ПОЛИВАРИАНТНЫЙ КОНТЕНТ МАГИСТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 32.04.01 "ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ"

Резюме

В статье предлагаются подходы для реализации образовательного процесса в магистратуре по направлению подготовки 32.04.01 "Общественное здравоохранение", способствующие формированию универсальных компетенций, без которых задача укрепления здоровья населения страны становится проблематичной.

Ключевые слова: магистратура; общественное здравоохранение; образовательные предпочтения; анкетирование

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Анпилова Н.Г., Гетман Н.А., Пасечник О.А., Бурашникова И.П., Корнякова В.В. Поливариантный контент магистерского образования по направлению подготовки 32.04.01 "Общественное здравоохранение" // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2025. Т. 16, № 1. С. 26-39. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2025-16-1-26-39

Участие магистрантов в анкетировании позволило выявить социальные, профессиональные и личностные образовательные предпочтения, а также определить возможность формирования индивидуального вектора обучения магистранта в течение учебного года.

Анкетирование позволяет сформировать готовность выпускников магистратуры к самостоятельной работе, обеспечивая их социально-профессиональную мобильность.

Цель работы - описание результатов исследования социальных, профессиональных и личностных предпочтений магистрантов, полученных путем их анкетирования в процессе обучения в магистратуре по направлению подготовки 32.04.01 "Общественное здравоохранение".

Направлению подготовки 32.04.01 "Общественное здравоохранение" ориентировано на формирование ряда универсальных компетенций: осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода; вырабатывать стратегию действий, способность применять современные коммуникативные и цифровые технологии, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия. Все вышеперечисленное позволит выпускникам успешно интегрироваться в систему здравоохранения.

Идея использовать анкетирование для изучения образовательных предпочтений возникла исходя из возможности выбора индивидуального вектора образования в процессе обучения в магистратуре, кроме того, она обусловлена множеством направлений, где могут работать наши выпускники [1, 2]. Области и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу магистратуры, могут осуществлять профессиональную деятельность: образование и наука (в сфере научных исследований); здравоохранение (в сфере организации системы здравоохранения в целях обеспечения общественного здоровья); могут решать задачи профессиональной деятельности следующих типов: научно-исследовательская и организационно-управленческая деятельность (табл. 1).

Высококвалифицированные магистры по этой специальности будут востребованы как в государственных и федеральных учреждениях в сфере здравоохранения, так и в коммерческих организациях. Выпускники магистратуры могут заниматься разработкой и реализацией клинических исследований, проектов и мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, профилактику заболеваний и инфекций [3]. В частности, выпускники могут работать в органах управления здравоохранением, в сфере научных исследований или на промышленных предприятиях, где они с успехом будут заниматься корпоративным здоровьем. Медицинская статистика испытывает потребность в специалистах, подготовленных в соответствии с высокими образовательными стандартами. Везде, где есть место здоровьесберегающим технологиям, нужны специалисты - наши выпускники [1, 2].

Поэтому в начале обучения (в первом семестре) возникла необходимость выявить образовательные траектории развития магистрантов: профессиональные, научно-исследовательские, образовательные, - в дальнейшем это позволит магистранту самому сформировать индивидуальный вектор обучающей программы. В третьем семестре мы предлагали учащимся заполнить вторую анкету, для уточнения направления развития магистранта. Данный подход, по нашему мнению, позволит магистрантам критически переосмыслить свои перспективы и конкурентоспособность на рынке труда, что, в свою очередь, увеличит долю востребованных высококвалифицированных специалистов в системе здравоохранения [4].

На кафедре общественного здоровья и здравоохранения анкетирование магистрантов по направлению подготовки 32.04.01 "Общественное здравоохранение" внедряется впервые, в статье описан опыт ее реализации.

Необходимость в работниках с соответствующим уровнем компетенций по­стоянно растет. В медицине появляются совершенно новые, высокотехнологичные направления, требующие разработки собственной уникальной методологии. Впервые магистратура по направлению подготовки 32.04.01 "Общественное здравоохранение" в Российской Федерации была организована в 2011 г. в ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). В 2015 г. обучение по этому направлению началось в Национальном НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко [1]. По этому направлению специалистов готовят также в некоторых ведущих вузах нашей страны:

  • ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России;
  • ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России;
  • ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России.
  • В ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России первый набор в магистратуру состоялся в 2021 г., когда к обучению приступили 18 магистрантов.

Материал и методы

В статье представлены результаты изучения образовательных предпочтений магистрантов ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России. С целью изучения данного вопроса был применен метод опроса [5-8]. Разработанная нами анкета включает закрытые и открытые вопросы, направленные на изучение выбора направлений подготовки среди 55 магистрантов первого и второго года обучения в 2021-2023 гг. (набор 2021 г. - 18 магистрантов, 2022 г. - 19 магистрантов, 2023 г. - 18 магистрантов). Анкетирование проводилось в первых числах сентября в первом и третьем семестрах.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования (ВО) магистратура по направлению подготовки 32.04.01 "Общественное здраво­охранение" разработан на основе компетентностного (практико-ориентированного) подхода, а поливариантный контент, предлагаемый магистрантам, позволяет сформировать готовность к решению задач профессиональной деятельности: организационно-управленческой и научно-исследовательской [9].

Поливариантный контент магистерского образования по направлению подготовки 32.04.01 "Общественное здравоохранение" дает возможность магистрантам выбрать индивидуальную траекторию образования.

В рамках программы магистратуры выделяются обязательная часть, часть, формируемая участниками образовательных отношений, и факультативные дисциплины. К обязательной части программы магистратуры относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование шести общепрофессиональных компетенций, определяемых ФГОС ВО.

Общая трудоемкость программы составляет 120 зачетных единиц (4320 ч), распределенных на 4 семестра, и включает 14 дисциплин обязательной части, 7 дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений, 3 элективные и 2 факультативные дисциплины. В структуре образовательной программы на долю дисциплин приходится 50,0% (2160 ч), в том числе обязательной части - 68,3% (1476 ч). Удельный вес части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет 31,7% (684 ч); на долю практики приходится 45,0% (1944 ч); государственная итоговая аттестация - 216 ч.

Наибольшее количество дисциплин реализуется на трех кафедрах: общественного здоровья и здравоохранения; эпидемиологии; гигиены, питания человека.

К дисциплинам обязательной части, реализуемым на кафедре общественного здоровья и здравоохранения, на I курсе относятся:

  • общественное здоровье и системы здравоохранения в мире. Методы изучения здоровья населения;
  • медицинская демография;
  • социально значимые заболевания и методы их профилактики;
  • экономика здравоохранения.

К дисциплинам части, формируемой участниками образовательных отношений, реализуемых на I курсе, относятся:

  • организация медицинской помощи населению;
  • менеджмент в здравоохранении;
  • оценка медицинских технологий.

К факультативным дисциплинам относится экспертиза качества медицинской помощи, реализуемая в третьем семестре.

За время обучения на кафедре общественного здоровья и здравоохранения магистрант должен овладеть 6 универсальными компетенциями (УК), 5 общепрофессиональными компетенциями (ОПК) и 7 профессиональными компетенциями (ПК):

  • "системное и критическое мышление" (УК‑1). Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
  • "разработка и реализация проектов" (УК‑2). Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла;
  • "руководство работой команды" (УК‑3). Способен вырабатывать командную стратегию для достижения поставленной цели;
  • "коммуникация" (УК‑4). Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимо­действия;
  • "межкультурное взаимодействие" (УК‑5). Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия;
  • "самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)" (УК‑6). Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки;
  • "научная и организационная деятельность" (ОПК‑1). Способность к применению и подготовке научной, научно-производственной, проектной, организационно-управленческой и нормативной документации в системе здравоохранения;
  • "информационная безопасность" (ОПК‑2). Способность использовать информационные технологии в профессио­нальной деятельности, соблюдать основные требования информационной безопасности;
  • "менеджмент" (ОПК‑3). Способность реализовывать управленческие принципы в профессиональной деятельности;
  • "биостатистика" (ОПК‑4). Способность к применению современных методик сбора и обработки информации, к проведению статистического анализа и интерпретации результатов, к изучению, анализу, оценке тенденций, к прогнозированию развития событий в состоянии популяционного здоровья населения;
  • "организация публичных мероприятий" (ОПК‑5). Способность к организации публичных мероприятий для решения задач профессиональной деятельности, в том числе с международными партнерами;
  • ПК‑1. Способность и готовность к организации и проведению научных исследований, к участию в решении научно-практических (прикладных) задач в области общественного здоровья и здравоохранения, к публичному представлению их результатов;
  • ПК‑2. Способность и готовность оценивать состояние здоровья населения и его детерминанты;
  • ПК‑5. Способность и готовность эффективно взаимодействовать с различными социокультурными, профессиональными и социо-экономическими группами для решения проблем общественного здоровья;
  • ПК‑6. Способность и готовность к разработке инновационных стратегий и технологий, управлению проектами по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;
  • ПК‑7. Способность и готовность принимать обоснованные организационно-управленческие решения в области общественного здоровья и здравоохранения;
  • ПК‑8. Способность и готовность к про­светительской деятельности (публичные лекции, доклады, просветительская работа с группами риска);
  • ПК‑9. Способность и готовность к планированию, организации и проведению мероприятий по профилактике социально значимых заболеваний населения, оценке качества и эффективности реализуемых мероприятий (табл. 2).

Дисциплины, формируемые участниками образовательных отношений, и факультативные дисциплины, реализуемые на кафедре общественного здоровья и здравоохранения, представляют для нашего исследования интерес, поскольку магистранты имеют возможность выбора дисциплин в соответствии со своими потребностями исходя из социальных, профессиональных и личностных предпочтений (см. табл. 2).

Актуальность разработки анкет определяется необходимостью каждому магистранту сформулировать для себя точки роста для образовательных программ магистратуры, чтобы в дальнейшем инвестировать в те мероприятия, проведение которых может компенсировать дефицитные знания, навыки и повысить уровень профессиональной компетентности специалистов на рынке труда региона [4].

Результаты

В качестве базовой идеи наших анкет выступает необходимость четкого понимания магистрантами своих социальных, профессиональных и личностных предпочтений для решения вопроса образовательной траектории обучения в магистратуре.

При анализе первого блока анкет было установлено, что среди основных целей магистрантов при получении магистерского образования 1-е место занимает перспектива карьерного роста, 2-е и 3-е место в разные годы делят следующие цели: увеличение уровня заработной платы и желание/необходимость получения новой профессии (табл. 3).

Из числа трех наиболее востребованных дисциплин, позволяющих состояться профессионально, наибольший удельный вес заняли 3 дисциплины:

  • менеджмент в здравоохранении - 87,2%;
  • организация медицинской помощи населению - 85,4%;
  • экономика здравоохранения - 81,8%.
  • Из числа трех наиболее востребованных дисциплин, позволяющих удовлетворить востребованность в социуме, наибольшая доля приходилась на 3 дисциплины:
  • организация медицинской помощи населению - 94,4%;
  • медицинская демография - 83,3%;
  • экспертиза качества медицинской помощи - 83,3%.
  • Личностные интересы наиболее полно удовлетворяли 4 дисциплины:
  • организация медицинской помощи населению - 77,7%;
  • экспертиза качества медицинской помощи - 66,6%;
  • менеджмент в здравоохранении - 87,2%;
  • социально значимые заболевания и методы их профилактики - 55,5%.

При анализе второго блока анкет было установлено, что ожидания магистрантов совпадают с результатами реализации профессиональных, личностных интересов в части возможности трудоустройства в интервале от 88,9 (в наборе 2021 г.) до 94,0% случаев (набор 2022 и 2023 гг., табл. 4). Доля магистрантов, считающих, что они будут востребованы в социуме, в динамике растет. В целом результаты показывают, что магистерское образование удовлетворяет ожиданиям магистрантов.

Обсуждение

Вопрос, актуальный для системы здравоохранения страны во второй четверти XXI в., - это реализация первоочередной цели Российской Федерации: сохранения населения, укрепления здоровья, повышения благополучия людей, поддержки семей [10, 11]. В последнее десятилетие существенно вырос запрос общества на профилактику и укрепление здоровья, страна остро нуждается в специалистах, которые будут формировать грамотную политику в сфере здравоохранения, координируя действия разных органов и ведомств: медицинских организаций, образовательных и научно-исследовательских центров, органов власти и страховых компаний. Все это требует грамотных специалистов, которые будут владеть не только медицинскими, но и управленческими компетенциями [3]. Планомерное решение вопроса возможно с использованием кадрового и интеллектуального потенциала выпускников магистратуры по направлению подготовки 32.04.01 "Общественное здравоохранение".

ФГОС по направлению подготовки 32.04.01 "Общественное здравоохранение" разработан на основе компетентностного (практико-ориентированного) подхода. Поливариантный контент, предлагаемый магистрантам в нашем вузе, позволяет сформировать готовность к решению вызовов национальной безопасности в сфере научных исследований и в сфере организации системы здравоохранения в целях сохранения общественного здоровья. Магистратура по направлению подготовки 32.04.01 "Общественное здравоохранение" представляет интерес для реализации интеллектуального, исследовательского потенциала работающего населения, что позволит выпускникам трудоустроиться в сфере здравоохранения, используя полученные компетенции, изменив свой социальный статус и повысив уровень дохода.

Дисциплины обязательной части программы магистратуры обеспечивают формирование общепрофессиональных компетенций, определяемых ФГОС ВО. Дисциплины, формируемые участниками образовательных отношений, и факультативные дисциплины, реализуемые на кафедре общественного здоровья и здравоохранения, дают магистрантам возможность выбрать дисциплину в соответствии со своими потребностями исходя из социальных, профессиональных и личностных предпочтений.

Изучение мотивации магистрантов по выбору образовательных предпочтений с использованием анкетирования позволило сформировать индивидуальный вектор образования в процессе обучения в магистратуре.

Для предельно ясного понимания своих социальных, профессиональных и личностных предпочтений в первом семестре обучения магистрантам предлагалась разработанная коллективом авторов анкета № 1. В ходе анализа анкет было установлено, что 1-е место среди основных целей магистрантов при получении магистерского образования занимала перспектива карьерного роста, 2-е и 3-е место в разные годы делили следующие цели: увеличение уровня заработной платы и желание/необходимость получения новой профессии.

Магистрантам второго года обучения (в третьем семестре) мы предлагали анкету № 2 для критического переосмысления перспектив в результате анализа сопоставления ожиданий магистрантов с результатами реализации профессиональных, личностных интересов, возможности трудоустройства. Итоги анкетирования показывают, что магистерское образование удовлетворяет ожидания магистрантов более чем в 88,9%.

Заключение

Разработанные нами анкеты позволяют магистрантам выявить свои социальные, профессиональные и личностные предпочтения в процессе обучения в магистратуре по направлению подготовки 32.04.01 "Общественное здравоохранение" для формирования индивидуального вектора обучающей программы, что будет способствовать успешной интеграции в систему здравоохранения, помогая решать проблемы национальной безопасности в сфере общественного здравоохранения.

Выводы

  1. Поливариантный контент, предлагаемый магистрантам, позволяет сформировать готовность к решению задач профессиональной деятельности.
  2. Анкетирование магистрантов в медицинском вузе для выявления социальных, профессиональных и личностных предпочтений способствует формированию у них универсальных компетенций, оно помогает выпускникам успешно интегрироваться в систему здравоохранения.
  3. Выявление предпочтений магистрантов в ФГБОУ ВО "ОмГМУ" Минздрава России с использованием анкетирования позволит решить вопрос увеличения набора в магистратуру среди целевого контингента и сохранит обеспеченность региона квалифицированными кадрами для достижения целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала.

Приложение

Анкета № 1

Уважаемые магистранты!

Просим ответить на ряд вопросов, которые позволят выявить ваши образовательные предпочтения.

I. ФИО_____________________________________________________________________

II. Группа___________________________________________________________________

III. Срок обучения - первый семестр.

IV. Основная цель, которую вы преследуете в процессе получения магистерского образования:

1._________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________________

V. Из представленных дисциплин выберите три, которые, на ваш взгляд, наиболее полно позволят вам достигнуть вашей цели.

VI. Как вы думаете, изучение дисциплин позволит вам успешно трудоустроиться и состояться как профессионалу?

1. Да.

2. Нет.

3. Не знаю.

VII. Как вы думаете, изучение дисциплин позволит вам быть востребованным в социуме?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Не знаю.

VIII. Как вы думаете, изучение дисциплин способствует вашему личностному росту и самоидентификации в профессии?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Не знаю
IX. Оцените степень удовлетворенности организацией образовательного процесса в магистратуре по 10-балльной шкале, где минимальная оценка - 1 балл, максимальная - 10 баллов.


Благодарим за ответы!



Анкета № 2

Уважаемые магистранты!

Просим ответить на ряд вопросов, которые позволят установить совпадение ваших ожиданий и результатов при получении магистерского образования.

I. ФИО_____________________________________________________________________

II. Группа___________________________________________________________________

III. Срок обучения - третий семестр.

IV. Ваши ожидания совпадают с вашими результатами в части возможности реализации профессиональных интересов?

1. Да.

2. Нет.

3. Не знаю.

V. Ваши ожидания совпадают с вашими результатами в части личностного роста и самоидентификации в профессии?

1. Да.

2. Нет.

3. Не знаю.

VI. Ваши ожидания совпадают с вашими результатами в части востребованности в социуме?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Не знаю.

VII. Ваши ожидания совпадают с вашими результатами в части возможности трудоустроиться и состояться как профессионал по итогам завершения обучения в магистратуре?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Не знаю.

VIII. Оцените степень удовлетворенности организацией образовательного процесса в магистратуре по 10-балльной шкале, где минимальная оценка - 1 балл, максимальная - 10 баллов.



Литература

  1. Дроботенко Ю.Б., Дука Н.А., Макарова Н.С., Никитина С.В., Синицина Г.П., Чекалева Н.В. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в подготовке магистра образования: учебное пособие / под ред. Н.В. Чекалевой. Омский гос. пед. ун-т. Санкт-Петербург : Книжный дом, 2010. 158 с.
  2. Александрова О.Ю. Специфика магистратуры по общественному здравоохранению // Московская медицина. 2021. № 6 (46). С. 80-82.
  3. Гайдаров Г.М., Маевская И.В. О магистратуре "Общественное здравоохранение" // Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Иркутского государственного медицинского университета (1919-2019): в 2 т. Иркутск, 28 ноября 2019 года / под общ. ред. Г.М. Гайдарова. Т. 2. Иркутск : ИНЦХТ, 2019. С. 315-318. EDN: HTXZPV.
  4. Экономические мотивации выбора магистрантами образовательных, научных и профессиональных траекторий // Экономика региона. 2016. Т. 12, № 2. С. 547-559. DOI: https://doi.org/10.17059/2016-2-19 EDN: VZEKBD.
  5. Хаертдинова А.А., Гадельшина С.В. Анкетирование, как способ изучения начальной подготовки магистрантов для повышения качества учебного процесса // Вестник педагогических наук. 2023. № 6. С. 100-107.
  6. Бережная Н.В. Анкетирование как одна из разновидностей опросных методов // Тезисы докладов ХLVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа : материалы конференции. Краснодар, 01 февраля - 31 марта 2019 года. Т. 2. Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2019. С. 175-176. EDN: HAUNGH.
  7. Цыцора В.Я., Лукиенко Л.В., Каменский М.Н. Анкетирование студентов как фактор активизации учебной деятельности и преподавателя, и студентов // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020. № 4. С. 76-81. EDN: BSWNMJ.
  8. Тихонова О.Н. Мотивация построения научной карьеры у магистрантов // Человеческий капитал. 2023. № 6 (174). С. 294-300. DOI: https://doi.org/10.25629/HC.2023.06.35 EDN: EJARPY.
  9. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение" : Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2017 г. № 485 // ГАРАНТ. URL: garant.ru
  10. Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
  11. О стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года № 254 [Электронный ресурс]. URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326419 (дата обращения: 24.08.2024).

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация
geotar-digit

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»