ВОСПРИЯТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЧЕСТНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Резюме

Введение. В современном образовательном процессе методы оценки знаний и мотивация студентов играют ключевую роль в эффективности обучения. Изучение восприятия академической честности и способов подготовки к практическим занятиям может предоставить важные данные о текущем состоянии образовательного процесса.

Цель исследования - изучение отношения студентов и преподавателей к принципам академической политики при подготовке к практическим занятиям, определение добросовестности и выявление факторов, стимулирующих мотивацию к обучению.

Материал и методы. Социологический опрос в форме онлайн-анкетирования 610 респондентов включал студентов и преподавателей различных медицинских специальностей. Вопросы анкеты направлены на выявление наиболее эффективных способов оценки результатов обучения, мотивационных факторов, использования дополнительной литературы и восприятия принципов академической честности.

Результаты. Традиционные формы оценивания остаются актуальными для 36,2% респондентов, 29% считают демонстрацию практического применения знаний наиболее показательной в профессиональной сфере. Примерно 16,4% респондентов предпочитают самооценку, а мотивация к обучению у них определяется интересом к профессии, личными целями, ценностью специальности и карьерными перспективами. Более 50% студентов активно используют дополнительную литературу, что подчеркивает недостаточную удовлетворенность базовыми источниками, и более 90% обладают приверженностью к академической политике и честности.

Обсуждение. Неоднородность ответов среди респондентов в восприятии академической честности, способов обучения, осознания профессиональных интересов свидетельствуют о необходимости дополнительных усилий со стороны университета по повышению осведомленности студентов о последствиях нарушений и укреплению их понимания академической честности, а также о возможности для студентов получения поддержки и мотивации со стороны вуза для достижения результатов обучения.

Заключение. Для повышения эффективности образовательного процесса необходимо адаптировать методы обучения и оценки, учитывая разнообразие потребностей и мотивации студентов, содействовать укреплению признания политики академической честности всеми заинтересованными лицами, развивать практическое применение полученных знаний и возможности для само­оценки в учебной программе.

Ключевые слова: академическая честность; практическое занятие; дополнительная литература; медицинское образование; искусственный интеллект

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Кемелова Г.С., Лосева И.В., Савельев А.Ф., Алматова С.Ж. Восприятие академической честности при подготовке к практическим занятиям // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 4. С. 115-129. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-4-115-129

Внедрение Кодекса академической честности в организациях образования Казахстана стало необходимостью вследствие повышения требований к подготовке специалистов нового поколения, растущих в условиях новых цифровых возможностей. Высокие требования государства, общества и системы образования диктуют необходимость трансформировать не только образовательный процесс, но и мышление, отношение обучающихся к будущей профессии [1]. В современных условиях академическая честность подвергается серьезным вызовам и угрозам, таким как плагиат, фальсификация, фабрикация, мошенничество, недобросовестная публикационная деятельность и другие виды академической непорядочности. Эти явления наносят ущерб репутации и доверию к научным и образовательным учреждениям, снижают мотивацию и интерес к получению знаний, подрывают научную истину и интеллектуальный потенциал общества [2-4]. Разработка и внедрение нормативных документов, кодексов этики, политики и процедур позволят университетам обеспечить эффективное обучение и воспитание культуры академической честности на всех уровнях и этапах образовательного процесса [5]. В настоящее время выделены основные причины необходимости внедрения Кодекса академической честности, которая способствует обеспечению качества образования через формирование приверженности у студентов и преподавателей этических норм, гарантирующих адекватные знания и навыки, полученные в вузе в соответствии с высокими стандартами надлежащей практики медицинского образования. Установлено, что академическая нечестность имеет прямую корреляцию с неэтичным поведением на рабочем месте, то есть мошенничество в обучении, использование шпаргалок, плагиата, связано с существенными последствиями в будущей профессиональной деятельности, а именно существуют риски манипуляции с клиническими данными или жизненно важными показателями пациентов [6]. Поэтому во всем мире наблюдается рост дисциплинарных мер в отношении непрофессионализма, некомпетентности и ненадлежащей практики во всех сферах [7].

Академическая честность в медицинском вузе направлена на формирование ответственности и профессиональной этики, что особенно важно для будущих специалистов здравоохранения, которые должны обладать не только профессиональными знаниями и навыками по медицине, но и высокими моральными качествами [8]. Медицинские работники несут огромную ответственность за здоровье и жизнь людей, поэтому у общества должны формироваться доверие к медицинским работникам и уверенность в их честности и профессионализме. Создание справедливой и объективной образовательной среды, где успех достигается за счет собственных усилий и знаний, помогает бороться с мошенничеством и плагиатом [9]. Подготовка к практическим занятиям предполагает в большей степени самостоятельную работу студентов с различными источниками дополнительной информации, самостоятельное выполнение заданий, а также участие в командном или групповом обсуждении и анализе результатов работы. В процессе подготовки к практическим занятиям студенты и преподаватели при выборе и использовании источников дополнительной информации должны учитывать их достоверность, актуальность, релевантность [10]. Однако с появлением искусственного интеллекта (ИИ) существует риск, что при выполнении индивидуальных заданий обучающийся демонстрирует не собственные знания и умения, а пользуется новыми возможностями ИИ [11]. Во избежание этого вузом устанавливаются обязательства не участвовать в актах фальсификации, искажения фактов или обмана. Академическая нечестность лишает обучающегося не только получения достоверных знаний, но и может привести к снижению знаний, навыков и итоговой оценки. Все участники образовательного процесса должны устанавливать в образовательной среде правила и морально-этические принципы, которые надо соблюдать во время обучения, преподавания и выполнения научно-исследовательской деятельности.

В Казахстане Лига академической честности более 5 лет объединяет организации высшего и послевузовского образования, стремящиеся улучшить качество образовательных услуг путем продвижения принципов академической честности. В настоящее время в Лиге академической честности Казахстана состоят 18 организаций высшего образования, в том числе Некоммерческое акционерное общество "Медицинский университет Караганды" (НАО МУК). Для членов Лиги имеются такие преимущества, как продвижение научной честности, развитие профессиональных связей, участие в разработке политики академической честности, публичное признание вузов обществом. Академическая политика, утвержденная в НАО МУК, под­разумевает соблюдение этических принципов в научной и учебной деятельности, уважение к авторству и интеллектуальной собственности, и чем прозрачнее академическая политика вузов, принятые кодексы для преподавателей и студентов, тем больше вовлечены студенты в учебный процесс. Вовлеченность в образовательный процесс должны демонстрировать не только студенты, но и преподаватели, которые воспринимаются как наставники и менторы обучающихся. Залогом эффективности проведения занятий со студентами является хорошая подготовка преподавателя, умеющего применять лучшие практики образования и распознавать фальсификат. Учитывая 5-летний опыт внедрения принципов академической честности, возникла необходимость изучить и определить порядочность и ответственность студентов и преподавателей при подготовке их к практическим занятиям. Практические занятия тесно связаны с использованием методов активного обучения, предполагающих самостоятельную "доклассную" подготовку, которая служит фундаментом для более эффективного освоения знаний и навыков в классе. От профессионализма преподавателя и подготовленности обучающихся зависит успешность образовательной программы в целом.

Цели исследования - изучение отношения студентов и преподавателей к принципам академической политики при подготовке к практическим занятиям, определение добросовестности студентов и выявление факторов, стимулирующих их мотивацию к обучению.

Задача исследования - оценка уровня самовосприятия подготовленности обучающихся и преподавателей по источникам дополнительных учебных материалов, предлагаемых образовательным процессом, что поможет выявить потенциальные недостатки в процессе изучения материалов и предложить меры по их устранению для более эффективной подготовки к занятиям.

Материал и методы

Для достижения исследовательских задач была разработана онлайн-анкета для преподавателей и студентов НАО МУК, включающая 24 вопроса, разделенных на 2 блока. Первый блок анкеты включал сведения о респонденте с указанием пола, возраста, специальности обучения или профессиональной принадлежности, места основного и фактического проживания, а также формы обучения. Второй блок вопросов нацелен на сбор данных, касающихся самооценки и самовосприятия уровня текущей подготовки по специальности; время, затрачиваемое на подготовку к учебным занятиям, а также на выявление предпочитаемых форм обучения с использованием дополнительной литературы для подготовки к практическим занятиям. Помимо этого, в анкете содержатся вопросы, направленные на выявление более глубоких аспектов восприятия респондентами использования дополнительных источников информации, включая виды и методы их применения. Анкета также включает вопросы, направленные на выяснение личного мнения респондентов относительно применения ИИ, дополнительной литературы и выявления возможных трудностей, с которыми они сталкиваются в данном контексте. Этот подход направлен на сбор информации о внутреннем восприятии респондентами роли и значимости дополнительных образовательных ресурсов, что может служить ключевым фактором в формировании стратегий обучения. Выборка опрошенных включает как преподавателей, так и студентов, что позволяет учесть разнообразие взглядов и опыта участников образовательной среды. Применение статистических методов позволяет провести качественный и количественный анализ данных, выявить тенденции и структуры в ответах респондентов. Полученные ответы были проанализированы с использованием описательной статистики, а результаты исследования могут служить основой для оптимизации взаимодействия преподавателей и студентов, а также для выявления областей, требующих дополнительного внимания и развития в рамках образовательной программы.

Результаты

В исследовании приняли участие 610 респондентов из числа обучающихся по специальностям "Медицина", "Педиатрия", "Фармация", "Технология фармацевтического производства" (ТФП), "Общественное здоровье" (ОЗ), "Биология", "Стоматология", "Медико-профилактическое дело" (МПД), а также из преподавателей НАО МУК. Все респонденты отвечали на вопросы онлайн-анкеты, разработанной в Google Form и распространенной через доступные университетские чаты. Распределение респондентов по специальностям обучения представлено в табл. 1.

Как видно из табл. 1, 63,1% (385) составили представители женского пола, 36,9% (225) - представители мужского пола, возрастной диапазон - от 18 до 54 лет. При проведении исследования выявлено, что 66% респондентов до обучения в университете проживали в городе, а 34% респондентов - в сельских регионах. Количество респондентов, обучающихся за счет государственного образовательного гранта, составило 64,5%, на хоздоговорной основе - 31,3%, за счет целевого гранта от местных исполнительных органов - 2%. Основная выборка (91%) была представлена обучающимися, когорта преподавателей составила 7% общего числа респондентов.

Уровень ежедневной подготовленности к практическим занятиям по специальностям респонденты оценивают следующим образом: отлично - 17,3%, хорошо - 45,7%, удовлетворительно - 29,8%, неудовлетворительно - 5,7%, абсолютно неудовлетворительно - 1,5%. При этом среди респондентов, выбравших "неудовлетворительно" и "абсолютно неудовлетворительно", оказались 2 магистранта, обучающиеся по специальности ТФП, женского пола. Студенты, неудовлетворенные своей подготовкой к занятиям, составили: мужчины - 48%; женщины - 52%; обучающиеся по специальности "Медицина" - 88%; "ТФП" - 5%"; "Фармация" - 7%, из них на платной основе обучаются 38%, остальные - за счет образовательных грантов. Предполагалось, что обучающиеся младших курсов и представители сельских регионов будут испытывать больше трудностей в обучении и подготовке к занятиям, потому что им требуется адаптация к новым условиям обучения, однако оказалось, что среди обучающихся, неудовлетворенных своей подготовкой к занятиям, оказалось лишь 17% из сельских регионов, а остальные - городские жители. Следует также отметить, что обучающиеся из сельских регионов, проживающие в общежитии и/или арендованных квартирах, не продемонстрировали недовольство условиями проживания, что изначально рассматривалось в качестве негативного фактора при подготовке к занятиям.

Ключевой вопрос исследования - осведомленность респондентов об академической политике университета. Большинство (97%) респондентов ответили, что знают про политику академической честности, притом среди них были все 100% участвующих в опросе преподавателей, оставшиеся 3% опрошенных студентов "не знают" или "не интересовались" данной темой. На вопрос "Соблюдаете ли Вы принципы академической честности?" ответы респондентов были неоднозначными: более 70% их соблюдают; 25% респондентов ответили "иногда", остальные 5% - "затрудняюсь ответить". В табл. 2 представлены ответы обучающихся по восприятию серьезности нарушений академической политики в вузе.

Как видно из табл. 2, на вопрос восприя­тия студентами серьезности нарушения политики академической честности ответы были неоднозначными, и, тем не менее, большинство респондентов понимают серьезность ее нарушений. Списывание на экзамене с использованием шпаргалок (бумажных или электронных) респондентами воспринимается как серьезное нарушение в 90% случаев, что указывает на высокую степень осознания студенческим сообществом его неприемлемости. Небольшое количество (10%) считает это нарушение несущественным, что может свидетельствовать о недостаточной осведомленности о последствиях или о релятивистском подходе к таким практикам. "Давать ответ другому студенту во время экзамена" 82% респондентов считают серьезным нарушением, тогда как 18% не считают его значительным. Это также демонстрирует высокий уровень осознания неправомерности такого поведения, однако некоторые студенты могут недооценивать ее серьезность. "Выполнение задания для другого студента" воспринимается как серьезное нарушение в 73% случаев, что ниже по сравнению с другими видами нарушений, но все же показывает значительное осуждение, а 27% респондентов считают это поведение менее серьезным, что может свидетельствовать о разной степени восприятия его негативных последствий. "Копирование задания от другого студента" 74% респондентов оценивают как серьезное нарушение, в то время как 26% считают его несущественным. Студенты в целом понимают важность индивидуальной работы, но некоторое количество может воспринимать такие действия как менее критичные. "Платить кому-то за выполнение вашего задания" воспринимается как серьезное нарушение в 90% случаев, что указывает на высокий уровень осознания его недопустимости, и лишь 10% считают это нарушение менее серьезным, что может указывать на недооценку последствий таких действий. Студенты еще не полностью готовы воспринимать академическую политику университета, и есть вероятность, что в случае обнаружения мошенничества они больше ожидают снисхождения от университета, чем сурового наказания. Несмотря на то что большинство респондентов признают серьезность нарушений академической политики, различия в восприятии указывают на наличие разногласий в оценке видов академического ненадлежащего поведения.

Таким образом, неоднородность ответов в осознании серьезности академической политики указывают на необходимость дополнительных усилий по повышению осведомленности студентов о последствиях нарушений и укреплению их понимания академической честности, а также на возможность того, что студенты могут ожидать более мягкого подхода со стороны учебных заведений в случае обнаружения мошенничества.

На вопрос "Когда Вы впервые узнали об искусственном интеллекте?" большинство (73%) респондентов ответили, что узнали об этом 2-3 года назад, будучи студентами. На вопрос "Какие источники информации об искусственном интеллекте были получены во время обучения в университете?" 100% респондентов ответили, что не получали информацию об ИИ от своих преподавателей. Источниками информации об ИИ послужили социальные сети, которые они самостоятельно изучали. Большинство (53%) респондентов ответили, что имеют средний уровень понимания использования ИИ в учебном процессе, остальные еще не пытались применить его для подготовки к учебному процессу.

С целью изучения подготовленности студентов с использованием дополнительных источников литературы, предлагаемых в силлабусах, был задан вопрос "Насколько часто Вы прибегаете к использованию дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям?" На основе полученных данных относительно частоты использования дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям среди респондентов наиболее распространенным ответом стал "Ежедневно", который выбрали 39,3% студентов и 2,8% преподавателей. "Несколько раз в неделю" выбрали 35,4%/5%, "Раз в неделю" - 11,3%/0,3%, "Несколько раз в месяц" - 8,5%/0,3% соответственно. "Никогда" выбрали 2,5% респондентов, из них 33,3% - это мужчины, а 66,7% - женщины. Ответы респондентов свидетельствуют о том, что более 50% респондентов ориентируются на использование дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям. Это может указывать на то, что базовая основная литература не полностью удовлетворяет их потребности в информации, возможно, из-за недостатка данных или ограничений в предоставленных материалах. Тем самым подчеркивается важность дополнительных источников для более глубокого и осознанного освоения материала в контексте подготовки к практическим занятиям. Все студенты по специальности "Медицина", ответившие, что "никогда не используют дополнительную литературу для подготовки к практическим занятиям", свою ежедневную подготовку к ним оценивают достаточно высоко, при этом считают, что дополнительными полезными источниками подготовки к занятиям являются другие книги, Google и онлайн-ресурсы.

На основе проведенного опроса о предпочтениях при выборе источников дополнительной литературы среди респондентов были получены следующие ответы: 49,3% студентов и 35,5% преподавателей ориентируются на использование платформы Google в качестве основного источника; 11,3%/30,5% используют онлайн-ресурсы университета; 7,1%/5,6% предпочитают обращаться к дополнительной литературе, указанной в силлабусе по дисциплине; 4,6%/3,5% респондентов предпочитают посещать библиотеку для поиска дополнительных источников; 2,6%/2,5% обращаются к источникам доказательной медицины, таким как PubMed (из них 31% составили преподаватели); 0,8%/0,7% респондентов используют дополнительные видеоматериалы из YouTube, включая университетский канал, и только один преподаватель (0,2%) отметил, что читает научные статьи. Эти результаты подчеркивают широкое использование интернет-ресурсов для поиска информации, но также указывают на важность учета рекомендуемых материалов в рамках учебных программ. Низкий процент использования научных статей свидетельствует, что есть потребность в поощрении студентов обращаться к оригинальным исследовательским источникам для поиска доказательств. Оказалось, что роль университетской видео­продукции не является востребованной среди студентов и преподавателей, и тем не менее подавляющее большинство респондентов (86,2%) выражают удовлетворенность доступными ресурсами, предоставляемыми университетом. В качестве доступных ресурсов респонденты отметили ресурсы библиотеки, лабораторий, а также доступ к онлайн-материалам через сайт вуза.

Иерархия наиболее эффективных способов обучения для респондентов в процессе самостоятельной подготовки к практическим занятиям представлена на рис. 1.

Из приведенных на рис. 1 данных видно, что 60,7% респондентов предпочитают "практические занятия", 60,0% выбирают просмотр "видеолекций" в качестве основного способа обучения. Это подчеркивает важность активного взаимодействия с материалом и возможности видеть его применение на практике. Видеолекции, вероятно, предоставляют удобство и гибкость в изучении, позволяя студентам усваивать материал в своем собственном темпе. Это может свидетельствовать о высокой ценности, которую они придают практическому опыту и взаимодействию с материалом в реальных сценариях, предоставляемых преподавателем во время занятий. "Прак­тические занятия" обеспечивают студентам возможность применять теоретические знания на практике и способствуют более глубокому усвоению изучаемого материала. Наиболее эффективным методом обучения респонденты (48%) считают "чтение учебников". Значительная часть респондентов выбирает традиционные формы обучения, это свидетельствует об их потребности в структурированном и подробном изложении материала. "Посещение лекций" и "лабораторные работы" выбрали по 22,3% респондентов. Эти методы также популярны, но менее привлекательны для современных студентов. При этом "лабораторные работы" играют важную роль, предоставляя возможность отработки практических навыков и углубленного понимания теоретических концепций, особенно у студентов по специальностям "Биология" и "Фармация". Возможно, они предпочитают более интер­активные и практические формы обучения, чем традиционные лекции. Несмотря на то что студенты требуют гибкости в образовательном процессе, позволяющей им сочетать преимущества онлайн-ресурсов и интерактивность очных занятий, более 60% респондентов выбрали традиционные формы обучения, такие как "посещение лекций и практических занятий", что свидетельствует о предпочтении структурированных форм преподавания и обучения в традиционном стиле. Небольшая часть респондентов (12,5%) предпочитает дистанционное обучение, акцентируя внимание на самостоятельном изучении материалов из учебников, предоставляемых на онлайн-платформах университета. Этот подход может быть выбран для тех, кто предпочитает более независимый и гибкий формат обучения. Среди ответов преподавателей можно отметить, что 29,4% респондентов предпочитают традиционные формы обучения, 17,7% - выбирают самостоятельное обучение и 52,9% - комбинированный формат обучения (сочетание различных онлайн- и офлайн-занятий).

При подготовке к учебным занятиям 43,8% респондентов затрачивают более 3 ч, что показывает уровень временных затрат, которые студенты и преподаватели готовы вложить в подготовку к практическим занятиям. Такой подход может свидетельствовать о стремлении к глубокому и основательному усвоению материала, что важно для успешного овладения практическими навыками. Следует отметить, что ответ "минимальное время, затрачиваемое на подготовку, <30 мин" выбрали всего 0,5% респондентов. Это указывает на то, что большинство респондентов отдает предпочтение более продолжительному и тщательному изучению материала перед практическими занятиями. Если рассмотреть показатель в среднем, то 27,6% респондентов тратят от 2 до 3 ч на подготовку к занятиям. Этот интервал времени считается средним и указывает на наличие группы студентов, предпочитающих баланс между интенсивной подготовкой и оптимизацией времени. Результаты исследования свидетельствуют о значительных временных затратах большинства респондентов на подготовку к практическим занятиям. Однако стоит отметить, что существует разнообразие подходов к обучению, и значительная доля респондентов стремится к среднему времени подготовки, что может свидетельствовать о поиске оптимального баланса между успеваемостью и эффективным использованием времени. В табл. 3 предоставлены данные по способам оценки и самооценки уровня знаний и умений для проверки достигнутых результатов обучения.

Анализ представленных результатов опроса демонстрирует многообразие взглядов и предпочтений среди участников в отношении методов оценки уровня достигнутых результатов обучения. С учетом того что более 1/3 (36,2%) респондентов выделяют "сдачу экзаменов" как предпочтительный способ оценки результатов обучения, можно заключить, что традиционные формы оценивания остаются актуальными и широко распространенными. Однако более интересно признание 29% респондентов, что истинный уровень их знаний и навыков выявляется именно в процессе профессиональной деятельности, особенно при выполнении рабочих задач. Это подчеркивает важность прак­тического применения знаний в реальной профессиональной среде и может отражать тренд к более прагматическим подходам в оценке компетенций. 16,4% респондентов предпочитают стратегию самооценки или рефлексии, что подчеркивает значимость внутренней оценки своих сильных и слабых сторон, способствующей более эффективному личностному и профессиональному развитию. Разнообразие подходов к оценке знаний, выявленное в этом исследовании, подчеркивает важность индивидуального подхода к формированию системы образования и профессионального развития, учитывая различные предпочтения и контексты, в которых применяются полученные знания.

Исследование стимула к изучению учебных материалов является ключевым аспектом анализа опроса респондентов. Этот вопрос направлен на выявление факторов, которые могут оказывать влияние на активность и эффективность образовательного процесса. Результаты анализа позволят глубже понять, что стимулирует студентов, какие аспекты учебной среды влияют на их мотивацию. Основным стимулом среди 47,6% респондентов послужили интерес к профессии и желание повысить уровень квалификации. Это может свидетельствовать о том, что студенты осознают важность своей профессиональной деятельности и стремятся быть в курсе последних тенденций и инноваций в своей области. Возможно, они видят образование как инструмент для достижения высоких стандартов в своей будущей профессиональной сфере. Второй стимул, связанный с личными целями и амбициями (21,1%), подчеркивает индивидуальный и мотивационный аспект обучения. Респонденты, вероятно, стремятся не только к профессиональному росту, но и к развитию своей личности, к достижению личных целей и удовлетворению собственных амбиций. Этот аспект мотивации может стимулировать более глубокое и осознанное изучение материалов. Около 15% респондентов выбрали "ценность индивидуальной дисциплины" как мотивационный фактор, что может указывать на потребность в глубоком и специализированном знании. Респонденты, выбирающие этот стимул, возможно, видят уникальные возможности в конкретных областях учебного материала и стремятся максимально овладеть знаниями для будущей успешной профессиональной деятельности. "Карьерные перспективы" как четвертый фактор мотивации выбрали 13,4% респондента. Студенты, уделяющие внимание этому аспекту, вероятно, ценят образование как средство для улучшения своих шансов на рынке труда. Это может включать в себя желание получить не только теоретические, но и практические навыки, необходимые для успешной карьеры. Таким образом, результаты исследования подчеркивают, что мотивация к изучению учебных материалов - это сложное и многогранное явление. Разнообразие факторов, влияющих на студентов, предоставляет образовательным учреждениям и преподавателям возможность адаптировать свои методы обучения, учитывая индивидуальные потребности и мотивации каждого студента.

Обсуждение

Результаты данного исследования предоставляют важную информацию о восприятии и уровне изучения дополнительных учебных материалов студентами и преподавателями. Исследование восприятия политики академической честности и уровня подготовленности к практическим занятиям среди студентов и преподавателей НАО МУК показало несколько ключевых аспектов, влияющих на учебный процесс и академическую политику. Важно отметить, что большинство участников выборки женщины, что может отражать специфику области, где женщины традиционно составляют значительную часть человеческих кадров, связанных с гуманностью. Уровень удовлетворенности собственными знаниями в области дополнительных учебных материалов оказался положительным. Однако стоит отметить, что преподаватели и студенты бакалавриата выразили более высокий уровень удовлетворенности, и это может быть связано с ограниченным объемом изучаемого материала. Уровень восприятия академической честности среди респондентов повышенный, что свидетельствует о высокой культуре справедливости, ответственности и порядочности. У респондентов имеются ограниченные знания по применению ИИ, и это является предметом к размышлению и разработки стратегии по этике применения ИИ в медицинском образовании. Результаты исследования отражают разнообразие потребностей и предпочтений студентов в области форм и методов обучения. Комбинированное обучение, обеспечивающее гибкость и разнообразие, занимает лидирующее положение. Однако важно учитывать, что различные группы респондентов предпочитают разные подходы, и поэтому институты образования должны стремиться к созданию разносторонних программ, удовлетворяющих различные предпочтения студентов.

Для оптимизации образовательного процесса рекомендуется дополнительно углубить анализ предпочтений студентов, провести опросы и обсуждения, чтобы более точно выявить факторы, влияющие на выбор определенных методов обучения, и принять меры для улучшения эффективности образовательных программ. Исследование временных затрат на подготовку к практическим навыкам при использовании дополнительной литературы представляет собой важный аспект в сфере образования и профессионального роста. В современном образовательном контексте студенты и профессионалы сталкиваются с широким спектром ресурсов, предназначенных для углубленного изучения материала. Однако, несмотря на доступность информации, вопрос эффективности использования времени для подготовки и влияния дополнительной литературы на приобретение практических навыков остается открытым. Интерес к изучению дополнительных учебных материалов был выявлен как доминирующий, что может указывать на его важность в практике образовательного процесса.

Мотивация для изучения дополнительных учебных материалов в большинстве случаев связана с "необходимостью для профессио­нальной деятельности" и подчеркивает практическую значимость знаний. Однако отсутствие студентов и преподавателей, отметивших "карьерные перспективы" как мотивацию, может указывать на недостаточную осведомленность о возможностях карьерного роста.

Важный вывод из результатов исследования - это необходимость обогащения учебных программ путем усиления практических аспектов обучения и обеспечения доступа к дополнительным образовательным материалам в сети. Это позволит студентам и преподавателям полнее и эффективнее осваивать дополнительные учебные материалы и поддерживать их актуальность в динамичной образовательной среде. В контексте обсуждения академической порядочности становится очевидным, что отсутствие академической честности в образовательном процессе не только оказывает влияние на репутацию и доверие к научным и образовательным учреждениям, но также затрагивает качество образования и инновационное развитие общества. Академическая честность становится фундаментом академической культуры, определяющим ценности и нормы в научном и образовательном сообществе.

В данном контексте результаты исследования, которые подчеркивают важность обогащения учебных программ и обеспечения доступа к дополнительным образовательным материалам, связаны с актуальной задачей формирования и развития академической честности. Это предполагает не только техническое совершенствование образовательных процессов, но и внедрение этических принципов, таких как честность, ответственность и уважение к интеллектуальной собственности.

Серьезные вызовы и угрозы, о которых говорится в контексте академической честности, такие как плагиат, фальсификация и другие формы нечестности, подчеркивают необходимость внедрения этических стандартов в образовании и воспитании студентов и преподавателей для поддержки идеи об эффективном обучении и воспитании академической честности на всех этапах образовательного процесса.

Таким образом, взаимосвязь между результатами исследования о восприятии и уровне изучения дополнительных учебных материалов и проблемой академической честности указывает на необходимость комплексного подхода к формированию этической основы в академической среде. Это важно не только для поддержания качества образования, но и для сохранения доверия к научным и образовательным институтам в современном обществе.

Выводы

Высокий уровень восприятия академической честности среди респондентов указывает на важность этических стандартов в образовательной среде. Это предполагает не только совершенствование учебных программ, но и внедрение принципов академической честности как фундаментальной части образовательного процесса для поддержания качества образования и повышения уровня доверия к образовательным учреждениям.

Основной мотивацией для изучения дополнительных учебных материалов при подготовке к практическим занятиям является их практическая значимость для профессиональной деятельности. Однако низкий интерес к обучению с целью карьерного роста указывает на необходимость повышения осведомленности о карьерных перспективах и связи с достигнутыми результатами обучения.

Существует необходимость включения элементов самооценки и рефлексии в образовательный процесс для содействия личностному и профессиональному развитию студентов и повышения значимости внутреннего осознания своих сильных и слабых сторон для поиска зоны роста.

Разнообразие предпочтений и мотиваций студентов подчеркивает необходимость адаптации методов обучения и оценки в образовательных учреждениях. Образовательные стратегии должны учитывать индивидуальные потребности студентов, а также интегрировать элементы практического применения знаний и возможности для само­оценки, чтобы обеспечить более эффективное обучение и развитие компетенций.

Ограниченные знания респондентов по применению ИИ и отсутствие информации на эту тему в образовательном процессе подчеркивают необходимость разработки и внедрения стратегии обучения этике и использованию ИИ в медицинском образовании.

Традиционные формы оценки достижения результатов обучения остаются значимыми в образовательном процессе как основной способ оценки уровня знаний и навыков и подчеркивают важность сохранения и совершенствования классических методов оценки для обеспечения объективности и справедливости в образовательной среде.

Основные стимулы для изучения учебных материалов - интерес к профессии и желание повысить квалификацию, личные цели и амбиции, ценность индивидуальной дисциплины и карьерные перспективы. Мотивация студентов является комплексным явлением, охватывающим профессиональные, личные и карьерные аспекты и требует гибкого подхода к разработке образовательных стратегий.

Литература

1.Ballantine J.A., Guo X., Larres P. Can future managers and business executives be influenced to behave more ethically in the workplace? The Impact of Approaches to Learning on Business Students’ Cheating Behavior // JBE (Journal of Business Ethics). 2018. Vol. 149, N 1. P. 245-258. DOI: https://doi.org/10.1007/s10551-016-3039-4

2.Harvey H.L., Parahoo S.K., Mumtaz S., Badran D., BaniHani K. Investigating individual and situational factors influencing academic integrity: an empirical study among medical students // Educ. Altern. 2020. Vol. 18, N 1. P. 30-44.

3.Teixeira A.A.C. Sanding the wheels of growth: cheating by economics and business students and "real world" corruption // J. Acad. Ethics. 2013. Vol. 11, N 4. P. 269-274. DOI: https://doi.org/10.1007/s10805-0139192-9

4.Baxter P.E., Boblin S.L. The moral development of baccalaureate nursing students: Understanding unethical behavior in classroom and clinical settings // J. Nurs. Educ. 2007. Vol. 46, N 1. P. 20-27. DOI: https://doi.org/10.3928/01484834-20070101-05

5.DuBois J.M., Anderson E.E., Chibnall J.T., Mozersky J., Walsh H.A. Serious ethical violations in medicine: a statistical and ethical analysis of 280 cases in the United States from 2008-2016 // Am.J. Bioethics. 2019. Vol. 19, N 1. P. 16-34. DOI: https://doi.org/10.1080/15265161.2018.1544305

6.Есина К.С. Опрос в социологическом исследовании // Теория и практика современной науки. 2016. № 3 (9). С. 147-150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opros-v-sotsiologicheskom-issledovanii

7.Holden O.L., Norris M.E., Kuhlmeier V.A. Academic integrity in online assessment: a research review // Front. Educ. 2021. Vol. 6. Article ID e639814. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2021.639814

8.Biggs J., Tang C. Teaching for Quality Learning at University. McGraw-Hill Education (UK), 2011.

9.Mehta N.B., Hull A.L., Young, J.B., Stoller J.K. Just imagine: new paradigms for medical education // Acad. Med. 2013. Vol. 88, N 10. P. 1418-1423. DOI: https://doi.org/10.1097/ACM.0b013e3182a36a07

10. Chickering A.W., Gamson Z.F. Seven principles for good practice in undergraduate education // AAHE Bull. 1987. Vol. 39, N 7. P. 3-7.

11. Vygotsky L.S. Mind in society: the development of higher psychological processes. Harvard University Press, 1978.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»