КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ "ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ"
РезюмеВ статье представлены анализ и результаты обучения дисциплине "Здоровый образ жизни" студентов I курса специалитета Высшей школы медицины БФУ им. И. Канта по специальности "Лечебное дело" с учетом их самостоятельной работы и применения методики групповой дискуссии и основ проектной деятельности. В результате такого обучения студенты получили навыки аналитической, проектной, санитарно-профилактической деятельности, умения коммуницировать, работать в команде, отстаивать свою точку зрения, критически мыслить, а также правильно относиться к своему здоровью и образу жизни. С учетом применения современной парадигмы компетентностно-ориентированного направления в статье дается анализ возможностей курса "Здоровый образ жизни".
Ключевые слова:компетенции; интерактивные технологии; STEAM-подход; командная работа; здоровый образ жизни
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Русина Е.В., Перепелица С.А. Компетентностно-ориентированный подход к преподаванию дисциплины "Здоровый образ жизни" // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 2. С. 51-62. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-2-51-62
Перед отечественной высшей медицинской школой с учетом компетентностного подхода в системе профессионального образования стоят задачи подготовки специалистов с достаточным уровнем универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [1, 2]. Именно они являются результатом освоения образовательных программ, и овладение ими рассматривается как основная цель обучения [3].
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования специалитета по специальности 31.05.01 "Лечебное дело" [4] и профессионального стандарта врача-терапевта [5] показывает, что современный врач, помимо диагностической и лечебной работы, должен уметь проводить профилактическую работу, направленную на сохранение здоровья и формирование у населения здорового образа жизни, поэтому на I курсе при изучении дисциплины "Здоровый образ жизни" делается акцент на формирование общепрофессиональной компетенции "Способен проводить и осуществлять контроль эффективности мероприятий по профилактике, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения".
Для успешного преподавания дисциплины ведется поиск эффективных образовательных технологий, а также форм взаимодействия со студентами, позволяющих реализовать формирование установленных стандартами компетенций. Целесообразным является применение SТЕАМ-подхода, а именно принципов междисциплинарности, интегративности, практико-ориентирован-ности, коммуникации, креативности, критического мышления, проектности и проективности.
В настоящее время педагогическим инструментом, обеспечивающим высокий уровень подготовки студентов, становится имитационное и симуляционное обучение [6-8]. Эффективной стратегией, специально разработанной для формирования индивидуальных возможностей, поиска креативных решений и межличностного взаимодействия в процессе обучения, является ролевая игра [9, 10]. Развитию таких навыков, как поиск необходимой информации, представление концепций, обсуждение и обмен идеями, способствуют компьютерные технологии, которые приводят к развитию креативного и творческого мышления [11].
Внедрение инновационных методов и форм обучения предъявляет более высокие требования к профессиональным и личностным навыкам педагогических работников. От компетентности преподавателя, умения заинтересовать, увлечь студентов, качественно и эффективно использовать активные и интерактивные методы, направленные на деятельное участие студентов в учебном процессе, зависят эффективность проводимых занятий, качество подготовки будущих специалистов [12, 13].
Современные педагогические инструменты, включающие элементы SТЕАМ-подхода, способствуют развитию практик преподавания и новых моделей обучения, формированию у студентов творческого подхода к решению профессиональных задач, сотрудничеству и коммуникации. К примеру, сейчас активно персонализируются образовательные программы. Для обязательного посещения оставляют всего несколько дисциплин, все остальное студенты выбирают сами. Индивидуальный план обучения позволяет раскрывать потенциал каждого студента и получать подготовку, соответствующую запросам будущих работодателей [14].
Дисциплина "Здоровый образ жизни" изучается в I семестре, когда студенты только знакомятся с медицинской терминологией и азами фундаментальных наук. Темы, которые обсуждаются на занятиях "Здоровый образ жизни", перекликаются с программами изучаемых на I курсе дисциплин, таких как анатомия, латинский язык, философия, биоэтика, биология, а также будут конкретизироваться в дальнейшем при изучении дисциплин "Гигиена", "Уход за больным", "Основы сестринского дела", "Акушерство и гинекология", "Педиатрия", "Иммунология", "Фармакология", "Клиническая фармакология", "Офтальмология", "Инфекционные болезни", "Кардиология" и др. При изучении дисциплины "Здоровый образ жизни" студент должен научиться понимать взаимосвязь и важность взаимосвязи перечисленных дисциплин с основами (культурой) здорового образа жизни.
Занятия по дисциплине "Здоровый образ жизни" являются не только одним из первых шагов на пути к профессионализму будущих врачей, но и шагом к получению знаний и освоению навыков и умений, соответствующих заявленной компетенции "Способен проводить и осуществлять контроль эффективности мероприятий по профилактике, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения".
Цель и задача - провести анализ и оценить результат используемой технологии обучения дисциплине "Здоровый образ жизни" с учетом компетентностно-ориентированного подхода к обучению студентов медицинского вуза.
Материал и методы
В исследование включены 188 студентов I курса специалитета по специальности "Лечебное дело", изучавших дисциплину "Здоровый образ жизни". Все обучающиеся разделены на 12 групп.
Для реализации компетентностного подхода в учебном процессе использовали активные и интерактивные формы проведения занятий. Структура семинарского занятия: беседа-дискуссия на заданную тему с опорой на презентацию, содержание которой включало основные тезисы заявленной темы, их объяснение и иллюстрирующие примеры с вопросами, обсуждением, спорами и активным взаимодействием преподавателя со студентами.
Самостоятельная работа заключалась в подготовке презентации или интеллект-карты по рассматриваемой теме, а также в разработке интерактивной викторины. Основные темы, обсуждаемые на занятиях: учение о здоровье, здоровое питание, режим труда и отдыха, двигательная активность, вредные и полезные привычки, влияние на здоровье окружающей среды и психоэмоционального состояния и т. д. В работе над презентациями участвовали все студенты группы, распределение ролей делали самостоятельно.
В процессе обучения проводились непрерывная и итоговая оценка уровня теоретических знаний и результативность командной работы студентов. Для оценки эффективности выполнения задания и подведения итогов работы всей группы с целью уточнения ошибок, недочетов и удачных решений проводили детальный разбор выполненного задания, дебрифинг.
Разработаны критерии оценки презентаций и интеллект-карт по уровням формирования навыка (табл. 1).
Окончательный контроль освоения дисциплины проведен по результатам представления выполненных студентами проектов по тематике здорового образа жизни. Для исполнения проекта студенты были ознакомлены с методическими рекомендациями по подготовке проекта, правилами оформления библиографического списка [15, 16]. Каждой группе была предложена определенная тема проекта.
Этапы выполнения проекта: изучение источников литературы с целью подтверждения актуальности темы, выдвигаемых гипотез, проведение опроса и анкетирования среди студентов.
Разработаны критерии оценки работы с проектами, в которых оценивались такие показатели, как раскрытие темы, наглядность и информативность представленного материала, качество оформления работы и полнота ответа на задаваемые вопросы (табл. 2).
Результаты и обсуждение
Инновационной технологией обучения стала интеллект-карта, которая позволяет формировать навыки поиска и анализа информации, представить ее в графическом варианте и объяснить представленный материал. На рис. 1 изображена интеллект-карта "Как сформировать полезные привычки", а на рис. 2 - личное отношение студента к предмету "Валеология".
При оценивании уровня сформированности навыка создания презентаций и интеллект-карт получены следующие результаты (рис. 3). В 2 (16,7%) группах сформирован повышенный уровень, в 6 группах (50%) - базовый и пороговый в 4 (33,3%) группах.
Современные требования таковы, что будущий врач должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения профессиональных задач. Чтобы процесс обучения был не только полезным, но и увлекательным, занятия дополнялись игровыми методами в виде интерактивной викторины (эдьютейнмент). При разработке викторины студентам нужно было проявить креативность и творчество, представить некоторый материал с элементами юмора, оригинально оформить работу с использованием голосовых комментариев. Подготовленный материал заслушивали и обсуждали на занятии. Викторины в игровой форме формировали позитивный настрой и вызывали живой интерес, даже азарт. Срезы в игровом формате после каждой рассмотренной темы помогали студентам перезагрузиться, а преподавателю понять, как усвоилась представленная информация. Заострялось внимание на ключевых вопросах, повторялся только что озвученный материал, что способствовало лучшему его усвоению. Выявлялись слабые места и вопросы, над которыми следует поработать. Студенты совместно (выступающие и слушатели) рассуждали в случаях, когда ответы на вопросы викторины оказывались неоднозначными, активно вступали в обсуждение спорных вопросов, приводили примеры из своего личного опыта, проявляли не только заинтересованность, но и неравнодушие.
Такой формат занятий по дисциплине "Здоровый образ жизни" позволил выявить наличие творческих способностей у студентов, активировал их познавательную активность, сформировал умение критически осмысливать научную и учебную информацию, коммуницировать, отстаивать свое мнение. Ребята учились говорить перед аудиторией, непринужденно себя вести, работать командой. К окончанию курса у них сформировались навыки публичной речи. Они освоили новую для себя терминологию и стали грамотно ею пользоваться. Выявились лидеры.
Контроль освоения дисциплины был проведен по результатам представления выполненных студентами проектов по тематике здорового образа жизни. Оценивалась результативность работы групп по каждому из критериев (рис. 4).
На курсе лучший результат получен по критерию "Раскрытие проблемы", при детальной оценке полученных данных установлено, что оценка варьирует от 3 до 5 баллов, т.е. не все группы смогли выполнить поставленную задачу. Так, 8 (66,7%) групп получили оценку "отлично", по 2 (33,3%) группы - "хорошо" и "удовлетворительно". В целом студенты научились отвечать на поставленные вопросы по теме "Здоровый образ жизни", 7 (58,3%) групп получили оценку "отлично", 3 (25%) группы - "хорошо" и 2 (16,7%) - "удовлетворительно". За оформление работы 6 (50%) групп получили оценку "отлично", 2 (16,7%) группы - "хорошо" и 4 (33,3%) - "удовлетворительно". Самый низкий балл получен за критерий "Представление информации". Всего 3 (25%) группы получили оценку "отлично", 6 (50%) групп - "хорошо" и 2 (16,7%) - "удовлетворительно".
При оценивании проектных работ с учетом всех показателей получены следующие уровни сформированности навыков: повышенный уровень - 2 (16,7%) группы, базовый - 8 (66,6%) групп и пороговый уровень - 2 (16,7%) группы.
В целом достигнута поставленная образовательная цель, уровень теоретических знаний, навыков их преставления достаточно высокий. Всего 2 (16,7%) группы получили оценку около 3 баллов, в остальных достигнуты высокие результаты обучения (рис. 5).
Поскольку диагностика и контроль знаний и умений студентов являются важным элементом процесса обучения, естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание преподавателей. Это одно из основных условий повышения качества обучения. Контроль определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой. Он определяет, достиг или не достиг студент требуемого уровня знаний, способствует соответствующей корректировке учебной деятельности.
В результате проведенной оценки можно констатировать, что к окончанию курса "Здоровый образ жизни" студенты получили знания о формах и методах обучения пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, профилактике заболеваний. Попробовали применить такие приемы и формы, как методические рекомендации, презентации, викторины для распространения знаний о здоровом образе жизни и формирования элементов здорового образа жизни. Разработаны и публично представлены основные профилактические мероприятия, направленные на повышение уровня здоровья и предотвращение заболеваний студентов. Все перечисленное соответствует запланированным результатам освоения образовательной программы и обучения дисциплине в соответствии с рабочей программой дисциплины. Практическое применение полученных знаний будет оценено при проведении производственной практики по окончании I курса.
При изучении дисциплины "Здоровый образ жизни" для поддержания заинтересованности и мотивации в обучении ставились проблемные вопросы, которые могли заинтересовать каждого. Поставленные вопросы периодически вызывали у студентов затруднение, когда они не могли найти объяснения какому-либо факту. Такая ситуация стимулировала их потребность в поиске новой информации и способов решений. При использовании интерактивного метода обучения каждый студент становился не только участником совместного исследования, обсуждения и решения проблемы, но и участником командной игры, анализа конкретной ситуации, групповой дискуссии или мозгового штурма.
За время изучения курса "Здоровый образ жизни" обучающиеся познакомились с большим объемом информации о здоровом образе жизни, которую им пришлось критически проанализировать, переосмыслить, обобщить и оценить. Это расширило их кругозор, помогло в работе над проектами для подтверждения выдвинутых гипотез, при подготовке викторин, в организации рефлексии и оценке собственной деятельности по освоению составляющих здорового образа жизни, а также способствовало формированию заявленной компетенции "Способен проводить и осуществлять контроль эффективности мероприятий по профилактике, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения".
Как следует из многочисленных публикаций, при соблюдении компетентностного подхода повышается качество подготовки медицинских кадров, способных решать сложнейшие вопросы сохранения здоровья населения, что стимулирует их к участию в грантовых программах и программах обмена, обеспечивает более полное освоение учебной программы, преемственность знаний и непрерывность профессиональной подготовки, рациональное сочетание аудиторной и самостоятельной работы, создание условий для творческой деятельности студентов [6, 17]. Развитие интерактивных технологий и их применение в образовательном процессе содержат огромный потенциал для формирования нового выпускника медицинского университета высокого профессионального уровня [11]. На первый план при обучении выходит формирование компетенций, которые впоследствии позволят будущему специалисту занять активную жизненную позицию, самому определить образовательную траекторию и карьерный рост, понимать других людей и сотрудничать с ними [1, 18]. Степень освоения компетенции стала критерием, на основании которого произведена оценка эффективности обучения.
Заключение
Рассмотрена и подтверждена эффективность использования приема компетентностно-ориентированного обучения дисциплине "Здоровый образ жизни". Поставленная образовательная цель достигнута, более чем у 80% студентов сформированы утвержденные рабочей программой дисциплины навыки повышенного и базового уровня, которые станут основой для их дальнейшего роста и развития.
Литература
1. Андриенко А.С. Компетентностно-ориентированный подход в системе высшего образования: история, современное состояние и перспективы развития: монография. Чебоксары: Среда, 2018. 92 с. ISBN 978-5-6042304-3-5. DOI: https://www.doi.org/10.31483/r-22120
2. Рудинский И.Д., Давыдова Н.А., Петров С.В. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход / под ред. И.Д. Рудинского. Москва : Горячая линия телеком, 2019. 240 с. ISBN 978-5-9912-0692-1.
3. Пономарева Е.Ю., Ребров А.П. Реализация образовательных технологий в процессе преподавания госпитальной терапии // Южно-Российский журнал терапевтической практики. 2022. № 3 (3). С. 116-120. DOI: https://doi.org/10.21886/2712-8156-2022-3-3-116-120
4. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12.08.2020 № 988 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело" (Зарегистрирован 26.08.2020 № 59493) URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008270013 (дата обращения: 25.01.2024).
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 293н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (ред. от 21.03.2017). Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2017, № 0001201704070040; URL: https://docs.cntd.ru/document/420395834 (дата обращения: 25.01.2024).
6. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Роль практико-ориентированной организации образовательного процесса студентов-медиков в развитии клинического мышления и предотвращении профессиональных ошибок в будущей врачебной деятельности // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 6А. С. 404-416. DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2023.50.21.046
7. Полянская Н.А., Гетман Н.А., Павлинова Е.Б., Котенко Е.Н., Савченко О.А. Симуляционное обучение как фактор формирования клинических навыков // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 3. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31204
8. Щастный А.Т., Редненко В.В., Коневалова Н.Ю. Симуляционные тренинги в медицине : пособие. Витебск: ВГМУ, 2022. 173 c. ISBN 978-985-580-139-0.
9. Перепелица С.А. Ролевая игра - инструмент формирования навыка командной работы при неотложных состояниях // Виртуальные технологии в медицине. 2020. № 2 (24). C. 26-29. DOI: https://doi.org/10.46594/2687-0037_2020_2_717
10. Русина Е.В., Перепелица С.А. Инновационные технологии в обучении студентов-медиков дисциплине "Офтальмология" // Виртуальные технологии в медицине. 2023. № 3 (37). C. 290-292. DOI: https://doi.org/10.46594/2687-0037_2023_3_1747
11. Мальцева А.Н. Современные методы в учебном процессе медицинского вуза. // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4. С. 94. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29040
12. Зорина Е.В., Мудрова Л.А. Новый подход к взаимодействию преподавателя и студентов в образовательном процессе медицинского вуза через паттерны // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 8-14. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-8-14
13. Харден Р.М., Лейдлоу Д.М. Ключевые навыки медицинского преподавателя. Введение в преподавание и изучение медицины. 2-е изд. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. 376 с. ISBN 978-5-9704-5958-4.
14. Артюхина А.И., Брель А.К., Великанова О.Ф., Чумаков В.И., Мараховская А.Д. Педагогическое взаимодействие на основе технологии персонализированного обучения на занятиях в медицинском вузе // Материалы III международной научно-практической конференции. Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы. Саратов : СГМУ им. В.И. Разумовского, 2021. С. 28-41.
15. Панова Л.В. Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта: справочное пособие. Челябинск : ПОУ "УРК", 2020. 29 с.
16. Хорькова Л.В., Панова И.Н. Пособие для студентов по написанию индивидуального проекта. Боровичи : ОГА ПОУ "БПК", 2020. 111 с. URL: https://oaouspobpk.ru/images/documents/studentam/posobie_individ_project.pdf
17. Подгрушная Т.С. Практико-ориентированный подход к преподаванию микробиологии в медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 107-114. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-107-114
18. Агранович Н.В., Рубанова Н.А., Кнышова С.А., Анопченко А.С. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения. Пути решения и практический опыт // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2 (34). С. 77-88. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2019-12004