Завершающие разделы пособия - тестовые задания и ситуационные задачи (рис. 4, 5). В данном разделе студенты могут провести самостоятельную проверку своих знаний по теме "Термометрия".
&hide_Cookie=yes)
С целью оценки эффективности данного учебного мультимедийного пособия было проведено одномоментное экспериментальное исследование, в ходе которого студентам III курса Института клинической медицины в процессе освоения темы "Термометрия" дисциплины "Пропедевтика внутренних болезней" было предложено в дополнение к основным источникам литературы, имеющимся в библиотеке вуза, использовать разработанное нами пособие.
Критерии включения в исследование: студенты III курса Института клинической медицины ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России.
Критерии невключения: студенты других курсов, а также студенты других институтов.
В итоге в исследование были включены 215 студентов, которых мы разделили на две группы.
1-я группа (экспериментальная) представлена 111 студентами, которым наряду с традиционным обучением с использованием методических материалов, имеющихся в библиотеке университета, предлагалось на клиническом практическом занятии использовать мультимедийное пособие по термометрии в течение 30 мин под контролем преподавателя.
2-я группа (группа сравнения) представлена 104 студентами, которые обучались по традиционной методике с использованием методических материалов, имеющихся в библиотеке университета.
Статистически значимых различий по возрасту и полу среди студентов обеих групп не выявлено.
В конце занятия студентам обеих групп предлагалось пройти электронное тестирование по теме "Термометрия". Тестовое задание включало 15 вопросов со случайным порядком вопросов для каждого студента. Для решения теста отводилось 15 мин (по 1 мин на каждый вопрос).
Статистическую обработку полученных результатов проводили в программе MedCalc (версия 20.104). Ввиду неподчинения данных в одной из групп закону нормального распределения использовались методы непараметрической статистики. Количественные показатели представлены в виде медианы (25-75 процентилей). Качественные показатели представлялись в виде абсолютного числа (в процентах). При сравнении двух групп по количественным показателям использовался критерий Манна-Уитни, по качественным показателям - четырехпольные таблицы (2×2) с использованием критерия χ2.
Для расчета размера выборки применяли программу MedCalc (версия 20.104). Использовали метод сравнения средних значений. В качестве ошибки первого рода (альфа) принималось значение 0,05; ошибки второго рода (бета) - значение 0,0005 при мощности исследования 99,95%. Ожидаемое различие средних значений между группами принималось равным 2, стандартное отклонение в 1-й и 2-й группах - 2,5. Соотношение между 1-й и 2-й группами принималось 1:1. В итоге для достижения ожидаемых различий между группами при вышеуказанной мощности исследования необходимо набрать как минимум по 88 человек в каждой группе (общее количество - 176 человек).
С целью сбора и анализа обратной связи, изучения мнения целевой аудитории по завершении тестирования был проведен опрос студентов о качестве, пользе и эффективности использованного мультимедийного пособия как дидактического средства обучения. Анкетирование носило анонимный характер, что повышает объективность и достоверность ответов студентов. Вопросы, использованные для анализа обратной связи, представлены в табл. 1.
&hide_Cookie=yes)
Результаты и обсуждение
При оценке количества правильных ответов в группах было выявлено, что в экспериментальной группе медиана правильных ответов составила 13 (11; 13,75), а в группе сравнения - 11 (9; 12) при значении p<0,0001. Графическое изображение полученных результатов представлено на рис. 6. Таким образом, студенты 1-й группы показали на 15,4% больше правильных ответов по сравнению со студентами 2-й группы.
&hide_Cookie=yes)
На основании результатов проведенного статистического анализа оценки учебной деятельности студентов можно утверждать, что в экспериментальной группе результаты освоения дисциплины выше, чем в группе сравнения.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать заключение, что модель обучения с использованием мультимедийных дидактических средств позволяет получить планируемый результат: повышение уровня успеваемости и качества обучения.
Полученные результаты исследования свидетельствуют об эффективности применения мультимедийного пособия при освоении учебной дисциплины "Пропедевтика внутренних болезней": достигаются должный эмоциональный уровень, качество интерактивности, гибкости и интеграции различных типов информации, обеспечивается многозадачность, экономится время.
Данные анкетирования студентов, проведенного по итогам применения разработанного нами мультимедийного пособия в процессе обучения, мониторинга и контроля знаний по дисциплине "Пропедевтика внутренних болезней" позволяют сделать вывод, что подавляющее число опрошенных студентов детерминируют мультимедийное пособие как качественное, полезное и эффективное дидактическое средство обучения.
Ответы респондентов дают основания полагать, что данное средство обучения будет востребовано у студентов медицинских вузов, так как применение его обеспечивает лучшее восприятие учебного материала, способствует совершенствованию навыков, позволяет лучше запомнить и закрепить материал, предоставляет возможность архивации материала для дальнейшего изучения, повышает качество обучения.
Результаты анкетирования представлены в табл. 2. Всего в опросе приняли участие 94 студента III курса Института клинической медицины, из них 21 мужчина и 73 женщины.
&hide_Cookie=yes)
Важнейшие отличия настоящего мультимедийного учебного пособия состоят в том, что оно может быть использовано многократно на протяжении всего обучения в вузе для закрепления у студентов представлений о термометрии как о методе исследования пациента, а после окончания университета - и на постдипломном этапе, а также сопровождать врача на протяжении профессиональной деятельности, если возникнет необходимость актуализировать свои знания по данной теме. Следует отметить, что важной характеристикой представленного мультимедийного пособия является высокое качество воспроизведения всех составляющих ее данных, возможность максимального, одновременного и выразительного визуального и аудиовоздействия с целью освоения техники термометрии и понимания ее теоретических основ. Высокая валидность разработанного нами мультимедийного пособия, доказанная в результате приведенного эксперимента, демонстрирует необходимость внедрения подобных решений в учебный процесс. Контент данного мультимедийного пособия соответствует учебным программам, разработанным согласно требованиям ФГОС, однако, как подчеркивалось ранее, подача материала характеризуется воздействием на аудио- и визуальную память обучающегося, что позволяет повысить качество обучения. Интерактивные тестовые задания и ситуационные задачи, а впоследствии интеграция кейсовых заданий с моделированием реальных ситуаций и использование очков дополненной реальности внесут элементы геймификации в обучение студентов, что сделает учебный процесс увлекательнее и повысит интерес обучающихся к освоению учебного материала.
Применение предложенного нами дидактического средства обучения способствует повышению активности учебной деятельности по имитационному моделированию изучаемых явлений, облегчает непосредственное и косвенное познание методики термометрии и дифференциальной диагностики, способствует формированию системного клинического мышления и в конечном итоге достижению образовательной цели - повышению эффективности и результативности профессиональной подготовки будущего специалиста.
К настоящему времени авторами осуществлен перевод данного пособия на английский язык, оно представлено в виде отдельной программы "Thermometry", на которую получено свидетельство о государственной регистрации № RU 2024661079 от 15.05.2024 (авторы А.О. Рубаненко, В.А. Дьячков, А.И. Мирошниченко, А.А. Гаранин). В целях дальнейшей разработки темы планируется проведение исследования по эффективности мультимедийных пособий среди иностранных студентов, обучающихся на английском языке.
Современная медицина как система теоретических и практических знаний и процесс медицинского познания тесно связаны с другими науками: естественными и гуманитарными, предполагают исследование объекта и субъекта медицинского познания на основе системного подхода с учетом биологического, социального, психологического состояния, а также экзогенных и эндогенных факторов, составляют диагностическую компетентность врача.
Совершенствование системы обучения будущих врачей, эффективность использования кадрового потенциала, подготовка высокообразованного, конкурентоспособного медицинского специалиста являются важными задачами, особенно в условиях кадрового дефицита в системе здравоохранения.
Медицинское образование конкурентоспособного врача предполагает наличие современного клинического мышления, высокую степень овладения навыками и техникой манипуляций, непосредственно связанных с обследованием и лечением больного, способности к систематизации медицинских знаний и практическому их применению.
Цифровизация медицинского образования, подразумевающая процесс интеграции различных информационных и коммуникационных технологий во все сферы образовательной деятельности, формирования цифровых компетенций медицинских работников, направлена, прежде всего, на модернизацию и развитие образования, технологизацию и автоматизацию операционного процесса, алгоритмов и протоколов лечения, на реализацию прав пациентов на получение высококачественной медицинской помощи.
Динамично и стремительно развивающаяся цифровая образовательная среда как необходимое условие развития современного медицинского образования предполагает развитие цифровых технологий, оптимальное применение которых достигается посредством внедрения цифровых инструментов, например мультимедийных пособий, в которых учебная информация сконцентрирована в доступной, удобной и познавательной форме.
Заключение
Использование мультимедийного пособия "Термометрия", разработанного в ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, продемонстрировало высокую эффективность обучения при освоении студентами III курса дисциплины "Пропедевтика внутренних болезней".
Авторы полагают, что внедрение данного пособия в образовательный процесс может повысить эффективность усвоения материала, что позволит улучшить формирование профессиональных и личностных компетенций студентов, способствовать развитию современного клинического мышления для актуализации важнейшей составляющей объективного обследования пациента - термометрии, целенаправленного полноценного обследования пациента, проведения диагностического поиска, интерпретации полученных данных, постановки верного диагноза, его дифференциации и назначения оптимального лечения.
Авторы надеются, что данное пособие будет востребовано студентами на протяжении всего процесса обучения в медицинском вузе при изучении клинических дисциплин, в курсе которых рассматриваются вопросы термометрии, а также окажется полезным для обучающихся по программам ординатуры по клиническим специальностям.
Литература
1.Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Цифровая дидактика: особенности организации обучения в образовательной организации // Человеческий капитал. 2021. № 12 (156). С. 15-22. DOI: https://doi.org/10.25629/HC.2021.12.36
2.Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян А.С. Цифровизация в образовании // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-1 (74). С. 112-115. DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2021-4-1-112-115
3.Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал "HomoCyberus". 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 20.06.2024).
4.Воротникова Е.И. Мультимедийные технологии и видеоуроки // Молодой исследователь Дона. 2020. № 3 (24). С. 144-152. EDN: JCGKKO.
5.Сипливая Л.Е., Кукурека А.В., Сипливый Г.В., Тарасова О.В. Применение мультимедийных средств в педагогической деятельности медицинского вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1 (43), ч. 4. С. 43-45. DOI: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.43.030
6.Средства обучения в педагогике // Электронный журнал методики и технологии обучения - Педагогика. 2018. URL: http://paidagogos.com/?p=4555 (дата обращения: 20.06.2024).
7.Иванчук О.В., Плащевая Е.В. Цифровизация медицинского образования: новые вызовы и границы применимости // ЦИТИСЭ. 2022. № 1 (31). С. 121-131. DOI: https://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.10
8.Ивченко Е.Н. Роль и место средств обучения в учебном процессе // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 759-760. URL: https://moluch.ru/archive/87/16608/ (дата обращения: 20.06.2024).
9.Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. Москва : ИД Высшей школы экономики, 2019. 343 с. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5
10. Сазонов С.В., Арутюнян Е.В. Электронные образовательные ресурсы в обучении и закреплении практических навыков и умений при изучении гистологии в медицинском вузе // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2016. Вып. 3. С. 10-15. EDN: RMSSTQ.
11. Тихонова Л.М. Из опыта применения мультимедийных технологий в курсе латинского языка и основ медицинской терминологии // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2013. № 4 (2). С. 333-335.
12. Ляшенко Т.В. Мультимедийные образовательные технологии: сущность и типология // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1 (33). С. 150-157. EDN: MUWUUF.
13. Петрищев И.О. Цифровая педагогика как фактор повышения качества образовательных услуг в РФ // Мир науки, культуры и образования. 2019. № 6 (79). С. 339-341. DOI: https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-10147
14. Джаджа В.П. Мультимедийные технологии обучения : учебное пособие. Самара : СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2013. 98 с. EDN: XSAWXJ.
15. Киндря Н.А. Использование мультимедийных средств в обучении студентов английскому языку в неязыковом вузе // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 6А. Ч. II. С. 701-708. DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2022.20.69.022
16. Гузуева Э.Р. Мультимедийные технологии и их педагогические возможности // Приднепровский научный вестник. 2019. Т. 4, № 2. С. 69-72. EDN: NBGNOF.
17. Wanjiku G.W., Bell G., Wachira B. Assessing a novel point-of-care ultrasound training program for rural health care providers in Kenya // BMC Health Serv. Res. 2018. Vol. 18, N 1. P. 607. DOI: https://doi.org/10.1186/s12913-018-3196-5
18. Turina M. Multimedia manual of cardiothoracic surgery: the internet-based educational tool // Eur. J. Cardiothorac. Surg. 2008. Vol. 33, N 1. P. 1-3. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ejcts.2007.10.001
19. Welch M.C., Yu J., Larkin M.B., Graves E.K., Mears D. A multimedia educational module for teaching early medical neuroanatomy // MedEdPORTAL. 2020. Vol. 16. Article ID 10885. DOI: https://doi.org/10.15766/mep_2374-8265.10885
20. Schäfer C., Mittelmeier W., Osmanski-Zenk K., Ellenrieder M. Medizin produkteschu lungen in der Endoprothetik: Nationale Praxis und Qualitätsansprüche [Medical device training in arthroplasty: National practice and quality standards] // Orthopade. 2020. Vol. 49, N 12. P. 1072-1076. DOI: https://doi.org/10.1007/s00132-020-04024-1 (in German)
21. Glenn I.C., Abdulhai S., Lamoshi A., Ponsky T.A. New multimedia advances in surgical information // Minerva Pediatr. 2018. Vol. 70, N 3. P. 315-320. DOI: https://doi.org/10.23736/S 0026-4946.18.05129-0
22. Linet M.S., Applegate K.E., McCollough C.H., Bailey J.E., Bright C. et al. A multimedia strategy to integrate introductory broad-based radiation science education in us medical schools // J. Am. Coll. Radiol. 2023. Vol. 20, N 2. P. 251-264. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jacr.2022.08.010
23. Green N.H., Walter M., Anderton B.N. The explorer’s guide to biology: a free multimedia educational resource to promote deep learning and understanding of the scientific process // J. Microbiol. Biol. Educ. 2022. Vol. 23, N 1. Article ID e00257-21. DOI: https://doi.org/10.1128/jmbe.00257-21
24. Ward H., Card S.E., Chipperfield D., Sheppard S.M., Bulk F., Giesbrecht W. Interprofessional skills learning guide: a multimedia e-book for small-group or individual learning // MedEdPORTAL. 2016. Vol. 12. Article ID 10425. DOI: https://doi.org/10.15766/mep_2374-8265.10425
25. Bland T., Guo M., Dousay T.A. Multimedia design for learner interest and achievement: a visual guide to pharmacology // BMC Med. Educ. 2024. Vol. 24, N 1. P. 113. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-024-05077-y
26. Davidson B., Alotaibi N.M., Hendricks B.K., Cohen-Gadol A.A. Popularity of online multimedia educational resources in neurosurgery: insights from the neurosurgical atlas project // J. Surg. Educ. 2018. Vol. 75, N 6. P. 1615-1623. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsurg.2018.05.001
27. Sinclair P., Kable A., Levett-Jones T. The effectiveness of internet-based e-learning on clinician behavior and patient outcomes: a systematic review protocol // JBI Database System Rev. Implement. Rep. 2015. Vol. 13, N 1. P. 52-64. DOI: https://doi.org/10.11124/jbisrir-2015-1919
28. Cook D.A., Dupras D.M. A practical guide to developing effective web-based learning // J. Gen. Intern. Med. 2004. Vol. 19, N 6. P. 698-707. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1525-1497.2004.30029.x
29. Culbert M.M., Brisson R.J., Oladeru O.T. The landscape of digital resources in radiation oncology // Tech. Innov. Patient Support Radiat. Oncol. 2022. Vol. 24. P. 19-24. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tipsro.2022.08.006
30. Gordon M., Sinopoulou V., Ibrahim U., Abdulshafea M., Bracewell K., Akobeng A.K. Patient education interventions for the management of inflammatory bowel disease // Cochrane Database Syst. Rev. 2023. Vol. 5, N 5. CD 013854. DOI: https://doi.org/10.1002/14651858.CD 013854.pub2
31. Ferguson M., Maidment D., Henshaw H., Heffernan E. Evidence-based interventions for adult aural rehabilitation: that was then, this is now // Semin. Hear. 2019. Vol. 40, N 1. P. 68-84. DOI: https://doi.org/10.1055/s-0038-1676784
32. Axelsson C.G.S., Healy M.G., Ramani S., Wolbrink T., Armstrong E., Phitayakorn R. Virtual training for small group facilitators // Clin. Teach. 2024. Vol. 21, N 4. Article ID e13731. DOI: https://doi.org/10.1111/tct.13731
33. Yeh M.L., Chen H.H., Liu P.H. Effects of multimedia with printed nursing guide in education on self-efficacy and functional activity and hospitalization in patients with hip replacement // Patient Educ. Couns. 2005. Vol. 57, N 2. P. 217-224. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pec.2004.06.003
34. GámezDíaz R., Yu Q., Ding Y., Laamarti F., ElSaddik A. Digital twin coaching for physical activities: a survey // Sensors (Basel). 2020. Vol. 20, N 20. P. 5936. DOI: https://doi.org/10.3390/s20205936
35. Eckardt J.N., Bornhäuser M., Wendt K., Middeke J.M. Semi-supervised learning in cancer diagnostics // Front. Oncol. 2022. Vol. 12. Article ID 960984. DOI: https://doi.org/10.3389/fonc.2022.960984
36. Lau K.H. Computer-based teaching module design: principles derived from learning theories // Med. Educ. 2014. Vol. 48, N 3. P. 247-254. DOI: https://doi.org/10.1111/medu.12357