Внедрение Кодекса академической честности в организациях образования Казахстана стало необходимостью вследствие повышения требований к подготовке специалистов нового поколения, растущих в условиях новых цифровых возможностей. Высокие требования государства, общества и системы образования диктуют необходимость трансформировать не только образовательный процесс, но и мышление, отношение обучающихся к будущей профессии [1]. В современных условиях академическая честность подвергается серьезным вызовам и угрозам, таким как плагиат, фальсификация, фабрикация, мошенничество, недобросовестная публикационная деятельность и другие виды академической непорядочности. Эти явления наносят ущерб репутации и доверию к научным и образовательным учреждениям, снижают мотивацию и интерес к получению знаний, подрывают научную истину и интеллектуальный потенциал общества [2-4]. Разработка и внедрение нормативных документов, кодексов этики, политики и процедур позволят университетам обеспечить эффективное обучение и воспитание культуры академической честности на всех уровнях и этапах образовательного процесса [5]. В настоящее время выделены основные причины необходимости внедрения Кодекса академической честности, которая способствует обеспечению качества образования через формирование приверженности у студентов и преподавателей этических норм, гарантирующих адекватные знания и навыки, полученные в вузе в соответствии с высокими стандартами надлежащей практики медицинского образования. Установлено, что академическая нечестность имеет прямую корреляцию с неэтичным поведением на рабочем месте, то есть мошенничество в обучении, использование шпаргалок, плагиата, связано с существенными последствиями в будущей профессиональной деятельности, а именно существуют риски манипуляции с клиническими данными или жизненно важными показателями пациентов [6]. Поэтому во всем мире наблюдается рост дисциплинарных мер в отношении непрофессионализма, некомпетентности и ненадлежащей практики во всех сферах [7].
Академическая честность в медицинском вузе направлена на формирование ответственности и профессиональной этики, что особенно важно для будущих специалистов здравоохранения, которые должны обладать не только профессиональными знаниями и навыками по медицине, но и высокими моральными качествами [8]. Медицинские работники несут огромную ответственность за здоровье и жизнь людей, поэтому у общества должны формироваться доверие к медицинским работникам и уверенность в их честности и профессионализме. Создание справедливой и объективной образовательной среды, где успех достигается за счет собственных усилий и знаний, помогает бороться с мошенничеством и плагиатом [9]. Подготовка к практическим занятиям предполагает в большей степени самостоятельную работу студентов с различными источниками дополнительной информации, самостоятельное выполнение заданий, а также участие в командном или групповом обсуждении и анализе результатов работы. В процессе подготовки к практическим занятиям студенты и преподаватели при выборе и использовании источников дополнительной информации должны учитывать их достоверность, актуальность, релевантность [10]. Однако с появлением искусственного интеллекта (ИИ) существует риск, что при выполнении индивидуальных заданий обучающийся демонстрирует не собственные знания и умения, а пользуется новыми возможностями ИИ [11]. Во избежание этого вузом устанавливаются обязательства не участвовать в актах фальсификации, искажения фактов или обмана. Академическая нечестность лишает обучающегося не только получения достоверных знаний, но и может привести к снижению знаний, навыков и итоговой оценки. Все участники образовательного процесса должны устанавливать в образовательной среде правила и морально-этические принципы, которые надо соблюдать во время обучения, преподавания и выполнения научно-исследовательской деятельности.
В Казахстане Лига академической честности более 5 лет объединяет организации высшего и послевузовского образования, стремящиеся улучшить качество образовательных услуг путем продвижения принципов академической честности. В настоящее время в Лиге академической честности Казахстана состоят 18 организаций высшего образования, в том числе Некоммерческое акционерное общество "Медицинский университет Караганды" (НАО МУК). Для членов Лиги имеются такие преимущества, как продвижение научной честности, развитие профессиональных связей, участие в разработке политики академической честности, публичное признание вузов обществом. Академическая политика, утвержденная в НАО МУК, подразумевает соблюдение этических принципов в научной и учебной деятельности, уважение к авторству и интеллектуальной собственности, и чем прозрачнее академическая политика вузов, принятые кодексы для преподавателей и студентов, тем больше вовлечены студенты в учебный процесс. Вовлеченность в образовательный процесс должны демонстрировать не только студенты, но и преподаватели, которые воспринимаются как наставники и менторы обучающихся. Залогом эффективности проведения занятий со студентами является хорошая подготовка преподавателя, умеющего применять лучшие практики образования и распознавать фальсификат. Учитывая 5-летний опыт внедрения принципов академической честности, возникла необходимость изучить и определить порядочность и ответственность студентов и преподавателей при подготовке их к практическим занятиям. Практические занятия тесно связаны с использованием методов активного обучения, предполагающих самостоятельную "доклассную" подготовку, которая служит фундаментом для более эффективного освоения знаний и навыков в классе. От профессионализма преподавателя и подготовленности обучающихся зависит успешность образовательной программы в целом.
Цели исследования - изучение отношения студентов и преподавателей к принципам академической политики при подготовке к практическим занятиям, определение добросовестности студентов и выявление факторов, стимулирующих их мотивацию к обучению.
Задача исследования - оценка уровня самовосприятия подготовленности обучающихся и преподавателей по источникам дополнительных учебных материалов, предлагаемых образовательным процессом, что поможет выявить потенциальные недостатки в процессе изучения материалов и предложить меры по их устранению для более эффективной подготовки к занятиям.
Материал и методы
Для достижения исследовательских задач была разработана онлайн-анкета для преподавателей и студентов НАО МУК, включающая 24 вопроса, разделенных на 2 блока. Первый блок анкеты включал сведения о респонденте с указанием пола, возраста, специальности обучения или профессиональной принадлежности, места основного и фактического проживания, а также формы обучения. Второй блок вопросов нацелен на сбор данных, касающихся самооценки и самовосприятия уровня текущей подготовки по специальности; время, затрачиваемое на подготовку к учебным занятиям, а также на выявление предпочитаемых форм обучения с использованием дополнительной литературы для подготовки к практическим занятиям. Помимо этого, в анкете содержатся вопросы, направленные на выявление более глубоких аспектов восприятия респондентами использования дополнительных источников информации, включая виды и методы их применения. Анкета также включает вопросы, направленные на выяснение личного мнения респондентов относительно применения ИИ, дополнительной литературы и выявления возможных трудностей, с которыми они сталкиваются в данном контексте. Этот подход направлен на сбор информации о внутреннем восприятии респондентами роли и значимости дополнительных образовательных ресурсов, что может служить ключевым фактором в формировании стратегий обучения. Выборка опрошенных включает как преподавателей, так и студентов, что позволяет учесть разнообразие взглядов и опыта участников образовательной среды. Применение статистических методов позволяет провести качественный и количественный анализ данных, выявить тенденции и структуры в ответах респондентов. Полученные ответы были проанализированы с использованием описательной статистики, а результаты исследования могут служить основой для оптимизации взаимодействия преподавателей и студентов, а также для выявления областей, требующих дополнительного внимания и развития в рамках образовательной программы.
Результаты
В исследовании приняли участие 610 респондентов из числа обучающихся по специальностям "Медицина", "Педиатрия", "Фармация", "Технология фармацевтического производства" (ТФП), "Общественное здоровье" (ОЗ), "Биология", "Стоматология", "Медико-профилактическое дело" (МПД), а также из преподавателей НАО МУК. Все респонденты отвечали на вопросы онлайн-анкеты, разработанной в Google Form и распространенной через доступные университетские чаты. Распределение респондентов по специальностям обучения представлено в табл. 1.
&hide_Cookie=yes)
Как видно из табл. 1, 63,1% (385) составили представители женского пола, 36,9% (225) - представители мужского пола, возрастной диапазон - от 18 до 54 лет. При проведении исследования выявлено, что 66% респондентов до обучения в университете проживали в городе, а 34% респондентов - в сельских регионах. Количество респондентов, обучающихся за счет государственного образовательного гранта, составило 64,5%, на хоздоговорной основе - 31,3%, за счет целевого гранта от местных исполнительных органов - 2%. Основная выборка (91%) была представлена обучающимися, когорта преподавателей составила 7% общего числа респондентов.
Уровень ежедневной подготовленности к практическим занятиям по специальностям респонденты оценивают следующим образом: отлично - 17,3%, хорошо - 45,7%, удовлетворительно - 29,8%, неудовлетворительно - 5,7%, абсолютно неудовлетворительно - 1,5%. При этом среди респондентов, выбравших "неудовлетворительно" и "абсолютно неудовлетворительно", оказались 2 магистранта, обучающиеся по специальности ТФП, женского пола. Студенты, неудовлетворенные своей подготовкой к занятиям, составили: мужчины - 48%; женщины - 52%; обучающиеся по специальности "Медицина" - 88%; "ТФП" - 5%"; "Фармация" - 7%, из них на платной основе обучаются 38%, остальные - за счет образовательных грантов. Предполагалось, что обучающиеся младших курсов и представители сельских регионов будут испытывать больше трудностей в обучении и подготовке к занятиям, потому что им требуется адаптация к новым условиям обучения, однако оказалось, что среди обучающихся, неудовлетворенных своей подготовкой к занятиям, оказалось лишь 17% из сельских регионов, а остальные - городские жители. Следует также отметить, что обучающиеся из сельских регионов, проживающие в общежитии и/или арендованных квартирах, не продемонстрировали недовольство условиями проживания, что изначально рассматривалось в качестве негативного фактора при подготовке к занятиям.
Ключевой вопрос исследования - осведомленность респондентов об академической политике университета. Большинство (97%) респондентов ответили, что знают про политику академической честности, притом среди них были все 100% участвующих в опросе преподавателей, оставшиеся 3% опрошенных студентов "не знают" или "не интересовались" данной темой. На вопрос "Соблюдаете ли Вы принципы академической честности?" ответы респондентов были неоднозначными: более 70% их соблюдают; 25% респондентов ответили "иногда", остальные 5% - "затрудняюсь ответить". В табл. 2 представлены ответы обучающихся по восприятию серьезности нарушений академической политики в вузе.
&hide_Cookie=yes)
Как видно из табл. 2, на вопрос восприятия студентами серьезности нарушения политики академической честности ответы были неоднозначными, и, тем не менее, большинство респондентов понимают серьезность ее нарушений. Списывание на экзамене с использованием шпаргалок (бумажных или электронных) респондентами воспринимается как серьезное нарушение в 90% случаев, что указывает на высокую степень осознания студенческим сообществом его неприемлемости. Небольшое количество (10%) считает это нарушение несущественным, что может свидетельствовать о недостаточной осведомленности о последствиях или о релятивистском подходе к таким практикам. "Давать ответ другому студенту во время экзамена" 82% респондентов считают серьезным нарушением, тогда как 18% не считают его значительным. Это также демонстрирует высокий уровень осознания неправомерности такого поведения, однако некоторые студенты могут недооценивать ее серьезность. "Выполнение задания для другого студента" воспринимается как серьезное нарушение в 73% случаев, что ниже по сравнению с другими видами нарушений, но все же показывает значительное осуждение, а 27% респондентов считают это поведение менее серьезным, что может свидетельствовать о разной степени восприятия его негативных последствий. "Копирование задания от другого студента" 74% респондентов оценивают как серьезное нарушение, в то время как 26% считают его несущественным. Студенты в целом понимают важность индивидуальной работы, но некоторое количество может воспринимать такие действия как менее критичные. "Платить кому-то за выполнение вашего задания" воспринимается как серьезное нарушение в 90% случаев, что указывает на высокий уровень осознания его недопустимости, и лишь 10% считают это нарушение менее серьезным, что может указывать на недооценку последствий таких действий. Студенты еще не полностью готовы воспринимать академическую политику университета, и есть вероятность, что в случае обнаружения мошенничества они больше ожидают снисхождения от университета, чем сурового наказания. Несмотря на то что большинство респондентов признают серьезность нарушений академической политики, различия в восприятии указывают на наличие разногласий в оценке видов академического ненадлежащего поведения.
Таким образом, неоднородность ответов в осознании серьезности академической политики указывают на необходимость дополнительных усилий по повышению осведомленности студентов о последствиях нарушений и укреплению их понимания академической честности, а также на возможность того, что студенты могут ожидать более мягкого подхода со стороны учебных заведений в случае обнаружения мошенничества.
На вопрос "Когда Вы впервые узнали об искусственном интеллекте?" большинство (73%) респондентов ответили, что узнали об этом 2-3 года назад, будучи студентами. На вопрос "Какие источники информации об искусственном интеллекте были получены во время обучения в университете?" 100% респондентов ответили, что не получали информацию об ИИ от своих преподавателей. Источниками информации об ИИ послужили социальные сети, которые они самостоятельно изучали. Большинство (53%) респондентов ответили, что имеют средний уровень понимания использования ИИ в учебном процессе, остальные еще не пытались применить его для подготовки к учебному процессу.
С целью изучения подготовленности студентов с использованием дополнительных источников литературы, предлагаемых в силлабусах, был задан вопрос "Насколько часто Вы прибегаете к использованию дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям?" На основе полученных данных относительно частоты использования дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям среди респондентов наиболее распространенным ответом стал "Ежедневно", который выбрали 39,3% студентов и 2,8% преподавателей. "Несколько раз в неделю" выбрали 35,4%/5%, "Раз в неделю" - 11,3%/0,3%, "Несколько раз в месяц" - 8,5%/0,3% соответственно. "Никогда" выбрали 2,5% респондентов, из них 33,3% - это мужчины, а 66,7% - женщины. Ответы респондентов свидетельствуют о том, что более 50% респондентов ориентируются на использование дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям. Это может указывать на то, что базовая основная литература не полностью удовлетворяет их потребности в информации, возможно, из-за недостатка данных или ограничений в предоставленных материалах. Тем самым подчеркивается важность дополнительных источников для более глубокого и осознанного освоения материала в контексте подготовки к практическим занятиям. Все студенты по специальности "Медицина", ответившие, что "никогда не используют дополнительную литературу для подготовки к практическим занятиям", свою ежедневную подготовку к ним оценивают достаточно высоко, при этом считают, что дополнительными полезными источниками подготовки к занятиям являются другие книги, Google и онлайн-ресурсы.
На основе проведенного опроса о предпочтениях при выборе источников дополнительной литературы среди респондентов были получены следующие ответы: 49,3% студентов и 35,5% преподавателей ориентируются на использование платформы Google в качестве основного источника; 11,3%/30,5% используют онлайн-ресурсы университета; 7,1%/5,6% предпочитают обращаться к дополнительной литературе, указанной в силлабусе по дисциплине; 4,6%/3,5% респондентов предпочитают посещать библиотеку для поиска дополнительных источников; 2,6%/2,5% обращаются к источникам доказательной медицины, таким как PubMed (из них 31% составили преподаватели); 0,8%/0,7% респондентов используют дополнительные видеоматериалы из YouTube, включая университетский канал, и только один преподаватель (0,2%) отметил, что читает научные статьи. Эти результаты подчеркивают широкое использование интернет-ресурсов для поиска информации, но также указывают на важность учета рекомендуемых материалов в рамках учебных программ. Низкий процент использования научных статей свидетельствует, что есть потребность в поощрении студентов обращаться к оригинальным исследовательским источникам для поиска доказательств. Оказалось, что роль университетской видеопродукции не является востребованной среди студентов и преподавателей, и тем не менее подавляющее большинство респондентов (86,2%) выражают удовлетворенность доступными ресурсами, предоставляемыми университетом. В качестве доступных ресурсов респонденты отметили ресурсы библиотеки, лабораторий, а также доступ к онлайн-материалам через сайт вуза.
Иерархия наиболее эффективных способов обучения для респондентов в процессе самостоятельной подготовки к практическим занятиям представлена на рис. 1.
&hide_Cookie=yes)
Из приведенных на рис. 1 данных видно, что 60,7% респондентов предпочитают "практические занятия", 60,0% выбирают просмотр "видеолекций" в качестве основного способа обучения. Это подчеркивает важность активного взаимодействия с материалом и возможности видеть его применение на практике. Видеолекции, вероятно, предоставляют удобство и гибкость в изучении, позволяя студентам усваивать материал в своем собственном темпе. Это может свидетельствовать о высокой ценности, которую они придают практическому опыту и взаимодействию с материалом в реальных сценариях, предоставляемых преподавателем во время занятий. "Практические занятия" обеспечивают студентам возможность применять теоретические знания на практике и способствуют более глубокому усвоению изучаемого материала. Наиболее эффективным методом обучения респонденты (48%) считают "чтение учебников". Значительная часть респондентов выбирает традиционные формы обучения, это свидетельствует об их потребности в структурированном и подробном изложении материала. "Посещение лекций" и "лабораторные работы" выбрали по 22,3% респондентов. Эти методы также популярны, но менее привлекательны для современных студентов. При этом "лабораторные работы" играют важную роль, предоставляя возможность отработки практических навыков и углубленного понимания теоретических концепций, особенно у студентов по специальностям "Биология" и "Фармация". Возможно, они предпочитают более интерактивные и практические формы обучения, чем традиционные лекции. Несмотря на то что студенты требуют гибкости в образовательном процессе, позволяющей им сочетать преимущества онлайн-ресурсов и интерактивность очных занятий, более 60% респондентов выбрали традиционные формы обучения, такие как "посещение лекций и практических занятий", что свидетельствует о предпочтении структурированных форм преподавания и обучения в традиционном стиле. Небольшая часть респондентов (12,5%) предпочитает дистанционное обучение, акцентируя внимание на самостоятельном изучении материалов из учебников, предоставляемых на онлайн-платформах университета. Этот подход может быть выбран для тех, кто предпочитает более независимый и гибкий формат обучения. Среди ответов преподавателей можно отметить, что 29,4% респондентов предпочитают традиционные формы обучения, 17,7% - выбирают самостоятельное обучение и 52,9% - комбинированный формат обучения (сочетание различных онлайн- и офлайн-занятий).
При подготовке к учебным занятиям 43,8% респондентов затрачивают более 3 ч, что показывает уровень временных затрат, которые студенты и преподаватели готовы вложить в подготовку к практическим занятиям. Такой подход может свидетельствовать о стремлении к глубокому и основательному усвоению материала, что важно для успешного овладения практическими навыками. Следует отметить, что ответ "минимальное время, затрачиваемое на подготовку, <30 мин" выбрали всего 0,5% респондентов. Это указывает на то, что большинство респондентов отдает предпочтение более продолжительному и тщательному изучению материала перед практическими занятиями. Если рассмотреть показатель в среднем, то 27,6% респондентов тратят от 2 до 3 ч на подготовку к занятиям. Этот интервал времени считается средним и указывает на наличие группы студентов, предпочитающих баланс между интенсивной подготовкой и оптимизацией времени. Результаты исследования свидетельствуют о значительных временных затратах большинства респондентов на подготовку к практическим занятиям. Однако стоит отметить, что существует разнообразие подходов к обучению, и значительная доля респондентов стремится к среднему времени подготовки, что может свидетельствовать о поиске оптимального баланса между успеваемостью и эффективным использованием времени. В табл. 3 предоставлены данные по способам оценки и самооценки уровня знаний и умений для проверки достигнутых результатов обучения.
&hide_Cookie=yes)
Анализ представленных результатов опроса демонстрирует многообразие взглядов и предпочтений среди участников в отношении методов оценки уровня достигнутых результатов обучения. С учетом того что более 1/3 (36,2%) респондентов выделяют "сдачу экзаменов" как предпочтительный способ оценки результатов обучения, можно заключить, что традиционные формы оценивания остаются актуальными и широко распространенными. Однако более интересно признание 29% респондентов, что истинный уровень их знаний и навыков выявляется именно в процессе профессиональной деятельности, особенно при выполнении рабочих задач. Это подчеркивает важность практического применения знаний в реальной профессиональной среде и может отражать тренд к более прагматическим подходам в оценке компетенций. 16,4% респондентов предпочитают стратегию самооценки или рефлексии, что подчеркивает значимость внутренней оценки своих сильных и слабых сторон, способствующей более эффективному личностному и профессиональному развитию. Разнообразие подходов к оценке знаний, выявленное в этом исследовании, подчеркивает важность индивидуального подхода к формированию системы образования и профессионального развития, учитывая различные предпочтения и контексты, в которых применяются полученные знания.
Исследование стимула к изучению учебных материалов является ключевым аспектом анализа опроса респондентов. Этот вопрос направлен на выявление факторов, которые могут оказывать влияние на активность и эффективность образовательного процесса. Результаты анализа позволят глубже понять, что стимулирует студентов, какие аспекты учебной среды влияют на их мотивацию. Основным стимулом среди 47,6% респондентов послужили интерес к профессии и желание повысить уровень квалификации. Это может свидетельствовать о том, что студенты осознают важность своей профессиональной деятельности и стремятся быть в курсе последних тенденций и инноваций в своей области. Возможно, они видят образование как инструмент для достижения высоких стандартов в своей будущей профессиональной сфере. Второй стимул, связанный с личными целями и амбициями (21,1%), подчеркивает индивидуальный и мотивационный аспект обучения. Респонденты, вероятно, стремятся не только к профессиональному росту, но и к развитию своей личности, к достижению личных целей и удовлетворению собственных амбиций. Этот аспект мотивации может стимулировать более глубокое и осознанное изучение материалов. Около 15% респондентов выбрали "ценность индивидуальной дисциплины" как мотивационный фактор, что может указывать на потребность в глубоком и специализированном знании. Респонденты, выбирающие этот стимул, возможно, видят уникальные возможности в конкретных областях учебного материала и стремятся максимально овладеть знаниями для будущей успешной профессиональной деятельности. "Карьерные перспективы" как четвертый фактор мотивации выбрали 13,4% респондента. Студенты, уделяющие внимание этому аспекту, вероятно, ценят образование как средство для улучшения своих шансов на рынке труда. Это может включать в себя желание получить не только теоретические, но и практические навыки, необходимые для успешной карьеры. Таким образом, результаты исследования подчеркивают, что мотивация к изучению учебных материалов - это сложное и многогранное явление. Разнообразие факторов, влияющих на студентов, предоставляет образовательным учреждениям и преподавателям возможность адаптировать свои методы обучения, учитывая индивидуальные потребности и мотивации каждого студента.
Обсуждение
Результаты данного исследования предоставляют важную информацию о восприятии и уровне изучения дополнительных учебных материалов студентами и преподавателями. Исследование восприятия политики академической честности и уровня подготовленности к практическим занятиям среди студентов и преподавателей НАО МУК показало несколько ключевых аспектов, влияющих на учебный процесс и академическую политику. Важно отметить, что большинство участников выборки женщины, что может отражать специфику области, где женщины традиционно составляют значительную часть человеческих кадров, связанных с гуманностью. Уровень удовлетворенности собственными знаниями в области дополнительных учебных материалов оказался положительным. Однако стоит отметить, что преподаватели и студенты бакалавриата выразили более высокий уровень удовлетворенности, и это может быть связано с ограниченным объемом изучаемого материала. Уровень восприятия академической честности среди респондентов повышенный, что свидетельствует о высокой культуре справедливости, ответственности и порядочности. У респондентов имеются ограниченные знания по применению ИИ, и это является предметом к размышлению и разработки стратегии по этике применения ИИ в медицинском образовании. Результаты исследования отражают разнообразие потребностей и предпочтений студентов в области форм и методов обучения. Комбинированное обучение, обеспечивающее гибкость и разнообразие, занимает лидирующее положение. Однако важно учитывать, что различные группы респондентов предпочитают разные подходы, и поэтому институты образования должны стремиться к созданию разносторонних программ, удовлетворяющих различные предпочтения студентов.
Для оптимизации образовательного процесса рекомендуется дополнительно углубить анализ предпочтений студентов, провести опросы и обсуждения, чтобы более точно выявить факторы, влияющие на выбор определенных методов обучения, и принять меры для улучшения эффективности образовательных программ. Исследование временных затрат на подготовку к практическим навыкам при использовании дополнительной литературы представляет собой важный аспект в сфере образования и профессионального роста. В современном образовательном контексте студенты и профессионалы сталкиваются с широким спектром ресурсов, предназначенных для углубленного изучения материала. Однако, несмотря на доступность информации, вопрос эффективности использования времени для подготовки и влияния дополнительной литературы на приобретение практических навыков остается открытым. Интерес к изучению дополнительных учебных материалов был выявлен как доминирующий, что может указывать на его важность в практике образовательного процесса.
Мотивация для изучения дополнительных учебных материалов в большинстве случаев связана с "необходимостью для профессиональной деятельности" и подчеркивает практическую значимость знаний. Однако отсутствие студентов и преподавателей, отметивших "карьерные перспективы" как мотивацию, может указывать на недостаточную осведомленность о возможностях карьерного роста.
Важный вывод из результатов исследования - это необходимость обогащения учебных программ путем усиления практических аспектов обучения и обеспечения доступа к дополнительным образовательным материалам в сети. Это позволит студентам и преподавателям полнее и эффективнее осваивать дополнительные учебные материалы и поддерживать их актуальность в динамичной образовательной среде. В контексте обсуждения академической порядочности становится очевидным, что отсутствие академической честности в образовательном процессе не только оказывает влияние на репутацию и доверие к научным и образовательным учреждениям, но также затрагивает качество образования и инновационное развитие общества. Академическая честность становится фундаментом академической культуры, определяющим ценности и нормы в научном и образовательном сообществе.
В данном контексте результаты исследования, которые подчеркивают важность обогащения учебных программ и обеспечения доступа к дополнительным образовательным материалам, связаны с актуальной задачей формирования и развития академической честности. Это предполагает не только техническое совершенствование образовательных процессов, но и внедрение этических принципов, таких как честность, ответственность и уважение к интеллектуальной собственности.
Серьезные вызовы и угрозы, о которых говорится в контексте академической честности, такие как плагиат, фальсификация и другие формы нечестности, подчеркивают необходимость внедрения этических стандартов в образовании и воспитании студентов и преподавателей для поддержки идеи об эффективном обучении и воспитании академической честности на всех этапах образовательного процесса.
Таким образом, взаимосвязь между результатами исследования о восприятии и уровне изучения дополнительных учебных материалов и проблемой академической честности указывает на необходимость комплексного подхода к формированию этической основы в академической среде. Это важно не только для поддержания качества образования, но и для сохранения доверия к научным и образовательным институтам в современном обществе.
Выводы
Высокий уровень восприятия академической честности среди респондентов указывает на важность этических стандартов в образовательной среде. Это предполагает не только совершенствование учебных программ, но и внедрение принципов академической честности как фундаментальной части образовательного процесса для поддержания качества образования и повышения уровня доверия к образовательным учреждениям.
Основной мотивацией для изучения дополнительных учебных материалов при подготовке к практическим занятиям является их практическая значимость для профессиональной деятельности. Однако низкий интерес к обучению с целью карьерного роста указывает на необходимость повышения осведомленности о карьерных перспективах и связи с достигнутыми результатами обучения.
Существует необходимость включения элементов самооценки и рефлексии в образовательный процесс для содействия личностному и профессиональному развитию студентов и повышения значимости внутреннего осознания своих сильных и слабых сторон для поиска зоны роста.
Разнообразие предпочтений и мотиваций студентов подчеркивает необходимость адаптации методов обучения и оценки в образовательных учреждениях. Образовательные стратегии должны учитывать индивидуальные потребности студентов, а также интегрировать элементы практического применения знаний и возможности для самооценки, чтобы обеспечить более эффективное обучение и развитие компетенций.
Ограниченные знания респондентов по применению ИИ и отсутствие информации на эту тему в образовательном процессе подчеркивают необходимость разработки и внедрения стратегии обучения этике и использованию ИИ в медицинском образовании.
Традиционные формы оценки достижения результатов обучения остаются значимыми в образовательном процессе как основной способ оценки уровня знаний и навыков и подчеркивают важность сохранения и совершенствования классических методов оценки для обеспечения объективности и справедливости в образовательной среде.
Основные стимулы для изучения учебных материалов - интерес к профессии и желание повысить квалификацию, личные цели и амбиции, ценность индивидуальной дисциплины и карьерные перспективы. Мотивация студентов является комплексным явлением, охватывающим профессиональные, личные и карьерные аспекты и требует гибкого подхода к разработке образовательных стратегий.