ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ВАРИАТИВНОМ КУРСЕ ПО ХИМИИ

Резюме

В статье проанализированы методические подходы к организации смешанной модели обучения на примере вариативного курса "Патохимия токсических факторов окружающей среды" для студентов по специальности "медико-профилактическое дело" ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России. Показана интеграция электронной образовательной среды за счет синхронизации, дополнения или замещения в аудиторную и внеаудиторную работу преподавателя и студентов. Для оценки эффективности смешанной модели обучения на вариативном курсе "Патохимия токсических факторов окружающей среды" были взяты результативный критерий, включающий анализ учебных достижений каждого студента по данной дисциплине, и степень удовлетворенности условиями обучения. Анализ успеваемости проведен на основе рейтинговых баллов студентов, обучающихся в 2021-2022 гг. (10 групп, 130 студентов) и 2022-2023 гг. (8 групп, 118 студентов), выявлено, что количество неуспевающих студентов снизилось на 7,5%, а количество студентов, сдавших зачет на максимальный балл, увеличилось на 22,6%. Анкетирование студентов показало высокую степень удовлетворенности качеством электронных ресурсов (96% опрошенных) и частоту их использования в процессе обучения (99% опрошенных).

Ключевые слова: смешанное обучение; электронная образовательная среда; вариативный курс; обучение химии; медицинский университет

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Катаева Н. Н., Наронова Н. А., Голицына К. О., Белоконова Н. А. Особенности реализации смешанной модели обучения студентов медицинского университета на вариативном курсе по химии // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2025. Т. 16, № 1. С. 62-71. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2025-16-1-62-71

В последнее время в образовательные программы университетов активно внедряют дисциплины со смешанным обучением. Однако вопрос определения понятия и методологии смешанного обучения, а также критерии, по которым образовательную модель можно назвать смешанным обучением, остается дискуссионным.

Проблематичность толкования заключается в том, что практически любая модель обучения в современном мире может считаться смешанной. В работе [1] про­анализированы различные определения, данные зарубежными и отечественными авторами, и в качестве общих признаков, характерных для каждого из них, выделены использование компьютерных технологий, сети Интернет, наличие минимального личного взаимодействия преподавателя и обучающихся. Сам термин "смешанное обучение" (blended learning) возник за рубежом и активно начал применяться с конца 1990-х гг., но лишь в 2006 г. К. Дж. Бонк и Ч. Р. Грэхем сформулировали его как совмещение различных методов обучения, а именно совмещение обучения в ходе личного общения с обучением онлайн [2]. К настоящему моменту как среди отечественных, так и среди зарубежных педагогов нет полной ясности о соотношении различных видов обучения при смешанном формате, о чем свидетельствует большое количество статей, описывающих этот подход в обучении [1, 3-6].

Авторы [3] на основе анализа 60 источников предложили следующую формулу смешанного обучения: сочетание традиционной модели, электронного и самостоятельного видов обучений. Рассмотрим компоненты данной формулы.

Под традиционной моделью обучения понимается процесс передачи знаний, при котором активной фигурой является преподаватель, а обучающийся является пассивным слушателем. Для такой формы обучения характерен воспроизводящий тип усвоения знаний и классно-урочная система [7]. Электронное обучение (ЭО) - это модель обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. В Российской Федерации терминология ЭО регламентируется нормативными документами [8-10]. В зависимости от доли электронного обучения различают следующие формы организации образовательного процесса: традиционная (0% ЭО); частично дистанционное обучение/интегрированное обучение (20-30% ЭО); смешанное обучение (до 45% ЭО); гибридное обучение (45-80% ЭО); дистанционная форма обучения (˃80% ЭО). При самостоятельном обучении активную роль выполняет сам обучающийся. Самостоятельная работа может быть организована в том числе и с помощью компьютерных технологий.

Наиболее распространенными моделями смешанного обучения являются "перевернутый класс" (flipped classroom) - модель, при которой учащиеся изучают материал самостоятельно, а на аудиторном занятии происходит проверка знаний, "ротация станций" - модель, подразумевающая разделение учащихся на подгруппы по видам деятельности в пределах одной аудитории (взаимодействие с преподавателем, индивидуальная работа над проектом), и "ротация лабораторий" - модель, схожая по смыслу с моделью "ротация станций", только часть студентов отрабатывает материал с помощью средств электронного обучения в оборудованном компьютерном классе. Применению данных моделей в образовательных процессах посвящено множество работ отечественных [11, 12] и зарубежных [13, 14] авторов. В медицинском образовании есть примеры применения различных моделей смешанного обучения [15, 16] как при изучении профильных дисциплин (алгоритм сердечно-легочной реанимации) [17], так и гуманитарных дисциплин [18].

Представляет интерес анализ методических приемов организации модели смешанного обучения на примере курса химической направленности в медицинском университете.

Цель исследования - проанализировать методические аспекты реализации смешанной формы обучения студентов ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России на примере вариативного курса "Патохимия токсических факторов окружающей среды"; оценить успеваемость студентов и их удовлетворенность качеством образовательного процесса по итогам освоения курса.

Материал и методы

Исследование проводили на примере дисциплины "Патохимия токсических факторов окружающей среды" (далее - "Патохимия..."). Курс изучается в I семестре студентами II курса по специальности 32.05.01 "медико-профилактическое дело" (уровень специалитета) с учетом Профессионального стандарта 02.002 "Специалист в области медико-профилактического дела". В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) 3++ данная дисциплина относится к части учебного плана основной образовательной программы высшего образования, формируемой участниками образовательных отношений. Это определяет выраженную практико-ориен­тированную направленность содержания данного курса, который разработан преподавателями кафедры общей химии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России. Дисциплина состоит из лекционных и практических занятий в объеме 12 и 32 ч соответственно. Электронное обучение в курсе реализуется посредством информационно-образовательной среды системы дистанционного обучения Moodle, переименованной в MedSpace для внутреннего использования. Доступ к платформе осуществляется через сайт https://edu.usma.ru.

Анализ успеваемости проводили на основе рейтинговых баллов студентов, обучающихся в 2021-2022 гг. (10 групп, 130 студентов) и 2022-2023 гг. (8 групп, 118 студентов). Анкетирование студентов проводили на платформе дистанционного обучения УГМУ MedSpace.

Обсуждение

В ходе изучения курса "Патохимия..." у студентов формируются не только системные знания о химической природе воздействия разных токсических факторов на организм человека, но и умения, навыки проведения лабораторных работ, связанных с физико-химическим анализом объектов окружающей среды. В соответствии с рабочей программой дисциплины "Патохимия..." практические занятия можно условно разделить по содержанию на два блока: типовая учебная работа и учебно-исследовательская работа (УИР). В ходе типовых учебных практических занятий студенты осваивают теоретические основы и навыки проведения лабораторных работ, а при выполнении УИР акцент смещен в сторону получения результата исследовательского эксперимента, при этом применяются полученные ранее знания и умения, формируются навыки. Опыт организации УИР студентов, встроенной в учебный процесс, описан ранее [19].

Модель смешанного обучения курса "Патохимия..." осуществляется за счет электронной образовательной среды, дополняющей традиционную систему обучения (см. рисунок). Интеграция традиционных и цифровых образовательных технологий осуществляется за счет их синхронизации, дополнения или замещения. Электронная образовательная среда интегрирована как в аудиторную работу преподавателя и студента, так и во внеаудиторную, позволяя организовать самостоятельную работу студентов. При этом можно выделить:

· исключительно традиционные аудиторные методы обучения (рассказ, объяснение, выполнение лабораторных работ, устный опрос, письменный контроль);

· традиционные по содержанию, но новые по форме методы с использованием электронного образовательного пространства (онлайн-лекции, тестовые контроли на сайте MedSpace);

· самостоятельную работу с применением электронных обучающих средств (просмотр видеозаписей лекций, лабораторных работ, тренировочные тесты, работа с электронными учебными пособиями);

· самостоятельную работу без применения электронных обучающих средств (работа с учебником, методическим пособием, оформление отчетов к лабораторным работам, решение задач и упражнений письменно) (см. рисунок).

Электронная образовательная среда ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России размещена на официальном сайте дистанционного обучения MedSpace. Там находятся материалы учебно-методических комплексов всех дисциплин, а также электронные учебные курсы, которые являются как основными, так и дополнительными к аудиторным дисциплинам. Электронный курс с одноименным названием создан в том числе и для дисциплины "Патохимия...". В конце 2021/2022 учебного года прошел экспертизу и был разрешен к использованию в 2022/2023 учебном году. Курс состоит только из практических занятий, относящихся к типовой учебной части дисциплины. В течение всего семестра студенты имеют доступ к методическим материалам, размещенным в электронной среде курса: методическим пособиям к практическим занятиям, методическим указаниям к лабораторным работам, видеороликам демонстрационных лабораторных работ, тренировочным, промежуточным и итоговому тестовым контролям.

Объединение традиционной модели обучения и электронной информационной среды открывает новые возможности для участников образовательного процесса в ходе реализации программы учебной дисциплины. Преподаватель получает возможность использовать новые способы и средства для транслирования информации, контро­ля учебного содержания, взаимодействия со студентами. Студенты становятся самостоятельнее, у них растет степень свободы в выборе места, времени, темпа обучения, они развивают свои коммуникативные навыки и несут ответственность за результат обучения.

На фоне активного использования смешанных технологий в обучении актуален вопрос об эффективности их применения. В исследовании Н.В. Бордовской и соавт. [20] выделены три критерия эффективности смешанных образовательных технологий, применяемых в вузе, а именно результативный, дидактический и ресурсный. При этом разработана многоуровневая система их показателей независимо от предметно-научного содержания и модели смешанного обучения. Результативный критерий позволяет оценить смешанные технологии как средство достижения максимально требуемого результата обучения; дидактический - как средство цифровой трансформации традиционной структурной организации образовательного процесса и процесса взаимодействия субъектов с учебным содержанием и друг с другом; ресурсный - как средство согласования внешних и внутренних ресурсов для кадрового, технического, методического и финансового обеспечения эффективного применения такой технологии [20].

Для оценки эффективности смешанной модели обучения студентов ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России на вариативном курсе "Патохимия..." за основу был взят результативный критерий, включающий анализ учебных достижений каждого студента по данной дисциплине и степень удовлетворенности условиями обучения.

Результаты анкетирования 50 студентов по специальности "медико-профилактическое дело" 2022/2023 учебного года по оценке удовлетворенности качеством учебных материалов, размещенных на платформе дистанционного обучения (ДО) MedSpase, приведены в табл. 1. Опрос показал, что студенты активно просматривали учебные видеоматериалы (96% опрошенных) и довольны качеством (93%) предоставленной информации, которую использовали (96%) для подготовки к лабораторным работам, при написании химически грамотных отчетов, что существенно облегчало самостоятельную работу при подготовке к аудиторным занятиям. Можно отметить еще одно преимущество использования электронного курса - это возможность пройти тренировочное тестирование (70%), которое стало залогом успешного выполнения итогового теста для 67% студентов.

При более детальном опросе выяснено, что активнее всего студенты работают с видеозаписями лекций (82% опрошенных), хотя для подготовки к аудиторным занятиям также используют информацию из Интернета (9%) и учебно-методические пособия к практическим занятиям (9%). Для закрепления экспериментальных навыков, полученных на лабораторных работах, 90% опрошенных студентов просматривают видеозаписи лабораторных работ. Число про­смотров видеолекции на одного студента в среднем колеблется от 1,2 до 2,3 раза при длительности примерно 13 мин. Также 72% опрошенных студентов систематически работают с тренировочными тестами. Число попыток в среднем на одного студента колеблется от 2,8 до 3,6 раза. В целом студенты положительно отзываются о возможностях электронного курса и об учебных материалах, размещенных на платформе ДО MedSpase. Основные положительные характеристики, по мнению студентов:

· удобство, мобильность, доступность в любое время (92%);

· информация размещена последовательно в соответствии с официальным планом лекций и практических занятий (68%);

· простота навигации, единообразие оформления каждой темы курса (81%);

· возможность структурировать учебную деятельность, а следовательно, рационально распределить нагрузку и спланировать подготовку к аудиторному занятию по теме (59%);

· оценка сложности темы (84%).

Из отрицательных характеристик были указаны:

· отсутствие личного общения с преподавателем (83% опрошенных);

· отсутствие обратной связи, т.е. студент не имеет возможности задавать вопросы онлайн (64%);

· индивидуальные проблемы при подключении к Интернету (35%).

Анализ учебных достижений 118 студентов 2022/2023 учебного года и 130 студентов 2021/2022 учебного года (контрольная группа) показывает, что использование дополнительного электронного курса при изучении дисциплины "Патохимия..." способствует повышению успеваемости (табл. 2).

Анализ успеваемости при изучении дисциплины "Патохимия..." показывает, что количество неуспевающих студентов снизилось на 7,5%, а количество студентов, сдавших зачет на максимальный балл, увеличилось на 22,6%.

Заключение

В настоящее время электронная образовательная среда активно используется участниками образовательного процесса, позволяя реализовывать смешанную модель обучения за счет интеграции традиционных и цифровых технологий. Электронный контент в поддержку дисциплин, изучаемых студентами УГМУ, размещен на официальном сайте ДО MedSpace. Вспомогательный электронный учебный курс "Патохимия токсических факторов окружающей среды" для студентов медико-профилактического профиля обеспечивает ряд преимуществ в работе преподавателей и обучающихся. В ходе аудиторной работы у педагога появляется возможность использовать электронные средства и методы для обучения и контроля. При организации самостоятельной работы обучающихся обеспечивается неограниченный доступ к методическим материалам курса, к видеороликам лабораторных работ, тренировочным тестам. Высокая востребованность электронных учебных материалов и частота их использования способствуют повышению успеваемости студентов по сравнению с контрольной группой, в обучении которых не применяли электронные образовательные ресурсы.

Литература

1.Рубцов Г.И., Панич Н.В. Смешанное обучение: анализ: трактовок понятия // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 5 (32). С. 102-108.

2.Bonk C.J., Graham C.R. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. San Francisco, CA : Pfeiffer, 2006. 624 р.

3.Исакович А.П. Трактовка термина "смешанное обучение" с точки зрения технологического и содержательного подходов: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, № 6. С. 589-598. DOI: https://doi.org/10.30853/ped20230099

4.Боброва С.Е. Актуальные проблемы смешанного обучения в системе высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. №. 4 (83). С. 192-194. DOI: https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00726

5.Hrastinski S. What do we mean by blended learning? // Tech. Trends. 2019. Vol. 63, N 5. P. 564-569. DOI: https://doi.org/10.1007/s11528-019-00375-5

6.Ashraf M.A., Yang M., Zhang Y., Denden M., Tlili A., Liu J. et al. A systematic review of systematic reviews on blended learning: trends, gaps and future directions // Psychol. Res. Behav. Manag. 2021. Vol. 14. P. 1525-1541. DOI: https://doi.org/10.2147/PRBM.S331741

7.Краснощекова Г.А., Лагунова О.А. Интеграция традиционного и инновационного обучения: pro et contra традиции и потенциал синтеза двух моделей // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11-1. С. 156.

8.ГОСТ Р 52653-2006 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения". Утверждены приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 г. № 419-ст. [Электронный ресурс]. URL: https://ifap.ru/library/gost/526532006.pdf

9.ГОСТ Р 53620-2009 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения". Утверждены приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 г. № 956-ст. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200082196

10. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

11. Итинсон К.С. Технология "перевернутый класс" в вузе: потенциал и проблемы внедрения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 117-119. DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2020-0903-0024

12. Ульянов С.С. Использование технологии смешанного обучения "перевернутый класс" при обучении иностранному языку в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26, № 195. С. 87-94. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-87-94

13. Strelan P., Osborn A., Palmer E. The flipped classroom: a meta-analysis of effects on student performance across disciplines and education levels // Educ. Res. Rev. 2020. Vol. 30. Article ID 100314. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2020.100314

14. Nedeva V., Dineva S., Ducheva Z. Students in blended learning by flipped classroom approach // Inform. Technol. Learn. Tools. 2019. Vol. 72, N 4. P. 204-213.

15. Vallée A., Blacher J., Cariou A., Sorbets E. Blended learning compared to traditional learning in medical education: systematic review and meta-analysis // J. Med. Internet Res. 2020. Vol. 22, N 8. Article ID e16504. DOI: https://doi.org/10.2196/16504

16. Косаговская И.И., Волчкова Е.В., Мадьянова В.В., Белая О.Ф. Вызовы и возможности модели смешанного обучения в системе медицинского образования // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 10, № 2. С. 87-98 DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2021-10-2-87-98

17. Биркун А.А., Алтухова И.В., Перова Е.А., Фролова Л.Р. Смешанное дистанционно-аудиторное обучение как альтернатива традиционному аудиторному обучению базовой сердечно-легочной реанимации и автоматической наружной дефибрилляции // Неотложная медицинская помощь. Журнал имени Н.В. Склифосовского. 2019. Т. 8, № 2. С. 145-151. DOI: https://doi.org/10.23934/2223-9022-2019-8-2-145-151

18. Крутий И.А., Шестак Н.В. Смешанное обучение в преподавании педагогики и психологии в высшей школе для аспирантов-медиков // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 3. С. 38-53. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-3-38-53

19. Катаева Н.Н., Наронова Н.А., Ермишина Е.Ю., Голицына К.О., Белоконова Н.А. Организация учебно-исследовательской работы по химии студентов I курса медицинского университета // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 3. С. 22-35. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-3-22-35

20. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Мелкая Л.А., Тихомирова М.А. Критерии оценки эффективности смешанных образовательных технологий, применяемых в вузе // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 1. С. 64-81. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.110.027.202301.064-081

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация
geotar-digit

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»