СОВМЕЩЕНИЕ УЧЕБЫ И РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?
РезюмеВ настоящее время все больше студентов совмещают работу и учебу. Представлен анализ результатов анкетирования студентов V курса лечебного факультета на базе кафедры госпитальной терапии имени Р.Г. Межебовского ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России. На основании полученных результатов были выявлены ведущие причины трудоустройства студентов и проанализирован выбор места работы. Установлено, что наличие опыта работы не влияет на желание следовать профессиональной карьере в медицине или на выбор узкой специализации. В ходе исследования получены данные, что студенты, совмещающие работу и обучение, значительно меньше времени уделяют подготовке к практическим занятиям, чаще опаздывают и используют списывание ответов для получения положительной оценки.
Ключевые слова: студент; медицинский университет; медицина; учебный процесс; профессиональное становление; работа
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гришина Н.П., Басырова И.Р., Лопина Е.А., Душина А.Г., Либис Р.А. Совмещение учебы и работы студентов медицинского университета: польза или вред? // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2025. Т. 16, № 1. С. 50-60. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2025-16-1-50-60
Актуальной темой в области современного образования является совмещение учебы и работы студентами. Многие авторы отмечают общемировую тенденцию роста численности студентов, которые устраиваются на работу во время обучения [1]. Студенты гуманитарных и технических вузов имеют возможность уделять время учебному процессу и работе, обучаясь в заочной и дистанционной форме. Студенты медицинских университетов более ограничены по времени, и им труднее совмещать работу и учебу, что обусловлено очной формой обучения, высокой интенсивностью интеллектуального труда и большим объемом аудиторной и внеаудиторной нагрузки. Тем не менее число студентов медицинских образовательных учреждений, которые работают, существенно возросло в последние годы [2, 3]. По мнению исследователей, на сложившуюся ситуацию оказали влияние несколько факторов [4]. Во-первых, с приходом пандемии COVID‑19 студенты перешли на дистанционную форму обучения, что привело к ограничению контакта "студент-пациент" и возможности получения практических навыков. С другой стороны, у студентов появилось больше свободного времени для реализации себя в качестве среднего медицинского персонала. Во-вторых, по мере получения реального опыта работы в различных отделениях лечебно-профилактического учреждения студент может принять решение о выборе той или иной специализации, а может и вовсе понять, что у него нет желания работать в медицине [5]. В-третьих, одной из ключевых причин является финансовая составляющая. Студентам приходится работать, чтобы обеспечить получение высшего образования и материально не зависеть от родителей [6].
Кроме положительных моментов в виде получения опыта, дополнительного заработка и самореализации, в совмещении учебы и работы присутствует также и негативная сторона. Это опоздания и пропуски занятий, отставание и некачественное обучение по учебной программе, физическое и эмоциональное выгорание из-за ночных смен и отсутствия общения со сверстниками [7].
На основании приведенного выше стоит отметить, что рассмотрение вопроса совмещения студентами медицинского вуза работы и учебы и его влияния на процесс обучения и профессиональное становление является важным и представляет особый интерес.
Цель исследования - оценить влияние совмещения учебы и работы у студентов медицинского университета на учебный процесс, желание продолжить работу в медицине и выбор будущей специальности.
Материал и методы
На базе кафедры госпитальной терапии имени Р.Г. Межебовского ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России было проведено анкетирование 248 студентов V курса лечебного факультета. Исследование проводилось в онлайн-формате с использованием специально разработанной анкеты на платформе Yandex Forms. Все студенты подписали информированное добровольное письменное согласие на участие в анкетировании и обработку персональных данных.
Полученные статистические данные были обработаны с использованием программы Statistica 10.0 (Statsoft.Inc, 2010). Качественные признаки представлены в виде абсолютных и относительных чисел [n (%)], количественные нормально распределенные признаки - в виде среднего значения и стандартного отклонения (М±SD), количественные признаки, имеющие распределение, отличное от нормального, - в виде медианы, верхнего и нижнего квартиля [Me (LQ; UQ)]. Для формулировки вида распределения применялись метод графической визуализации и критерий Шапиро-Уилка. Проверка достоверности гипотез осуществлялась с помощью t-критерия Стьюдента и критерия Манна-Уитни. Для изучения статистической взаимосвязи между признаками проводился корреляционный анализ. Достоверными считались различия при р<0,05.
Результаты
Средний возраст студентов - 22 (22; 21) года. Среди участников было 190 девушек и 58 юношей, что составляло 77 и 23% соответственно. Все анкетируемые были разделены на 2 группы. В 1-ю группу вошли студенты, которые учились и работали, их число составило 121 (49%) человек. Во 2-ю группу вошли 127 (51%) неработающих студентов.
Данные по причинам совмещения работы и учебы студентами представлены на рис. 1.
&hide_Cookie=yes)
Больше половины всех работающих студентов отмечают такую причину, как деньги, т.е. дополнительный доход, - 85 (70%) человек. Для приобретения опыта в будущей профессии прибег к совмещению 31 (26%) студент, а из-за "скуки" работают всего 5 (4%) от общей популяции.
Исходя из данных на рис. 2, можно отметить, что характер работы почти половины всех студентов частично связан с получаемой специальностью - 52 (43%), чуть больше 1/3 работают в сфере, не связанной с медициной, - 41 (34%), и лишь 28 (23%) студентов работают в тесной взаимосвязи с будущей профессией.
Рассматривая влияние взаимосвязи "работа-учеба" на карьерные траектории студентов, можно сделать выводы, что остаться в медицинской среде хотят большинство студентов (табл. 1), и наличие или отсутствие опыта работы на этот фактор достоверно не влияет (р=0,76).
&hide_Cookie=yes)
Из двух групп определились с будущей специальностью 189 студентов, 88 (75,3%) - среди работающих и 95 (78%) - среди неработающих. Не хотят работать по специальности 3 (2,4 и 2,3%) респондента в каждой группе, а не определились с выбором 30 (24,7%) и 28 (22%) в группах соответственно. Статистически исследуемые группы не отличались (р=0,71). Данные представлены в табл. 2.
При оценке аспектов академической успеваемости и уровня занятости студентов были получены следующие результаты. Исходя из табл. 3, работающие студенты уделяют достоверно меньше времени подготовке к практическим занятиям (р=0,00002). Большинство студентов обеих групп готовятся в среднем 3-4 ч - 63 (52%) и 71 (55,9%) человек соответственно. Менее 2 ч тратят на изучение материала 40 (33%) и 21 (16,5%) студент в группах. Пять часов и более готовятся 33 (25,9%) неработающих и всего 12 (9,9%) работающих студентов, а совсем не готовятся к занятиям 6 (4,9%) и 2 (1,5%) респондента.
Из данных, приведенных в табл. 4, можно сделать вывод, что большинство исследуемых используют для подготовки к занятиям 5 информационных источников - 43 (35,5%) и 44 (34,6%) студента. Статистической разницы в количестве источников, которые студенты используют для подготовки, не получено (р=0,48).
&hide_Cookie=yes)
Работающие студенты имеют тенденцию часто списывать на учебных занятиях - 22 (18,1%) против 6 (4,7%). Иногда прибегают к списыванию ответов 58 (47,9%) и 68 (53,5%) опрошенных. Редко нарушают правила 28 (23,1%) и 33 (25,9%) студента, а ответ "никогда" выбрали 13 (10,7%) и 20 (15,9%) в группах (р=0,017). Результаты отражены в табл. 5.
Анализируя данные табл. 6, можно сделать вывод, что трудоустроенные студенты достоверно чаще опаздывают по сравнению с теми, кто нигде не трудится (р=0,009). Более 3 раз в неделю опаздывают 9 (7,4%) работающих и всего 2 (1,57%) неработающих студента. Пару раз в неделю могут задержаться 27 (22,3%) и 19 (14,9%) анкетируемых, а всегда вовремя приходят на занятия 85 (70,2%) и 106 (83,4%) обучающихся.
Обсуждение
Многие студенты медицинских вузов активно совмещают работу и образовательный процесс. Результаты нашего анкетирования позволили установить, что почти половине (49%) студентов ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России приходится работать и учиться одновременно. Аналогичную картину отражают в своем исследовании П.С. Балацкий и А.С. Команденко, описывая, что 55,7% обучающихся медицинских университетов Санкт-Петербурга работали во время учебы [4].
Как показало наше исследование, подавляющее большинство студентов идут работать, для того чтобы получить дополнительный доход, 26% хотят приобрести опыт в будущей профессии, а 4% работают в связи с наличием свободного времени. Безусловно, финансовая составляющая имеет значительный вес среди всех причин. Основными факторами, влияющими на такой ответ, служат нехватка финансовой поддержки со стороны родителей, необходимость оплачивать свое обучение и просто обладать индивидуальным доходом для своих потребностей [8, 9]. Работая во время учебы, студенты имеют возможность ознакомиться с организацией работы медицинских учреждений, с распорядком труда медицинских специалистов и получить представление обо всех аспектах профессиональной деятельности современного врача изнутри. Помимо этого, они могут поработать в различных отделениях в поисках профиля будущей специальности.
Поскольку основным мотивом для студентов при поиске работы является финансовый фактор, ожидаемо, что лишь 23% из них трудятся по своей будущей профессии. Предпочтительными критериями для выбора работы являются удобное расположение места работы, высокая оплата труда, гибкий график и неполный рабочий день. Эти данные подтверждаются несколькими исследованиями [7, 10]. В работе О.В. Мылтасовой также отражено, что только 18,8% студентов работают по специальности, и одной из причин является отсутствие связей при трудоустройстве в сферу медицины [10]. Еще одним фактором можно назвать дефицит вакансий по получаемой специальности [9].
По результатам проведенного опроса было установлено отсутствие закономерности между стремлением стать врачом, предпочтением конкретной специальности и трудовой деятельностью во время обучения (р=0,76 и р=0,71). Можно сделать вывод о причине схожести мнений среди изучаемых групп, полагая, что это связано с ограниченным числом студентов, работающих по специальности.
Одной из проблем, с которой сталкиваются студенты последних курсов обучения, является необходимость определения своего будущего направления, а именно выбора профессии. Более половины всех участников анкетирования хотят стать узкими специалистами (50,4% работающих и 64,5% неработающих студентов). Хирургами себя видят в дальнейшем 17,3% совмещающих и 7,8% студентов без работы. Будущих терапевтов представляет меньшинство - 4,9 и 2,3% соответственно, а не определились с выбором около 23% всех опрошенных. Среди студентов нашлись и те, которые не хотят продолжать свой путь в медицине, но таких было всего 2,4 и 2,3% в каждой группе. В отличие от представленных нами данных, результаты других исследований поддерживают предположение, что сочетание учебного процесса с работой в медицинском учреждении сыграло значительную роль в выборе будущей профессии [5, 11].
Совмещая работу и учебу, многие студенты сталкиваются с проблемой нехватки времени и повышенной утомляемости. Среди всех работающих студентов 52% готовятся к занятиям в среднем 3-4 ч, а 40% - всего 1 или 2 ч. Напротив, студенты, не обремененные дополнительным трудом, в большинстве своем готовятся к теме по 3-4 ч (55,9%), а то и по 5 ч и более (25,9%, р=0,00002). Современные исследователи давно отметили, что студенты стали значительно меньше уделять времени учебе [12]. Однако часы, проведенные на работе, могут не отнимать у студента необходимое для учебы время, а скорее занимать те часы, которые могли бы быть использованы для отдыха, приводя к хронической усталости и снижению концентрации внимания.
Для подготовки к практическим занятиям все обучающиеся использовали такие источники информации, как учебники, учебные пособия (своего и других вузов), видеолекции, клинические рекомендации и научные публикации. На один или два источника знаний опиралось незначительное количество студентов (7,4 и 4,71% в группах). Предпочтительное количество информационных ресурсов составляло 5 (35,5 и 34,6%) и 4 источника (21,4 и 25,9%) соответственно. Достоверной разницы по данному критерию среди исследуемых групп не обнаружено.
В литературе часто встречаются данные субъективной оценки студентов касательно влияния формата "работа-учеба" на академическую успеваемость и полноценность подготовки к занятиям. В одном исследовании около 40-45% студентов отмечают, что недостаточно уделяют времени для изучения материала, а 30-35% утверждают, что работа не влияет на уровень подготовки [8]. В другом анкетировании почти 50% опрошенных считают, что им успешно удается совмещать труд и учебный процесс, в то время как около 24% испытывают трудности с успеваемостью [9]. Данные зарубежной литературы также демонстрируют, что трудоустройство оказывает негативное воздействие на успеваемость студентов [13, 14].
В нашем исследовании не учитывалось субъективное мнение студентов по поводу достаточности их подготовки к практическим занятиям, но на основании вопросов анкетирования, касающихся пропусков, опозданий и списываний, можно сопоставить имеющиеся данные с приведенными результатами исследований.
Основная причина, по которой студенты, совмещающие работу и учебу, чаще опаздывают на занятия, заключается в сложности управления временем. Им необходимо балансировать между рабочими обязанностями, учебными заданиями и личной жизнью, что нередко приводит к тому, что они вовремя не успевают к занятиям. По нашим данным, в течение недели 36% студентов, которые работают, приходят на занятия с опозданием, тогда как среди тех, кто не имеет работы, этот показатель составляет 21% (р=0,017). Среди основных причин, упоминаемых в ответах анкетирования, наиболее часто встречались такие варианты, как "проблемы с транспортом" и "проспал(а)". Указанные сведения совпадают с результатами исследования С.Д. Яворской и соавт., в котором ключевыми факторами также были обозначены транспортные проблемы (79,3%) и недостаточная самодисциплина (проспал - 26,1%) [15].
Кроме того, работающие студенты могут испытывать значительное давление, связанное с необходимостью успешного завершения как рабочих, так и учебных заданий. Это может приводить к искушению списать ответы или использовать недопустимые методы для получения положительных оценок. Утомление, вызванное длительными часами работы, негативно сказывается на внимании и мотивации, а это, в свою очередь, делает учебный процесс менее эффективным, создавая порочный круг, где студенты считают, что единственным способом справиться с нагрузкой является нарушение правил. Среди опрошенных респондентов "часто" списывают 18,1% работающих и 4,7% неработающих студентов, "иногда" списывают ответы 47,9% в 1-й группе и 53,5% во 2-й, ответ "редко" выбрали 23,1 и 25,9% соответственно, а никогда не списывают только 10,7% трудоустроенных и 15,7% неработающих студентов (р=0,009).
Однако в литературе представлено мнение, что использование ресурсов из одной области может помочь для успешного достижения целей в другой. Ряд исследований последних лет показал, что работа не всегда мешает учебе, а даже, наоборот, в определенных условиях помогает студенту в обучающем процессе [16, 17]. В исследовании Е.С. Рыкуновой отмечено, что студенты, работающие по специальности, учатся лучше, так как получают новые навыки и практический опыт по выбранной профессии [18]. Как было описано выше, в изучаемой нами группе трудоустроенных студентов только 23% работали непосредственно в медицине. В связи с этим результаты нашего исследования отличаются от данных, представленных в литературе.
Заключение
Исследование показало, что почти половина студентов V курса лечебного факультета ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России совмещает работу и учебу.
Для большинства респондентов ключевой причиной трудоустройства является дополнительный доход, а уже потом приобретение опыта в будущей профессии.
Среди всех студентов, совмещающих учебу с работой, лишь 23% трудоустроены по своей специальности, в то время как большинство из них занято в сферах, не имеющих отношения к медицине.
Наличие опыта работы не влияет на желание продолжить свой профессиональный путь в медицине и выбор узкой специальности.
Совмещающие работу и обучение студенты достоверно меньше тратят времени на подготовку к практическим занятиям, чаще опаздывают и прибегают к списыванию ответов на задания.
Полученные в настоящем исследовании данные следует учитывать в повседневной практической работе преподавателей, сотрудников отделов воспитательной и социальной работы вузов для совершенствования методов профессиональной ориентации и повышения мотивации студентов на продолжение профессиональной деятельности по окончании университета.
Для решения проблемы негативного влияния совмещения работы и учебы на образовательный процесс необходим комплексный подход. Со стороны обучающегося важным аспектом является повышение самоорганизации путем правильного планирования графика работы, обучения и отдыха. Наиболее предпочтительным совмещением учебы и труда является вариант работы по специальности на неполный рабочий день для приобретения дополнительного опыта и применения полученных знаний на практических занятиях. Немаловажным аспектом являются необходимость поддержки со стороны учебных заведений в виде тесного взаимодействия преподавателя и студента и создание условий для ликвидации задолженностей по учебе.
Литература
1.Абаев Ю.К. Хороший доктор. Часть I. Призвание и обучение // Здравоохранение (Минск). 2019. № 7. С. 24-32. EDN: XBTYAF.
2.Потапова Е.А., Земляной Д.А., Кондратьев Г.В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия студентов медицинских вузов в период дистанционного обучения во время эпидемии COVID-19 // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 3. С. 70-81. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260304
3.Толмачев Д.А., Мацак Н.Л., Лошкарев Е.А. Оценка возможности совмещения учебной и трудовой деятельности студентов-медиков разных курсов обучения // Вестник науки и образования. 2018. № 17-2 (53). С. 60-62.
4.Балацкий П.С., Команденко А.С. Студенты медицинских вузов Санкт-Петербурга: учеба и работа // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. Санкт-Петербург, 2022. Т. 17, ч. 3. С. 1246-1250. EDN: PCVGDT.
5.Кумельский Е.Д., Родченко Д.А., Милахина Е.Н. Роль работы в медицинских организациях в выборе специальности студента // Modern Science. 2022. № 11-2. С. 82-87. EDN: MNHERA.
6.Преликова Е.А. Социологический аспект совмещения студентами учебы в вузе и трудовой деятельности // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 3. С. 14-18. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.03-20.014 EDN: WYVUGW.
7.Хашаева С.В., Палагина Д.С. Проблемы совмещения работы и учебы студентами // Аллея науки. 2021. Т. 2, № 5 (56). С. 177-180. EDN: TVHFMJ.
8.Давыдова Г.А., Балысова О.В. Влияние совместительства работы и учебы на тревожность и эмоциональное выгорание студентов медицинского университета // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2021. № 3 (44). С. 34-38. DOI: https://doi.org/10.35177/2226-2342-2021-3-4 EDN: BAAEIX.
9.Заплаткин М.В., Королев А.В., Пантюхина А.О., Рыжова Н.Е. Совмещение учебы и работы в студенческой среде: социологические заметки // Вестник НГТУ имени Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2016. № 4. С. 33-41. EDN: YREHEX.
10. Мылтасова О.В., Шмалюх В.П. Сложности совмещения работы и учебы студентов высших учебных заведений // Достойный труд - основа стабильного общества : материалы IX Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2017. С. 80-85. EDN: UPCBXJ.
11. Каплан Е.А., Ерицян К.Ю. Работа и учеба у студентов вузов: конфликт или фасилитация? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4 (158). С. 395-423. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.928 EDN: WCHROL
12. Babcock P., Marks M. the falling time cost of college: evidence from half a century of time use data // Rev. Econ. Stat. 2011. Vol. 93, N 2. P. 468-478. DOI: https://doi.org/10.1162/REST_a_00093
13. Rothstein D.S. High school employment and youths’ academic achievement // J. Hum. Resour. 2007. Vol. 42, N 1. P. 194-213. DOI: https://doi.org/10.3368/jhr.XLII.1.194
14. Beerkens M., Magi E., Lill L. University studies as a side job: causes and consequences of massive student employment in Estonia // High. Educ. 2011. Vol. 61, N 6. P. 679-692. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-010-9356-0
15. Яворская С.Д., Шкуркина Л.Н., Николаева М.Г., Терехина В.Ю., Ремнева О.В., Бельницкая О.А. и др. Взгляд российских и иностранных студентов на образовательный процесс в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. С. 4. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30091 EDN: APWKEN.
16. Cinamon R.G. Integrating work and study among young adults: testing an empirical model // J. Career Assess. 2016. Vol. 24, N 3. P. 527-542. DOI: https://doi.org/10.1177/1069072715599404
17. Creed P.A., French J., Hood M. Working while studying at university: the relationship between work benefits and demands and engagement and well-being // J. Vocat. Behav. 2015. Vol. 86. P. 48-57. DOI: https://doi.org/10.1016/jjvb.2014.11.002
18. Рыкунова Н.С. Совмещение студентами работы и учебы: мотивы, влияние на успеваемость, зависимость от возможностей личности // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2019) : сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием. Москва, 2019. С. 295-298. EDN: BVVVOJ.