РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
РезюмеСовременные тенденции в фармацевтическом образовании требуют разработки подходов, способствующих поддержанию устойчивой мотивации студентов, поскольку их профессиональная заинтересованность оказывает существенное влияние на академическую успешность и готовность к будущей профессии. Однако ключевые факторы, влияющие на мотивацию студентов фармацевтических специальностей, изучены недостаточно, особенно в условиях различных педагогических и образовательных стратегий. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью выявить детерминанты мотивации и разработать рекомендации по оптимизации учебного процесса, что позволит повысить профессиональную заинтересованность и академическую успешность студентов фармацевтических специальностей.
Цель исследования - определить ключевые факторы, влияющие на мотивацию студентов фармацевтических специальностей, и разработать рекомендации по улучшению учебного процесса для повышения их профессиональной заинтересованности и академической успеваемости.
Материал и методы. В исследовании выполнен обзор существующих моделей для мотивации студентов, а также проведен опрос среди студентов разных курсов фармацевтических специальностей, чтобы учесть мотивационные изменения на различных этапах обучения. Анкетирование включало шкалы для оценки внутренней и внешней мотивации, уровня удовлетворенности учебным процессом и ожиданий студентов от обучения. Количественные данные были проанализированы для выявления взаимосвязей между уровнем мотивации и академической успеваемостью.
Результаты. Анализ данных показал, что ключевыми факторами мотивации являются методика преподавания, наличие практических занятий и возможность предоставления своевременной обратной связи. Интерактивные методы обучения и развитие наставничества оказались наиболее мотивирующими для студентов. Отмечено, что студенты, удовлетворенные педагогическими условиями, демонстрируют более высокую академическую успеваемость и профессиональную заинтересованность.
Заключение. На основе полученных данных предложены рекомендации по улучшению учебного процесса, включая внедрение интерактивных методов обучения и развитие эффективной системы обратной связи. Эти рекомендации способствуют поддержанию и повышению мотивации студентов, что важно для формирования профессионально подготовленных специалистов в области фармации.
Ключевые слова: мотивация; студент; образование; фармация; активные методы обучения
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Кемелова Г.С., Лосева И.В., Асадуллаева З.М., Бояубаева Ж.А. Роль мотивации в профессиональном становлении студентов фармацевтических специальностей // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2025. Т. 16, № 1. С. 73-87. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2025-16-1-73-87
На сегодняшний день обучение в вузе ориентировано на формирование компетентного специалиста, разносторонне развитой личности, способной к творческому решению профессиональных и жизненных задач. Важным аспектом образования является мотивация, играющая ведущую роль у студентов при поступлении в высшее учебное заведение. Мотивация при выборе профессии представляет собой стимулы, ради которых человек готов приложить усилия [1]. Мотивация способствует динамическому процессу на психофизиологическом уровне и руководит поведением человека на протяжении всей жизни, определяя его направленность, организованность, активность и устойчивость. Это также способность человека активно удовлетворять свои потребности в обучении [2]. В научной литературе обычно выделяют три основных типа учебной мотивации:
· мотивация на получение знаний через демонстрацию любознательности, активности и познавательной деятельности;
· мотивация на приобретение профессиональных компетенций через приобретение знаний и практических навыков, необходимых для квалифицированного специалиста в соответствующей отрасли;
· мотивация на получение диплома и дальнейшего трудоустройства [3].
Мотивация к учебе постоянно стимулируется динамично меняющимися приоритетами в определении значимости обучения, мотивов, целей и интересов. Она тесно связана с профессиональной мотивацией, состоящей из совокупности факторов и процессов, направляющих личность к изучению будущей профессиональной деятельности, долгосрочному выполнению будущих функций и обязанностей. Профессиональная мотивация является внутренним движущим фактором развития профессионализма и личности, и только при высоком ее уровне формирования может происходить эффективное развитие профессиональной культуры и образованности личности. Профессиональная мотивация студентов формируется под воздействием различных факторов образовательной экосистемы, проводимой организациями образования и специализированными центрами по профессиональной ориентации и самоопределению [4]. Правильно организованный учебный процесс должен развивать у студентов способность к исследованию, аналитическому мышлению, поиску информации и доказательств через интернет-ресурсы в базах данных и использованию в дальнейшем актуальной медицинской информации для принятия научно обоснованных клинических решений [5]. Актуальность данной темы в том, что отсутствуют публикации по способам и методам мотивации студентов фармацевтических специальностей. Для понимания учебной мотивации студентов фармацевтических дисциплин полезно рассмотреть факторы, влияющие на интерес и приверженность к учебе. Поиск наилучших методов и способов мотивации студентов фармацевтических специальностей стал предметом данного исследования.
Цель исследования - определение ключевых факторов, влияющих на мотивацию студентов фармацевтических специальностей, и разработка рекомендаций по улучшению учебного процесса для повышения их профессиональной заинтересованности и академической успешности на основе международного и казахстанского опыта наилучших практик. В задачи исследования входили обзор методов и способов мотивации по фармацевтическим специальностям, проведение социологического опроса студентов бакалавриата фармацевтических специальностей для выявления возможных причин и факторов формирования профессиональных качеств в процессе обучения, а также разработка рекомендаций по совершенствованию качества фармацевтического образования.
Материал и методы
Проведен обзор актуальных источников доказательной базы, основанных на принципах наилучшей международной практики в медицинском образовании, Best Evidence Medical Education (BEME) в электронной базе PubMed. Поиск по ключевым словам: "pharmacy", "students", "motivation" дал 833 ссылки на работы, опубликованные в доступных ресурсах информационной системы Национального центра биотехнологий PubMed за последние 10 лет. Методом исключения и в соответствии с задачами исследования с помощью фильтра поисковика и вручную были просмотрены и исключены все статьи, нерелевантные целям исследования. Для определения мотивов и факторов мотивации у студентов фармацевтических специальностей был разработан электронный опросник в Google Form "Активные методы обучения как способ повышения мотивации и развития практических навыков в учебном процессе" с 20 вопросами. Участниками исследования стали студенты НАО "КМУ" по специальности "технология фармацевтического производства" и "фармация". Гипотезой исследования стало то, что студентов фармацевтических специальностей больше мотивирует образовательный процесс с фокусом на активные методы обучения, чем традиционные методы обучения. Опрос охватил 50 студентов и выпускников университета по специальностям "технология фармацевтического производства" и "фармация". В исследовании использовали качественный и количественный метод.
Результаты и обсуждение
Результаты исследования показали, что число публикаций по вопросам учебной мотивации у студентов-медиков за последние 10 лет увеличилось (n=833). С 2021 г. число полных статей, опубликованных в свободном доступе, возросло до 553, что составляет 66% от общего количества статей за 10-летний период. Для более подробной оценки были изучены результаты обзоров литературы и эмпирические статьи по теме исследования. Как оказалось, только две статьи затрагивали проблему мотивации студентов, обучающихся по специальности "фармация", но и они не соответствовали целям исследования. Большинство статей были посвящены вопросам мотивации студентов по специальностям "медицина" и "сестринское дело", при этом результаты исследований оказались весьма ограниченными. Для получения полезной информации и выявления лучших практик по мотивации студентов было использовано более 20 доступных источников, включающих международный и казахстанский опыт. По данным источников литературы, процесс обучения и освоения профессии может быть эффективным, если студенты вовлечены, мотивированы, заинтересованы и привержены учебе, что, несомненно, будет способствовать активному освоению профессиональных знаний, умений и навыков [6]. С течением времени меняются мотивы, установки и ценностные ориентации студентов, направленные на профессиональную деятельность, а также уровень идентификации с окружающей средой, вследствие чего возникает необходимость разработки модели мотивации студентов. Формирование мотивации у студентов осуществляется через несколько ключевых направлений: развитие умения ставить цели, что приводит к осознанию и принятию смысла учебной деятельности, пониманию важности обучения для своей личности и будущей профессиональной деятельности; создание ситуаций достижения успеха, требующих активного участия студента в собственном развитии, и формирование позитивного отношения к обучению через развитие структуры мотивации [7].
Для мотивации студентов фармацевтических специальностей можно рассмотреть несколько моделей: модель самоопределения (Self-Determination Theory), модель ожиданий и ценностей (Expectancy-Value Theory), модель академического саморегулирования (Academic Self-Regulation Theory), модель социализации (Social Learning Theory) и бихевиористский подход. Модель самоопределения была разработана Э.Л. Деси и Р.М. Райаном и делит мотивацию на внутреннюю и внешнюю, подчеркивая важность автономии, компетенции и взаимосвязи с другими людьми. Исследования показывают, что студенты по специальности "фармация" с высокой внутренней мотивацией лучше усваивают учебный материал, так как стремятся к самореализации и личному развитию [8]. Модель ожиданий и ценности предполагает, что студенты мотивированы тогда, когда ожидают успеха и воспринимают учебные задачи как ценные для достижения своих целей. Для этого студенты должны четко определить свои учебные цели и практическое применение знаний, чтобы глубже погрузиться в сложные темы [9]. Модель академического саморегулирования включает управление студентами собственным процессом обучения через установление целей, мониторинг процесса и самоконтроль. Исследования показали, что обучение навыкам саморегулирования помогает студентам, обучающимся по специальности "фармация", более ответственно подходить к учебе и лучше справляться с большими объемами информации [10]. Модель социального учения А. Бандура подчеркивает роль примеров и обратной связи. Наставничество и наблюдение за успешными профессионалами, например, через клиническое наставничество в практике, являются важными мотивационными факторами [11]. В бихевиористском подходе мотивации акцент делается на внешние стимулы, такие как награды, поощрения и оценки. Так, в фармацевтическом образовании могут применяться системы оценок и вознаграждений, которые могут способствовать достижению определенных целей, хотя их эффективность весьма ограничена [12]. Так, сочетание этих моделей способствует повышению учебной мотивации студентов, что представлено в качестве примеров из зарубежного опыта фармацевтического образования.
Научный интерес зарубежных ученых к проблеме учебной мотивации студентов всегда оставался высоким, и в настоящее время он во многом обусловлен стремительно развивающейся глобализацией процессов, формированием общества, основанного на знаниях, и утверждением принципа постоянного и непрерывного обучения на протяжении всей жизни. Современные условия труда требуют проницательных и высокоэффективных работников, которые должны быть самомотивированы в своей профессиональной деятельности. Студенто центрированный подход в высшем образовании направлен на создание условий, которые не только поддерживают академическое обучение, но и повышают мотивацию студентов, делая обучение более значимым и персонализированным, что акцентирует внимание на потребностях, интересах и целях самих студентов, а не только на традиционных требованиях учебной программы. Применяемые в последние годы активные методы обучения (АМО) в медицинском образовании ориентированы на мотивацию и вовлеченность, что должно быть приоритетом в образовательном процессе, но, к сожалению, в учебном классе это часто игнорируется всеми участниками [13].
Мотивация студентов зависит от пяти факторов: студентов, преподавателей, содержания курса обучения, методов обучения и среды обучения [14]. Медицинские преподаватели все больше интересуются мотивационными убеждениями студентов, что определяет их самоэффективность, а это в свою очередь становится движущей силой в формировании понимания выбора профессиональной траектории обучения студентов, повышении уровня усилий и настойчивости, изменении поведения и когнитивных способностей, повышении потенциала и уверенности в учебном процессе [15]. Большинство исследований направлены на изучение связи между межличностным поведением и факторами, связанными со студентами, такими как академическая вовлеченность, готовность посещать занятия, когнитивные способности, успеваемость и эффективность в обучении, удовлетворенность образовательным процессом, но данные по изучению самоэффективности обучающихся медицинских организаций образования также остаются ограниченными.
Преподаватель оказывает особое влияние на общую производительность и успеваемость студентов в образовательном процессе. Существуют исследования по изучению корреляции непосредственности преподавателя с мотивацией студентов, но эти данные не соотносятся с медицинским образованием, а описывают концептуальные подходы для общего образования, и тем не менее данная концепция может быть интересна для измерения мотивации студентов медицинских организаций образования. Концепция непосредственности, придуманная социальным психологом А. Мехрабианом в 1969 г., определяется как "набор коммуникативных поведений, которые усиливают близость и невербальное взаимодействие с другими". Как описывает Е. Рондалл, с точки зрения принципов непосредственности, А. Мехрабиан утверждал, что "люди привлекаются к тем, кто им нравится, и они игнорируют или отстраняются от тех, кто им не нравится", и непосредственность была отнесена к мотивационной характеристике теории приближения-избегания [16]. Преподаватели, работающие с непосредственным обучением, могут повысить мотивацию своих студентов, поскольку они могут выполнить, по крайней мере, три условия мотивации, используя вербальные и невербальные действия в классе. Так, главными действующими лицами являются студент и преподаватель, а остальные факторы, такие как содержание образовательной программы, методы обучения и среда обучения, становятся "почвой" экосистемы образовательного процесса для обеспечения непрерывного обучения с учетом потребностей обучающихся.
Непрерывность обучения играет значительную роль в развитии общей мотивации студентов, создает благоприятные условия для вовлеченности, последовательного прогресса и формирования привычки к обучению. Непрерывное образование стало частью национальной политики в странах Европы, США, Казахстана, России, Китае и др. Сформированная у студентов в период профессиональной подготовки в стенах вузов устойчивая учебная мотивация в дальнейшем проявляется в стремлении к постоянному обновлению знаний и обеспечивает развитие способностей к успешному обучению на протяжении всей жизни. Как и в других профессиях, для развития мотивации у студентов фармацевтических специальностей необходимо внедрять различные активные методы обучения [17]. Интегрированные учебные программы по фармацевтическим дисциплинам направлены на подготовку выпускников, способных адаптировать свои навыки и знания в решении сложных проблем в различных контекстах. Фармацевтические компании Ирландии, Великобритании, Сингапура, США и Канады призывают к интеграции практического опыта и содержания учебных программ. Регулирующие организации в области фармации Австралии и Новой Зеландии не требуют интеграции содержания учебных программ, но предусматривают комплексный подход обучения на рабочем месте. Интегрированные учебные планы по фармации были введены в Ирландии в результате исследования фармацевтического образования и публикации отчета "Обзор фармацевтического образования и аккредитации" (PEARs). Рекомендация заключалась в том, что интегрированная модель образования и обучения на рабочем месте рассматривалась как "оптимальный способ обеспечения достижения четко определенного набора общих образовательных результатов, который обеспечит безопасность пациентов и общества". Авторы отчета PEARs пришли к выводу, что имеются педагогические доказательства того, что комплексный подход обучения на рабочем месте необходим для контекстуализации обучения и развития знаний, навыков и ценностей, необходимых для будущего фармацевта. Это было важно в свете возрастающей клинической роли фармацевта и требования максимизировать его вклад в здравоохранение [18, 19].
В США все большее развитие получают активные методы обучения, такие как Team Based Learning (TBL) - командное обучение, которое является эффективным и ресурсоемким педагогическим инструментом, обладающим потенциалом для интеграции в широкий спектр образовательных сред в области здравоохранения и приведения результатов обучения студентов в соответствие со знаниями и навыками, необходимыми выпускникам для будущей профессиональной деятельности. Уникальный метод обучения в малых группах - командное обучение - используется для повышения качества обучения [20]. Дизайн TBL обеспечивает эффективный способ охвата большого количества студентов в увлекательной форме, способствующий активному обсуждению в малых и больших группах, принятию решений в режиме реального времени и предоставлению немедленной обратной связи. Формат TBL предлагает комфортную среду обучения, обогащенную обратной связью с возможностями для студентов развивать важнейшие компетенции, имеющие отношение к будущей профессии, развивать навыки работы в команде и навыки критического мышления. Его использование рекомендуется расширить в результате деятельности Совета по аккредитации фармацевтического образования (ACPE) [21]. Документально подтвержденные преимущества TBL по сравнению с лекционными курсами в фармацевтическом образовании включают повышение успеваемости студентов и улучшение восприятия. В целом TBL является эффективным стимулом для подготовки студентов к занятиям, потому что они во время командной работы в классе должны продемонстрировать свои знания и навыки, вносить вклад в общее командное обсуждение и принятие решения. TBL более эффективен в стимулировании обучения по каждой предметной области, чем традиционные лекции в соответствии с таксономией Блума, поэтому целесообразно вводить различные активные методы обучения и в Казахстане [20].
Имеются данные, что в Казахстане также применяют активные методы обучения не только в программе обучения студентов специальности "общая медицина", но и в программе обучения фармацевтических специальностей. Например, в Южно-Казахстанской медицинской академии (ЮКМА) эти методы не применяются, но осуществляются в виде череды разовых открытых занятий ведущих специалистов по дисциплине "Анализ природных биологически активных соединений". Преподаватели проводят лабораторные занятия с применением АМО, основанных на клинических случаях (CBL, Case-Based Learning), TBL с элементами RBL (обучение, основанное на исследованиях/Research-Based Learning). На занятиях студенты получают задание от преподавателя в виде ситуации из реальной практики Национального центра экспертизы лекарственных средств, медицинской техники и медицинских изделий о проведении дополнительной экспертизы. Студенты выполняют роль химика-аналитика в симулированной испытательной лаборатории по контролю качества лекарственных средств. После получения задания от преподавателя каждая команда выполняет фармакопейный анализ субстанции и лекарственной формы и делает соответствующие выводы. Также и в НАО "КМУ" внедрены активные методы обучения в образовательный процесс подготовки фармацевтов, что способствует усилению практической ориентации профессионального образования, установлению обратной связи между теоретическими положениями и профессиональными действиями специалистов в данной области, активизации интеллектуально-творческой и научной деятельности студентов. При подготовке специалистов на кафедре фармацевтических дисциплин и химии используются следующие виды АМО: деловая игра, CBL, RBL. Преподаватели признают, что применение активных методов обучения повышает интерес студентов к занятиям, активизирует их деятельность, не оставляя пассивным ни одного студента, а также повышает мотивацию студентов к изучению дисциплины "Контроль качества лекарственных средств". Так, разработка модели практического занятия с помощью АМО является эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых [20].
Однако есть модели мотивации, которые еще не изучены в Казахстане. В Англии для мотивации студентов фармацевтических специальностей применяется инструмент PCAR (Pharma Compounds Augmented Reality), который представляет собой мобильное образовательное AR-приложение на основе изображений - оно отображает трехмерные модели и анимацию сложных молекул при сканировании уникальных целевых изображений с помощью камеры мобильного устройства. Технологии дополненной и виртуальной реальности (AR/VR-технологии) отлично подходят для обучения фармацевтических специалистов разным аспектам разработки и производства медикаментов, таким как эксплуатация, обслуживание оборудования, контроль качества, техника безопасности. Методика особенно полезна при обучении сотрудников и удаленных работников работе с новым оборудованием в клинике [22, 23]. AR - это технология, накладывающая цифровую информацию на физический мир, создавая новую смешанную реальность. Включение инструмента PCAR в обучение студентов-фармацевтов в Англии значительно повысило их мотивацию к обучению по сравнению с обычными методами. Чтобы проверить эффективность и мотивированность студентов при использовании инструмента PCAR, во время занятий студентам-фармацевтам из университета Англии отправляют групповые электронные письма, в которых содержатся ссылка на онлайн-форму согласия и анкета перед вмешательством. Участники заполняют предварительную анкету, прежде чем они получают инструмент PCAR. Студентам сообщают, что они могут использовать инструмент для адаптации к своему обучению любым способом, который они сочтут целесообразным. По окончании обучения участники заполняют онлайн-анкету по удовлетворенности использования инструмента PCAR, и самооценка внутренней мотивации определяется с использованием адаптированных вопросов по шкале Лайкерта. Первый опросник сосредоточен на мотивации к обучению с использованием традиционных методов и их предполагаемой полезности, тогда как последующий опросник - на мотивации к обучению с помощью инструмента PCAR и его предполагаемой полезности. По данным исследования, внедрение AR в фармацевтическое образование показало эффективное влияние на учебную мотивацию студентов, а преподаватели получили интересный опыт преподавания. Основываясь на своих знаниях и опыте, студенты могут критически анализировать, приобретать опыт и новые навыки [24].
Помимо описанных моделей мотивации, необходимо обратить внимание на теории самоопределения в профессиональном образовании фармацевтов, которые активно применяются за рубежом. Например, в Японии студенты-фармацевты поддерживают сильную мотивацию к обучению на протяжении всего обучения. Начиная с 2006 г. продолжительность 4-летнего курса фармацевтического образования в Японии была продлена до 6 лет. Новый курс направлен на пациентоориентированную медицинскую помощь в выборе лекарственных средств. В программу обучения практической фармации были введены предварительная практическая подготовка на IV курсе и практическая подготовка в течение 22 недель в общественных и госпитальных аптеках на V курсе. На VI курсе большинство студентов возвращаются в фармацевтическую школу и участвуют в специальной исследовательской программе [25, 26]. Это объясняет концепцию компетентности, взаимосвязанности и автономии, а также ту роль, которую они играют в формировании высокомотивированных личностей и развитии чувства собственного достоинства. Поддержка студентов может потенциально повысить уровень мотивации и их чувство профессиональной идентичности. Ж. Кайсер и соавт. утверждают, что для развития идентичности обучение должно проходить через непосредственный контакт с практикой. Обучение на основе опыта и контакты с практикующими специалистами и пациентами имеют большое значение для развития идентичности студентов [27]. В стремлении расширить доступ к практике некоторые вузы обратились к технологиям, включив в учебную программу виртуальные клинические практики. Практические занятия по составлению рецептур и решению клинических задач, знакомство с профессиональными ситуациями общения фармацевта с пациентами вошли в программу обучения как эффективные стратегии профессионального развития студентов. Аутентичность учебного опыта важна для успешного развития профессиональной идентичности. Комбинация различных методов обучения должна использоваться в течение длительного периода в рамках всей учебной программы [28]. Подходы, включающие обучение на основе опыта, критическая рефлексия и обучение в малых группах должны быть включены в учебный план в качестве комбинированной модели и использоваться на протяжении всего курса. Обзор фармацевтических школ в Великобритании обозначил примеры для подражания и знакомство с практикой в качестве важнейших элементов процесса профессионального развития. Контакт с практикующими фармацевтами в контексте трудоустройства был определен как наиболее весомый и важный. Ценность этого подхода для студентов рассматривается как возможность создания мотивации к обучению за счет повышения их чувства компетентности, автономии и взаимосвязанности с другими (пациентами, студентами). Авторы выделили структуру учебного плана, преподавание, оценки и клиническую подготовку как области для внедрения и устойчивого развития в образовательном процессе. T.Ж. Тен Гейт и соавт. предлагают стимулировать мотивацию посредством проблемно ориентированного обучения и использования обучения в малых группах. Оба подхода повышают степень преемственности и автономии студентов, поощряя и признавая их мнение и опыт [29]. Также представляет интерес предположение о том, что развитие профессиональной идентичности может быть усилено за счет предоставления студентам возможности быть более автономными и менее контролируемыми академическими кругами в подходе к обучению. Речь идет о предоставлении студентам возможности выбирать время сдачи экзаменов в соответствии с их потребностями, темпом обучения и методами саморегуляции. Контакт с пациентом в первые годы доклинического обучения и участие в профессиональных рабочих группах, например, во время стажировки, повышают компетентность студентов. Наконец, подход к образованию в области профессиональной идентичности с использованием проверенных теоретических принципов обеспечивает основу для разработки учебной программы, которая базируется на установленном механизме развития человеческой идентичности. Углубленное понимание мотивационных процессов, лежащих в основе формирования идентичности, и комплексная учебная поддержка принципов компетентности, взаимосвязанности и автономии могут способствовать формированию профессиональной идентичности, помогая студенту думать, чувствовать и действовать как фармацевт. Итак, высокий уровень мотивации поддерживается за счет удовлетворения трех фундаментальных психологических потребностей человека, а именно компетентности, связанности и автономии. Связанность относится к необходимости иметь связи с другими людьми и заботиться о них, а автономия относится к склонности индивида к самоорганизации опыта и действий, и авторы проводят сравнение ее с концепцией воли. Люди, которые испытывают рост в каждой из этих трех областей, с большей вероятностью будут иметь высокий уровень мотивации, развивать и поддерживать конкретную идентичность.
Анализ международного опыта показывает, что казахстанские учебные программы по содержанию практически не отличаются от программ подготовки специалистов-фармацевтов в зарубежных высших учебных заведениях. Продолжительность обучения от 5 до 6 лет и контент учебной программы также в большинстве стран совпадают. В Казахстане содержание и организация обучения по фармацевтическим специальностям максимально приближены к требованиям Болонской декларации. Однако сама организация учебного процесса в вузах в соответствии с целью обучения требует серьезной модернизации. В НАО "КМУ" сделан акцент на повышение квалификации преподавателей, результатом которого стало активное внедрение в учебный процесс новых интерактивных методов обучения, направленных на развитие аналитического мышления студентов, решение конкретных практических задач и реализацию творческого и научного потенциала студентов через командно ориентированное и проблемно ориентированное обучение, метод проектов, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, учебные конференции и др. При этом меняется и роль самого преподавателя - из носителя знаний он превращается в инициатора, организатора, фасилитатора самостоятельной работы студента.
Одной из серьезных проблем, с которой приходится сталкиваться в вузе, является организация полноценной учебной и производственной практики студентов. Учитывая данные по мотивации студентов, выявлено, что студенты фармацевтических специальностей менее мотивированы в обучении по сравнению со студентами, обучающимися по специальности "медицина". Чтобы выяснить, как много студентов знакомо с активными методами обучения и как часто у них проходят занятия в подобном формате, был проведен опрос среди студентов по специальностям "фармация" и "технология фармацевтического производства". По результатам анкетирования студентов НАО "КМУ" было выявлено, что 30% студентов совершенно незнакомы с активными методами обучения, 50% о них только слышали, но никогда не встречались с ними во время обучения. Чаще всего в процессе обучения студенты сталкиваются со следующими методами обучения: лекции (87%), опросы (78%), групповые обсуждения (40%) и только 3-5% отметили, что TBL, CBL, PBL использовались на занятиях. На вопрос "Насколько эффективными являются активные методы обучения по сравнению с традиционными?" были получены следующие результаты: 46% - гораздо более эффективные, 41% - немного более эффективны, и только 13% были не уверены в их эффективности, потому что не были знакомы с данными методами обучения. Обучающиеся отметили следующие преимущества АМО: "предоставляют больше мотивации к обучению", "способствуют развитию коммуникативных навыков и применению знаний на практике". 65,7% опрошенных хотели бы видеть указанные активные методы чаще в процессе обучения в противовес традиционным лекциям и опросам, отмечают, что это, вероятно, благотворно повлияло бы на их мотивированность и заинтересованность в образовании. Студенты считают, что благодаря различным новым методикам обучения у них появляется больше мотивации к обучению и это способствует самостоятельному глубокому изучению материала, применению теоретических знаний на практике и развитию коммуникативных навыков.
Модели мотивации студентов представляют собой разнообразные подходы, которые помогают выявить и стимулировать внутренние и внешние факторы, влияющие на учебные результаты и профессиональные достижения студентов. Важно отметить, что в случае студентов фармацевтических специальностей мотивация играет ключевую роль в освоении сложных теоретических и практических аспектов дисциплины. Модель самоопределения является наиболее распространенной среди студентов вследствие того, что значимость внутренней мотивации и стремления к личностному росту помогают им ощущать автономию, поддержку. Некоторые студенты больше мотивированы на изучение того предмета, который, по их мнению, будет наиболее полезным для будущей карьеры. Также студенты ожидают таких внешних подкрепляющих мотивов, как похвала, оценки и стипендии, что часто используется в образовательных системах, где акцент делается на достижениях и результатах. Каждая модель имеет свои преимущества и ограничения, поэтому создание комбинированного подхода, учитывающего индивидуальные потребности студентов, их культурный контекст и образовательную среду, может оказаться наиболее эффективным.
Заключение
В ходе исследования был изучен зарубежный и казахстанский опыт в мотивации студентов для определения и внедрения современных наилучших практик в образовательный процесс фармацевтических дисциплин. Зарубежные способы и модели мотивации студентов положительно влияли на обучающихся и способствовали лучшему пониманию будущей специальности. Наряду с различными методами мотивации активные методы обучения играют существенную роль в стимулировании студентов к образовательной деятельности. Опрос студентов фармацевтических специальностей показал, что они были бы более мотивированы для более глубокого понимания предметов и самостоятельного изучения материала, если бы в учебный процесс включили больше активных методов обучения. По данным опроса, обучающихся больше мотивирует применение своих знаний на практике, чем традиционные лекции и опросы. Студенты фармацевтических дисциплин считают целесообразным больше времени проводить в лабораториях и решать актуальные проблемы и задачи по теме в группах, тогда у них появится больше уверенности в своих знаниях и в дальнейшем при трудоустройстве. Именно поэтому необходимо внести некоторые коррективы в процесс обучения, чтобы у студентов возникло желание более глубоко погружаться в учебный процесс, изучать материалы и развивать научно-исследовательский потенциал.
Выводы
За последние 10 лет наблюдается значительный рост публикаций по теме учебной мотивации студентов медицинских специальностей. С 2021 г. доля статей в свободном доступе достигла 66%, что свидетельствует о возрастании значимости темы учебной мотивации в медицинском образовании. Несмотря на общий интерес к мотивации студентов, большая часть исследований была сосредоточена на студентах медицинских и сестринских специальностей, что подчеркивает необходимость расширения исследований в фармацевтической области.
Существует множество способов и моделей мотивации обучающихся, проверенных опытом и временем, которые способствуют созданию благоприятной образовательной среды через применение разнообразных АМО. В образовательных программах ряда стран, включая Казахстан, все шире применяются АМО (например, командное обучение, симуляции, работа с реальными ситуациями). Эти методы способствуют повышению мотивации и вовлеченности студентов, а также развитию навыков критического мышления и командной работы, что важно для будущей профессиональной деятельности.
Студенты фармацевтических специальностей нуждаются в поддержке и мотивации к обучению со стороны преподавателей, чтобы освоить необходимые компетенции будущей профессии. Активное внедрение в учебный процесс инновационных обучающих технологий, методов и подходов преподавания позволит стимулировать обучающихся на глубокое понимание материала, удовлетворять познавательные запросы, развивать самооценку их возможностей, повышать ответственность обучающихся к учебе.
Изучение способов мотивации студентов может помочь руководству вуза построить благоприятную экосистему в образовании, чтобы стимулировать студентов во время обучения и к дальнейшему развитию научно-исследовательского потенциала, а также разработать свою модель мотивации. Современные технологии, такие как AR и VR, начинают активно использоваться в фармацевтическом образовании за рубежом для повышения интереса и мотивации студентов. Внедрение подобных технологий может значительно улучшить качество обучения и адаптировать студентов к практическим задачам в их будущей профессиональной деятельности.
Литература
1.Онбыш Т.Е., Сергеев Н.С. Изучение мотивации учебной деятельности у студентов второго курса лечебного и фармацевтического факультетов // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4-1. С. 212-214.
2.Игнатьев В.М. Мотивация: виды, функции и факторы // Экономика и социум. № 4 (13). 2014. С. 119-135.
3.Подгорный Н.А., Иванова Т.А. Мотивация учебной и производственной деятельности // Вестник МФЮА. 2018. № 4. С. 217-223.
4.Долгополова С.В., Назарова Н.Е. Учебно-профессиональная мотивация студентов как фактор готовности к трудовой деятельности // Человек и образование. 2020. № 2 (43). С. 87-98.
5.Кемелова Г.С., Газалиева М.А., Ахметова Н.Ш., Макаренко Т.В., Наджарян Л.К. Научно ориентированное обучение в медицинском образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-10. С. 1866-1869.
6.Сушкова М.С., Тупикина В.А. Анализ структуры мотивации представителей поколений Y и Z - студентов фармацевтического вуза // Juvenis scientia. 2021. Т. 7, № 3. С. 11-18.
7.Каитов А.П. Теоретические аспекты проблемы развития учебной мотивации у студентов высшей школы в зарубежных исследованиях // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28, № 1. С. 24-38.
8.Ntoumanis N., Ng J.Y.Y., Prestwich A., Quested E., Hancox J.E., Thøgersen-Ntoumani C., Deci E.L., Ryan R.M., Lonsdale C., Williams G.C. A meta-analysis of self-determination theory-informed intervention studies in the health domain: effects on motivation, health behavior, physical, and psychological health // Health Psychol. Rev. 2021. Vol. 15, N 2. P. 214-244. DOI: https://doi.org/10.1080/17437199.2020.1718529 Epub 2020 Feb 3. PMID: 31983293.
9.Bandhu D., Mohan M.M., Nittala N.A.P., Jadhav P., Bhadauria A., Saxena K.K. Theories of motivation: A comprehensive analysis of human behaveior drivers // Acta. Psychol. (Amst). 2024. Vol. 244. P. 104177. DOI: https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2024.104177 Epub 2024 Feb 13. PMID: 38354564.
10. Kritikou M., Giovazolias T. Emotion regulation, academic buoyancy, and academic adjustment of university students within a self-determination theory framework: A systematic review // Front. Psychol. 2022. Vol. 13. P. 1057697. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1057697 PMID: 36524164; PMCID: PMC 9746693.
11. Smith M.A. Social Learning and Addiction // Behav. Brain. Res. 2021. Vol. 398. P. 112954. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bbr.2020.112954 Epub 2020 Oct 11. PMID: 33053384; PMCID: PMC 7719575.
12. Ansar A., Rafi A., Rizvi R.M. Is behaviourism really dead? A scoping review to document the presence of behaviourism in current medical education // J. Pak. Med. Assoc. 2021. Vol. 71, N 4. P. 1214-1220. DOI: https://doi.org/10.47391/JPMA.830 PMID: 34125774.
13. Jiang J., Zheng L., Lu C. A hierarchical model for interpersonal verbal communication // Soc. Cogn. Affect. Neurosci. 2021. Vol. 16, N 1-2. P. 246-255. DOI: https://doi.org/10.1093/scan/nsaa151 PMID: 33150951; PMCID: PMC 7812628.
14. D’Souza K.A., Maheshwari S.K. Factors influencing student performance in the introductory management science course // Acad. Educ. Leadersh. J. 2010. Vol. 14. P. 99-119.
15. Kerr A., O’Connor H. A scoping review of health professional curricula: Implications for developing integration in pharmacy // Research in Social and Administrative Pharmacy. 2020. Vol. 16, N 1. P. 1-16.
16. Allen R.E., Copeland J., Franks A.S., Karimi R., McCollum M., Riese 2nd D.J., Lin A.Y.F. Team-Based Learning in US Colleges and Schools of Pharmacy // American Journal of Pharmaceutical Education. 2013. Vol. 77, N 6. Article 115. P. 35-48.
17. Artino A.R. Academic self-efficacy: from educational theory to instructional practice // Perspect. Med. Educ. Acta Neurochir (Wien). 2012. Vol. 76, N 1. P. 85. DOI: https://doi.org/10.1007/s40037-012-0012-5
18. Бейт Э., Хоммес Дж., Тейлор Д. Проблемно ориентированное обучение: как добиться максимальных результатов у своих студентов. Руководство AMEE № 84 // Медицинское образование и профессиональное развитие // 2019. № 2. С. 1-25.
19. Ahmedova U.K. The importance of using project-based learning // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2020. Vol. 8, N 9. P. 43-49.
20. Махмутова А.С., Сарсенбекова А.Ж., Медешова А.Т. Использование активных методов обучения на занятиях по контролю качества лекарственных средств // Медицина и экология. 2017. № 2. С. 109-115.
21. Engle J.P., Boyer J.G., Travlos D.V., Rouse M.J. Accreditation Council for Pharmacy Education: 2022 Annual Report // Am.J. Pharm. Educ. 2023. Vol. 87, N 9. P. 100570. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ajpe.2023.100570 Epub 2023 Jul 11. PMID: 37442438.
22. Farah N., Pee N.C., Ahmad I. The Implementation of Augmented Reality in Increasing Student Motivation // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2021. Vol. 854. P. 5-10.
23. Essel D., Thompson J., Chapman S. The effect of an augmented reality educational tool on the motivation towards learning in pharmacy students: an evaluative survey // International Journal of Pharmacy Practice. 2022. Vol. 30, Supp. 1. P. i30-i31. DOI: https://doi.org/10.1093/ijpp/riac019.041
24. Allan C., Richard H. Rethinking Education in the Age of Technology: The Digital Revolution and Schooling in America. 2nd Ed. New York and London: Teachers College Press. 2018, pp. 246-311.
25. Yamamura Sh., Takehira R. An Analysis of the Relationship between the Learning Process and Learning Motivation Profiles of Japanese Pharmacy Students Using Structural Equation Modeling // Pharmacy journal. 2018. № 6. P. 20-34.
26. Yamamura Sh., Takehira R. Effect of practical training on the learning motivation profile of Japanese pharmacy students using structural equation modeling // Journal of Educational Evaluation for Health Professions. 2017. Vol. 18. P. 1-6.
27. Kieser J., Dall’Alba G., Livingstone V. Impact of curriculum on understanding of professional practice: A longitudinal study of students commencing dental education // Adv. Health Sci. Educ. 2015. Vol. 14. P. 303-314.
28. Garavalia L.S., Scheuer D.A., Carroll C.A. Comparative analysis of first- and third-year pharmacy students’ perceptions of student-regulated learning strategies and motivation // Am.J. Pharm. Educ. 2010. Vol. 66. P. 219-223.
29. Ten Cate T.J., Kusurkar R.A., Williams, G.C. How self-determination theory can assist our understanding of the teaching and learning processes in medical education. Amee guide # 59 // Med. Teach. 2011. Vol. 33. P. 961-973.