернета.
&hide_Cookie=yes)
Показатели осознанности участников исследования, по данным методики FFMQ, соответствуют среднему уровню развития, что связано с тем, что участники исследования являются условно здоровыми испытуемыми, которые не имеют систематического опыта занятий практиками осознанности (табл. 2). Студенты характеризуются средним уровнем развития способности наблюдать окружающий мир во всем его многообразии, наблюдать за своими мыслями, чувствами и действиями и описывать их. Только по шкале "нереагирования" значения выборки находятся на нижней границе средних значений, что свидетельствует о том, что им сложно замечать свои тревожные мысли без склонности сразу же начать реагировать на них. Также у данной выборки отмечается средний уровень по шкалам всех типов рефлексии: и позитивного типа ("Системная рефлексия"), и негативного типа ("Квазирефлексия" и "Интроспекция").
&hide_Cookie=yes)
Анализ корреляций показал наличие сильных прямых взаимосвязей всех показателей проблемного использования Интернета и шкал "Интроспекция" (самокопание) и "Квазирефлексия" (пространные размышления) опросника дифференциального типа рефлексии, которые отражают непродуктивные виды рефлексии (табл. 3). Наличие таких взаимосвязей позволяет сделать вывод, что поглощенность интернет-пространством не связана с конструктивным осмыслением себя и своего бытия, а в большей степени имеет негативный вектор самокопания или пространных размышлений, которые зачастую выступают элементом психологической защиты.
&hide_Cookie=yes)
При анализе корреляционных взаимосвязей 5-факторного опросника осознанности и шкалы проблемного использования Интернета выявлена плеяда тесных обратных взаимосвязей шкал "Описание", "Осознанность", "Безоценочность" практически со всеми шкалами GPIUS 3. В основном сильные обратные взаимосвязи наблюдаются со шкалой "Осознанность", из чего можно сделать вывод, что использование Интернета несовместимо с осознанным проживанием жизни здесь и сейчас и направлением внимания на проживаемое мгновение. Шкалы "Предпочтение онлайн общения" (rs= -0,340 при р≥0,01), "Когнитивная поглощенность" (rs= -0,384 при р≥0,01) и "Негативные последствия" (rs= -0,542 при р≥0,01) имеют сильные обратные взаимосвязи со шкалой "Описание". Полученные взаимосвязи отражают известную, часто обсуждаемую в обществе проблему - трудности с описанием своего чувственного опыта и мыслей. Когда человек поглощен информацией, он дистанцируется от собственных ощущений и мыслей (снижается осознанность), что и проявляется в сложностях с дифференциацией эмоций, их описанием, а также с формулировкой мыслей, своих ожиданий.
Обратные взаимосвязи показателей шкалы "Безоценочность" с показателями шкал проблемного использования Интернета свидетельствуют о том, что включенность в интернет-контент связана с невозможностью принимать без осуждения свой эмоциональный опыт и мысли. Интерпретации в данном случае многовариантны, так, например, потребление контента в Интернете, где транслируется догматичность определенного стиля поведения и жизни, может приводить к неуверенности в себе и, соответственно, к отвержению или осуждению своих эмоциональных проявлений. Чрезмерное использование Интернета может быть связано с трудностями эмоциональной регуляции, так как человек меньше внимания уделяет определению и проживанию своего опыта, что нивелирует в том числе способность контролировать его выражение и провоцирует оценочное отношение.
Исходя из результатов данного исследования и современных методов психотерапевтической работы, можно рекомендовать студентам ознакомиться с возможными направлениями развития осознанности. Техник развития осознанности довольно много, и в данной статье мы лишь прикоснемся к общим вариантам и некоторым частным упражнениям, чтобы только задать некоторый вектор интереса к данной теме. Терапия, основанная на осознанности (mindfulness), является ключевым конструктом третьей волны когнитивно-поведенческой терапии. Данный подход помогает управлять вниманием, т. е. фиксировать себя в процессе проживания жизни, быть более вовлеченным, проявлять интерес и эмпатию к самому себе и быть безоценочным наблюдателем своего жизненного опыта. Важно отметить, что осознанность позволяет человеку относиться к своему опыту более осмысленно и меньше решений отдавать на откуп автоматическим мыслям и поведенческим импульсам. Она позволяет снизить дистресс, уровень беспокойства и выбрать более конструктивные способы взаимодействия со своим состоянием вместо негативно окрашенного, тревожного бесплотного рассуждательства в виде руминаций и другого рода негативных проявлений нашей психической жизни.
Для работы с осознанностью могут быть использованы различные техники mindfulness-терапии. Для того чтобы научиться обращать внимание на телесные ощущения и эмоциональные реакции, можно сфокусироваться на формальных техниках, таких как концентрация внимания на ощущениях в теле, на дыхании, на внутренних переживаниях - наблюдение за своими мыслями и эмоциями [10]. Основная идея данных упражнений - стороннее наблюдение за своим телом и разумом без вмешательства, оценки и подавления.
При отслеживании себя в процессе зависания в экран может применяться техника вопросов самому себе, которая поспособствует осмыслению причин использования Интернета и прояснению истинных потребностей, которые могут игнорироваться и вытесняться из сознания экранным временем. Сначала следует задать себе вопрос: что происходит со мной в данный момент? А именно: что я сейчас делаю? что я чувствую? о чем я думаю? как я дышу? После этого следует спросить: чего бы мне хотелось в следующий момент? То есть хочу ли я продолжать делать, думать, чувствовать и дышать так же? Или же хочу что-то изменить?
Эти вопросы расширяют самопонимание человека, что становится важной предпосылкой внутренних изменений. Необходимо сначала понять, какие мы и что с нами здесь и сейчас происходит, обозначив таким образом точку отсчета будущих изменений, а затем с помощью вопросов фиксировать свое внимание на направленность желаемых изменений.
Заключение
Студенты-медики, несмотря на высокий уровень учебной нагрузки, склонны к проблемному использованию Интернета как в учебных, так и в рекреационных целях. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о связи чрезмерного использования Интернета с непродуктивными видами рефлексии, трудностями студентов в области регулирования эмоций, снижением способности к проживанию жизни здесь и сейчас, осознанному и безоценочному отношению к своим мыслям и чувствам. В связи с этим представляется целесообразным использование техник осознанности для решения проблем с неадаптивным использованием Интернета, которое негативно влияет на психологическое благополучие, тайм-менеджмент, психическое здоровье и удовлетворенность жизнью. На основании полученных результатов были предложены некоторые психотерапевтические рекомендации, направленные на развитие осознанности, с целью расширения диапазона самопонимания и самоощущения студентов, а также формирования вовлеченности в проживание собственной жизни. В программы профилактики интернет-зависимости желательно включать блоки, связанные с овладением практиками осознанности и развитием системной рефлексии.
Литература
1.Петров А.А., Черняк Н.Б. Современные тенденции неблагоприятной клинико-социальной динамики расстройств личности при проблемном использовании интернета // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2020. № 3 (108). С. 83-91.
2.Холмогорова А.Б., Герасимова А.А. Психологические факторы проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 138-155.
3.Богдановская И.М., Королева Н.Н., Углова А.Б., Петрова Ю.В. Роль личностных особенностей в формировании проблемного использования интернета у учащихся старших классов // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 271-284. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2021.6.18
4.Лановая А.М., Фадеева Е.В. Проблемное использование информационно-коммуникационных сетей в контексте интернет-зависимого поведения среди подростков: предварительные результаты // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 4. С. 59-71. DOI: https://doi.org/10.14529/jpps220406
5.Орестова В.Р., Филиппова О.С. Различия психологических характеристик людей с проблемным и адаптивным использованием сети Интернет // Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование". 2022. № 1. С. 119-133. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2022-1-119-133
6.Колесников В.Н., Мельник Ю.И., Теплова Л.И. Интернет-активность и проблемное использование Интернета в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. 2019. № 1 (33). С. 36-46.
7.Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Антоненко А.А. Индивидуально-психологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2015. № 7 (30). С. 7.
8.Трусова А.В., Канашов А.Е., Ангеловский А.А., Варакосова Е.Л., Жидкова Т.С., Сафонова А.В. и др. Гендерные различия индивидуально-психологических характеристик у подростков с различным уровнем проявлений интернет-зависимого поведения // Вопросы наркологии. 2020. № 4 (187). С. 45-62.
9.Яшева А.М. Индивидуально-психологические предпосылки проблемного использования Интернета в период ранней взрослости // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты : сборник статей VII Международной научно-практической конференции : в 2 ч. Ч. 2. Пенза: Наука и просвещение, 2021. С. 239-244.
10. Кабат-Зинн Д. Куда бы ты ни шел - ты уже там: осознанная медитация в повседневной жизни / пер. с англ. Т.А. Кудрявцевой. Москва : Эксмо, 2022. 254 с.
11. Трусова А.В., Гречаный С.В., Солдаткин В.А., Яковлев А.Н., Илюк Р.Д., Чупрова Н.А. и др. Предикторы развития интернет-аддикции: анализ психологических факторов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2020. № 1. С. 72-82. DOI: https://doi.org/10.31363/2313-7053-2020-1-72-82
12. Еремин Р.А. Осознанность как стратегия совладания с "синдромом упущенной выгоды" в социальных сетях // Новые психологические исследования. 2023. № 2. С. 7-25.
13. Вишняков А.В., Злоказова М.В., Леушина Е.С., Буфетова А.М. Проблемное использование интернета и профиль дисфункциональных убеждений у студентов медицинского вуза // Вятский медицинский вестник. 2022. № 4 (76). С. 75-80.
14. Зинкевич Е.Р., Кликунова К.А. Педагогическая рефлексия удовлетворенности первокурсников образовательным процессом в медицинском университете // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, № 6. С. 43-59.